Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TUTORING IN MULTI-LEVEL UNIVERSITY EDUCATION

Neustroev N.D. 1 Neustroeva A.N. 1 Grigoreva A.I. 1
1 Pedagogical Institute FGAOU VPO "North-Eastern Federal University named after MK Ammosova»
The system is considered a problem, the search for solutions and tutor support in multi-level university education. Substantiates the necessity and possibility of tutor training in higher education as a key educational technology individualization of education. There is a development model tselesoobraznst tutor support students, the key principles which can be the following: the needs and interests of students, the educational space of the university; creation of conditions for involving students in the process of self-development; assistance in the implementation of the students value choices, personal experience samoopredeleniya.Pokazyvaetsya variativnoj training at the Pedagogical Institute NEFU system undergraduate ethno-cultural education in order to prepare national staff for schools of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East. A new combined profile of Teacher Education "Primary education and tutoring in basic ungraded (nomadic) school of the North", which is a socio-economic patterns in the North.
innovation
small peoples
national staff
an ungraded school
New Profile
North
individualization
educational technology
multi-level education
tutor support
Tutor
В связи с современными тенденциями развития образования необходимость педагогических инноваций востребована изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития общества. Важнейшей инновацией в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора. Хотим мы того или нет, мы вынуждены будем перейти от авторитарной школы, где приводили к одинаковым, унифицированным знаниям, к индивидуализации образования, когда каждого ученика мы должны будем привести к знаниям, актуальным именно для него. Тьюторство рассматривается как ключевая педагогическая технология индивидуализации образования.

В переводе с английского слово «тьютор» означает «домашний учитель, репетитор, наставник» (школа), «руководитель группы студентов» (англ. ун-т), «младший преподаватель вуза» (амер.), «опекун» (юридич.). Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». Тьюторство зародилось в XII веке в классических английских университетах. Тьютор становится ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях [1, с. 11].

Тьюторство - новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается как целенаправленная деятельность педагога-тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Сферой деятельности тьютора является построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления.

Следовательно, возникает целесообразность разработки модели тьюторского сопровождения студентов, ключевыми принципами которой могут стать следующие:

  1. учет потребностей и интересов студентов в организации образовательного пространства вуза;
  2. создание условий для вовлечения студентов в процесс саморазвития;
  3. помощь в осуществлении студентами ценностных выборов, личного самоопределения.

Как сказано выше, необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить индивидуальные образовательные запросы своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ, маршрутов, проектов. Это позволяет расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства. При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития, что связано в конечном итоге с переводом отечественной экономики в плоскость инновационного конкурентоспособного развития.

В 2008 году Межрегиональной тьюторской ассоциацией было организовано исследование по выявлению потребности современной системы российского образования в специалистах, обладающих тьюторскими квалификационными характеристиками, способными осуществлять тьюторское сопровождение образовательного процесса в системе общего и профессионального образования. По результатам анализа документов, прямо или косвенно отражающих тенденции формирования государственного заказа на специалистов педагогических специальностей, включая современных специалистов-тюторов, было выявлено следующее: на сегодняшний день сложился ряд противоречий, связанных с решением вопроса профессиональной педагогической подготовки в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В частности, противоречие связано с трудностями карьерного роста педагога, который работает с детьми: учитель вынужден годами оставаться учителем, педагог дополнительного образования тем же педагогом, т.к. варианты карьерного роста этих педагогов крайне бедны. По данным проведенного исследования, сами педагоги и выпускники педагогических вузов эти вопросы для себя решают следующим образом: одни «уходят» в науку, другие в администраторы и методисты, третьи занимаются частной практикой в разной степени легальности, иные уходят на рынок труда, не связанный с образованием и педагогикой. На наш взгляд, сложившаяся ситуация вынудит признать фактическое положение дел и учитывать его, как объективную неизбежность. В этом случае придется планировать и другие рабочие места, на которых могут быть востребованы профессионалы с педагогической подготовкой и определенным опытом работы с людьми. При этом квалификация «тьютор», приобретенная педагогами, станет для них в этих условиях дополнительным конкурентным преимуществом. Суть дела в том, что значительная часть людей, работающих на должности «учитель», таковыми, по характеру и направленности своей работы, не являются. Например, в старших классах часть педагогов вынуждена, в силу известных объективных обстоятельств, заниматься на уроках репетиторством для поступления в вузы. Поэтому во многом стихийно существующая в системе российского образования педагогическая практика требует тщательного осмысления и научно-методического обоснования, в том числе с целью организации эффективной подготовки педагогических кадров с дополнительной квалификацией «тьютор» [1, с. 19].

При изучении социального заказа на подготовку специалистов системы образования с квалификацией «тьютор», проведенного в 2008 г. Межрегиональной тьюторской ассоциацией, были опрошены педагогические работники и студенты педагогических специальностей. На основе этого опроса можно сделать вывод о том, что разработка и реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое сообщество) и государства.

Представленная в программах структура подготовки и переподготовки педагогических кадров для присвоения им по результатам обучения дополнительной квалификации «тьютор» (или специалистов в сфере образования, не получающих по результатам прохождения дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки, курсов повышения квалификации дополнительной квалификации «тьютор», но фактически выполняющих тьюторские функции в своих образовательных учреждениях) не всегда соответствуют самой сущности квалификационных характеристик тьютора. В программах также не определены индикаторы оценки качества подготовки специалистов-педагогов для присвоения им дополнительной квалификации «тьютор» в соответствии с критериями оценивания эффективности образования.

В то же время в ряде программ отмечены и некоторые позитивные стороны:

  • теоретически обоснована и апробирована новая система разработки и реализации программ дополнительного профессионального педагогического образования, которую можно эффективно использовать при подготовке специалистов в сфере образования для присвоения им дополнительной квалификации «тьютор»;
  • планируются изменения в системе профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда в специалистах-тьюторах.

Проведённый анализ нормативно-правового и научно-методического обеспечения практики подготовки педагогических кадров в области тьюторства позволил выявить основные принципы построения образовательных программ и учебных планов курсовой подготовки для присвоения дополнительной квалификации «тьютор» - принцип уровневости и модульности. Кроме того, проведенный анализ выявил отсутствие цельных, научно и методически обоснованных программ по подготовке специалистов с присвоением квалификации «тьютор» в системе дополнительного профессионального образования педагогического профиля.

На основе выявленных проблем и противоречий в последующие годы была проведена (и еще не завершена) работа по следующим направлениям.

  1. Формализация требований к деятельности тьюторского сопровождения как основа построения соответствующих программ профессионального образования, включая дополнительное.
  2. Сбор банка данных и углубленный анализ существующих практик подготовки тьюторов.
  3. Формирование программ магистерской подготовки специалистов-тьюторов.
  4. Уточнение принципов и моделей подготовки тьюторов в системе дополнительного профессионального образования.

Исходя из вышеизложенного, в связи с переходом на многоуровневую систему образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» реализует одно из основных направлений Программы своего стратегического развития (2011-2020 гг.) - обеспечение инновационного социально-экономического и культурного развития коренных народов Севера на основе традиционного уклада жизни и этнонациональной самобытности. Мы будем готовить специалистов для всего Севера страны, от Урала до Чукотки. СВФУ станет большим инвестиционным и инновационным вузом по международным программам североведения [2, с. 10-11].

В частности, в Педагогическом институте СВФУ в системе бакалавриата и магистратуры вводится этнокультурное образование с целью подготовки национальных кадров для школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С 2012 года введен новый совмещенный профиль педагогического образования «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера». Идет целенаправленная подготовка учителей широкого профиля для малокомплектных и кочевых школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Востребованность в таких учителях обусловлена преобладанием сельских малокомплектных школ (63% из общего числа школ республики), т.е. малой наполняемостью классов в этих типах школ, что является социально-экономической закономерностью в условиях Севера. Учебный план и основная образовательная программа нового совмещенного профиля разработаны по модульной системе, где преобладают модули этнокультурного образования, этнопедагогики и этнопсихологии, языков народов Севера и тьюторской подготовки. Отличительная особенность новых учителей заключается в том, что они, как универсальные учителя начальных классов, имеют возможность преподавать и в основной школе, а по тем предметам, которые не под силу, они становятся тьюторами и находят по дистанционной технологии обучения любого учителя и специалиста для непосредственной работы с учащимися. Тьютор берет на себя ответственность педагогического сопровождения учащихся по индивидуальной программе развития. В данном случае обеспечивается эрудированность и мобильность учителя, индивидуальная траектория развития каждого учащегося, ликвидируется нехватка учителя как следствие узкой специализации [3, с. 198-206].

Следует подчеркнуть, что идея универсальности подготовки по новому совмещенному профилю по модульной системе в многоуровневой системе образования понимается нами более широко. Речь идет о том, что меняя модули по тем или иным дополнительным специальностям при базовом начальном образовании, мы имеем мобильность вариативной подготовки учителей широкого профиля, исходя из реальных потребностей республики в педагогических кадрах (например, «начальное образование - дополнительное образование (воспитательный процесс)», «начальное образование - математика и информатика», «начальное образование - иностранный язык» и т.д. [4, с. 147-151].

В этом отношении отрадно отметить, что в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» учтены важнейшие предложения от Республики Саха (Якутия) о финансировании сельских малокомплектных школ вне зависимости от малочисленности учащихся, т.е. по реальным затратам, а заработная плата учителей должна быть не ниже уровня заработной платы занятых в сфере экономики субъектов [5].

Рецензенты:

Данилов Д.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Николаева А.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.