Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NETWORKING SCHOOL-HIGH SCHOOL AS A MEANS OF IMMERSING STUDENTS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Lyubimova E.M. 1 Borisov I.A. 1
1 Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
In article conditions of use of network interaction school higher education institution in training of students of pedagogical higher education institutions for professional activity are considered. The assumption that it is necessary to ship the students starting receiving pedagogical education in the real atmosphere of practical pedagogical activities on preparation and carrying out various actions in network interaction higher education institution school is made. Effective forms of network interaction which promote acquisition by students of competences according to the professional standard of the teacher, as a result of direct participation of future teachers in actions of a format of network cooperation with school are described. The detailed review of the arising roles is provided in network interaction. The forms and methods of the organization of practical preparation allowing to develop at the student independence in training, and also ability to development of educational and professional competences are described. As a result of research conditions of orientation of the student, future teacher, on the competent teacher who conforms to modern requirements of society were defined.
networking
professional standard of the teacher
model of networking
educational programs
small group
cooperation
teacher-supervisor
Разработка и утверждение нового профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования [6]. Анализ стандарта показывает, что современному учителю необходимо знать не только свой предмет, но и уметь разбираться в современных информационных и коммуникационных технологиях, владеть категорией общих знаний по другим дисциплинам и многое другое. От учителя требуется некая «универсальность» и мобильность, его готовность работать в различных образовательных условиях и способность к самостоятельному профессиональному развитию стандартных, а также нестандартных трудовых действий [3].

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил и то, что он сам никогда не пробовал делать [7]. Поэтому, на наш взгляд, следует погрузить студентов, приступающих к получению педагогического образования, в реальную атмосферу практической педагогической деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий в рамках образовательных программ [4]. Отсюда следует, что вопросы, касающиеся организации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, являются актуальными.

Ключевым звеном в практической подготовке будущего педагога выступает соратник ВУЗа в образовательной деятельности - школа. Точки соприкосновения образовательных организаций возможны благодаря механизмам сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие становится одним из значимых компонентов формулы качественности современной системы образования. Оно предполагает реализацию целей и задач единичных образовательных учреждений за счет организации системы взаимовыгодного партнерства, как между различными учреждениями системы образования.

Нами было выдвинуто предположение о том, что организация мероприятий сетевого взаимодействия будущих педагогов с квалифицированными учителями школ при координации преподавателей ВУЗов в соответствии с образовательными программами сможет обеспечить качественную подготовку учителей.

Цель исследования - определить условия, которые будут способствовать приобретению студентами компетенций в соответствии с профессиональным стандартом, в результате непосредственного участия будущих педагогов в мероприятиях формата сетевого сотрудничества со школой. Данный подход к усилению практической направленности подготовки бакалавров педагогического образования был принят преподавателями Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) в рамках участия в реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования.

Материал и методы исследования. Сетевое взаимодействие в образовании - это совместная деятельность образовательных учреждений, которая направлена на повышение качества образования [8]. В традиционных моделях взаимодействия ВУЗ-школа акцент делается на подготовку школьников к обучению в ВУЗе, однако, в настоящее время по положениям модернизации педагогического образования и требованиям времени ключевой фигурой становится студент. То есть значительная часть усилий в сотрудничестве со школой будет направляться на становление будущего педагога, который должен в процессе сетевого взаимодействия приобрести профессиональный опыт на практике, выполняя учебно-профессиональные (трудовые) действия.

В рамках реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования преподавателями ЕИ КФУ было принято решение об усилении практической направленности подготовки студентов педагогического направления. Практико-ориентированное обучение подразумевает увеличение практической занятости студентов в условиях изменения форм и методов подачи теоретического материала, что, в свою очередь, позволит лучше погрузить будущих учителей в профессиональную деятельность [5].

Апробация сетевого взаимодействия с целью усиления практической подготовки студентов педагогического направления прошла посредством сотрудничества ЕИ КФУ со школами г. Елабуга Республики Татарстан, в том числе, средней общеобразовательной школой №9 с углубленным изучением отдельных предметов.

Преподавателями ЕИ КФУ предварительно был составлен план работы по взаимодействию в сети, разработана образовательная программа, опирающаяся на модульный принцип осуществления учебного процесса. Одним из модулей является «Дисциплины математического и естественно-научного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике», в основу которого были положены принципы деятельностного подхода [3].

Согласно разработанной программе вместо стандартных лекций, мероприятиям формата сетевого взаимодействия отводится предпочтение, но это не значит, что теоретический материал отсутствует. Базовая и вариативная части модуля сопровождаются дистанционными курсами на площадке «Тулпар» (площадка дистанционного обучения КФУ), которые содержат весь необходимый как теоретический, так и практический материал. Студенты не только на занятиях обсуждают и анализируют проблемные ситуации с преподавателем и учителем-супервизором в рамках семинаров, круглых столов, дискуссий, но и дома, в любое удобное для них время, проходят дистанционные курсы, содержащие интерактивные лекции, контроль знаний, практические занятия, учебные форумы, форумы рефлексии и т.д. [3].

Моделирование данной учебной программы максимизирует диапазон временного охвата процесса обучения студентов высшего учебного заведения, т.е. студент будет обучаться и в учебном заведении и дома, все это благодаря возможностям, предоставляемым системами дистанционного обучения. Дистанционные курсы, наполненные интерактивными элементами обучения, контроля и обратной связи, обеспечивают частично или полностью эмуляцию всего процесса реального обучения, ориентируя студента на самостоятельность. Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения [1].

Взаимодействие студентов с учителями-супервизорами способствует более глубокому восприятию будущими учителями содержания обучения, а также выработке учебно-профессиональных действий, формируемых при практической деятельности на базе школьной организации и ВУЗа. Поэтому студенты в условиях выполнения задания учителя-супервизора, разделившись на подгруппы, разрабатывают электронные ресурсы образовательного назначения, которые в будущем можно будет применять в своей профессиональной деятельности[3].

В рамках эксперимента нами было выявлено, что наиболее эффективной формой сетевого взаимодействия является работа учителя-супервизора с малыми группами студентов (5-7 человек) (рис. 1). Так, в процессе освоения блока образовательных действий, в частности в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», студенты в сотрудничестве с учителем-супервизором осуществляют подготовку занятий для их проведения с одногруппниками, т.е. студентам предлагается освоить роль преподавателя, объясняющего учебный материал некоторых тем базовой части модуля [4].

Рис. 1. Схема влияния учителя-супервизора на студентов

Кооперативная работа в обучении студента играет важную роль как в способствовании обмену опытом, возможности почерпнуть и научиться новому у своих партнеров, так и в будущем становлении квалифицированного педагога, поэтому работа в малых группах становится некой базисной структурой, позволяющей достигнуть наилучшего понимания обсуждаемой проблемы.

Немаловажным является и тот факт, что в период прохождения модуля перед студентами стоит задача в накоплении электронного портфеля достижений (е-портфолио) с его последующей защитой. Такой способ формирования своих личностных и компетентностных достижений, как е-портфолио направлен на то, чтобы дать возможность студенту стать активным участником процесса оценки и анализа своей образовательной деятельности [2], выделять свои сильные и слабые стороны и размышлять над ними, строить дальнейшую траекторию освоения учебно-профессиональных действий и т.д.

Данный формат подготовки студентов предполагает освоение будущим педагогом инструментария ИКТ для осуществления учебно-профессиональной деятельности в образовательной информационной среде, формирование умения организовывать совместную деятельность с преподавателем, учителем-супервизором и одногруппниками, в том числе в сети Интернет; работать в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Рассмотрим подробнее роли участников сетевого взаимодействия ВУЗ-школа. Основным деятелем, осуществляющим большую часть работы по связи со школой, решающим задачи организации взаимодействия и распределения тьюторов-консультантов между подгруппами студентов, является преподаватель-координатор, он же педагог, который ведет занятия по образовательной части модуля. Тьюторами-консультантами являются студенты старших курсов тех факультетов, по которым ведется профиль модуля. Тьюторы-консультанты помогают студентам малых групп в решении возникающих в процессе выполнения учебно-профессиональных (трудовых) действий.

Основные роли участников сетевого взаимодействия в средней образовательной организации: учитель-заказчик (школьный педагог, не по профилю модуля, а по основной специализации студентов, предоставляющий малым группам задания в рамках тематики лабораторных работ); учитель-супервизор (педагог-наставник, осуществляющий супервизию будущего педагога в условиях учебно-профессиональной деятельности и демонстрирующий лучшие образцы этой деятельности); учитель-эксперт (педагог, осуществляющий оценку учебно-профессиональной деятельности студентов, е-портфолио, разработанных сопроводительных материалов школьного мероприятия для учителя-заказчика и т.д.). Помимо этого могут еще возникать и дополнительные роли, к примеру: консультант по информационным и методическим вопросам, возникающим в процессе выполнения лабораторных работ (аналогична функциям тьютора-консультанта); сотрудник по решению совместных проблем по организации взаимодействия [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Работа по применению учебной программы нового формата подготовки студентов педагогического направления определила условия ориентации будущего педагога на приобретение тех компетенций учителя, которые соответствуют требованиям современного общества. К основным можно отнести следующие:

  • отказ от чтения лекций, применение интерактивных технологий в электронных курсах, обеспечивающих самостоятельную работу по изучению лекционного материала;
  • развитие способностей к самостоятельности студентов на базе моделирования деятельности учителя, реализуемой на занятиях, во время которых под руководством вузовского преподавателя в тесном сотрудничестве с учителем-супервизором студенты малыми группами обучают одногруппников;
  • сотрудничество малой группы студентов с учителем-супервизором в разборе проблемных ситуаций при подготовке занятия для проведения с одногруппниками;
  • работа малой группы студентов в школьной организации по разработке электронных образовательных ресурсов, при которой происходит освоение инструментария ИКТ;
  • применение технологий е-портфолио для накопления, развития, демонстрации образовательных достижений.

Приведем следующие комментарии студентов, которые принимали участие в апробации программы модуля (дистанционный курс «ИКТО» на площадке «Тулпар»): по поводу использованных технологий в подготовке: «Узнала, что бывает и смешанная форма обучения, это когда на половину своего обучения учащийся проходит курс дома виртуально, а половина в аудиториях. Это очень удобно, ведь каждому необходима и групповая деятельность и взаимосвязь с другими учащимися и преподавателями. Я думаю, что это более эффективный способ получения знаний» (Людмила Сергеевна Пашутина); на вопрос «Как вы считаете, эффективен ли дистанционный курс для лингвистов?»: «Мое мнение, что да. Курс эффективен. Он помогает расширить кругозор, узнать новые тенденции в информационных технологиях, которые можно будет потом использовать при создании электронных образовательных ресурсов» (Карина Равилевна Галимзянова); по поводу проведенного малой группой студентов занятия: «Я сделала выводы, что не нужно бояться решать задачи, которые стоят перед тобой. В команде работать более эффективно, только нужно, чтобы каждый вносил свой вклад, умел контактировать. Думаю, что все, чему мы научились, очень нам пригодится в дальнейшем обучении» (Анастасия Андреевна Жук).

Также приводим результаты данных, собранных на основе анкетирования студентов до и после апробации рабочей программы (рис. 2).

Рис.2. Результаты анкетирования студентов

Выводы и заключение. В рамках апробации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования нами выявлены условия, которые способствуют качественной подготовке учителей. Оценивая эффективность сетевого сотрудничества, следует подчеркнуть особую его важность в обеспечении подготовки конкурентоспособных учителей, так как именно в процессе сетевого взаимодействия идет активная и системная подготовка будущих педагогических работников к профессиональной деятельности на базе ВУЗа и школы.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14. Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.