Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AS A TOOL TO ENHANCE THE ENTERPRISE KONKURETNOSPOSOBNOSTI

Zhigalova L.N. 1 Yurin K.S. 1
1 FGBOI VPO Ural state university of railway transport
In article features of the competitive relations in transport branch reveal. Features of application of ecological management in the business management mechanism are defined. The main lines of systems of ecological management and the basis for introduction of ecological management of an enterprise management system are opened. The bases and advantages to introduction of system of ecological management at the Russian enterprises for increase of their competitiveness are revealed. Transport branch – one of the main bases of the economy of the market. In this option it is the subject of the relations having a commercial basis, which efficiency of activity, causes natural functioning and development of each of the branches of economy, the organizations and associations served by transport. Existence of the competitive environment both in transport branches, and between them its specifics, and also dynamics of change of conditions of the competition considerably influence as factors of increase of the importance of transport in life of society, so still more on factors of decrease in the importance of transport in life of society.
competition in the transport
competitiveness
environmental management system
operation of business
В современных рыночных условиях эффективность и конкурентоспособность характеризуют уровень развития общества. В результативной работе современной российской экономики важную роль играет создание конкурентного рынка.

Транспортная отрасль - одна из главных основ экономики рынка. В этом варианте она является предметом отношений, имеющим коммерческую основу, эффективность деятельности которой, обуславливает естественное функционирование и развитие каждой из ветвей экономики, организаций и объединений, обслуживаемых транспортом.

Наличие конкурентной среды как внутри транспортных отраслей, так и между ними, ее специфика, а также динамика изменения условий конкуренции заметно влияют как на факторы повышения значимости транспорта в жизни общества, так и в еще большей степени на факторы снижения значимости транспорта в жизни общества [5].

Термин конкуренция означает свойственную товарному производству, основанную на частной или корпоративной собственности на средства производства, борьбу между производителями за более выгодные условия производства и реализации продукции товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкурентоспособность предприятия - это его черта, обладающая мерой настоящего или возможного удовлетворения им реальной потребности в сравнении с подобными объектами, действующими на игровом рыночном поле [3].

Следовательно, конкуренция на транспорте - это соперничество транспортных предприятий за наиболее эффективные способы ведения хозяйственной деятельности, то есть за благоприятные обстоятельства исполнения перевозок, овладение новыми экономическими территориями и получение максимального дохода. Вместе с тем, конкуренция на транспорте - это не только борьба за пассажиров и владельцев грузов, за получение максимально выгодного эффекта на основе использования современных, более результативных технологий, повышения качества перевозок, их скорости и надежности, но и разрешение вопросов охраны окружающей среды.

В рамках свободной конкуренции устойчивое положение могут занять лишь те предприятия, которые анализируют проблемы уменьшения затрат материальных и энергетических ресурсов. Для того, чтобы занимать лидирующие позиции, игрокам важно осваивать новейшие средства управления, направленные на улучшение показателей деятельности всего предприятия в целом и повышение его конкурентоспособности. Огромное влияние на конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке может оказать экологический менеджмент [1].

В 1987 году американский эколог Б. Коммонера впервые сформулировал концепцию устойчивого развития, поднявшую перед общественностью актуальные вопросы сочетания человеческой деятельности и окружающей природной среды. В современных условиях экономику управления необходимо рассматривать в совокупности с экологической системой, что, несомненно, является нововведением в части развития производства, направленного на охрану окружающей среды.

Введение систем экологического менеджмента (СЭМ) на российских предприятиях - это существенный фактор для увеличения шансов в конкурентной борьбе отечественных компаний. В связи с этим, целесообразно определить особенности применения экологического менеджмента в механизме управления предприятием:

1. Стратегирование деятельности организации. Стандарт системы экологического менеджмента построен, исходя из предположения о том, что определена миссия компании и рассчитана стратегия её развития. Исполнение принципов экологического менеджмента связано с дополнением стратегии бизнеса экологически значимыми вопросами как её неотъемлемыми компонентами. Именно в рамках, задаваемых миссией компании и линией развития предприятия, разрабатывается её экологическая политика, ставятся цели деятельности в границах систем экологического менеджмента. Внедрение систем экологического менеджмента станет весомой причиной для роста стратегического планирования на предприятиях.

2. Гармонизация внутренней среды организации. Одним из главных требований к системам экологического менеджмента является требование планирования и последовательного улучшения, включая наряду со стратегическим планированием и оперативное руководство. Практический опыт свидетельствует о несовершенстве управления, действующего на предприятиях механизма оперативного управления. Система экологического менеджмента - это гармонизация тактического и стратегического планирования.

3. Совершенствование бизнес-процессов и организационной структуры. Функционирование системы экологического менеджмента невозможно без координации или, точнее, взаимодействия функциональных направлений в рамках организации, в том числе с учетом оптимизации организационной структуры. Именно за счет этого взаимодействия и появляется возможность избегать конфликтов основной и экологической деятельности, ставить адекватные и достижимые экологические цели.

4. Совершенствование управленческих технологий. Методология СЭМ предлагает широкий спектр инструментов, обеспечивающих или облегчающих координацию действий структурных подразделений и функциональных направлений. Среди них одно из главных положений занимают процедуры - практически совершенный инструмент развития и улучшения регулярной деятельности компании.

5. Оптимизация документооборота. Важную роль в деятельности компании системы экологического менеджмента отводят организации управления документацией. На основе требований, перечисленных в стандартах серии ISO 14001, возможна организация эффективного управления системой документации любой степени сложности.

6. Развитие кадрового потенциала. Для введения систем экологического менеджмента и улучшения подходов к управлению организацией необходим квалифицированный, мотивированный персонал. Грамотно построенное обучение и усилия по мотивации могут укрепить организацию, повысить заинтересованность в ее успехе и желание способствовать такому успеху у сотрудников. Значимым условием достижения результата является всемерная поддержка внедрения систем экологического менеджмента со стороны руководства, иначе положительный результат будет незначительным.

Следует отметить, что все вышеперечисленные особенности систем экологического менеджмента могут привести к положительному результату только в одном случае, если они будут удачно внедрены в систему управления предприятием. Для российских компаний, на которых в большинстве случаев уровень развития менеджмента крайне низок, внедрение систем экологического менеджмента означает фактически полную перестройку существующей системы управления [2].

Для российских предприятий можно выделить следующие основания и преимущества для введения системы экологического менеджмента:

  • Постоянное уменьшение производственных и эксплуатационных расходов, более эффективное использование сырья, энергии и прочих видов ресурсов, снижение издержек, связанных с влиянием предприятия на окружающую среду;
  • возможности лавирования для предприятия при проведении конкурентной борьбы на отечественном и международном рынках;
  • отладка деятельности предприятия в соответствии с положениями природоохранного законодательства;
  • увеличение инвестиционной привлекательности;
  • придание благоприятного имиджа предприятию у населения и общественности;
  • приобретение новых возможностей признания на международном уровне и на мировых рынках;
  • применение дополнительных возможностей предотвращения развития чрезвычайных экологических ситуаций и аварий на предприятии, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды и финансовым потерям;
  • снижение отрицательного воздействия на окружающую среду за счет более эффективного менеджмента, мотивации.

Предприятие, применяющее систему экологического менеджмента, необходимо систематически подвергать аудиторской проверке, в связи с необходимостью совершенствования системы экологического менеджмента. Если проведенная проверка подтверждает соответствие системы требованиям международного стандарта ИСО 14001, предприятие вносится в соответствующий регистр и имеет все основания использовать на своей продукции определенный экологический знак.

Существование сертифицированной системы экологического менеджмента на предприятии является одним из значительных преимуществ любой компании в конкурентной борьбе. Это значительно увеличивает притягательность системы экологического менеджмента, как объекта для инвестирования и существенно увеличивает расположение потребителей к производимому товару или услуге.

В рамках Проекта RECOAUD по программе TEMPUS активно ведется международная работа по внедрению и интеграции программ экологического аудита в корпоративное управление российских компаний (RECOAUD). Цель RECOAUD состоит в разработке и реализации непрерывного обучения (переподготовки) и последующих образовательных программ по экологическому аудиту и экологическому менеджменту.

Таким образом, в современном мире конкуренция приобретает серьезный характер, и основной целью большинства компаний становится достижение мировых стандартов. Предприятия, которые хотят занять лидирующие позиции в эти трудные времена, должны провести необходимые преобразования, а персонал этих предприятий, должен способствовать оперативному внедрению новых систем в свою работу.

Рецензенты:

Рачек С.В., д.э.н., профессор кафедры экономики транспорта, ФГБОУ ВПО УрГУПС, г. Екатеринбург;

Васильцова Л.И., д.э.н., профессор кафедры управления персоналом и социологии, г. Екатеринбург.