Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF VALUE-SEMANTIC CONTENT OF THE COMPETENCE OF FUTURE POLICE OFFICERS

Zarechnev D.O. 1
1 FGCO HPE «Тhe Barnaul law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
The article reveals the process of the development of value-semantic content of the competence and technology of its realization in the training of future police officers. It explains the concept of "value-semantic content of competence of a police officer. When determining the contents important factor stands out the requirements of qualification and job description in combination with the new social and cultural requirements for police officers. The technology of implementation of valve – semantic content of the competency is revealed in which they are earned personal and professional, interactive and contextual approaches. Are realized for a concrete definition and formation in the process of professional preparation of value-semantic content of the competences in the work are the following structures of personality are put forward: the ideal needs, humanistic value orientation and creative professional thinking. The article suggests the criteria for determining the quality of training of future police officers, competency-based approach, as well as means of assessment. The solution of this problem is seen in the work in enhancing of intrinsic motivation of police officers on socially significant and socially useful nature of law enforcement activities, through the implementation of value-semantic content of the competencies of the future police officer. The materials are implemented in the educational process of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia.
the technology of implementation of value-semantic content of the competencies
competency-based approach
assessment tools
interactive methods
content of axiological competences
В российском обществе продолжается поиск новых смысложизненных ориентиров развития. К этому обязывают противоречия внутреннего характера, обостряющиеся проблемы глобализации и международные кризисные явления. Процессы, происходящие в стране и мире, затрагивают практически все основные структуры государства и вынуждают их находиться в состоянии постоянного реформирования. Органы внутренних дел не являются исключением, а их роль и значение во всех социально-политических процессах, несомненно, возрастает, при этом главным звеном остается личность сотрудника правоохранительной сферы. В этих условиях разработка ценностно-смыслового содержания компетенций будущего сотрудника полиции, которое формирует его личностно-профессиональные качества, определяет смысл и цели деятельности, а также судьбу и жизнь каждого конкретного человека и в целом российского государства, представляется важной и своевременной задачей, что определяет актуальность данной работы.

Цель исследования. Разработка ценностно-смыслового содержания компетентности будущих сотрудников полиции и технологии ее реализации.

Материал и методы исследования. Разработка ценностно-смыслового содержания компетенций связана с переходом системы образования на уровневую систему подготовки и реализацией требований новых государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на выработку у будущих сотрудников полиции компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику успешно профессионально реализовываться в правоохранительной деятельности [2].

Новизна работы заключается в том, что реализуются требования современных руководящих документов об изменении направленности в профессиональной деятельности сотрудников полиции от преимущественно административно-карательной функции к профилактической, социально направленной работе с населением. В связи с этим возникает противоречие между соответствием заданных требований к сотруднику полиции, обеспечивающих внутренние условия для развития страны в новых социокультурных условиях и реальной степени готовности выпускников вузов МВД к социально-ориентированной профессиональной деятельности. Данный процесс обусловлен происходящими изменениями в социально-культурных целях развития общества, поиском социальных идеалов и ценностных ориентаций. Разрешение обозначенного противоречия видится в активизации внутренней мотивации сотрудников полиции на социально-значимую и общественно-полезную правоохранительную деятельность через разработку ценностно-смыслового содержания компетенций.

Учитывая необходимость активизации внутренней активности обучаемых, для конкретизации и формирования в процессе профессиональной подготовки ценностно-смыслового содержания компетенций следует выделить следующие структуры личности: идеальные потребности (познания, созидания, творчества, служения) и гуманистические ценностные ориентации (честь, достоинство, справедливость, доброта, отзывчивость, ответственность) и профессиональное мышление (самостоятельность, креативность, вооруженность методами инновационной деятельности) [4].

Под ценностно-смысловым содержанием компетентности сотрудника полиции мы понимаем способность понимать, видеть и служить интересам своего государства, его гражданам, охранять законность и правопорядок, обладать ценностными, целевыми и смысловыми установками на профессиональную деятельность, обеспечивая ее социально-значимый и общественно-полезный характер, объективно определять противоречия и принимать оптимальные решения в правоохранительной сфере. Следует отметить, что ценностно-смысловое содержание должно быть свойственно как общекультурным, так и профессиональным компетенциям, которые призваны придать деятельности социально-значимый и общественно-полезный личностный смысл. Результатом профессиональной подготовки при таком подходе должна стать личностно-профессиональная готовность -  внутреннее психологическое состояние и уровень профессионального развития, при котором личность из личных побуждений способна успешно осуществлять конкретный вид профессиональной деятельности [1].

Основными задачами при реализации ценностно-смыслового содержания компетенций будущего сотрудника полиции следует выделить: воспитание доброжелательности и толерантности к коллегам и гражданам, любовь к своей профессии; формирование гражданственности, государственности, патриотизма; развитие у будущих сотрудников полиции нравственности, гуманизма, самостоятельности, честности, личной инициативы, добиваться того, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял ответственность за выполнение поставленных задач и качество своего личностно-профессионального развития.

Для выявления ценностно-смыслового содержания компетентности у будущих сотрудников полиции важен отбор не только содержания образования, но и выбор на основе личностно-профессионального подхода форм и методов его реализации в процессе профессиональной подготовки, что вызывает необходимость разработки соответствующей технологии.

Важным моментом процесса отбора ценностно-смыслового содержания образования при внедрении компетентностного подхода является сохранение ранее накопленного положительного опыта профессиональной подготовки. При этом необходимо сопоставлять вводимые новшества с квалификационной профессиограммой, так как она выступает описанием предназначения сотрудника полиции, раскрывает его функции и качества [3]. Четко обусловленная предметом правоохранительной деятельности профессиограмма не противопоставляется модели профессионального облика полицейского на компетентностной основе, а лишь дополняется новыми компонентами. Следует при этом учитывать, что в процессе подготовки будущих полицейских акцент делается на социально-личностных компетенциях, обеспечивающих решение задач профессиональной деятельности.

Новое понимание квалификации, рассматриваемое в контексте компетентностного подхода, предполагает реализацию личностно-профессиональной концепции образования [4], что позволяет формировать у будущих сотрудников полиции предпосылки для изменения в собственном поведении и деятельности, основанные на ценностно-смысловых компонентах внутренней мотивации. Это вызывает необходимость в разработке таких форм и методов обучения, которые активизируют ценностно-смысловое содержание профессиональной подготовки, а также новых критериев определения качества подготовки будущих полицейских, позволяющих соответствующими методами определять степень готовности к решению профессиональных задач. Основными методами в этом процессе следует выделить следующие, интерактивные: организационно-деятельностные и ролевые игры, методы проектов, проблемные лекции и практические занятия, круглые столы и межотраслевое комплексное занятие. В этом случае оценочные средства должны быть дополнены следующими новыми средствами: модульно-рейтинговая система оценки; кейс-метод (ситуационные задачи) [5]; портфолио (оценка собственных достижений) [6]; метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей); проектный метод (научные, учебные, профессиональные проекты); деловая игра (приближение к реальной правоохранительной ситуации).

Интерактивное обучение характеризует переход к активным методам и формам обучения, что способствует реализации компетентностного подхода, так как позволяют воссоздание предметного содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для конкретного вида профессиональной практики. Ее обучающая и воспитательная значимость определяется игровой проблемой, которая служит источником создания игровых ролей обеспечивающих формирование ценностно-смыслового содержания компетенций будущих сотрудников полиции.

В технологии реализации ценностно-смыслового содержания компетенций особый интерес представляет метод контекстного обучения, который в достаточной мере отвечает условиям реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции. В нем особое внимание следует уделять практической профессиональной направленности, раскрывая ее использованный потенциал через контекст процесса обучения. Источниками методики контекстного обучения выступают деятельностные теории усвоения специального опыта; технологии активного обучения, которые опираются, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Следовательно, реализация компетентностного подхода с учетом социально-значимого содержания правоохранительной деятельности определяет необходимость формирования таких качеств личности, в которых отражено ценностно-смыслового содержания правоохранительной деятельности. В конечном счете, это отражается в технологии, в которой формирование ценностно-смыслового содержания компетентности будущих офицеров полиции связано с обучением нравственно-гуманистической методологии творческого преобразования мира [4].

В связи с рассмотренными положениями, следует отметить, что основной акцент в деятельности по ценностно-смысловому развитию компетенций будущих полицейских должен строиться на формировании у них четкого осознания их личной роли и места в решении задач стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе, и их деятельность должна в первую очередь исходить из сформированной внутренней мотивации.

Для оценки сформированности компетентности будущих полицейских с учетом ценностно-смыслового содержания нами выделены следующие критерии в структуре личности: идеальные потребности, показателями выступают потребности: познания, созидания, творчества, служения; гуманистические ценностные ориентации, показатели: честь, достоинство, справедливость, доброта, отзывчивость, ответственность; профессиональное мышление, показатели: самостоятельность, креативность, вооруженность методами инновационной деятельности.

Результаты исследования. В результате работы установлены следующие педагогические условия для реализации ценностно-смыслового содержания компетенций у будущих полицейских в процессе профессиональной подготовки: применение специальных заданий для формирования самостоятельности мышления на основе постановки комплексных социально-значимых проблем; реализация методов проектирования общественно-полезной направленности; организация обучения на основе интерактивных и контекстных методов.

При организации групповых форм воспитательной работы на занятиях целесообразно реализовать различные социально-значимые проблемные ситуации. При этом содержание групповых занятий должны иметь цель дать практические навыки будущим сотрудникам полиции применять теоретические знания на практике в конкретной смоделированной правоохранительной ситуации [1]. В процессе проведения групповых занятий прививаются навыки принятия оптимальных решений, четких постановок задач подчиненным, организации обеспечения и взаимодействия между служебными подразделениями, а также развития творческого мышления и инициативы; воспитываются высокие моральные и психологические качества, в решении задач правоохранительных органов.

Одна из основных задач вузов, согласно компетентностному подходу - подготовка специалистов к самостоятельной практической деятельности. В связи с этим процесс обучения должен все больше основываться на самостоятельности и творческой активности обучаемых, как непременном условии успешного усвоения и овладения обширным и сложным программным материалом. Поэтому самостоятельный поиск знаний является характерной чертой работы всех обучаемых, с учетом  которого должны строиться все виды учебных занятий. Для этого требуется реализация принципа индивидуализации, под которым понимается такая организация обучения, при которой учитываются индивидуальные особенности и динамика этих особенностей. То есть каждый, кто желает приобщиться к какому-либо знанию, должен достигнуть этого, прежде всего собственной деятельностью, собственными усилиями, собственным напряжением. Без внутренней мотивации на эту деятельность задача станется нерешенной, поэтому в этом контексте актуализируется формирование ценностно-смыслового содержания компетенций. Учитывая индивидуальные особенности курсантов, индивидуальная работа с каждым должна проводиться разнообразными приемами и методами, которые способствуют не только пониманию, но и усвоению таких понятий, как совесть, честь, ответственность, самостоятельность, достоинство, милосердие и т.д. - на реальных, конкретных проблемах, решаемых ими в повседневной жизни.

Для оценки эффективности предлагаемой технологии были выделены экспериментальная и контрольная группы и проведена опытно-экспериментальная работа на базе Барнаульского юридического института МВД России. Формирование ценностно-смыслового содержания компетенций оценивалась по предложенным выше критериям и уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Анализ итогового результата показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 30 %.

Заключение. Таким образом, технология реализации ценностно-смыслового содержания компетенций понимается как совокупность педагогических подходов, форм, методов, средств и приемов, реализуемых в профессиональной подготовке и обеспечивающих достижение целей в соответствии с современными требованиями к институту полиции России. При этом акцент делается на активных методах, способствующих формированию ценностно-смыслового содержания компетенций через усвоение будущими полицейскими содержания основных видов будущей профессиональной деятельности, позволяющих приобрести специальный опыт, сформировать гуманистические ценностные ориентации, развитие креативности, возможности работать в составе различных профессиональных группах, способности взять на себя ответственность, объективно реагировать на критику и замечания общественности.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н.,  профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Мошкин В.Н., д.п.н.,  доцент кафедры физической культуры, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул.