Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SEMANTIC CONTENT AND FUNCTIONALITY OF ECOLOGICAL AND LEGAL PRINCIPLES IN ENVIRONMENTAL LAW SYSTEM: SOCIO-PHILOSOPHICAL APPROACH

Pechatkin A.S. 1
1 Saransk cooperative Institute (branch) autonomous non-profit educational organization of higher education of the Russian Federation "Russian University of Cooperation"
This article is devoted to the study of the category "environmental law principle" with the use of socio-philosophical approach. Focuses on the semantic content and functionality of ecological and legal principles. The semantic content is a set of ideas, regulations, norms deriving from the initial position and being with him in a logico-semantic relationship. In ecological and legal principles contained many scientific and ethical ideas, combined social-ecological orientation. Environmental law area actually represents a certain integrity, a multi-dimensional model of the legal component of the interaction between society and nature. Based on a systematic approach, it seems, the allocation of environmental legal system as a subsystem of the overall legal system. Environmental legal system consists of structural formation: ecological and legal culture, ecological, legal consciousness, the system of norms of environmental law, environmental law organizational and institutional structure of environmental law implementation. The functional purpose of environmental legal principles represents the totality of the functions they perform in relation to ecological and legal system of the society. The knowledge of functions is the detection of stable relations element in the system, expressed in the necessity of its existence as part of a certain integrity, through execution of the assignment. The ecological and legal principles in the environmental legal system contributes to its balanced functioning.
ecological and legal system
functionality
semantic content
ecological and legal principles
ecology
Взаимодействие общества и природы - сложный процесс, представляющий многогранную, сложную систему, содержащую различные составляющие: экологические, политические, экономические, технологические, правовые, этические и др.

На современном этапе взаимодействия общества и природы приобретает всё большее значение научная обоснованность эколого-правовой политики, выражающаяся в необходимости соответствия правовых нормативов и механизма их реализации экологической обстановке на международном, государственно-территориальном, региональном, локальном уровнях политической организации. Моисеев Н.Н. писал: «Общество постепенно вступает в эпоху, когда его дальнейшее развитие возможно лишь в условиях выполнения «экологического императива». Современная наука по мере своего развития способна во все большей степени раскрывать его содержание и формулировать систему запретов, обязательных для всех людей, стран и народов» [6, с. 258]. Отмечая при этом, что выполнение «экологического императива» возможно лишь при условии выполнения «нравственного императива».

Особое значение в процессе выработки «экологического императива» и «нравственного императива» принадлежит философскому знанию, которое «включает в себя способ освоения социоприродного окружения людей с целью формирования наиболее благоприятной для всех форм жизни среды, а также соблюдение нравственных принципов, творческое развитие которых связано с поиском норм экофильного поведения, ориентиров взаимного развития общества и природы, с переосмыслением исторического опыта человечества»[1, с. 72].

Социально-философское исследование взаимодействия общества и природы базируется на современных методологических подходах, органически их воспринимает и преобразует в соответствии со своей спецификой, заключающейся в направленности на построение интегрированной социально-гуманитарной составляющей целостной теории взаимодействия общества и природы.

Правовая составляющая взаимодействия общества и природы тесно взаимосвязана с политическими, экономическими, социально-культурными условиями бытия общества и представляет собой определённую целостность, формой нормативного закрепления которой выступает экологическое законодательство. В качестве важнейших методологических оснований формирования экологического законодательства М.М. Бринчук выделяет: закономерности развития природы; положения общественных наук о взаимодействии общества и природы; потенциал природы; общие закономерности экологически значимого социального и экономического развития общества; конституционно-правовые положения общего характера о человеке, гражданине, государстве и законодательстве; положения общей теории права; мировоззренческие положения [3, с.10-11]. Приведённые методологические основания раскрывают многогранность и обширное смысловое содержание экологического законодательства, его сложные многосторонние связи с познанием различных социальных и природных систем.

Эколого-правовые принципы - основные положения правового регулирования взаимодействия общества и природы. Эколого-правовые принципы содержатся в Федеральном Законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряде других нормативно-правовых актах (Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс), но не ограничиваются рамками нормативно-правового закрепления, отражая сущностные свойства, связи и отношения эколого-правовой системы.

Изучение смыслового содержания эколого-правовых принципов вызвано необходимостью построения общей теории взаимодействия общества и природы, включающей в себя экологические, экономические, политические, правовые, этические, эстетические и другие области человеческой деятельности. Представляется значимым выявление взаимосвязи между основополагающими положениями каждой из названных областей человеческой деятельности, проявляющими себя определённым образом в социально-экологической области действительности. Б.Ф. Кевбрин в работе «Развитие. Детерминизм. Закон» (1998) пишет: «Особенность рассмотрения структуры любой системы, в том числе и общества, заключается в том, что структура явно свидетельствует о взаимодействии всех составляющих систему элементов. Люди находятся в различных сферах общественной жизни - экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Этим обуславливается и существование разнообразных структур - экономических, семейно-бытовых, политических и др.» [5, c. 157].

В смысловом содержании эколого-правовых принципов содержится множество научных и этических идей. Так, принцип сохранения биологического разнообразия содержит в себе эколого-этический норматив, нашедший выражение в идеях Альберта Швейцера «Благоговение перед жизнью» и Олдо Леопольда «Этика Земли». Следует отметить, что учитывая обширное смысловое содержание принципа сохранения биологического разнообразия, возникает возможность его различного толкования и выделения как вышеназванных эколого-этических идей, так противоположного подхода, характеризующегося утилитарной направленностью. Исходя из этого, следует обозначить проблему интерпретации смыслового содержания эколого-правовых принципов, разрешение которой представляется возможным, опираясь на социально-философское изучение эколого-правовой области действительности. Наиболее полное выражение в эколого-правовых принципах различных идей. направленных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы, способствует построению социально-экологической теории, наиболее всесторонне и целесообразно отражающей процесс взаимодействия общества и природы в его целостности и взаимосвязи структурных элементов.

В теории значения имён Г. Фреге - А. Чёрча проводится различие понятий «значение» и «смысл». Под значением имени (денотатом) понимается обозначаемый предмет, под смыслом имени (концептом) понимается содержание понятия, раскрывающееся в процессе познания и необходимое для адекватного восприятия имени. Смысловое содержание в отличие от раскрытия значения принципа, направлено на выявление его связи с идеями, положениями, нормами близкими его логико-семантической структуре.

Следует отметить, что в рамках различных философских концепций складывались различные представления относительно категории «смысл», в данной статье не ставится задача рассмотрения всего многообразия подходов к её изучению, категория «смысл» применяется для отражения сущностных сторон выявления многообразных взаимосвязей эколого-правовых принципов с различного рода положениями экологии, права, этики в пределах структуры эколого-правовой системы.

Такой подход соответствует изучению смысла права. Гаврилова Ю.А. выделяет три познавательные модели смысла права и отмечает единство трёх составляющих смысла права: 1) внутреннего структурного построения права; 2) совокупности существующих связей права со всеми субъектами общественных отношений (государством, обществом, социальными группами, личностью); 3) взаимосвязи права с другими процессами и явлениями общественной жизни (экономикой, политикой, религией, нравственностью и т.д.) [4, с. 122].

В самой широкой трактовке понятие «смысловое содержание» возможно определить как совокупность множества идей, положений, норм выводящихся из первоначального положения и находящихся с ним в логико-смысловой взаимосвязи. Учитывая сложный, многогранный характер смыслового содержания, в особенности общих положений, обобщающих или взаимосвязанных с множеством положений, составляющих общий смысловой социально-культурный фон, следует ввести некоторое ограничение, относительно эколого-правовых принципов, таким ограничителем будет выступать эколого-правовая система. Данный подход представляется наиболее целесообразным, исходя из необходимости системного познания правовой составляющей взаимодействия общества и природы.

Представляет научный интерес нахождение взаимосвязи между категориями: принцип, смысл, система, структура, функция в теоретических границах изучения эколого-правовой области действительности. Эколого-правовая область действительности представляет собой некую целостность, многомерную модель правовой составляющей взаимодействия общества и природы. Опираясь на системный подход, представляется правомерным выделение эколого-правовой системы как определённой целостности, объединяющей различные эколого-правовые явления.

Эколого-правовая система состоит из следующих структурных образований: эколого-правовая культура, эколого-правовое сознание, система норм экологического права, эколого-правовая организационно-институциональная структура, эколого-правовая реализация. Выделение и отнесение к эколого-правовой системе данных эколого-правовых образований связано с необходимостью всестороннего рассмотрения эколого-правовой области действительности, на её различных уровнях, в единстве и многообразии проявляющимся в различных областях жизни общества. Б.Ф. Кевбрин отмечает: «Познание структуры предполагает вскрытие многих уровней системы, что даёт возможность зафиксировать её целостное функционирование и развитие» [5, c. 157].

Смысловое содержание направлено на выявление внутренней структуры определённого феномена и раскрытие его внешних связей, определяя его место в некоторой целостности. Раскрытие смыслового содержания эколого-правовых принципов напрямую зависит от того, каким образом они выражаются в структурных составляющих эколого-правовой системы.

Смысловое содержание эколого-правовых принципов раскрывается в процессе изучения эколого-правовой системы как относительно автономной, сложно-структурированной системы. Эколого-правовые принципы, отражая сущностные свойства, связи, отношения эколого-правовой системы различным образом выражаются в её структурных составляющих. Система экологических норм может в достаточной степени отражать необходимый уровень регулирования общественных отношений, при этом механизм реализации может быть недостаточно сформированным, вследствие этого множество закрепленных декларативных положений, не подкрепленных правореализационной составляющей; эколого-правовая культура может в достаточной мере воплощать в себе идеи природоохраны и экогуманизма, но не выполнять воспитательной функции, тем самым ведя к деформации эколого-правового сознания общества. Такое отношение эколого-правовых принципов к эколого-правовой системе наводит на мысль о сбалансированности развития структурных составляющих эколого-правовой системы с целью достижения определённого состояния взаимодействия общества и природы, который будет характеризоваться относительной устойчивостью.

Принципы конструируются из множества норм, выступая в качестве их синтезирующих положений, включая в себя их содержание, в виде смыслового обобщения. Следует также отметить, что смысловое содержание не ограничивается простой совокупностью значений множества положений входящих в логическую структуру основного положения (принципа). Познание смыслового содержания эколого-правового принципа как возведённого на определённый уровень абстракции положения эколого-правового регулирования, приобретает интеграционную роль по отношению к более конкретным положениям, позволяя выявлять их взаимосвязи, упорядочиваемые посредством структуры эколого-правовой системы.

Функция традиционно определяется как отношение между элементами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом. Понятие «функция» употребляется в философии, социологии, математике, программировании, литературоведении и в ряде других отраслей знания, в следствие этого возникают множество её трактовок.

Содержательное определение понятия «функция» приведено Сагатовским В.Н. в категориальной паре «внешняя форма - функция»: «онтологические категории, отражающие свойства любого сущего соответственно в устойчивом состоянии и в процессе деятельности. Внешняя форма - это вид вещи, её контуры; функция - это характеристика её действий, свойство изменяющейся вещи» [7].

Понятие «функциональное назначение» эколого-правовых принципов отражает совокупность функций, выполняемых ими по отношению к эколого-правовой системе общества. С целью выделения функций эколого-правовых принципов, следует обратиться к функциям права.

Алексеев С.С. выделял две группы функций права: социально-политические и специально-юридические, отмечая, что «обе группы функций - не некие особые, независимые друг от друга направления правового воздействия. Это лишь - разные аспекты единого правового опосредствования общественных отношений, связанные с широтой угла зрения, с различными сторонами содержания права» [2, с. 192]. Социально-политические функции совпадают с функциями государства, в специально-юридических функциях выделяются: регулятивные (статистическая и динамическая) и охранительная функция.

Право как сложная, открытая система выполняет функцию регулирования, упорядочивания общественных отношений в рамках формально закрепленных норм, обеспечиваемых государством. Функции права предустановленны его сущностными характеристиками и отражают в определённой мере способ своего существования в социальной форме бытия.

Право всегда выступает способом организации, упорядочивания отношений внутри социального организма и вне своего функционального назначения, представляется эфемерным. Таким образом, возможно утверждать, что функциональное назначение выступает неотъемлемой характеристикой сущности предмета, явления, процесса.

Познание функций представляет собой обнаружение устойчивых связей элемента в системе, выражающихся в необходимости его существования в качестве части определённой целостности посредством выполнения назначения, проявляющегося в процессе взаимодействия с другими элементами и системой в целом.

Функции эколого-правовых принципов в некотором роде производны от общих правовых принципов, к функциям которых относятся: регуляция, систематизация, стабилизация, правотворческая, ценностная, воспитательная восполнения пробелов, оценочная, прогностическая и т.д. Те же функции осуществляются и эколого-правовыми принципами, но только по отношению к своей области применения (эколого-правовой области действительности). При этом возникают свои специфические функции, отражающие процесс их осуществления в отношении к эколого-правовой системе: гармонизация взаимодействия общества и природы, сопоставление соответствия экологической обстановки с нормативно-закрепленными положениями, фиксирования социально-экологических идей. Функциональное назначение эколого-правовых принципов заключается в способах их устойчивого взаимодействия с эколого-правовой системой, поддержания стабильного состояния системы.

Таким образом, эколого-правовые принципы представляют собой сложные функционально-смысловые теоретические конструкции, которые, выражая собой определённую идею, совокупность идей, содержат множество положений, норм различным образом отражающихся в структурных составляющих эколого-правовой системы. Наиболее полное отражение эколого-правовых принципов в структуре эколого-правовой системы способствует её сбалансированному функционированию.

Рецензенты:

Айзятов Ф.А., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;

Бакаева Ж.Ю., д.филос.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск.