Возраст 6-7 лет определяется как этап психофизиологической готовности ребенка как к систематическому обучению в школе, так и к систематическим занятиям спортом. Данный возраст характеризуется показателями морфологического, функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [1, 3, 6].
В ряде публикаций установлено, что возрастная динамика психомоторных показателей детей от 10-ти до 16 лет характеризуется неравномерностью, общей тенденцией к снижению времени зрительно-моторных реакций с отдельными периодами увеличения показателей лабильности нервной системы, их зависимостью от профиля обучения [6] и особенностями проявления в зависимости от занятий спортом [6]. К сожалению, данные исследования не затрагивают более ранние этапы онтогенеза, в частности отсутствуют аналогичные данные по возрастной группе детей от 6-ти до 8 лет.
Результативность в теннисе определяется комплексом психофизиологических, психологических и физических качеств юного спортсмена, т.к. данный вид спорта характеризуется сложной двигательной активностью, высоким психоэмоциональным напряжением во время тренировочной и особенно соревновательной деятельности. Поэтому актуальным, на наш взгляд, становится вопрос выявления факторов, обусловливающих и лимитирующих эффективность спортивной деятельности юных теннисистов.
Целью настоящего исследования стало изучение динамических характеристик двигательной деятельности юных теннисистов с учетом свойств нервной системы.
Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие 80 юных теннисистов ГОУ ДОД РСДЮСШОР по теннису г. Уфы. Экспериментальную группу составили спортсмены 7-8 лет с одинаковым стажем занятий большим теннисом и уровнем подготовленности. Допуск юных спортсменов к психофизиологическому обследованию проводился на основании письменного согласия одного из родителей и администрации спортивной школы.
Психофизиологические двигательные способности теннисистов исследовались на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» [2]. Из числа специфических двигательных способностей теннисистов определяли: реагирующую, дифференцировочную, ориентационную, ритмическую способности, переключение внимания.
Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.
Результаты исследования и их интерпретация. Свойства нервной системы изучались с использованием методики теппинг-тест, основанной на изменении во времени максимального темпа движений кисти и анализе волновой структуры статодинамических характеристик исходного временного ряда. В результате тестирования исследуемая выборка была разделена на три группы: с сильной (n=50), слабой (n=14) и близкой к слабой (n=16) нервными системами. Поскольку статистические характеристики психофизиологических качеств у юных теннисистов с различными типами нервной системы с учетом гендерных различий ранее не изучались, была проведена их оценка с учетом физиологической информативности каждого показателя для выявления среднегрупповых различий.
В таблице 1 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств теннисистов 7-8 лет с сильной нервной системой. Анализ данных таблицы 1 указывает на то, что у мальчиков с сильной нервной системой практически все исследуемые показатели были лучше, чем у девочек с сильной нервной системой. Так, результаты теста «Простая зрительно-моторная реакция» у мальчиков с сильной нервной системой были лучше на 13,88 мс, теста «Реакция различения» - на 29,27 мс, теста «Объем и концентрация внимания» - на 9,67 мс. Различия между средними значениями исследуемых показателей имели статистическую достоверность.
В тесте красно-черные таблицы Шульте - Платонова, отражающим концентрацию внимания, мальчики с сильной нервной системой продемонстрировали лучший результат, они допустили достоверно меньшее количество ошибок (р=0,041), при этом они затрачивали такое же время на прохождение теста, что и девочки с сильной нервной системой. Также нами отмечено, что у мальчиков с сильной нервной системой выше максимальное количество движений кистью руки в ограниченном пространстве (теппинг-тест) по сравнению с девочками с сильной нервной системой (р=0,020).
Таблица 1
Основные психофизиологические показатели юных теннисистов 7-8 лет с сильной нервной системой (М+m) (n=50)
Психофизиологические показатели |
Девочки (n=26) |
Мальчики (n=14) |
р= |
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
284,76±7,99 |
270,88±7,42 |
0,011 |
Реакция различения, мс |
417,38±14,67 |
397,11±14,84 |
0,018 |
Объем и концентрация внимания, мс |
327,84±9,82 |
318,17±8,63 |
0,034 |
Реакция на движущийся объект, мс |
-2,30±1,20 |
0,33±0,57 |
0,020 |
Концентрация внимания, с |
73,07±8,01 |
70,94±5,36 |
0,401 |
Концентрация внимания, кол-во ошибок |
0,84±0,19 |
0,52±0,27 |
0,041 |
Скоростные качества, кол-во раз |
178,69±16,19 |
199,58±13,75 |
0,020 |
Примечание: р - достоверность различий.
В таблице 2 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств юных теннисистов со слабой нервной системой.
Таблица 2
Основные психофизиологические показатели юных теннисистов 7-8 лет со слабой нервной системой (М+m) (n=14)
Психофизиологические показатели |
Девочки (n=8) |
Мальчики (n=6) |
р= |
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
271,3±8,04 |
304,2±5,22 |
0,002 |
Реакция различения, мс |
399±3,24 |
473,2±3,5 |
0,001 |
Объем и концентрация внимания, мс |
305±7,10 |
331±4,52 |
0,005 |
Реакция на движущийся объект, мс |
1,05±1,48 |
-1,85±1,01 |
0,019 |
Концентрация внимания, с |
58,0±5,17 |
58±4,1 |
0,112 |
Концентрация внимания, кол-во ошибок |
2,0±0,96 |
0 |
0,042 |
Скоростные качества, кол-во раз |
245±22,91 |
179,1±8,3 |
0,011 |
Примечание: р - достоверность различий.
Анализ данных, представленных в таблице 2, указывает на то, что девочки со слабой нервной системой лидируют практически по всем показателям по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой. Исключение составляют показатели тестов «реакция на движущийся объект» и «концентрация внимания». Так, среднегрупповые показатели времени выполнения теста Шульте - Платонова не достигают уровня статистической значимости (р=0,11). Примечательно и то, что при выполнении данного теста девочки допускали ошибки (Ме=2), а мальчики со слабой нервной системой ошибок не совершали (Ме=0). Анализируя показатели реакции на движущийся объект, следует отметить, что мальчики и девочки со слабой нервной системой продемонстрировали диаметрально противоположные реакции, так, у мальчиков со слабой нервной системой отмечается опережение выявления сигнала, реакции девочек со слабой нервной системой были более точны.
В таблице 3 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств юных теннисистов с нервной системой близкой к слабой.
Таблица 3
Основные психофизиологические показатели юных теннисистов 7-8 лет с нервной системой близкой к слабой (М+m) (n=16)
Психофизиологические показатели |
Девочки (n=6) |
Мальчики (n=10) |
р= |
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
290,5±3,17 |
273,66±8,07 |
0,015 |
Реакция различения, мс |
438,5±10,68 |
403,66±12,35 |
0,041 |
Объем и концентрация внимания, мс |
350,5±1,44 |
331,33±18,26 |
0,019 |
Реакция на движущийся объект, мс |
-0,74±4,70 |
-0,78±1,17 |
0,054 |
Концентрация внимания, с |
63±12,12 |
86±17,6 |
0,018 |
Концентрация внимания, кол-во ошибок |
0 |
2,0±0,36 |
0,005 |
Скоростные качества, кол-во раз |
200,5±44,74 |
197,6±48,71 |
0,152 |
Примечание: р - достоверность различий.
Анализ представленных данных таблицы 3 свидетельствует о том, что у мальчиков с нервной системой близкой к слабой латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой близкой к слабой. Из представленных в таблице данных видно, что время реакции в тесте ПЗМР мальчики затратили времени меньше на 16,84 мс (р=0,015), в тесте «Реакция различения» - на 34,84 мс (р=0,041), в тесте «Объем и концентрация внимания» - на 19,17 мс (р=0,019). Однако в тесте концентрация внимания, девочки с нервной системой близкой к слабой продемонстрировали лучший результат, как по времени выполнения тестового задания, так и по его качеству. Сопоставление скоростных показателей оцениваемых, теппинг-тестом, не выявило статистически значимых различий средних значений у девочек и мальчиков с нервной системой близкой к слабой (р=0,152).
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики 7-8 лет с сильной нервной системой продемонстрировали более высокую эффективность в исследуемых показателях в сравнении с результатами, показанными девочками с идентичным типом нервной системы. Установлено, что у девочек со слабой нервной системой психофизиологические показатели лидируют по всем показателям по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой. У мальчиков 7-8 лет с нервной системой близкой к слабой латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой близкой к слабой.
Рецензенты:
Костарев А.Ю., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Лобанов С.А., д.м.н., профессор кафедры ОЗиБЖ ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», г. Уфа.