Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

A SUMMARY OF THE APPLICANT AS A METHOD OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENT OF STUDENTS IN THE STATE INTERDISCIPLINARY EXAM

Starovoytova Zh.A. 1
1 Omsk State Pedagogical University
Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию опыта применения резюме соискателя на государственном междисциплинарном экзамене. Резюме соискателя рассматривается как метод оценивания учебно-профессиональных достижений студентов. В работе представлено обоснование критериев и показателей оценивания защиты резюме для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», отрасль «Экономика и управление». Основанием для структуры и содержания резюме соискателя выступают потрфолио учебно-профессиональных достижений студента и его индивидуальный план обучения. Защита резюме соискателя позволяет не только оценить компетентность выпускников, но и содействовать формированию ценностного отношения к их конкурентоспособности на рынке труда. Резюме соискателя как метод оценивания профессиональной компетентности выпускников по направлению «Профессиональное обучение», апробируется на кафедре профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета в течение нескольких лет.
The article is devoted to theoretical and methodological substantiation of experience in the application of the CV of a candidate for state interdisciplinary exam. Summary the applicant is considered as a method of estimation of educational and professional achievements of students. The paper presents the rationale for criteria and indicators of evaluation protection summary for undergraduate students enrolled in «Vocational training», industry «Economics and management». The basis for the structure and content of the candidate´s portfolio are educational and professional achievements of the student and his / her individual learning plan. Protection a summary of the applicant allows not only to assess the competence of graduates, but also to promote the formation of value attitude to their competitiveness in the labour market. A summary of the applicant as a method of assessment of professional competence of graduates in «Vocational training», is being tested at the Department of professional pedagogy, psychology and management, Omsk state pedagogical University for several years.
PR competence
portfolio of educational achievements
state interdisciplinary examination
summary the applicant

Реализация Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования требует обоснованного выбора современных методов, форм и средств оценивания компетенций выпускников на государственном междисциплинарном экзамене, разработки критериев и показателей аттестационных испытаний соответствующих основной образовательной программе, которые студенты освоили в процессе профессионально подготовки.

В практике Омского государственного педагогического университета на междисциплинарном государственном экзамене по направлению подготовки бакалавров и магистров «Профессиональное обучение» (отрасль подготовки  «Экономика и управление», магистерские программы «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании») используются и традиционные методы оценивания компетенций выпускника: теоретические вопросы, учебно-профессиональные ситуации; и инновационные методы: защита портфолио учебных достижений студента. Данные методы реализуются в системе. Проблематика теоретических вопросов и учебно-профессиональных ситуаций преемственно и взаимосвязано предлагаются в экзаменационном билете, в портфолио студенты демонстрируют учебные достижения, подтверждающие опыт и навыки управления образовательным учреждением, учебно-воспитательным процессом.

Анализ результатов защиты портфолио  выпускников магистратуры выявила эффективность студентов по следующим показателям:

- достаточно большой объем учебно-профессиональных проектов и методических разработок, которые разработаны по заявке образовательных учреждений, имеют практическую значимость;

- наличие дипломов, сертификатов, удостоверений об участии в научно-практических конференциях различного уровня, специальных курсах, грантах, конкурсах профессионального мастерства, обучающих семинарах и т.д., подтверждающих профессиональную мобильность магистрантов;

- представлены тезисы статей за период обучения в магистратуре, указывающих на научно-исследовательские интересы студентов, динамику их научно-исследовательской деятельности и саморазвития менеджера как исследователя образовательных систем;

 - документы, отражающие официальную оценку работы выпускника (характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др., документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей);

- достаточно высокий уровень качества самопрезентации, сформированности профессиональной рефлексии в процессе защиты портфолио.

Однако отмечаются некоторые проблемы:

- декларативность представления студентами своих учебно-профессиональных достижений, акцентирование внимания на перечень материалов портфолио;

- недостаточно выраженная самооценка конкурентоспособности;

- недостаточно четко продемонстрирована взаимосвязь учебно-профессиональных достижений, объективной самооценки уровня своих профессиональных компетенций и перспективы развития профессиональной карьеры в образовании.

Чтобы актуализировать потребность студентов к формированию опыта в деловой конкуренции, подтверждению конкурентоспособности на основе PR-компетентности выпускников, коллективом кафедры профессиональной педагогики, психологи и управления было утверждено решение о защите на экзамене резюме соискателя. Содержание резюме соискателя основано на материалах портфолио студента,  а так же его индивидуальном плане обучающихся в магистратуре и на бакалавриате.

Теоретическим обоснованием использования резюме соискателя на государственном экзамене как метода оценивания компетентности выпускников выступают: акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста А.А. Деркач, теоретические идеи PR в сфере образования (А.Б. Вифлеемский), развития  PR-компетентности педагога (Н.И. Замерченко), теоретические идеи о конкурентоспособности в образовании (А.А. Власова, Д.В. Чернилевский). Раскроем основные теоретические положения указанных исследователей:

1. Акмеологический принцип, декларирующий стремление студента к творческой самореализации, которое реализуется в «соревновательном компоненте в обучении» [2, с. 19].

2. Результатом компетентностного обучения выступает готовность выпускника решать новые проблемы в незнакомых профессиональных ситуациях.

3. Принцип дальнего переноса (far transfer), означающего готовность личности использовать сформированные компетенции в ситуациях, слабо сходных с ситуациями, для которых эти компетенции предназначены.

4. PR-компетентность - это интегральная характеристика личности специалиста, проявляющаяся «в умении эффективно применять  современные психологические и PR-технологии, позволяющие добиваться максимальной самореализации в профессии.

5. PR-компетентность проявляется через показатели: способность личности управлять саморазвитием профессионально значимых умений,  которые позволяют эффективно взаимодействовать «в условиях делового общения с внешней и внутренней общественностью»;  самомотивация к профессиональному познанию; способность обосновывать выбор содержания самообразования на основе актуального  социального заказа общества и систематизировать это содержание адекватно прогнозируемым целям профессионального саморазвития, развития профессиональной карьеры; обоснованный выбор и применение современных и передовых методов, форм, средств образовательной и научно-исследовательской деятельности, контроль и оценка их эффективности для обеспечения востребованности на рынке труда;  моделирование профессионального и индивидуального имиджа для формирования устойчивого интереса к личности со стороны внешней и внутренней общественности; владение «спичрайтерской компетенцией», то есть способность стимулировать спрос на услугу или деятельность посредством публикаций или презентаций в СМИ, обеспечивать популяризацию требуемого материала [1, 3].

Защита резюме соискателя на экзамене оценивается в соответствие с единым критерием, который применяется как интегративная мера оценивания сформированности компетенций студентов, как в ходе текущей, промежуточной, так и итоговой аттестации. Критерий определен как  «готовность решать учебно-профессиональные задачи».

Для оценки резюме студентов-бакалаваров из ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение», отрасль «Экономика и управление», выбраны профессиональные и общекультурные компетенции, определены показатели, сформулированы признаки сформированности компетенций в соответствие со шкалами оценивания и в соответствие с уровнями освоения каждой компетенции. В такой последовательности раскроем характеристику показателей оценивания сформированных компетенций, количество баллов за защиту резюме и признаки компетенций по уровням. К показателям оценивания защиты резюме относятся: эффективность целеполагания в резюме, содержательность, обоснованность резюме и эмоционально-ценностное отношение.

Показатель «эффективность целеполагания в резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-2; ОК-7; ОК-25; ПК-5 [5].

Пороговый уровень (5-6 баллов): демонстрирует знание всех ключевых ценностей профессии (ценности-цели, ценности-средства; ценности-отношения; ценности-знания; ценности-качества личности); знает структуру, этапы и закономерности  ценностного и социокультурного самоопределения и саморазвития; умеет определять свое отношение к себе как личности и субъекту жизнедеятельности; умеет высказывать свое отношение к каждой ключевой ценности профессионально-педагогической деятельности; владеет методами самоанализа профессионально-педагогической деятельности (проводит педагогический анализ; педагогическое оценивание); объясняет основные трудности профессионально-педагогической деятельности.

Продвинутый уровень (7-8 баллов): проявляет понимание смыслов и значений ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (КЦП) с позиции социально-педагогического аспекта  (общественно-педагогические; профессионально-групповые; личностно-педагогические); свободно интерпретирует  КЦП; умеет соотносить уровень развития своих личностных, профессионально-важных качеств с предъявляемыми требованиями; умеет обосновать выбор профессионально-педагогических ценностей; способен анализировать и рефлексировать трудности, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, способы и процесс достижения результатов, извлекать из ситуации положительный опыт.

Высокий уровень (9-10 баллов): проявляет понимание смыслов и значений ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (КЦП) с позиции социально-педагогического аспекта  (общественно-педагогические; профессионально-групповые; личностно-педагогические); свободно интерпретирует  КЦП; умеет определять свои жизненные цели и планы, свое отношение к значимым аспектам различных сфер своей жизнедеятельности; владеет навыками предметно-личностной рефлексии: осмысливает мотивы собственной педагогической деятельности, способы и приемы своей работы, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон в рассматриваемой профессионально-педагогической ситуации; обосновывает критерии эффективности профессионально-педагогических действий.

Показатель «содержательность резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-7, ПК-3, ПК-6, ПК-27 [5].

Пороговый уровень (5-6 баллов): имеет представление о содержании (цели, задачах, видах, функциях) профессионально-педагогической деятельности  на интуитивном уровне; владеет минимумом навыков профессионально-педагогической деятельности  в соответствие с занимаемой должностью; умеет выполнять отдельные должностные обязанности.

Продвинутый уровень (7-8 баллов): знает теоретические основания своей профессионально-педагогической деятельности, обосновывает содержательность профессиональных знаний; демонстрирует технологические аспекты профессионально-педагогической деятельности; определяет приоритеты своих должностных обязанностей.

Высокий уровень (9-10 баллов): принимает профессионально-педагогические решения на основе анализа теории и практики; легко переключается на новые виды профессионально-педагогической деятельности; владеет опытом профессионально-педагогической деятельности, творчески подходит к реализации основных функций.

Показатель «обоснованность резюме» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-2, ОК-7, ОК-25, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-27, ПК-31 [5].

Пороговый уровень: понимает основания выбора документов в портфолио для подтверждения сформированности компетенций; знает критерии эффективности профессионально-педагогических действий при демонстрации наполнения портфолио методическими разработками; демонстрирует опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО в соответствии с требованиями стандартов и профессии; демонстрирует опыт самооценки качества представленных материалов в портфолио и перспективы ценностного социокультурного самоопределения и саморазвития в профессионально-педагогической деятельности.

Продвинутый уровень: демонстрирует представление о ключевых ценностях профессии при выборе документов, подтверждающих сформированность компетенций; анализирует собственные ключевые ценности профессии при определении соотношения материалов в каждом из разделов портфолио учебно-профессиональных достижений; обосновывает эффективность реализации методических разработок в практике образовательных организаций СПО; обосновывает опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО на основе применения современных методов, технологий профессионального воспитания и  обучения, передовых отраслевых технологий.

Высокий уровень: обоснованно аргументирует выбор документов в содержание портфолио, подтверждающих сформированность компетенций; демонстрирует осознанность ключевых ценностей профессии при определении соотношения материалов в каждом из разделов портфолио учебно-профессиональных достижений; аргументирует свой опыт организации учебно-воспитательной деятельности в ОО СПО на основе применения современных методов, технологий профессионального воспитания и  обучения, передовых отраслевых технологий; владеет навыками предметно-личностной рефлексии: осмысливать мотивы собственной педагогической деятельности, способы и приемы своей работы, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон в рассматриваемой профессионально-педагогической ситуации.

Показатель «эмоционально-ценностное отношение» оценивается в соответствие со следующими компетенциями: ОК-8; ОК-11[5].

Пороговый уровень: знает и демонстрирует психоэмоциональные основания общения,  способы сохранения коммуникативного контакта и способы его восстановления; демонстрирует заинтересованность в успехе; выстраивает общение с опорой на позитивный потенциал личности и коллектива.

Продвинутый уровень: умеет эффективно выражать  личное эмоционально-ценностное отношение к излагаемому материалу исследования, органично сочетать элементы личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения; умеет устанавливать контакт с собеседником, сочетать доброжелательную требовательность и доверие; владеет опытом управления своим психологическим состоянием в условиях общения.

Высокий уровень: демонстрирует уверенность, открытость, искренность и естественность в общении, отзывчивость и эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, адекватное восприятие, ориентацию на обсуждение, диалог; умеет  стимулировать коммуникативную активность партнёров по общению; владеет технологиями создания благоприятного психологического климата, эффективного слушания, эмоциональной саморегуляции, анти-манипулятивного поведения.

Каждый показатель оценивается в 10 баллов, из них для высокого уровня определяется 9-10 баллов, для продвинутого - 7-8 баллов, для порогового - 5-6 баллов.

Исходя из обозначенных теоретических позиций резюме соискателя - это метод оценивания готовности выпускников к самопрезентации учебно-профессиональных достижений в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Эффективность самопрезентации определяет решающее значение для конкуренции выпускника на рынке труда и выводов потенциального работодателя о готовности выпускника к эффективному выполнению работы на соответствующей позиции в организации.

Рецензенты:

Маврин С.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Шипилина Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.