Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUMMARY OF THE PROBLEMS OF MORAL EDUCATION SENIOR

Erkibaeva G.G. 1
1 University named after Ahmeta Jasavi
In the education of moral qualities of senior prominent role played by various vneklssnye events, special courses. Important role in the education of moral qualities of the students also plays consideration of the specific impact of folk traditions of raising children, their perception of reality allows to select some features. One of them is that parents teach children to norms of behavior in the family at an early age, to prepare them for future independent life. All of these standards should be based on the traditions of ethnopedagogics and permeates all aspects of household activities, attitudes towards people, to work, to things, to their own culture, to the memory of the past people. It is also necessary to introduce children to the role of the tutor younger brothers and ses ter children of relatives, neighbors. Schooling to comply with the rules of etiquette should occur in the interaction of people from different voz¬rastov and at different levels. Familiarizing students to national traditions must realize po¬sredstvom their participation in joint affairs with adults under natural conditions of everyday life.
respect for the historical traditions
love of country
spiritual values
traditions
morals

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступила как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников. В этой связи нравственность становится одним из основных способов нормативной регуляциидействий человека в обществе. При этом сущность социального аспекта нравственного воспитания должна определяться, прежде всего, особенностью развития современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах.

Становится ясно, что в период построения демократического, правового, светского и соци­ального государства высшей ценностью которого является человек, его жизнь, права и свободы, в числе первостепенных задач, требующих ско­рейшей реализации, следует выделить задачи, связанные с проблемами совершенствования путей нравственного и идейного воспитания личности. Этому способствует и то, что сегодня среди глобальных проблем совре­менности одной из наиболее важнейших и фундаментальных является проблема безопасности, которая неразрывно связана с незыблемостью идеа­лов и духовностью казахстанцев[1].

Согласно моральным устоям казах­станского общества, каждый человек должен бережно, гуманно и с уважени­ем относиться к окружающим его людям, уважать их честь и достоинство, не посягать на гарантированные Конституцией и иным национальным зако­нодательством права и свободы, быть патриотом Казахстана, бережно отно­ситься к природным богатствам и т. д. Воспитание и процессы социализации личности, направленные на формирование ее нравственности, представля­ют собой комплексную деятельность, характеризующуюся внутренним един­ством и содержанием. Процессы нравственного воспитания, как правило, на­правлены на формирование внутренней потребности личности в соотношениях собственного поведения, с обществен­ным. В контексте сказанного, одной из первостепенных и наиболее важных проблем является проблема разработки и совершенствования общегосудар­ственной концепции нравственного воспитания граждан РК. Подобная концеп­ция являлась бы методологической основой для практической реализации нравственного потенциала казахстанцев и включала бы в себя не только реали­зацию проблем формирования нравственности на личностном уровне, но и предполагала бы решение нравствен­ных проблем на уровне общественном, государственном. Значительное место должны, видимо, занимать мероприя­тия по оказанию всесторонней помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня правонарушений среди населения, а также усилия, на­правленные на разработку мер соци­ального контроля и профилактики. Проблемы воспитания и формирования нравственной личности органично сочетаются и тесно переплетены с про­блемами формирования ее правовой культуры. Это возможно решить в случае последовательной социализации с приданием особого звучания формированию нравственности личности с обязательным совершенствованием ее культурологических характеристик. Поэтому в процессе воспитательной деятельности по формированию нравственности личности главенствующую роль должны занимать преобразующие факторы, направленные на совершен­ствование комплекса как моральных, так и культурологических отношений в сторону общественно полезных и зна­чимых в жизнедеятельности государства [2].

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены вовремени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является егоконцентрическое построение: решение воспитательных задач начинается сэлементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целейиспользуются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется сучетом возрастных особенностей учащихся [2].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянновносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личностишкольника, И.С.Марьенко разделяет на три группы:природные (биологические),социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой ицеленаправленными влияниями школьник социализируется, приобретаетнеобходимый опыт нравственного поведения[8].

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. Вдеятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношениямогут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельностьчеловека выступает и как критерий его нравственного развития.

Учащиеся должны в период учебы в школеприобрести запас нравственности, гражданственности, силы для активной самостоятельной жизни. В патриотизме народа, истинной гражданственности - сила государства.

Среди задач образования и воспитания считаем важнейшим - реше­ние проблемы преемственности поколений, воспитание уважительного, бе­режного отношения к культурному наследию. Все мы задаемся вопросом: что берем и что передаем в новое тысячелетие? Как донести прошлое до подрастающего поколения? Этому способствует прикосновение к истории, подвигу, подвижничеству.

Новые направления в развитии казахстанского общества заставляют педагога отказаться от многих традиционных форм и методов в воспитательном процессе. Сегодня определилась цель в этом направлении - подго­товка к жизни выпускника. А это значит, что наряду с интеллектуальной, профессиональной подготовкой, необходимо усилить акцент на формиро­вание социальной, коммуникативной активности выпускника.

У сегодняшнего выпускника изменились, по сравнению с прошлым ве­ком, потребности, установки, интересы, идеалы, убеждения. Большое влия­ние оказывают на формирование личности такие социальные факторы, как престижность и общественная значимость профессии, карьера и материальное благополучие.

Исходя из этого, можно сказать, что стало актуальным и необходи­мым в рамках казахстанской образовательной системы формирование Стан­дарта воспитательного процесса в среднем общеобразовательном учебном заведении, одной из основополагающих идей которого могут быть «Основные требования к минимуму содержания и уровню воспитанности выпуск­ника среднего общеобразовательного учебного заведения» в соответствии с ГОСО РК.

Цель такого Стандарта - помочь учителям средней общеобразовательной школы разобраться в особенностях психологии подростка, определить базовые понятия педагогики, помочь в планирова­нии воспитательной работы и в практической реализации основных задач воспитания. В воспитании нравственного облика школьников моральныеили нравственные, чувства, выражающие их отношение к Роди­не, труду, людям, к своей личности, играют особую роль. Нравст­венные чувства выступают здесь как важнейший компонент мо­рального облика личности, как необходимое условие формиро­вания ее богатого духовного мира, как связующее звено между первыми представлениями и понятиями и отражающими их по­ступками.

Г.Жумажанова отмечает:«Нравственные качества высокого уровня, импонирующие социальному положению, в основном выделяются в следующие группы:

Первая из них находится в области межличностных отношений, в ( во взаимодействии с социальной средой. Это - вежливость, т.е. соблюдение правил приличия, учтивость; общительность и отзывчивость на чужое; совестливость и тактичность; обаятельность и радушие и др.Эти качества могут быть подлинными, т.е. человек действительно может быть их носителем, и ложными- индивид их не имеет, но в обществе играет обладателя этих качеств.Выявление подлинности или ложности - процесс сложный, не всегда опорой можно выявить истину. («Все люди артисты, причем лучшие из них играют в жизни», -Горький).Вторую группу составляют качества в области поведения и действия личности - это добродушие, интеллигентность, добросовестность,  дисциплинированностъ, исполнительность.В третью группу входят такие качества, как душевность, сострадание, чувствительность, сердечность, милосердие, нежность, переживательность, отражающие сенсорную сферу личности[5].

В послании президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева к народу звучала мысль о том, что всестороннее и гармоничное развитие личности - это закономерный процесс, отражающийся на все социальные завоевания, процесс формирования всесторонне развитой личности - процесс сложный, включающий ряд закономерностей формирования культурного развития человека любой этнической группы, его эстетических, моральных и патриотических представле­ний, закономерности нравственно-культурного становления личности. Так, за последние годы, в Казахстане принят ряд концепций и законопроектов о коренных переменах в деле воспитания и защиты детей, где признано необходимым широкое участие всех слоев общества в деле воспитания личности.

В трудах С.А.Назарбаевой большое внимание уделяется проблеме нравственности, так как, с самых первых шагов в жизни, детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях любви, всепрощении, терпении и милосердии, потребность вникать в проблемы знакомых и не­знакомых им людей, постоянную готовность прийти на помощь кому бы то ни было[9]. Такая нравственная закалка убережет еще не окрепшие детские души от эгоизма и душевной черствости, так как неготовность к самостоятельной жизни способствует низкомууровню его нравственного становления. А потом поможет им достойно противостоять любым житейским невзгодам.

Особенно сложно протекает процесс формирова­ния нравственных отношений при взаимодействии противоречивых факторов, а также в результате неправильной, субъективной переработки личностью соци­ального опыта, что ведет к несогласованности реальных норм поведения чело­века с нормами существующей морали.

Многие казахские ученые     просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитаниюмолодежи.

В Казахстане идею национального, народного воспитания как основы формирования гуманистических убеждений учащихся широко пропагандировали[3].Определенный вклад в разработку педагогической теории воспитания учащихся в духе гуманизма в 20-30-е годы внесли соратники М.Жумабаева, в том числе АхметБайтурсынов. Особо следует подчеркнуть тот факт, что в их трудах была провозглашена идея раннего приобщения подрастающего поколения, молодежи к общечеловеческим ценностям.

 Путь развития нравственного самосознания казахского народа - в его просвещении, Ч.Валихановутверждал: «Только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства» [3].

Основу нравственности должно составлять образование и воспитание: « Толькопостоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошовоспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком».

Можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность,распутство, безволие, лень, злобу; и с другой стороны, - возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу заинтересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы, не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Целью нравственною воспитания М.Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. «Ребенок, - пишет педагог,- совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений» [4].

ШакаримКудайбердиев на протяжении всей своей жизни непоколебимо верил в то, что есть особая, ничем неисчислимаяценность - чистота и доброта души, совсем ничего нестоящая для тех, кто хоть раз в жизни ее изведал. Удел каждого думающего, нравственного человека - испытывать добрые чувства к близким и далеким людям. Душа нравственного человека не может оставаться равнодушной к горестям и радостям других. Шакарим утверждал, что ребенок рождается с чистой душой, без врожденных пороков, по мере же формирования личности в ней вырабатываются положительные и негативные качества [10].

В содержание нравственного воспитания помимо формированиягуманистических,патриотических интернациональных качеств необходимо включать и формирование в человеке ответственного, добросовестного и творческого отношения к труду, в этом он видел также и цель нравственного воспитания, т.е. недостаточно быть, по мнению писателя, нравственно просвещенным человеком, необходимо, чтобы твои моральные представления обязательно претворялись в нравственном поведении и деятельности, в творческом общественном труде. А в общественном труде человек развивается и формируются, не теряя своей оригинальности, но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование.

И.А.Корнилкосправедливо отмечает: «Многие обычаи, ритуалы, традиции казахской семьи по существу стали неписанными законами нравственного воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, так как в них выкристаллизировался вековой опыт воспитания молодого поколения. Поэтому возикает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьниокв с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в которых заложено нравственное начало» [7].

Мы солидарны с И.А.Корнилко, так как тема возрождения народных семейных традиций в настоящее время приобретает особое значение, ведь знание традиций, ритуалов, обрядов своего народа воспитывает настоящего человека, гражданина своей родины.

Овладение информацией о существующих нормах поведения - это первое, с чего начинается осознанное отношение человека к окружающему миру, так или иначе сказывающееся на выборе поведения.

Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьников старшего звена о нормах, правилах поведения, утверждаемых в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Вместе с тем следует отметить, что истоки этого процесса могут быть отнесены и к старшему школьному возрасту. На основе нравственных знаний, осмысления и освоения норм общечеловеческой морали, системы ценностей, оценок действий, поступков, поведения людей по нравственному критерию добра и зла развиваются и нравственные чувства ребенка.

Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Это дает возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник обладает способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка. Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить и на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

Таким образом, немаловажную роль в воспитании нравственных качеств у учеников играет учет специфики воздействия казахских народных традиций на воспитание детей, их восприятие окружающей действительности позволяет выделить некоторые особенности. Одна из них состоит в том, что родители приучают детей к нормам поведения в семье с раннего возраста, чтобы подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Все эти нормы основываются на традициях казахской этнопедагогики и пронизывают все стороны хозяйственно-бытовой деятельности, отношения к людям, к труду, к вещам, к родной культуре, к памяти о прошлом народа. Вторая особенность - приобщение детей с раннего возраста к роли воспитателя младших братьев и сес­тер, детей родственников, соседей. Приучение к соблюдению норм казахского этикета протекает во взаимодействии людей разных воз­растов и на разном уровне. Вначале взрослые приучают младших к нормам поведения, разъясняют сущность народных традиций и способы следования им, затем те же нормы дети применяют, оказавшись в роли воспитателей тех, кто моложе их по возрасту. Задача приобщения школьников к народным традициям реализуется по­средством их участия в конкретных делах совместно со взрослыми - родителями, учителями, родственниками - в естественных условиях повседневного быта.

Рецензенты:

Куандык Е.,д.п.н., профессор Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави, г.Туркестан;

Иванов П.И., д.п.н., доцент, главный научный сотрудник Научно-производственного малого предприятия «Эста», Курская обл., г.Курчатов.