Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES SOCIAL DEVELOPMENT OF DAGESTAN IN THE XIX-EARLY XX CENTURIES

Musaeva A.G. 1
1 GAOU VPO «Dagestan State Institute of National Economy"
В настоящее время значительно усилился интерес ученых и общественности к вопросам истории национальных регионов, а также к социально-экономическим и культурным процессам, происходившим на стыке XIX–XX вв. на окраинах Российской империи. Это можно сказать и относительно Дагестана. В условиях перехода нашей страны к новым общественно-экономическим и политическим отношениям исследование путей этого перехода особо стало актуальным во всех отношениях. Это объясняется в основном попытками извлечь и использовать опыт прошлого в области социально-экономических, административно-политических и судебных реформ, проведенных российскими властями в них, в том числе и в Дагестане.
In recent years significantly increased the interest of scientists and the public on the history of national regions, as well as socio-economic and cultural processes taking place at the junction of XIX–XX centuries. on the outskirts of the Russian Empire. This is true of Dagestan. In the transition of our country to the new socio-economic and political relations to investigate ways of this transition was particularly relevant in all respects. This is mainly due to attempts to extract and use past experience in the field of socio-economic, administrative, political and judicial reforms carried out by the Russian authorities in them, including in Dagestan.
socio-economic development
reform
the twentieth century
the nineteenth century
the end of the Caucasian War
Dagestan
Russia
В последнее время значительно усилился интерес ученых и общественности к вопросам истории национальных регионов, а также к социально-экономическим и культурным процессам, происходившим на стыке XIX-XX вв. на окраинах Российской империи. Это можно сказать и относительно Дагестана. В условиях перехода нашей страны к новым общественно-экономическим и политическим отношениям исследование путей этого перехода особо стало актуальным во всех отношениях. Это объясняется в основном попытками извлечь и использовать опыт прошлого в области социально-экономических, административно-политических и судебных реформ, проведенных российскими властями в них, в том числе и в Дагестане.

Опыт реформаторства конца XIX - начала XX вв. должен помочь современным поискам в выявлении наиболее оптимальных их вариантов, чтобы с их помощью создать в стране стабильное, действительно гражданское общество.

Народы Дагестана прошли сложный и длительный путь социально-экономического развития. Можно сказать, что с раннего средневековья до конца 50-х годов XIX в. народы Дагестана жили в условиях господства феодально-крепостнических отношений. Во второй половине XIX в. со времени фактического включения Дагестана в Российскую империю, царские власти сделали попытку реформаторским путем внести изменения в социально-экономические отношения в регионе, перевести их в русло капиталистических, товарно-денежных отношений, успешно развивавшихся тогда в России. Царским властям в целом удалось осуществить намеченное.

После окончания восстания под руководством Шамиля Дагестан был включен в состав Российской империи. Одними из первых мероприятий, проведенных на покоренных территориях, являлись реформы политической и судебной системы, аграрная реформа. Одной из основных проблем являлся вопрос об управлении покоренными народами. Необходимость решения этого вопроса диктовалась тем, что на момент окончания восстания в Дагестане здесь существовали различные формы политического устройства - феодальные владения, сельские общества, территории, находившиеся в русском управлении, типа Самурского округа. Часть горного Дагестана в период восстания входила в состав имамата Шамиля. Одной из целей реформы являлась ликвидация разнотипности управления и включение Дагестана в политическую систему России. В новых условиях правительству требовалась такая система управления, которая соответствовала бы интересам России и способствовала бы окончательному усмирению беспокойного населения. В основу реформы был положен проект князя Барятинского, предложенный на высочайшее рассмотрение императора в 1856 году.

Проект этот подвергся дополнительной доработке и в окончательном виде вошел в «Положения о Кавказской армии», утвержденные 1 апреля 1858 года. Непосредственное отношение к Дагестану имел специальный раздел этого документа. «Положение» послужило основой для создания новой формы административного деления и управления. Введению нового управления предшествовала предварительная доработка подготовленного проекта, обсуждение его. После этого, 5 апреля 1860 г. было утверждено «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». Новое управление получило название военно-народного. Оно предусматривало создание новой административной единицы в составе России - Дагестанской области. В административном порядке она разделялась на 4 военных отдела и 2 гражданских управления. Военные отделы именовались Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. В Северный Дагестан вошли Даргинский округ, владение Тарковское, ханство Мехтулинское, наибство Присулакское. Южный Дагестан составляли округа Кайтаго-Табасаранский, Самурский, ханство Кюринсоке. В Средний Дагестан вошли округа Гунибский, казикумухский, ханство Аварское в границах, существовавших до 1813 г. Также сюда были причислены некоторые горские общества -  Карата, Цунта и др. Верхний Дагестан целиком состоял из горных обществ. Гражданское управление составили Дербентское градоначальство, а также управление городом Петровском с прилегающими к нему землями. Отделы разделялись на округа, округа делились на наибства.

Во главе области находился областной начальник, который назначался из числа военных генералов и увольнялся по высочайшему указу правительства. Ему принадлежала полнота власти по всем частям управления - административной, финансовой, хозяйственной и военной. В своих правах он приравнивался к генералу - губернатору. Областному начальнику подчинялись все главы отделов. В их функции входило управление вверенными им отделами и командование расположенными здесь войсками. Помимо решения задач управления и командования войсками, начальники отделов имели право вмешательства в судебную часть. Они могли принимать жалобы на решение дел окружными судами, останавливать приведение в исполнение приговоров. Начальникам отделов подчинялись окружные начальники. Они обладали собственным штатом работников, при них действовал окружной суд. Окружному начальнику подчинялись войска, дислоцированные в округе. По судебной части, окружные начальники исполняли обязанности председательствующего в суде с правом одного голоса и перевеса решения в пользу его мнения.

Округа подразделялись на наибства. На должности наибов большей частью назначались дагестанцы. Их главная обязанность определялась, как точное исполнение требований начальства. Низовое звено администрации составляло сельское управление. В "Положении" говорилось, что оно было оставлено без изменений. В рамках этой же реформы правительство отстранило от власти имевшихся еще феодальных правителей. В период с 1860 - по 1867 г. существовавшие еще феодальные владения были упразднены. Их территории были введены в состав округов. Пока шли военные действия, правительство нуждалось в союзниках. Ими и являлись феодальные правители. С окончанием войны, необходимость в них отпала. Кроме того, феодальные владения не вписывались в политическую систему России. Отстранение от власти местных правителей было проведено преимущественно в форме их добровольного отказа от власти. Взамен они получили существенные денежные компенсации и земельные владения. Таким образом, в Дагестане было создано единое управление, которое полностью обеспечивало колониальные интересы царизма. Ничего народного в управлении Дагестаном не было. Главным плюсом реформы считалась возможность подавления любого народного недовольства.

Как видно, на общественно-экономическое развитие Дагестана большое влияние оказывали политические события, происходившие на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX века. Большое значение для экономического и социального развития Дагестана имело проведение по окончании Кавказской войны в конце XIX в. административно-территориальных, социальной, судебной, аграрной и других реформ. Необходимость их проведения диктовалось, прежде всего, интересами приспособления экономики края к нуждам развивающихся товарно-денежных отношений в России; царизм проведением этих реформ стремился добиться и умиротворения в Дагестане, в котором, как и в остальных областях Кавказа происходило обострение антиколониальной и социальной борьбы. В отечественной историографии существуют разные мнения о значении и итогах этих реформ для Северного Кавказа и Дагестана. На наш взгляд, несмотря ни на что, включение Дагестана в состав России, установление экономических, политических, культурных связей с Россией внесли значительный позитивный вклад в хозяйственную и культурную жизнь дагестанского народа. Этот вклад был бы более ощутимым и результативным во всех отношениях, если бы не был сильно ограниченным и формальным характер попыток решения аграрного, социально-правового, административно-территориального и других вопросов в Дагестане. Проводившиеся в 60-70-х гг. XIX в. реформы явились попыткой своеобразного завершения процесса превращения Дагестана в колонию

Российской империи. Система административного управления и территориального деления, введенная в 60-70-х гг. XIX в. по окончании Кавказской войны в Дагестане и известная под названием «военно-народная», по существу, оказалась системой колониального управления. В руках царских чиновников и офицеров, которые сосредоточили в своих руках всю полноту власти, осуществляли политику царизма в интересах4 самодержавия и местных имущих классов, что резко ухудшало экономическое и политическое положение крестьянских масс. В то же время она была направлена на ущемление сепаратистских устремлений части оппозиционно настроенных к царизму представителей местных имущих верхов, у которых отнимали власть и нередко владения.

Все это оказывало влияние и на отношения Дагестана и России, которые не всегда были гладкими. С появлением возможности высказывать по ним мнения, отличные от господствовавшей долгие годы «причесанной»  официальной точки зрения, на страницах печати можно встретить самые разнообразные их оценки. Надеюсь, что шагами к воссозданию объективности картины послужит и данная работа, основанная на реальных документах и фактах.

Дагестан всегда играл важную роль в политике России на Кавказе и царские власти всегда уделяли ему большое внимание, так как он занимал стратегически важное географическое положение, связывая Северный Кавказ с Закавказьем. К тому же через Дагестан проходили торговые пути в шахский Иран и султанскую Турцию. «Потерять Дагестан- все равно, что потерять весь Закавказский край», писал командующий Кавказской Армией генерал Г.Орбелиани в период Кавказской войны.

Царские власти явно дорожили Дагестаном, с таким трудом покоренным ими к концу 50-х гг. ХІХ в. На наш взгляд, этим во многом и объяснялось стремление царских властей провести целую серию реформ в Дагестане во второй половины XIX - в начале XX века., в связи с которыми жизнь народов Дагестана значительно изменилась.

С присоединением к России и полным завоеванием ею Дагестана иразвитием российского капитализма вширь происходила ломка докапиталистических производственных отношений в Дагестане, как и вдругих ее национальных окраинах. На смену им приходили товарно-денежные отношения. Еще одним результатом развития российского капитализма «вширь» стало создание мощных центров современного производства, как Юг России, Грозненский, Бакинский нефтяные районы, которые поглощали поступающую извне рабочую силу, в том числе и дагестанских отходников. Особое значение для их развития имело строительство железной дороги Ростов-Владикавказ, превратившей Северный Кавказ в единую экономическую систему в начале XX в. и давшей возможность «говорить о формировании социально-экономического, историко-культурного Юго-Восточного региона России», в котором Дагестану отводилось и ныне отводится важное место. Отечественная историография XIX-XX вв. уделила немало внимания всем проблемам развития Дагестана на рубеже XIX-XX вв., о чем подробно будет сказано выше. Здесь же отметим, что большой фактический материал выявленный из архивов, позволяет значительно глубже и полнее исследовать проблемы социально-экономического развития Дагестана в указанный период, выявить особенности перехода Дагестана от еще достаточно прочных феодально-крепостнических отношений к капиталистическим отношениям, которые внесли много нового в общественно-экономическое развитие Дагестана.

Именно с 60-х годов XIX в. стали бурно развиваться товарно-денежные отношения и расти торговое земледелие в Дагестанской области. Ускорился и процесс разделения труда, отделения крестьянской домашней промышленности от земледелия и дальнейшее перерастание ее в мелкое товаропроизводство. Набирал силу и процесс капитализации крестьянского хозяйства, и развитие производительных сил в этой сфере производства. В дагестанских аулах активизировался процесс поляризации общества на новые социальные группы - на буржуазию и сельскохозяйственных рабочих, крестьянское хозяйство все больше связывалось с рынком, теряло былую замкнутость. В Дагестане шел процесс его ускоренного, в то же время трудного, перехода от феодализма к капитализму, в связи с чем происходили сильные изменения в экономике, культуре и быте народов Дагестана, в их социальном положении.

Рецензенты:

Магомедов Н.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом древней и средневековой истории Дагестана ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала;

Кидирниязов Д.С., д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела древней и средневековой истории Дагестана ДНЦ РАН ИИАЭ, г. Махачкала.