Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL DEVELOPMENT MODEL EMOTIONAL ORIENTATION ADOLESCENTS IN CREATIVE COLLECTIVE OF CULTURAL INSTITUTIONS BASED AXIOLOGICAL APPROACH

Popova I.V. 1
1 Smolensk state Institute of arts
The article presents the results of the analysis of the activities of the creative teams of cultural institutions on the basis of which developed a pedagogical model for the development of emotional orientation of adolescents in terms of creative teams of cultural institutions, based on axiological approach. In modern socio-cultural conditions, namely adolescent creative collective cultural institutions is becoming a major tool for the development of emotional orientation and values, therefore, when developing the model, we relied on the program, developed by A. F. Avalan "School of expression".. the proposed model includes the following components: a motivational component, informative component and an intellectual component and based on the principles of: axiological, humanization, relying on creativity, pedagogical support and focus. The anticipated result of the implementation of the pedagogical model of the activities of cultural institutions on the development of emotional orientation of adolescents in a creative team should be a high level of development of all its components.
pedagogical model
emotional orientation
the axiological approach
Актуальность проблемы развития эмоциональной направленности подростков обуславливается тем, что на современном этапе развития общества многие подростки не способны быстро адаптироваться к резко изменяющимся политическим и экономическим условиям, потому что не знают первопричины этих явлений и не имеют достаточного жизненного опыта. В этой ситуации удержать правильный курс развития поможет только положительная эмоциональная направленность, сформированная в процессе воспитания, общения, творчества.

«Направленность - системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности - вся система ее характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеется в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [2].

Под эмоциональной направленностью мы понимаем индивидуальные предпочтения в том или ином виде эмоций, то есть склонность к определенному типу переживания и выражения эмоций.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о низком уровне основного наглядного критерия эмоциональной направленности - культуры эмоционального самовыражения. 38% подростков - участников эксперимента обладают низким уровнем развития культуры эмоционального самовыражения, средним уровнем обладают 38%, высокий уровень показали лишь 24% респондентов. При этом основная проблема заключается в неумении распознавать и корректно выражать собственные эмоции. Усугубляет ситуацию негативное отношение к окружающим людям и происходящим событиям, выявленное у 48% участников творческих коллективов. Все это отрицательно влияет на развитие положительной эмоциональной направленности подростка.

Исследование выявило также отсутствие осознания руководителями творческих коллективов собственной роли в развитии эмоциональной направленности подростков и неготовность к развитию собственного творческого потенциала.

Изменению ситуации, на наш взгляд, будет способствовать разработанная нами педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода, основной целью которой станет развитие положительной эмоциональной направленности подростков. Поставленная цель предопределила педагогические и технологические задачи. К ним мы относим: развитие коммуникативности, культуры эмоционального самовыражения, позитивного отношения к окружающим людям и происходящим событиям, целеустремленности и познавательного потенциала.

Основными принципами реализации предлагаемой нами модели являются:

  • принцип гуманизации, обеспечивающий свободу выбора и ответственности за этот выбор, расширение кругозора и уверенность в успехе;
  • принцип опоры на творческое взаимодействие, так как именно в творческом коллективе мы достигаем положительного результата;
  • принцип педагогической поддержки - во многом атмосфера в творческом коллективе учреждения культуры зависит от руководителя;
  • принцип целенаправленности, так как косвенное влияние деятельности учреждений культуры на развитие положительной эмоциональной направленности не приносит результатов.

Предлагаемая нами модель включает в себя следующие компоненты:

  • мотивационный компонент эмоциональной направленности характеризуется положительной эмоциональной оценкой к процессу и результату деятельности, что проявляется в повышении уровня познавательного потенциала; появлением новых творческих идей; захваченностью творческим процессом. Данный компонент определяет смысл творческой деятельности.
  • содержательный компонент делает творческую деятельность осмысленной. За счет реализации используемых социально-культурных технологий результат этой деятельности становится эмоционально ценным;
  • интеллектуальный компонент формирует знания об истинных общечеловеческих ценностях, предполагает проявление интереса к различным отраслям и сферам жизнедеятельности. Реализуется данный компонент на основе как традиционных, так и интерактивных технологий.

Слаженная работа всех компонентов возможна лишь при соблюдении комплекса условий:

  • создание эмоционально комфортной среды взаимодействия «подросток - подросток, подросток - руководитель»;
  • учет индивидуальных эмоциональных особенностей и творческих возможностей подростка;
  • осознание руководителями творческих коллективов учреждений культуры необходимости развития положительной эмоциональной направленности личности подростка.

При разработке содержательной и технологической основы для реализации нашей модели мы опирались на программу, разработанную А.Ф. Афальян, - «Школа самовыражения».

Под самовыражением мы понимаем умение выразить состояние души, свое настроение, отношение к окружающему миру и людям, создать условия, подразумевающие длительность новых отношений. Не всегда это можно сделать словами. Представленная ниже модель дает подросткам возможность сделать это вербально и невербально.

Самовыражение также является одним из критериев эмоциональной направленности, наиболее наглядно отражающим уровень ее развития.

И именно «Школа самовыражения», по мнению А.Ф. Афальян, является «способом социализации и индивидуализации, потому что первое определяет осознание подростком своего места в обществе, второе - подчеркивает его индивидуальность и не дает слиться с "массой"» [1].

Впервые термин «Школа самовыражения» был использован А.Ф. Афальян, основателем научной школы «Формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения», которая давала данному термину следующее описание: «Школа самовыражения - открытая, подвижная система. Ее содержание зависит не от жесткой программной структуры, а от реальных ситуаций, реальных проблем социальной среды, в которой находятся подростки. Внутренняя свобода подростка - огромный резерв его саморазвития и совершенствования» [1].

На основе предлагаемой нами модели процесс развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры проходит в несколько этапов.

Первый этап: информационный.

Цель этапа: подготовить педагогов к работе с подростками по развитию эмоциональной направленности в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

На данном этапе предполагается ознакомить руководителей творческих коллективов с методами работы с подростками. Использование данного вида технологий включает в себя: проведение лекций, семинаров и тренингов.

Второй этап: мотивационно-побудительный.

Цель этапа: повысить активность участников подростковых творческих коллективов учреждений культуры, развить коммуникационные навыки и, как следствие, повысить уровень эмоциональной направленности.

Мотивационно-побудительный этап в развитии эмоциональной направленности подростков предусматривает использование следующих социально-культурных технологий:

  • коммуникативные технологии направлены на развитие собственного потенциала в процессе общения. Коммуникативные технологии помогают развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, познакомить с приемами бесконфликтного общения и поведения в обществе. Реализуется через социально-ориентирующие игры и другие формы;
  • информационные технологии, которые представлены направленными и сформированными информационными потоками. Информационные технологии позволяют повысить уровень общей культуры и эмоциональности, привить исконные ценности, направить процесс развития эмоциональной направленности в правильное русло.

К основным формам относятся: просмотр тематических программ, посещение выставок, театров и других культурных мероприятий, проведение интерактивных экскурсий, интеллектуальных онлайн-игр.

Третий этап: деятельностный.

Цель этапа: включение подростков в деятельность, способствующую формированию высокого уровня развития всех компонентов положительной эмоциональной направленности у подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Деятельностный этап предусматривает использование следующих социально-культурных технологий:

  • культуротворческие технологии направлены на развитие творческих способностей и освоение общечеловеческих ценностей (к основным формам культуротворческих технологий относятся: совместные творческие вечера и концерты, фестивали, конкурсы, игры, праздники);
  • анимационные технологии предоставляют возможность для самовыражения, предотвратить отчуждение подростка от общества и его ценностей (к основным формам анимационных технологий относятся: театрализованные представления, массовые мероприятия);
  • технологии социального проектирования развивают у участников способность принимать решения и работать в команде (к основным формам технологий социально-культурного проектирования относятся: театрализованные представления, массовые мероприятия);
  • управленческие технологии направлены на построение системы грамотного руководства процессом развития эмоциональной направленности подростков (к основным формам управленческих технологий относятся: мастер-классы для педагогов и руководителей, курсы повышения квалификации);
  • рекреативно-оздоровительные технологии позволяют восстановить физические и моральные (эмоциональные) силы, потраченные подростком в процессе учебы, домашней работы и остальных видов деятельности. Использование данных технологий позволяет научить подростка рационально регулировать время для труда, досуга и отдыха;
  • художественно-творческие технологии воздействуют на эмоциональную сферу подростка. Они положительно влияют на развитие эмпатии, ответственности, уверенности, уважение к результатам чужого творчества.

Реализация предложенной нами модели способствовала яркая положительная динамика у участников экспериментальной группы развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры, видимым результатом которой стал высокий уровень культуры эмоционального самовыражения.

Высокий уровень культуры эмоционального самовыражения после проведения формирующего эксперимента был выявлен у 43% опрошенных участников экспериментальной группы, средний уровень - у 40%, низкий - всего у 17% по сравнению с предыдущими показателями - 24, 38 и 38% соответственно. У участников контрольной группы показатели изменились в пределах погрешности 2%, что мы можем объяснить положительным влиянием занятий в творческих коллективах учреждения культуры.

Рецензенты:

Налетова Н.Ю., д.п.н., доцент кафедры философии, социологии и истории Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения, г. Смоленск;

Гавриленков А.Ф., д.и.н., доцент, профессор кафедры социологии Смоленского государственного университета, г. Смоленск.