Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE FORMATION OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE AS A RESOURCE FOR PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNG ATHLETES

Kulikov N.M. 1 Zharova T.Yu. 1 Shushkova L.K. 1
1 Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University
Статья посвящена исследованию уровня сформированности эмоционально-волевой сферы школьников. На основе анализа различных теоретических подходов к изучению эмоциональной и волевой составляющей личности, а именно такого аспекта, как преодоление отрицательных эмоциональных состояний при занятиях спортом, исследуется уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений. Рассмотрена методика оценки эмоционально-волевых качеств, разработанная с учетом экспертных оценок тренеров-преподавателей на основе данных педагогического наблюдения. Проводится сопоставление результатов самоанализа юных спортсменов с результатами педагогических наблюдений тренеров-преподавателей. Результаты самоанализа занимающихся в спортивных секциях и педагогического наблюдения тренеров-преподавателей сопоставлены со «стажем» занятий юных спортсменов. Изучается влияние «стажа» учебно-тренировочных занятий и соревнований юных спортсменов на уровень развития волевой регуляции.
The article is devoted to the research of the level of development of emotional-volitional sphere of personality of pupils. On the basis of analysis of various theoretical approaches to the study of emotional and volitional component of the personality, namely such aspect as overcoming negative emotional states in sport, the level of development of emotional-volitional sphere of personality of pupils of primary and secondary school is examined. Our study concerns especially those who are involved in sports at educational institutions. The method of assessment of emotional-volitional qualities, developed on expert ratings of the teachers on the basis of pedagogical supervision is analyzed here. Comparisons of the results of introspection of young athletes with the results of coaches` pedagogical observations are actualized. The results of introspection of young sportsmen’s going in for sports in different sport organizations with the results of pedagogical observations of coaches are compared. The results of introspection of young sportsmen and the results of pedagogical observations with experience of training sessions and competitions of the pupils are compared. We investigate the impact of "experience" of training sessions and competitions of young athletes on the development of volitional regulation.
sports "experience"
pedagogical observation
introspection
young athletes
emotional-volitional sphere

Сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов имеет важное значение в развитии будущей социально ориентированной и профессионально успешной личности не только и не столько в спорте, но в жизни в целом.

Эмоции и чувства человека выступают как переживание своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции - простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, особенно у детей и подростков, зачастую вступают в противоречие с необходимостью проявления воли - деятельным и регулирующим началом сознания, призванным создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Зачастую умение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [1].

В трудах ученых и практиков вопросам изучения эмоционально-волевой сферы уделяется достаточно много внимания при многообразии подходов к различным сторонам данного комплекса, таким как эмоциональная составляющая процессов регуляции (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова), волевое регулирование поведения (А.В. Быков, Е.П. Ильин, Т.И. Шульга). В ряде исследований изучается взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны как единая эмоционально-волевая сфера личности (О.В. Дашкевич, В.К. Калин, П.А. Рудик, О.А. Черникова, М.В. Чумаков).

Причем, как справедливо указывает М.В. Чумаков, «разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма» [4].

Однако пока недостаточно исследований по эмоционально-волевой сфере юных спортсменов, например в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, когда возникают значительные трудности, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний. По мнению О.А. Черниковой, «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [3]. Особенное значение это имеет для спортсменов младшего и среднего школьного возраста, когда нет достаточно сформированного интереса для занятий спортом как средством достижения определенных жизненных успехов [2]. При изучении личностного и спортивного роста юных спортсменов возникает противоречие между необходимостью построения оптимальной, индивидуально-соответствующей программы на определенный тренировочный цикл и отсутствием достоверной информации о сформированности эмоционально-волевой сферы спортсмена как основы успешных выступлений в соревнованиях, отсутствием необходимых данных, особенно в динамике личностного развития.

Гипотеза исследования

Сформированность эмоционально-волевой сферы, то есть выраженное умение подчинять эмоции сознательным решениям, наличием воли, проявлением в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости (так необходимых в спортивной жизнедеятельности) проявляется на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера.

Цель исследования

Изучить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений.

Методы исследования

Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:

  • ретроспективный анализ педагогического опыта;
  • тестирование;
  • педагогическое наблюдение;
  • методы статистической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование проводилось в 2014 г. на базе МБОУ ДО детей «Районная детско-юношеская спортивная школа» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Чайковский, Пермский край, Россия. В исследовании приняли участие 75 юношей в возрасте 11-14 лет: 35 юношей 11-12 лет и 40 юношей 13-14 лет.

Для изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, использовалась «Методика оценки эмоционально-волевых качеств» [5].

В основу методики положен самоанализ: юношам и подросткам предлагалось по шкале выраженности качества оценить десять различных ситуаций. По сумме ответов на определенные варианты анкеты балльным методом определялся уровень развития психологических качеств, определяющих сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Шкала балльной оценки уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юных спортсменов

Сумма ответов на варианты «в», «г»

10-8

7-6

5-4

≥3

Баллы

5

4

3

2

Соответственно: 5 баллов – высокий уровень сформированности, 4 балла – хороший, 3 балла – удовлетворительный, 2 балла – недостаточный.

Для повышения достоверности полученных результатов также проводился опрос тренеров-преподавателей, ведущих занятия у данных спортсменов, в ходе которого тренером давалась экспертная оценка выраженности (сформированности) эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки степени выраженности эмоционально-волевых проявлений воспитанников

Оценка

Расшифровка

Определение

5

Высокий уровень

Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих всем значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения. Примеры негативного поведения выглядят незначительными

4

Базовый уровень

(требуемый уровень)

Воспитанники продемонстрировали несколько примеров поведения, соответствующих значимым индикаторам эмоционально-волевого поведения

3

Уровень понимания

(ниже требуемого)

Воспитанники были в чем-то успешны, однако иногда демонстрируют негативные примеры поведения

2

Дефицитный уровень

(значительно ниже требуемого)

Воспитанники демонстрируют чаще всего негативные примеры поведения

Результаты исследования и их обсуждение

В группе юношей 11-12 лет были получены следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1. Уровень сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

Большинство опрошенных юных спортсменов 11-12 лет (37,4%) показали высокий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, 31,3% – хороший, 19,9% – удовлетворительный, 11,4% – недостаточный уровень сформированности.

Сравнение результатов опроса с общим периодом занятий спортом показало зависимость уровня сформированности эмоционально-волевой сферы от спортивного «стажа». Так, высокий и хороший уровень сформированности в основном показали спортсмены, имеющие «стаж» занятий в спортивной секции в среднем 2-3 года, а удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности характерен для начинающих спортсменов.

Дополнительное исследование – педагогические наблюдения тренеров-преподавателей практически подтвердили данные по самоанализу спортсменов. Только юные спортсмены оказались более самокритичны: оценили свои качества чуть ниже, чем их тренеры. Но в целом результаты самооценки и наблюдений тренеров совпали (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 11-12 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

На основе педагогического наблюдения, проведенного в ходе учебно-тренировочного процесса и соревнований, тренеры-преподаватели отметили высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у 40 и 34,2% соответственно. Удовлетворительный и недостаточный уровень сформированности отмечен у 17,2 и 8,6% воспитанников.

Подобный результат был получен и в группе юных спортсменов 13-14 лет (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы спортсменов 13-14 лет по самоанализу и педагогическому наблюдению, где:

1 – высокий уровень сформированности;

2 – хороший уровень сформированности;

3 – удовлетворительный уровень сформированности;

4 – недостаточный уровень сформированности.

Анализируя результаты самоанализа и педагогического наблюдения в группе юных спортсменов 13-14 лет, можно отметить, что по сравнению с младшим возрастом число юношей, показавших высокий и хороший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, незначительно выше, что можно объяснить как возрастом испытуемых, так и относительно большим спортивным «стажем», при котором в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований идет активное развитие волевой регуляции, связанной с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений, способности к волевым усилиям в особых ситуациях (соревнования, спарринги, тренировки).

Заключение

Подводя итоги изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, можно сделать вывод о зависимости выраженности развития эмоционально-волевой сферы. Стойкий навык подчинять эмоции сознательным решениям, наличие воли, проявление в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости - таких необходимых в спортивной жизнедеятельности - проявляются на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера, а соответственно и нарабатывает необходимый ресурс успешного личностного развития.

Рецензенты:

Лисовский А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский;

Фонарев Д.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры, Чайковский филиал ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский.