Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ADAPTATION OF RUSSIAN BUSINESS TO THE POLICY OF SANCTIONS

Sidnina V.L. 1 Litvinenko I.N. 1
1 Academy of Marketing and Social Information Technologies
Рассматриваются успехи и трудности приспособления российского бизнеса к политике санкций. Показано, что наибольшие успехи демонстрируют предприятия пищевой промышленности, аграрного сектора экономики, химической промышленности. Наибольшие трудности испытывает машиностроения, особенно для нефтедобычи и нефтепереработки. Эти трудности связаны с доступом к технологиям, с устаревшими технологиями, проблемами финансирования. Трудности охватили производство стройматериалов, текстильную промышленность, автомобилестроение, те отрасли, где важную роль играют инвестиции и потребительский спрос. В статье выделены главные проблемы импортозамещения для российского бизнеса. Они охватывают широкий круг от отсутствия систематизированной информации о заказах для российских поставщиков и изготовителях, трудностях финансирования и доступа к технологиям до недостатков таможенного регулирования при импорте сырья и комплектующих и общей нацеленности на зарубежные технологии. Решение многих проблем связано с усилиями государственной координирующей политики.
Discusses the successes and difficulties of adaptation of Russian business to the policy of sanctions. It is shown that the greatest successes demonstrate the food industry, the agricultural sector, the chemical industry. The greatest difficulties experienced engineering, especially for oil production and refining. These difficulties are related to access to technology, obsolete technology, funding problems. Difficulties covered construction materials, textiles, automotive, those industries where the important role played by investment and consumer demand. The article highlights the main issues of import to the Russian business. They cover a wide range from the lack of systematic information about orders for Russian suppliers and manufacturers, the difficulties of financing and access to technology to the shortcomings of customs regulations when importing raw materials and components and the general focus on foreign technology. The solution of many problems associated with coordinating the efforts of state policy.
Russian business
import substitution
the problem of import substitution
Цель статьи - рассмотреть основные направления приспособления российского бизнеса к политике санкций. Импортозамещение - это закономерное направление развития экономики с наличием разнообразных ресурсов, обширным внутренним рынком и необходимостью улучшения структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей.  В случае обострения международной обстановки и применения политики санкций это направление актуализируется.

Методы

При реализации цели данной статьи использовался метод сравнительного анализа, анализа и синтеза, функционального анализа. Работа написана на материале  данных научных работ, публикаций в русскоязычной прессе, данных интернет, статистических данных.

Результаты исследования

Понятие санкции многозначно. Это либо утверждение чего-то высшей инстанцией, разрешение на определённые действия, либо под санкциями подразумеваются меры наказания  за что-либо. Это и ограничительные меры применяемы в случае неприятия тех или иных событий, для намерения противодействовать определённой идеологии, поведению или поступкам политических лидеров [6].

К России были применены санкции по поводу событий на Украине, по поводу присоединения Крыма. В адрес РФ действуют санкции, касающиеся компаний, банков и целых экономических секторов, преимущественно в энергетической, оборонной, нефтяной и финансовой сферах. Ряд санкций касается физических лиц. Впоследствии обнаружилось, что санкции имеют целью ослабить экономику России. Понятно, что Россия вынуждена принять ответные меры по ограничению импорта и усилить политику импортозамещения. Дальнейшее развитие этого процесса обнаружило как позитивные стороны для Российской экономики, так и проблемы и трудности.

Развитие с опорой только на собственные силы, автаркия, в условиях глобализации мировой экономики не принесет успехов. Наиболее успешной является стратегия смягчения рисков, уменьшения зависимости от импорта. Импортозамещение реализуется в России не только в результате политики санкций. За 25 лет доля импортных комплектующих в некоторых отраслях российской оборонной промышленности составляет сегодня около 7-12 %, в большинстве же секторов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) эта проблема уже решена. Некоторые отрасли химической промышленности достигли серьезных успехов, обрело независимость и производство специальных кормов для речного рыбоводства. В значительной степени самообеспечение налажено в  птицеводстве и пивоварении, а также в большинстве других подотраслей сельского хозяйства, хотя отдельные кормовые и другие компоненты в России до сих пор не производятся.

 В области импорта продовольствия достигнуты некоторые успехи.  Помимо мяса (но в последние годы зависимость от импорта существенно снизилась и в среднем оценивается сейчас примерно в 26-27 %, меньше всего этот показатель по мясу птицы (около 13 %) и свинины (около 30 %), это молоко и молочные продукты около 30 %). Но в сегменте сыров на импорт приходилось около 50 %, в сегменте сливочного масла - около 35 %, сухого молока - 60 %.  Доля импортных овощей оценивается примерно в 30-40 %, фруктов - примерно в 60-70 % (показатель сильно варьируется в зависимости от сезонности). Импортируются преимущественно цитрусовые и бананы, но и в других группах доля зарубежных поставок может быть высока в зависимости от сезона. Рисковым является и рынок лекарств, примерно 75 % российского рынка зависит от импорта. Доля импортной продукции очень велика и в таких отраслях, как производство одежды и обуви (доля импорта - 80-90 %) и в секторе «электроника и бытовая техника» (показатель варьируется в диапазоне 45-90 %). Но основной страной-производителем данных товаров является Китай, а вовсе не США или европейские страны [8].

До продовольственного эмбарго, дающего шанс отечественным производителям занять место импорта, благодаря активной господдержке отечественных сельхозпроизводителей уже на протяжении последних восьми лет рынок мяса птицы и свинины в России насыщен отечественным сырьем на 95 %. Теперь в освободившуюся нишу (5 %) активно устремляются местные игроки. Большинство крупных агрохолдингов, обладающих финансовыми возможностями для быстрых маневров, принимают срочные меры к максимально быстрому вводу в эксплуатацию дополнительных мощностей. Работа по импортозамещению приносит уже заметные плоды. Агропромышленный холдинг «Невские сыры» заявил на 2015 год об инвестициях  (около 65 млн рублей) в производство сыров и молока,  производство сырья. Агрохолдинг Кубань вводит в 2015 году комплекс  по производству мяса. Уже в конце 2014 в супермаркетах доля молочной продукции (включая сыры) российского и белорусского производства составляет более 80 % [10]. В частности, производство сыра в январе 2015 года по сравнению с показателями предыдущего года увеличилось более чем на 35 %. Выросло также производство мяса птицы и рыбы. Почти в 1,5 раза увеличилось производство консервированных овощей. В 2014 году производство лососевой икры выросло на 964 тонны, а осетровой - на 0,8 тонн. В металлургии растет производство за счет ипортозамещения украинской продукции [1, 9]. Крупнейшей в России промышленный комплекс по производству коллагенового порошка начал работу в городе Осташкове на базе Верхневолжского кожевенного завода. Его открытие позволит почти наполовину заместить импортные поставки сырья [9].  Итак, позитивные тренды в пищевой промышленности, нефтехимии, производстве пластмасс и металлургии.

Проблемной областью развития российского бизнеса в направлении импортозамещения является инфраструктура. Предпринимаются  шаги  в этой области. В частности, в Краснодаре завершается строительство логистического центра. С функциями хранения, фасовки, упаковки и т.д. Его функционирование нацелено на облегчение доступа сельхозпроизводителей на потребительские рынки и предоставление услуг импортерам.

Однако не во всех отраслях бизнес может приспособиться к политике санкций. Наиболее серьёзные сложности, согласно исследованию Российской академии народного хозяйства и государственной службы, могут возникнуть с импортозамещением в области нефтегазовых технологий. С 1 августа 2014 г. ЕС и США запретили поставки оборудования для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти в России. В сентябре санкции были ужесточены: запрещено предоставлять услуги для таких проектов. Серьезные проблемы импортозамещения связаны с нефтегазовым станкостроением и машиностроением. В нашей стране выпуск широкой  номенклатуры оборудования прекращен, налаживание заново наталкивается на необходимость покупки технологий (что затруднительно в условиях санкций), трудности подготовки кадров и финансирования. Кроме этого, Российские компании при закупке оборудования не всегда принимают решения в пользу отечественных производителей (например, закупки Роснефти, Лукойла) [3,9]. Однако ОАО «Газпром» для строительства газопровода «Сила Сибири» будет использовать трубы исключительно российского производства, сообщается в опубликованных данных тендера компании «Газпром комплектация». В январе 2015 года нефтегазовые компании обязались инвестировать в ТЭК до 100 млрд  рублей.    Минпромторг и Минэнерго разрабатывают меры для стимулирования отечественных нефтегазовых компаний к приобретению продукции российского машиностроения и нефтесервисных организаций [9].

Со стороны государства в подобном импортозамещающем проекте могут принять участие Фонд развития промышленности, Внешэкономбанк, МСП Банк и другие государственные институты развития. Например, Агентство кредитных гарантий (АКГ) сегодня предоставляет финансовые гарантии на сумму до 70 % банковского кредита, если у заемщика не хватает залогов. В этом случае ставки банков, предоставляющих кредит, падают на 2,5-3 %. За полгода работы АКГ выдало уже более 250 гарантий, а сейчас в приоритетном порядке рассматривает импортозамещающие проекты.

Трудности есть также и в военно-промышленном комплексе. Они связаны с производством элементов для электроники, частично с металлообработкой. Для всех важнейших отраслей отечественного машиностро­ения характерна одна общая болезнь - постепенное скатывание на так называ­емое «отверточное производство». Выпуск качественной конкурентоспо­собной продукции, снижение импортоемкости производства и объемов некри­тического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Многие зарубежные технологии и про­изводства, осваиваемые нашими пред­приятиями, представляют собой продукт, завершающий свой жизненный цикл на мировом рынке. Зарубежные компании не будут инвестировать в дальнейшую модернизацию принад­лежащих им в России сборочных произ­водств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым тен­денциям  [7].

В области медицины и фармацевтики проблемными являются обеспечение сложным медицинским оборудованием, стеклянной упаковкой, частью сложных лекарственных средств. В медицинских изделиях основными приоритетами  являются технические средства реабилитации, имплантируемые медицинские изделия и расходные материалы, в первую очередь одноразовые, для нужд лечебно-профилактических учреждений [5].

Негативные тренды отчетливо проявились в сегментах, где важную роль играют инвестиции и долгоиграющий потребительский спрос, что ярко видно на примере ряда стройматериалов, текстильной промышленности, производства легковых автомобилей (упало на 25,7 % в годовом выражении) [1]. Инвестиции в основной капитал в 2015 году сократятся на 13,7 %, считает МЭР. Сокращение инвестиций частных компаний составит 15,3 % к уровню 2014 года, а основной вклад в снижение внесут строительство и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

В целом российский бизнес сталкивается со следующими проблемами импортозамещения:

1. Отсутствие систематизированной информации о заказах для российских поставщиков (особенно ОПК).

2. Отсутствие систематизированной информации о производственных и технологических возможностях российских поставщиков.

3. Обострение проблем финансирования в связи с ограничениями доступа к международным рынкам капитала, недостатками функционирования отечественных рынков капитала.

4. Недостатки подготовки и обоснования импортозамещающих проектов.

5. Недостатки таможенного регулирования  при импорте сырья и комплектующих.

6. Дефицит доступа к инфраструктуре и дефицит подготовки производственных площадок.

7. Ослабление в деятельности головных научно технических институтов.

8. Проблемы в комплексном обеспечении сырьем импортозамещающих производств.

9. Недостаточное использование комбинирования производства.

10. Общее отставание в производстве элементной базы электроники.

11. Ограничения доступа к зарубежным технологиям.

13. Инерция нацеленности ведущих производств на импортные поставки оборудования.

14. Недостаток свободных трудовых ресурсов. Промышленно развитые регионы вообще сталкиваются с нехваткой трудовых ресурсов.

Часть проблем импортозамещения разрешится вместе с организацией с июля 2015 года государственной информационной системы промышленности (ГИСП), частью которой станет Национальный центр поддержки импортозамещения (НЦПИ). Это поможет всестороннее описать деятельность предприятия, чтобы потенциальные заказчики могли легко найти и увидеть весь спектр  возможностей предприятий. Будут созданы и региональные центры поддержки импортозамещения с базами данных поставщиков и заказчиков [2].

Доступ к конечному потребителю для отечественных производителей продовольствия можно решить с помощью вертикально интегрированных компаний. С нацеленностью на развитие всех цепи организаций от производителя до конечного продавца.

Разрешению проблем финансирования может помочь единый государственный электронный портал для предпринимателей, где сразу можно будет получить комплексную информацию о том, в какие государственные (или частные) банки, фонды или институты и на каких условиях вы можете обратиться за финансированием в зависимости от профиля деятельности вашей компании.  Он может быть создан уже к лету 2015 года [2, 7].

Для предоставления финансовой помощи промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, разработан механизм субсидирования уплаты процентов по привлеченным кредитам. Предлагается субсидировать 90 % ключевой ставки по новым рублевым кредитам, привлеченным после 16 декабря 2014 года, в том случае, если ставка не превышает 30 % годовых. Максимальный размер субсидии для одного предприятия составит 150 млн руб., а всего на финансирование этого проекта будет выделено 20 млрд  руб. без учета оборонно-промышленного комплекса. В ряде случаев у России есть возможности вырастить новую индустрию с нуля. Например, в  области производственных технологий, биотехнологий, использования возобновляемых ресурсов, производства композитных материалов [4].

Будут приветствоваться проекты для создания продукции в следующих секторах экономики: оборудование для пищевой промышленности, фармацевтика, медицинская промышленность, гражданское авиастроение, двигателестроение,  электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование, радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.

Развитие российского бизнеса в направление импортозамещения возможно при последовательном разрешении рассмотренных проблем с участием государства,  в развитии доступа к финансовым ресурсам не только для крупных компаний. Но и для среднего и малого бизнеса.

Рецензенты: 

Митяева Н.В., д.э.н., профессор, декан факультета магистратуры  Саратовского социально-экономического  института РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов;

Орехова Е.А., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономической теории муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования   Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский.