Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE CONTEMPORARY MUSICAL EDUCATION

Nemykina I.N. 1
1 Moscow State Humanitarian University n.a.M.A.Sholokhov
Статья посвящена анализу соотношения традиционного и инновационного в педагогике музыкального образования в условиях новых требований к качеству профессиональной подготовки музыканта. В отечественном музыкальном образовании традиции всегда были основой для построения образовательной деятельности. Сегодня нельзя ограничиваться только сохранением традиций, их необходимо творчески развивать. Взаимодействие традиций и инноваций в музыкальном образовании рассматривается с различных позиций: как определённое целое и как автономная сфера социума общества в ее многообразных соотношениях с другими сферами экономики и культуры. Это позволяет выявить и обосновать систему требований и норм современного музыкального образования, определить инновации в музыкальном образовании и выработать критерии их оценки, выявить факторы преемственности в процессе исторической смены музыкально-образовательных парадигм.
The article is devoted to analysis of the ratio of traditional and innovative in pedagogy of music education in the face of new requirements to the quality training of the musician. The traditions of domestic musical formation were always basis for constructing the educational activity. Today it is not possible to be limited only to the retention of traditions, they must be creatively developed. Interaction of traditions and innovations in the musical education is examined from different positions as a whole and as an autonomous social sphere of society in its diverse relationships with other spheres of the economy and culture. This makes it possible to reveal and to base the system of requirements and standards of contemporary musical formation, to determine innovations in the musical formation and to manufacture the criteria of their estimation, to reveal the factors of succession in the process of the historical change of musical-educational paradigms.
innovation activity
innovation
tradition
musical activity
musical education
musical culture
Сегодня стратегической целью политического, экономического и социально-культурного развития страны является достижение оптимального уровня развития, подтверждающего статус России как ведущей мировой державы. Особое место в этом процессе занимают культура и искусство, которые в данном контексте приобретают новые качественные черты и духовные смыслы. Актуальным представляется осмысление такой сферы культуры и искусства как профессиональное музыкальное образование. Это обусловлено тем, что музыкальное образование, развивая умственные способности человека и воздействуя через эмоции на интеллект, способствует формированию духовно-нравственных ценностей, гуманистического миропонимания и мировоззрения, эмпатии и толерантности, развитого эстетического вкуса и творческой активности.

Многовековая история российского музыкального образования сформировала уникальную систему подготовки профессиональных музыкантов и приобщения подрастающего поколения к музыкальной культуре и творческой деятельности, в основу содержания которой положены исторически сложившиеся традиции отечественного музыкального обучения и воспитания.

С начала текущего года в России действует «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год». В соответствии в ней эта система определяется как «...совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства» [3]. В этой связи особое значение приобретают инновационные процессы и инновационная деятельность, которая смогла бы обеспечить музыкальному образованию устойчивое поступательное развитие.

Сегодня в научной среде нет единства в толковании понятия «инновационная деятельность». В контексте музыкального образования мы считаем возможным понимать ее, как целенаправленную и организованную творческую деятельность, включающую различные взаимосвязанные и взаимообусловленные виды работ для достижения оптимальных результатов музыкального образования. В структуре инновационной музыкальной деятельности можно соответственно выделить технологические инновации (внедрение новых методик и технологий реализации музыкально-образовательного процесса); организационные инновации, связанные с изменением организационных структур музыкального образования; управленческие инновации, определяющие и изменяющие компетенции работников, их культуру и поведение.

Для этого музыкальное образование должно рассматриваться одновременно как определённое целое и как автономная сфера социума общества в ее многообразных соотношениях с другими сферами экономики и культуры. Такой многофакторный подход позволяет выявить и обосновать систему требований и норм современного музыкального образования, и на основе этого определить инновации в музыкальном образовании и выработать критерии их оценки.

Цель нашего обращения к данной проблеме состоит в том, чтобы осветить роль традиций и влияние инноваций, а также определить перспективы музыкального образования в формировании социально и профессионально-значимой личности.

Современные требования к системе российского образования обусловили интерес к активной постановке вопросов соотношения понятий «инновации» и «традиции». В данном контексте проблема соотношения и толкования понятий «новация» и «инновация», «традиция» и «современность» в образовательной деятельности стала одной из основополагающих. Особенно актуально это в сфере музыкального образования, где необходимо учитывать взаимосвязь и особенности соотношения инноваций и традиций в развитии музыкальной культуры. Актуальность исследования данной проблемы связана с тем, что хотя инновации и традиции должны рассматриваться как две равнозначных составляющих процесса музыкального образования, на практике их баланс постоянно нарушается.

Обратимся к понятию «традиция». В переводе с латинского языка слово traditio означает «предание», «обычай». Также активно использовался глагол tradere - передавать. Слово обозначало материальное действие - передачу какого-то предмета одним человеком другому. Но постепенно оно стало раскрывать и другие нематериальные действия, например, передачу каких-то умений и навыков. В настоящее время термин «традиция» трактуется как различные исторически сложившиеся обряды, привычки, представления, навыки общественной и политической деятельности, которые передаются от поколения к поколению и выступают регуляторами общественных отношений.

Что касается традиций в культуре или культурных традиций, то это нравственный и эстетический опыт, накопленный определёнными народами, за время развития. Это навыки и умения, которые выработали люди в определённых жанрах народного творчества, а позднее и в искусстве. В этом контексте, термин «традиция» позволяет рассматривать общественные отношения с позиций культуры и искусства.

Говоря о традициях в русском музыкальном образовании, следует отметить, что они всегда служили основой построения образовательной деятельности, поскольку являются следствием жизненного опыта. Это связано с трактовкой традиций как ценностей и моделей поведения, которые складывались и видоизменялись в ходе истории, но оставались наиболее стабильными и воспроизводимыми элементами социокультурного опыта.

В современном музыкальном образовании традицию следует понимать как способ легитимации нормы путём отнесения с прошлым. Это своеобразный и специфичный способ воспроизведения нормы. В музыкальной культуре очень значимы социальные функции традиции, служащие основой сохранения коллективного опыта культуры, гарантией преемственности форм музыкальной деятельности людей, развития музыкальной культуры на основе традиционного и инновационного подходов. В современных условиях музыкально-образовательной деятельности традиция остается одним из важнейших средств регуляции этой деятельности, но при изменении механизма передачи традиции.

Русские педагоги, придавая традициям большое воспитательное значение, однако признавая отчасти их консерватизм и подчеркивая, что всегда следует обращать внимание на прошлое, где была создана ценность, и не стараться разрушить ее сиюминутным капризом (А. С. Макаренко). Это в полной мере относится к российскому музыкальному образованию, реализующемуся на многовековых национальных традициях, которые повторяемы, устойчивы и сохранны, долговечны и длительны, стабильны. Однако при этом необходимо отметить амбивалентность традиций музыкального образования, которые с одной стороны относительно завершены, но окончательно практически не завершены. В них всегда присутствует как консервативное и устойчивое старое, так и постоянно изменяющееся новое. Ярким примером тому служит тезис о непрерывности музыкального образования, который в разное время трактовался и понимался по-разному при неизменной сущностной составляющей.

Содержание педагогической традиции в музыкальном образовании неоднородно. Оно отражает педагогическую реальность, стереотипизированный опыт и результаты музыкальной деятельности, а также способы их обозначения, воспроизводимые из поколения в поколение. Таким образом, педагогическая традиция регулирует, регламентирует, координирует деятельность всех субъектов педагогической реальности.

Развитие педагогической традиции является сложным и неоднозначным процессом: «Ей свойственна этапная динамика: этапы зарождения, становления и угасания. Проходя через три этапа развития, традиция качественно меняется: старое вытесняется новым, а это приводит к замене существующей конструкции новым образованием (процесс смены традиций). На первых этапах развития происходит активное личностное освоение инварианта, благодаря чему могут появляться и сосуществовать разные ее варианты» [5, с. 54].

Музыкальное образование и музыкальная деятельность - творческий процесс: только творчество способно привести нас к успеху. Но движение вперед возможно только на основе предыдущего позитивного опыта. Человеческая история доказала, что сегодня нельзя ограничиваться только сохранением традиций, их необходимо творчески развивать: любая традиция ведет к прогрессу, если творчески развивается и отвечает требованиям времени. Только переосмысление традиций приведет к обновлению и совершенствованию музыкального образования.

Следует развести понятия «новация» и «инновация». Мы понимаем новацию как средство (новый метод, методика, программа и т.п.), а инновацию - как процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, которое должно ввести в музыкальное образование новые стабильные компоненты, вызывающие переход системы на более высокий уровень развития. Поскольку инновационный процесс в музыкальном образовании направлен на изменение основных компонентов существующей образовательной системы, то и основные инновационные идеи мы извлекаем из нашего богатого традициями культурного прошлого.

Любая инновация как процесс реализации определенного конкретного новшества в социальную (музыкально-образовательную) практику, нацелена на результат и может считаться официально признанной (получит статус инновации) при условии наличия в ней инвариантных (традиционных) характеристик. В соответствии с этим соотношение традиции и инновации можно выразить следующей формулой: традиция - способ воспроизведения нормы, инновация - способ изменения нормы. Традицию можно понимать как механизм преемственности культуры, а инновацию - механизмом развития культуры. Они выступают как взаимодополняемые и взаимодействующие явления.

Таким образом, педагогическая традиция одновременно обновляется, тиражируется, стареет, то есть обладает собственной динамикой. Конкретным примером этому в музыкальном образовании может служить полипрограммность общего музыкального образования. Появившиеся на основе концепции Д. Б. Кабалевского многочисленные учебные программы по предмету «Музыка», с одной стороны, служат показателем преемственности традиций, с другой - старения традиции, с третьей - являются элементом развития основных идей концепции, то есть инновацией, которую можно рассматривать либо как ретроинновацию, либо как аналоговую инновацию.

Классифицировать педагогические инновации можно по различным основаниям: по видам деятельности, по характеру и масштабу вносимых изменений, по источнику возникновения и пр. Однако классификация инноваций по признаку новизны представляется нам наиболее приемлемой для музыкального образования. В обозначенном контексте можно использовать ретроинновацию как модификацию забытых традиций; аналоговую инновацию как частичную компиляцию и использование в измененном виде существующих традиций; комбинаторную инновацию, как объединение известных идей, в результате которого получается качественно новый образовательный продукт; сущностную инновацию, когда возникает совершенно новое явление. В качестве примера сущностной инновации в музыкальном образовании можно считать последние достижения использования информационных и медиа технологий

Традиции и инновации не существуют вне их взаимосвязи. Следует обратить внимание на слова: «Все новое - это хорошо забытое старое». В музыкальном образовании как нигде прослеживается эта тенденция. Если говорить о музыкальном обучении, совершенно очевидно, что всё старое когда-то было новым, а методы, формы и средства, ранее считавшиеся инновационными, стали традицией. Для наглядности позволю себе привести несколько примеров:

1. Так, основные концептуальные идеи Д. Б. Кабалевского, ставшие инновационными в 70-80 годы ХХ века, сегодня стали традицией.

2. Педагогические идеи Б. В. Асафьева, высказанные им много лет назад и направленные на осуществление реформ в области музыкального образования того времени, остаются актуальными и сегодня. Опираясь на них, можно конкретизировать следующее: процесс музыкального образования направлен не только на развитие духовности, эстетического сознания и художественно-творческое воспитание учащихся, он способствует развитию профессиональных и социально-значимых качеств личности, таких как профессиональная мобильность, организаторские умения, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т.д. Это является реальным подтверждением того, что в музыкальном образовании сегодня на основе исторически сложившихся традиций в полной мере реализуются современные идеи компетентностного подхода и непрерывности личностного становления профессионала.

3. Исторически сложившаяся и существующая сегодня в России система классического музыкального образования включает многоступенчатую структуру «школа - колледж - вуз». Эта система комплексна, качественна, универсальна, современна и сочетает традиционность с инновациями в соответствии с тенденциями, отвечающими времени. Она не имеет аналогов в мировой образовательной практике, а обучение здесь строится на основе принципов непрерывности и преемственности, взаимосвязи и взаимодополнения сообщающихся структур. Это в полной мере способствует решению проблем подготовки квалифицированных специалистов отрасли «Музыкальное искусство», выявлению одаренных учащихся, поддержке молодежного музыкального творчества. Однако сегодня следует искать возможности обновления и развития музыкального образования в новых политических, экономических и социально-культурных условиях функционирования учреждений культуры и искусства, сохраняя при этом традиции.

Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов, установок и традиций приводит к развитию инновационных процессов в музыкальном образовании, его разнообразию и совершенствованию.

Рецензенты:

Рапацкая Л. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва;

Ветрова И. Б., д.п.н., профессор кафедры начального образования и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.