Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE CONTIUITY OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL CHILDREN’S SOCIAL EDUCATION

Gruzdeva I.V. 1, 2
1 Perm municipal educational institution "Gymnasium №10"
2 Perm State Humanitarian-Pedagogical University
В статье рассматриваются вопросы преемственности в социальном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируется современная нормативно-правовая база системы образования. Рассмотрены программы Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» и Л.В. Коломийченко, И.В. Груздевой «Основы социокультурного проектирования». В педагогических исследованиях преемственность образования и социального воспитания рассматривается как дидактический принцип, способ организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, как фактор, обеспечивающий процесс непрерывного развития личности, единство педагогических установок и согласованность каждого компонента системы дошкольного и начального школьного образования в области социального воспитания. Дошкольное образование само по себе не будет иметь перспектив развития, если оно не будет выстраивать своих отношений со школой, если при этом не будут соотноситься, гармонизироваться социокультурные основания, целевые ориентиры и технологические ресурсы различных ступеней и уравнений единой системы образования.
The article deals with the questions of continuity in preschool and younger school age children’s social education. The article analyses the ideas of modern regulatory framework of educational system. Much attention is given to L. Kolomychenko’s program «Kindness road» and I. Gruzdeva’s program «The foundations of socio-cultural projection». In pedagogical researches the continuity of education is examined as the didactic principle, the way of pedagogical interaction of the education process subjects, as the factor which provides the process of constant person’s development, the unity of the teaching attitudes and each preschool and younger school subject’s coherence in the field of social education. Preschool education itself has nothing to do with the development future if it does not deal with social foundations, value orientations and technological recourses of different levels in unique educational system.
communicative and reflexive competence
operationally-active
motivational
information
the structure
culturological approach
sociocultural competence
В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Концептуальные идеи модернизации образования, введение в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования, направлены на усиление индивидуализации обучения и социализации учащихся.

Образование в целом, каждая образовательная организация и каждый педагог должны в единстве решать задачу формирования социокультурной компетентности, способности к успешной социализации и активной адаптации. Для последовательного решения задач, обозначенных в стратегических документах системы отечественного образования, обязательным условием является непрерывность, а значит - преемственность воспитательно-образовательного процесса. Изучение непрерывности образования более полутора веков находится в центре внимания зарубежной и отечественной педагогической общественности. Сегодня, когда выдвигаются требования, прежде всего к воспитанию личности в дошкольном и начальном образовании, от которых в значительной степени может зависеть качество обучения, воспитания и развития личности на последующих этапах, проблема преемственности имеет особое значение.

Преемственность социального воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является предметом изучения философии, психологии, педагогики, социологии. Сущность преемственности и ее функции, структура изучаются многими современными исследователями. В их числе: В.С. Библер, В.К. Чалоян, Ф.Ю. Исмаилов, М.П. Завьялова и другие.

Л.С. Выготский представляет преемственность как систему пошагового изменения личности. Он рассматривает каждый новый шаг в развитии результатом предшествующего шага, то есть тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии, в связи с чем цели и методы воспитания и обучения должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутого ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», то есть тому, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества с взрослым, под его непосредственным руководством, с его помощью [3]. Л.С. Выготским и В.В. Давыдовым прописаны преемственные возрастные периоды, которые обнаруживаются в развитии личности. В их исследованиях представлены основные показатели возрастного развития психики и психических новообразований ребенка, обоснованы критические периоды, сопровождающиеся возрастными кризисами и определяющие переход от одного стабильного периода к другому [5].

Исходя из идеологии ФГОС ДО и личностно-ориентированной модели педагогического процесса В.В. Давыдова и В.А.Петровского, основанной на признании в ребенке индивидуальности, дошкольное образование «должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры» [6, с.6].

Продолжая идеи Л.С. Выготского и В.В.Давыдова, В.Т. Кудрявцев конкретизирует, что основанием для преемственной связи ступеней образования и социального воспитания является зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса - педагога и детей. Особое значение проблема преемственности приобретает при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, так как точки их сопряжения совпадают с точкой смены типов самого развития детей [10].

Изучение преемственности в педагогическом аспекте позволяет определить ее сущностные основания по отношению к образовательному процессу. С.Т. Шацкий, определяя важность последовательной смены этапов социокультурного развития ребенка, считал, что самая необходимая деятельность педагога должна быть направлена на сохранение того, что ребенок получил на предыдущем этапе своего развития [12]. Ш.И. Ганелин под преемственностью понимает опору на пройденное содержание, его дальнейшее использование и развитие у учащихся соответствующих знаний, умений, навыков, в связи с чем происходит создание новых разнообразных связей, расширение и углубление новых знаний, закрепление пройденного материала на следующем высоком, более качественном, уровне [6]. Особое значение имеет его позиция о том, что установление преемственности обеспечивает и предполагает качественные изменения в развитии различных сфер личности, проявляющиеся в возрастании его физических и интеллектуальных возможностей, в расширении жизненного опыта, в совершенствовании его способов поведения. Ш. И. Ганелин считает, что переход детей на следующую ступень обучения сопровождается необходимым соотношением уже достигнутого уровня с новыми требованиями и возможностями личности для и социального развития, поскольку в результате такого соотношения возникает возможность прогнозирования перспективы формирования целостной личности [4].

В работах Е.Н. Водовозовой, В.Я. Лыковой, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого представлены особенности реализации принципа преемственности в образовательных процессах дошкольного и начального школьного образования. В их исследованиях акцентируется внимание на воспитании детей, и поскольку оно должно начинаться задолго до того момента, как ребенок поступает в школу. В период дошкольного детства одним из образовательных  результатов определяется готовность ребенка к школе, которая соответствует возможностям детей, вытекает из «потребностей детской природы» развивать «ум и сердце» формирующейся личности, пробуждает интерес к учению. По мнению авторов, от результативности дошкольного воспитания зависит успешность школьного обучения [12]. Тем не менее Г.П. Новикова считает, что дошкольное образование, «...соблюдая преемственность с другими ступенями общего образования, не может и не должно превращаться в целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе» [11, с.18].

Проблеме преемственности в образовательной деятельности дошкольной организации и начальной школы посвящены исследования Т.Н..Богуславской, Н.Ф. Виноградовой, Л.Н. Галигузовой, Л.М.Денякиной, Р.А.Должиковой, В.С.Егорычевой, Е.Кудрявцевой, О.П.Мироновой, М.М. Пашковской.

Теоретические и прикладные положения реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным образованием представлены в исследовании Т. Н. Богуславской с двух позиций. Первая позиция рассматривается через определение общих и частных целей образования на данных уровнях, обуславливающих создание единой линии в его содержании, которая обеспечивает эффективность поступательного развития ребенка и успешность перехода на следующий уровень образования. Вторую позицию Т.Н. Богуславская связывает с единством и согласованностью всех компонентов методической системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации [1].

Преемственность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в работах Р. А. Должиковой описывается как последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, а главное - технологии обучения и воспитания. Исследователь обращает внимание на необходимость создания единого образовательного пространства как одного из условий непрерывности образования и социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [7].  

Исследуя принцип преемственности в программно-целевом компоненте социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, следует отметить, что актуализация цели происходит в зависимости от возрастных возможностей детей на конкретном возрастном этапе. Отечественные образовательные организации при постановке преемственных целей ориентируется на «Концепцию содержания непрерывного образования», 2008 [8]. В данном документе представлены общие и специфические цели образования и социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В социальном воспитании необходимо определение поступательной взаимосвязи преемственных целей, сохраняющихся и развивающихся на этих этапах. Преемственные цели социального воспитания должны иметь два направления. Первое должно быть связано с приобщением детей к элементам социальной культуры, обеспечивающим достижение оптимального уровня социального развития детей дошкольного возраста; второе - с формированием социальной компетентности как интегративного личностного образования, начальное проявления которого обнаруживается в младшем школьном возрасте. Цели социального воспитания могут корректироваться применительно к конкретным детям, программе, а также к специфике целей образовательной организации. Реализация принципа преемственности социального воспитания в содержательном аспекте педагогического процесса происходит через создание соответственных преемственных программ воспитания. В проводимом нами исследовании в качестве таковых рассматриваются программы Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» и Л. В. Коломийченко, И.В. Груздевой «Основы социокультурного проектирования» (ОСП) [9].

Анализируя современную нормативно-правовую базу системы образования в первое десятилетие 21 века, мы пришли к выводу, что содержание образования наполнено новыми идеями проблемы преемственности. В настоящее время законодательно закреплено внедрение федеральных государственных стандартов (ФГОС ДО) и образовательных стандартов (ФГОС НОО). В данных документах преемственность рассматривается как необходимое условие непрерывности образования и  социального воспитания личности в системе дошкольного и начального образования.

М.В. Бывшева, исследуя ФГОС ДО и ФГОС НОО, отмечает, что на уровне дошкольного образования практически зафиксирована необходимость преемственности социального воспитания дошкольного и начального образования, однако должного внимания не уделяется условиям ее проектирования и реализации, не затронут вопрос преемственности основных и дополнительных программ [2].

Представленные позиции позволяют нам сделать вывод, что в педагогических исследованиях преемственность образования и социального воспитания рассматривается как дидактический принцип, способ организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, как фактор, обеспечивающий процесс непрерывного развития личности, единство педагогических установок и согласованность каждого компонента системы дошкольного и начального школьного образования в области социального воспитания. Дошкольное образование само по себе не будет иметь перспектив развития, если оно не будет выстраивать своих отношений со школой, если при этом не соотносятся, не гармонизируются социокультурные основания, целевые ориентиры и технологические ресурсы различных ступеней и уравнений единой системы образования [11].

Рецензенты:

Коломийченко Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., зав.  кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.