Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DEVELOPMENT OF MECHANISMS FOR PUBLIC PROCUREMENT IN CONSTRUCTION

Buley N.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Объектом исследования данной статьи являются механизмы государственных закупок в строительстве. Предмет исследования – состояние строительного комплекса. Проведен анализ ввода в действие, обновления, выбытия и износа основных фондов строительства. В результате проведенного исследования сделан вывод о высоком физическом и моральном износе основных фондов, их существенном старении и необходимости обновления; обоснована необходимость внедрения прогрессивных форм осуществления государственных закупок; изучена роль строительства в экономике страны; представлен топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов за 2012–2014 гг.; выявлены факторы, препятствующие эффективному использованию государственных закупок в инновационно ориентированной экономике, и сделаны обоснованные выводы. Представленные результаты исследования могут представлять интерес как для строительных организаций различных форм собственности, так и для государственных заказчиков.
The object of study in this article are the mechanisms of public procurement in construction. Subject of research - the state of the construction industry. The analysis of commissioning, renovation, disposal and depreciation of fixed assets construction. As a result of the study: the conclusion of the high physical and moral depreciation of fixed assets, their diligence and substantial need for renovation; The necessity of introduction of progressive forms of public procurement; The role of construction in the economy; represented by top-ranking suppliers by the sum of all signed contracts for 2012-2014, .; identified barriers to the effective use of public procurement in innovation-oriented economy and make informed choices. The presented results of the study may be of interest for the construction of various forms of ownership, as well as for government customers.
fixed assets
construction
public construction order
government procurement
supplier
investment
contract system

В практике многих зарубежных стран используются технологии управления процессами планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерной особенностью национальных контрактных систем является широкое применение механизмов контроля, мониторинга и аудита исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления [1,3].

Формирование системы управления экономикой во многом зависит от состояния строительного комплекса, развитие которого определяется способами и объемами привлечения инвестиций. Строительство является важнейшей фондосоздающей отраслью страны. Увеличение объемов и видов работ, масштабов производства и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления основных производственных фондов. Строительство испытывает дефицит инвестиций, что снижает производственно-технический потенциал отрасли. Темпы роста ввода в действие основных фондов коммерческими организациями ежегодно снижаются (рис. 1). По данным Росстата в 2013 г. степень износа основных фондов в строительстве достигла 50,6% (табл. 1).

Таблица 1

Ввод в действие, обновление, выбытие и износ основных фондов строительства в 2005–2013 гг. [8]

Показатель

2005

2010

2011

2012

2013

Ввод в действие основных фондов, млрд. руб.

78

148

253

236

272

Коэффициент обновления (в постоянных ценах), %

2,9

3,2

5,1

4,5

4,2

Коэффициент выбытия (в постоянных ценах), %

2,2

0,8

1,6

0,8

0,8

Степень износа основных фондов (на конец года), %

44,6

48,3

47,5

49,0

50,6

Данные таблицы 1 свидетельствуют о негативных тенденциях в строительном комплексе: высоком физическом и моральном износе основных фондов, их существенном старении и необходимости обновления.

Рис. 1. Ввод в действие основных фондов коммерческими организациями (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей) [8]

Для повышения уровня конкурентоспособности строительных предприятий, своевременного обновления основных фондов и технического перевооружения необходимо использовать инновационные формы привлечения инвестиций. Не стоит забывать, что важным источником развития и обновления основных фондов являются иностранные инвестиции, доля которых в 2013 г. составила 0,8% общего объема инвестиций в основной капитал (рис. 2).

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал в 2013 г., % [8]

Устойчивый экономический рост определяется уровнем использования инновационных механизмов. Как следствие — необходимо привлекать государственные инвестиции, без которых невозможно инновационное развитие отдельных видов экономической деятельности, в том числе строительства. Строительные организации, даже при условии использования грамотной амортизационной политики, не в состоянии самостоятельно решить накопившиеся проблемы, связанные с ухудшающимся состоянием основных производственных фондов. Разработка инновационного механизма привлечения государственных инвестиций должна строиться на основе внедрения прогрессивных форм осуществления государственных закупок. Повышение эффективности использования инвестиций возможно лишь в условиях партнерских, взаимовыгодных отношений поставщиков и заказчиков. Выражение параметров риска позволит учесть факторы, формирующие устойчивую и управляемую систему государственного заказа. Вопросы формирования и развития механизма управления инвестициями в строительном комплексе на основе мониторинга функционирования системы государственного заказа, несомненно, актуальны. Формирование инновационного механизма привлечения инвестиций в строительный комплекс позволит восстановить и развить производственный потенциал строительных организаций.

В 2014 г. было опубликовано 2 781 706 извещений на сумму 6 035 582,8 руб. Заключено 2 763 537 государственных контрактов на 5 497 314,8 руб., в качестве заказчиков зарегистрировано 24 145 организаций, в том числе: бюджетных учреждений: 54,15% (134 904); казенных учреждений: 20,60% (51 333); органов государственной власти, органов местного самоуправления: 19,95% (49 714); автономных учреждений: 1,84% (4 593); унитарных предприятий: 1,23% (3 067); организаций, имеющих долю государственного участия: 1,00% (2502); органов управления государственным внебюджетным фондом: 0,90% (2232); субъектов естественных монополий: 0,17% (425); хозяйственных обществ с долей государственного участия в уставном капитале: 0,06% (144); иных организаций: 0,05% (128); дочерних хозяйственных обществ: 0,02% (41); иных юридических лиц: 0,01% (26); организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности: 0,01% (18); государственных корпораций, государственных компаний (в том числе Государственная корпорация «Росатом»): 0,00% (12); банков: 0,00% (3); органов аудита: 0,00% (2), органов контроля: 0,00% (1). За первый квартал 2015 г. опубликовано 909 858 извещений на сумму 1 485 628,3 руб., что составляет 32,7% от количества опубликованных извещений в 2014 г. и 24,6% от общей суммы объявленных закупок. Глобальных изменений в структуре заказчиков за исследуемый период не произошло [6]. Рассмотрим топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов за 2012–2014 гг. (табл. 2–4).

Таблица 2

Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г. [5]

Место

Наименование поставщика

Сумма всех заключенных контрактов,

млн руб.

1

Публичное Акционерное Общество «МОСТОТРЕСТ»

96 734,1

2

«Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства»

88 001,3

3

ООО «Стройновация»

57 066,1

4

Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

45 784,1

5

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (ООО «Балтийский завод — Судостроение» )

37 188,6

6

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

35 259,8

7

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

34 606,3

8

ЗАО «Р-Фарм»

29 941,7

9

ОАО "Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева"

29 009,9

10

«УСК МОСТ»

27 894,1

11

АО «Главное управление обустройства войск»

25 761,7

12

АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"»

25 530,9.

13

ООО «МКМ-Логистика»

25 259,2

14

ФГУП «Спецстройсервис» при Федеральном агентстве специального строительства

25 150,4

15

ФГУП «Научно-производственное объединение им.С.А. Лавочкина»

23 194,0

16

ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»

22 260,5

17

ООО «ДСК "Славянский"»

20 320,0

18

ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства»

20 105,3

19

ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны Российской Федерации

18 753,3

20

ЗАО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС»

18 740,6.

Первое место в топ-рейтинге 2012 г. занимает предприятие «Публичное Акционерное Общество "МОСТОТРЕСТ"», сумма всех заключенных контрактов составила 96 734,1 млн руб. В 2013 г. Публичное акционерное общество «МОСТОТРЕСТ» сместилось с 1-го места на 20-е, и сумма всех заключенных контрактов составила 15 036,3 млн руб., что ниже уровня 2012 г. в 6,4 раза. В топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. данная организация не значится. ООО «Стройновация» в топ-рейтинге 2012 г. занимает 3-е место, сумма всех заключенных контрактов составила 57 066,1 млн руб. В 2014 г. объемы закупок компании снизились до 47 872,7 млн руб., что привело незначительному снижению к позиций (до 4-го места рейтинга). Компания «Стройновация» реализует проекты в сфере строительства нефтегазовой промышленности, транспортной инфраструктуры, промышленных объектов. ООО «Стройновация» сохраняет лидирующие позиции и в 2015 г. Так, компания «Стройновация» выиграла конкурс и заключила контракт на строительство комплексной установки подготовки нефти на Юрубчено-Тохомском нефтегазоконденсатном месторождении [7].

Таблица 3

Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. [5]

Место

Наименование поставщика

Сумма всех заключенных контрактов, млн руб.

1

ЗАО «ВАД»

39 316,4

2

«УСК МОСТ»

38 502,6

3

ОАО «Мосэнергосбыт»

27 376,0

4

ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева»

25 147,6.

5

ФГУП «Спецстройтехнологии» при Федеральном агентстве специального строительства

23 571,6

6

ЗАО «Р-Фарм»

23 071,6

7

ЗАО «БалтСтрой»

21 825,5

8

ООО «Хартия»

21 724,9

9

ФГУП «Гознак»

20 595,1

10

ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»

18 610,4

11

ОАО «ФАРМСТАНДАРТ»

18 470,3.

12

ООО «МСК-НТ»

17 344,1

13

ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

17 021,7

14

ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»

16 905,1.

15

ООО «ЭкоЛайн»

16 902,5

16

ОАО «Сибмост»

16 674,3

17

ЗАО «ВАД»

16 548,1

18

ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»

16 457,0

19

ОАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ «РОСТЕЛЕКОМ»

15 711,1

20

ПАО «МОСТОТРЕСТ»

15 036,3

Сумма всех заключенных контрактов Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в 2012 г. составила 45 784,1 млн руб., в 2013 г. — 17 021,7, а в 2014 г. предприятие не вошло в число 20 лидеров. Fabrikant.ru провел масштабное исследование среди компаний — клиентов портала, и наше предприятие как добросовестный организатор и участник торгов получил статус «Закупщик года». Организаторы исследования отметили активную деятельность БАЛТИЙСКОГО завода, привлечение им эффективных электронных торгов и поставщиков. ООО «Балтийский завод – Судостроение» заняло пятое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2012 г., объем закупок составил 37 188,6 млн руб. Предприятие динамично развивается, что позволило увеличить сумму всех заключенных контрактов в 2,3 раза и занять 2-е место в рейтинге 2014 г. [2].

Таблица 4

Топ-рейтинг поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 г. [5]

Место

Наименование поставщика

Сумма всех заключенных контрактов, млн руб.

1

ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ»

174 927,2

2

ООО «Балтийский завод — Судостроение»

84 408,8

3

ЗАО «ВАД»

79 849,7

4

ООО «Стройинновация»

47 872,7

5

ООО «СТРОЙГАЗКОНСАЛТИНГ»

42 942,8

6

ОАО «Сбербанк России»

33 466,1

7

ОАО «Стройтрансгаз»

32 968,5

8

АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"»

31 854,9

9

ЗАО «Р-Фарм»

31 760,0.

10

ОАО «Научно-производственная корпорация "Иркут"»

31 736,0

11

"Производственно-строительное объединение «Казань» (ООО «ПСО "Казань"»)

31 065,0

12

ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"»

27 752,9

13

ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой»

25 913,4

14

ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»

25 207,4

15

АО «Строительное управление № 1»

22 023,9

16

ООО «Хартия»

20 983,3

17

Поволжский банк ОАО «Сбербанк России»

19 847,0

18

ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»

19 756,8

19

«КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» «CROCUS INTERNATIONAL»

18 742,6

20

ОАО Корпорация «Трансстрой»

17 415,9

ООО «Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС"» входило в число 20 лидеров государственного заказа на протяжении последних 3 лет. Так, в 2012 г. сумма всех заключенных контрактов составила 22 260,5 млн руб., что позволило занять 16-е место в рейтинге. В 2013 г., несмотря на снижение суммы всех заключенных контрактов до 18 610,4 млн руб., компания вошла в число 10 лидеров. 2014 г. закрепил позиции компании на 12-м месте, и сумма всех заключенных контрактов достигла своего максимума — 27 752,9 млн руб. Первое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2013 г. заняла компания ЗАО «ВАД» с объемом закупок 39 316,4 млн руб. Несмотря на увеличение данного показателя к 2014 г. в 2 раза, компания сместилась на 3-е место рейтинга, уступив место ОАО Междугородной и международной электрической связи «РОСТЕЛЕКОМ». Положительная динамика развития в области государственных закупок зафиксирована в ООО «ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ» и ОАО «Стройтрансгаз».

Недостаточное количество комплексных исследований принципов формирования контрактной системы в строительстве, оценки влияния государственных закупок на макроэкономические индикаторы, отсутствие стратегии развития контрактной системы в строительстве препятствуют эффективному использованию государственных закупок в инновационно ориентированной экономике, являющейся главным условием инновационного развития страны [3,4]. Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: происходят динамичные изменения лидерских позиций в рамках топ-рейтингов; рынок государственных закупок является открытым; государственный строительный заказ становится основой расширенного воспроизводства и развития конкуренции.

Рецензенты:

Панкратов Е.П., д.э.н., профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва;

Тебиев Б.К., д.э.н., профессор АНУ ВПО Московский региональный социально-экономический институт, г. Видное.