Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SOCIOLOGY OF CULTURE: INTERNET COMMUNICATIONS VALUE ASPECTS

Faschenko A.N. 1
1 Tver State Technical University
Предметом исследования являются ценностные характеристики социальных взаимодействий интернет-пользователей в дискурсивном пространстве современного сетевого общества. Дискурсивное пространство интернет-коммуникаций характеризуется как совокупность дискурсивных практик в их кодово-символическом и рефлексивно-диалогическом формате. Тематизируются ценностные аспекты интернет-коммуникаций, анализируется дискурсивное пространство информационного общества сквозь призму ценностных оснований интернет-коммуникаций. Ценностные аспекты интернет-коммуникаций в современном обществе обладают властно-информационным потенциалом (снятие неопределенности знания, движение по гиперссылкам), а также организационной силой (разработка и опубликование правил поведения сетевых сообществ) и социально-психологической значимостью (рост личностного потенциала интернет-пользователей). Современный человек, чтобы быть востребованным и обладать ценной информацией, должен овладевать различными кодами прочтения текстов, для того чтобы иметь свободный доступ в информационное пространство.
The research object is the value characteristics of Internet users social interactions in the discursive space of modern network society. The Internet communications discursive space is characterized as a set of discursive practices in their code-symbolic and reflexive dialogical format. The author thematizes the Internet communications value aspects, and analyzes the discursive space of the information society through the prism of the value foundations of Internet communications. The Internet communications value aspects in modern society have a power-information potential (removing the uncertainty of knowledge, movement through hyperlinks), organizational (development and publication of the rules of conduct of online communities) and social psychological (personal potential growth of Internet users) significance. In order to be demanded, to hold valuable information modern person has to master the various codes for reading to be able to have access to the information space.
discursive space
discourse
Internet communication
information
value
sociology of culture
Предметом исследования данной статьи являются ценностные характеристики социальных взаимодействий интернет-пользователей в дискурсивном пространстве современного информационно-сетевого общества.

Исследование проводится на основе анализа российского и зарубежного опыта с использованием современных теоретических подходов и эмпирических процедур. В частности, для описания и объяснения общих тенденций интернет-коммуникаций используется герменевтический подход к феномену дискурсивного пространства информационного общества, позволяющий выявить новые духовно-смысловые грани целостности коммуникаций и многообразие их событийно наполненных ситуаций.

Ценностные основания интернет-коммуникаций являются основополагающей темой социологии культуры. Родившись как некие духовные опоры, помогавшие человеку устоять в тяжелых жизненных испытаниях перед лицом природы, сегодня ценности упорядочивают жизненный мир человека, вносят в его осмысление оценочные моменты, придают смысл его коммуникациям.

Современность немыслима без включения в единое информационное пространство, где так или иначе уже господствуют «сетевые» мыслительные представления и ценности. Именно ценностные представления выступают как способ самореференции той новой культурной ситуации, которую олицетворяют сегодня социальные сети. Поэтому видится актуальным вопрос ценностного измерения коммуникации в социальных сетях. Из многообразия аксиологических аспектов интернет-коммуникаций остановимся на властно-информационном, организационном и социально-психологическом.

Само понятие коммуникации предполагает наличие не только источника и приемника, но и некой квалифицированной реакции, направленной от приемника обратно к источнику и функционирующей как входящая информация в повторяющемся процессе обратной связи. Будучи участником подобного интерактивного обмена информацией, каждый пользователь Сети начинает «сверкать» своими личностными гранями: делиться информацией, взаимно освещать и обсуждать ее, поддерживать и укреплять друг друга в столь беспокойном, но одновременно и скоординированном мире.

Дискурсивное пространство интернет-коммуникаций характеризуется как  совокупность дискурсивных практик  в их кодово-символическом и  рефлексивно-диалогическом формате. С посыла Д. Белла, под дискурсом понимается сложное единство языковой формы, значения и действия, выраженное в коммуникативном событии или коммуникативном акте. Имея социальный контекст, дискурс включает в себя не только текст (гипертекст), но и описывает самих участников коммуникации, а также  процесс передачи и восприятия сообщения [3, с. 330]. В современных гуманитарных науках дискурс приобретает два основных смысла: в первом случае - обозначение методически дисциплинированной речи или высказывания по некоторой теме; во втором случае - обозначение языкового действия в рамках разговора или беседы [4, 5, 6, 7]. В информационном обществе дискурсивное пространство по форме становится сетевым: как «живая» система оно может сужаться, расширяться, его интенсивность может увеличиваться или уменьшаться; оно может быть временным и постоянным.

Интернет-дискурс (в разной терминологии - виртуальный дискурс,  цифровой дискурс) вбирает в себя все известные дискурсы (повседневный, научный, профессиональный, политический, правовой и др.), имеет сложное строение, обладает особым механизмом знакопорождения. Это - открытое пространство, где каждый может высказать свое мнение, получить отклик на него и найти единомышленников. Интернет-дискурс позволяет сделать информацию доступной различным категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Благодаря ему расширяются возможности накопления и переработки информации, возникают новые формы коммуникации. Например, IT-ресурсы современной образовательной среды имеют на сегодняшний день разнообразную форму: от интернет-каталогов - электронные научные библиотеки (например, elibrary.ru), интернет-издания о высоких технологиях, новости о  компьютерной технике, онлайн-издания, посвященные компьютерным технологиям, энциклопедия информационных технологий - до электронных магазинов, виртуальных музеев и даже интернет-университетов информационных технологий.

Ценностные основания интернет-коммуникаций стали предметом исследования представителей различных направлений социально-гуманитарного знания. Так, А. Бард и Я. Зодерквист - авторы книги о «нетократии», ставшей очевидным бестселлером 2000-х годов прямо говорят, что «бесценные связи буквально бесценны: их не купишь за деньги» [1, с. 93]. Связи возникают, если участник коммуникации не только обладает ценной информацией, но и способен придать ей как можно более привлекательную форму, усиливающую интерес других пользователей. Такой принцип привлекательности шведские авторы называют «аттенционализмом»: информация более значима в том случае, когда индивид делится ею с несколькими избранными собеседниками.

Властно-информационный аспект интернет-коммуникаций проявляется весьма многообразно. С посыла М. Фуко, власть рассматривается тождественной знанию [8, с. 319]. В сетевом контексте властное воздействие знания присутствует как совокупность различных технологий во всех сегментах информационного общества. Властно-информационные отношения в сетевом обществе вездесущи и продуктивны. Знание-власть вездесуще в той мере, в какой оно пронизывает все дискурсы и все виды деятельности в обществе. Знание-власть продуктивно в той мере, в какой оно побуждает к действию.

Наиболее выразительно такая сила информации проявляется в способах управления общественным мнением. Сегодня широкое распространение получил так называемый астротурфинг - использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Этот способ применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в Интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо. Например, это делается для продвижения товаров или идей, для организации споров с оппонентами, для имитации общественной поддержки. Подобные способы используются корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами или политтехнологами, а также спецслужбами для выявления диссидентов или планов участников социальных сетей. К сожалению, примеров тому немало. Например, в Сети уже действует целый ряд фирм, которые профессионально занимаются «накруткой» разного рода информации. Другой пример иллюстрирует способ разжигания межнационального конфликта. В июле 2013 года были вычислены около 40 аккаунтов «В контакте», явно созданных одним человеком: это профиль симпатичной девушки славянской национальности, фотографии одни и те же (скопированные с анкеты чешской представительницы сферы эскорт-услуг), но каждый «клон» жил в своем городе России и жаловался на выдуманное нападение со стороны нерусских [2, с. 11-12].

При всей своей продуктивности коммуникативные процессы в социальных сетях таят и опасность: сложившиеся ценностно-нормативные установками и правила могут способствовать очевидному нивелированию индивидуальности человека. Только ценностно-критическое измерение получаемой информации может помочь человеку избежать участи «кибернетического мотора» некой технологической системы. Главным критерием становится признание другого в качестве равноправного партнера в диалоге, где каждый участник проверяет и корректирует правильность своих действий в соответствии с присущими его личностному миру нормами и представлениями. Таким образом, несмотря на очевидную стандартизацию личности, ресурсный потенциал глобальной сети порождает и обратную тенденцию, связанную с возможностью постоянного личностного и профессионального роста, творчества и социальной критики.

Ценностный аспект интернет-коммуникаций проявляется в его организационных возможностях. Аппарат управления сообществом прямо пропорционален количеству участников. Например, спортивная команда, создавшая группу в социальной сети, чтобы обсуждать игры и тренировки, состоит из нескольких человек, у всех участников есть права администратора, т.е. каждый имеет доступ к любому разделу и занимается управлением контентом. Следующая стадия организации - например, группа или факультет учебного заведения - начинается с нескольких десятков человек; здесь администраторами являются либо энтузиасты, у которых есть свободное время, либо соответствующие лидеры из реальной жизни - староста, профорги и т.п. Численность тематических сообществ, участники которых не контактируют в реальной жизни, начинается от нескольких сотен человек. Здесь сайт/группу администрируют создатели, при значительном росте числа подписчиков расширяется аппарат: администраторы, модераторы (участники, следящие за нарушением правил). У популярных сообществ («пабликов») различной направленности насчитываются десятки тысяч подписчиков. В этом случае у сообщества есть владелец, и его деятельность носит коммерческий характер. Администрирование и модерирование осуществляется наемными работниками.

Большинство крупных сообществ рано или поздно вынуждены разработать и опубликовать правила поведения. Наиболее популярными считаются такие, как запрет мата и оскорблений, а также ограничение спама и рекламы. Опционально могут быть запрещены обсуждение и публикация материалов, не подходящих под тематику сообщества (оффтоп). Нередко вводятся ограничения на видео и картинки в комментариях и обсуждениях. В последнее десятилетие в Интернете выработались и нашли практику своего применения определенные санкции за нарушение установленных правил: 1) предупреждение, 2) бан (ограничение возможности посещения сообщества нарушителем с помощью программных средств). К примеру, так выглядит выдержка из правил сообщества, посвященного фотосвидетельствам современной российской действительности:  «группа 18+ | за нецензурные оскорбления, пошлые или тупые комментарии возможен бан» [2, с. 8-9].

Пользователь социальных сетей в силу своих индивидуальных потребностей стремится к разному: найти «по ту сторону экрана» поддержку и понимание, или получить возможность взглянуть на себя со стороны, или минимизировать тревожащее его чувство одиночества. Кураторы Сети быстро реагируют на потребности пользователей, предлагая им все новый и новый продукт. Так, реальностью стала «социомедийная психотерапия» - использование социальных сетей, блогов и других «интернет-площадок» для общения с другими пользователями. Такой подход, когда люди ищут информацию, задают вопросы, размышляют, публикуют свои посты или комментируют записи других пользователей, можно назвать самопомощью. В то же время актуальна и коллективная взаимопомощь. Интернет позволяет объединяться людям со схожими проблемами. Это оказывается важным, поскольку пользователь оказывается включенным в некоторое сообщество, что само по себе значимо на уровне авторитета, подсказчика, помощника. Такими людьми движет желание добиться признания, достичь некоего статуса в сетевом сообществе, найти единомышленников, что в целом является важным ресурсом жизнедеятельности.

Как показывает практика, многие пользователи Сети нуждаются в психологической поддержке, которая может быть выражена двояко: прямо - в одобрении и сочувствии («заочно» в Интернете это сделать проще, чем в реальной жизни); или косвенно, когда человек узнает, как другие люди справляются со схожими проблемами. Исследователи называют это явление «эффект попутчика», когда человек рассказывает незнакомцу обо всем, что накипело, и ему становиться легче, т.е. наблюдается своего рода «самотерапия без терапевта» или «народная терапия».

Выводы. Ценностные основания интернет-коммуникаций приобретают властно-информационную, организационную и социально-психологическую значимость. Властно-информационный аспект заключается в том, что массмедийные сообщения способны снимать неопределенность знания и одновременно порождать таковую ситуацию, заставляют пользователя двигаться по гиперссылкам в поисках все новой информации. Организационный аспект интернет-коммуникаций выражается в том, что большинство крупных сетевых сообществ рано или поздно вынуждены разрабатывать и публиковать правила поведения на своих дискурсивных площадках. Социально-психологический аспект интернет-коммуникаций олицетворяет рост личностного потенциала интернет-пользователя.

Ценностный аспект интернет-коммуникаций выглядит довольно противоречиво. С одной стороны, в условиях коммерческой и политической ангажированности телевизионного вещания Интернет является единственно очевидной площадкой для свободного «говорения». С другой стороны, интернет-технологии способствуют усилению властной регулятивности сетевых потоков, выраженной, прежде всего, в необходимости подчинения законам сетевого языка и сетевой морали. Не трудно заметить, что в современном информационном поле лингво-семиотический аппарат социальной коммуникации обладает властным потенциалом и оказывает перформативное воздействие на своих пользователей. Для лингво-семиотических конструкций, которыми изобилует интернет-пространство, нужны определенные условия: надо знать, что человек понял и как среагировал на сообщение. Если он среагировал, то совершит определенное действие, а значит, и высветится обоюдная реакция: и со стороны адресата этого сообщение, и со стороны получателя.  Это обстоятельство предполагает то, что современный человек, если он хочет быть «онлайн», быть востребованным, быть заинтересованным, обладать ценной информацией и уметь ее стильно «упаковать», то он должен обладать множеством языковых кодов, властно регулирующих его «допуск» в массовое или специализированное информационное пространство.

Рецензенты:

Губман Б.Л., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и теории культуры, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», г. Тверь;

Михайлова Е.Е., д.ф.н., профессор, профессор кафедры психологии и философии, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь.