Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HOLISTIC SUBJECT EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF RURAL COMPLEX " KINDERGARTEN-SCHOOL" AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF EDUCATION

Ovchinnikova E.V. 1
1 The Bashkir State Pedagogical University it. M.Akmully
In article the author specifies essence of concept « the complete in detail-educational environment » rural complex Kindergarten-SCHOOL" which is treated as successive continuous system integration of didactic environments of a kindergarten and an elementary school (didactic systems, material support on the basis of the developed developing and training grants and games, intersubject interoperability during the личностно-focused educational activity and leisure). Specification of essence of concept was assisted with the account of a specific character of educational process on village and age features of children of preschool and younger school age, as well as continuity of educational process according to federal standards preschool formation and an elementary school. The complete in detail-educational environment is designed with objective of effective formation of cognitive activity of preschool children and younger students, increases of efficiency of educational process and leisure, continuity, formation of preconditions
a zone of a didactic material
a complex of possibilities of environment
the complete in detail-educational environment
Сложившаяся в последние десятилетия ситуация социально-экономических преобразований в России влияет на состояние современной сельской образовательной  среды и всех её инфраструктур, в том числе и дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и школы. Вместе с тем, кризис сельской школы, оптимизация педагогических кадров, ограничения степени обеспеченности ресурсами сельских дошкольных и школьных образовательных учреждений (материальными, кадровыми, социальными, информационными и др.) отражаются на качестве и эффективности их деятельности. Объединение сельских образовательных учреждений ДОУ и школы, имеющих отдельный юридический статус, но объединённых общими идеями, может служить решением данной проблемы. Подобная  интеграция обогащает возможности образовательного процесса и досуга, обеспечивают взаимосвязь, объединение программ, успешно  реализует преемственность между ступенями образования, повышает надёжность проектной деятельности педагогов. Такая структура как целостная образовательная  среда более устойчива, а её влияния более предсказуемы и целенаправленны, в большей мере могут быть учтены и спланированы в качестве средства образовательного воздействия.Цельисследования:разработка целостной предметно –образовательной среды сельского комплекса «ДОУ-ШКОЛА». Для  проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез,конкретизация,обобщение,аналогия,моделирование);диагностические (мониторинг, анкетирование, тестирование); эмпирические (изучение опыта работы сельских ДОУ и школ, нормативной и учебно-методической документации); педагогический эксперимент, методы математической статистики и графического отображения результатов. Основные положения, ход и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных (Воронеж, 2009г.), всероссийских (Уфа, 2009 г.; Москва, 2011 г.; Пенза, 2011 г.; Казань,2009г.),региональных (Уфа, 2008, 2009, 2010 гг.) конференциях и семинарах. Результаты исследования были представлены и обсуждены на международном научном форуме молодых учёных (Челябинск, 2010 г.),на ежегодных конференциях ИРО РБ (Уфа,2009,2010,2012,2013,2014 гг.). Материалы исследования апробированы  и  внедрены в практику работы образовательных учреждений, на базе которых осуществлялась проверка разработанных положении.

В контексте нашего исследования целостная предметно-образовательная  среда сельского комплекса «ДОУ – школа» является подсистемой и соответственно «встроена» в более высокого уровня иерархичности целостную образовательную  среду города, региона, страны.

Исследую целостную предметно-образовательную среду, нельзя не обратиться к средовому подходу. Как уточняет Н.С.Белобородова [1], среда об­разования, представленная в своей реали­зации в виде части системы образования, находится в прямой связи как с порождающей ее системой (оказывая влияние на функционирование и развитие системы в целом), так и со стра­тегиями по совершенствованию параметров образовательной деятельности [2].

Исследования  последних  лет  указывают на всё возрастающую приверженность авторов  к термину  «единое образовательное пространство», «культурно-образовательное пространство», «экологически равновесное жизненное пространство детства», «пространство муниципального образования (Е.В.Бондаревская, С.К.Болдырева, Н.С.Белобородова, А.С.Гаязов и др.) [3]. К настоящему периоду времени  сущность  понятия  «образовательное пространство» активно  используется в категориальном  аппарате педагогики (В.И. Гинецианский [4] и др.). Образовательное пространство трактуется как система, которая включает в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление образовательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. В  исследованиях  Е.А.Ракитиной, В.Ю.Лыскова, Н.Б.Козырева разграничиваются понятия «образовательное  пространство» и «образовательная  среда» по включенности в него человека [5].Говоря о пространстве, данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, влияние которых на человека можно рассмотреть с точки зрения разных подходов.

Так как в данном исследовании мы уточняем и конкретизируем сущность целостной предметно-образовательной среды сельского комплекса  «ДОУ-школа», обратимся к опыту предшественников – исследователей  данной проблемы.

В общем плане проблема организации предметной среды детей рассматривалась в той или иной степени многими философами и педагогами в различные исторические периоды – И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, Я. Коменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, П.Ф. Каптеревым, В.А. Сухомлинским, К.Н.Венцелем, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером и др.).Предметная среда разрабатывалась в исследованиях ряда известных современных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова [6].

По мнению Л.С.Выготского, предметная среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю. Психологи и педагоги обращались к проблеме предметной среды (Г.Н. Фейн, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова) [7]. Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, в которой происходит развитие  детей,  выполняет существенную функцию – она  должна  мотивировать детей к игре, способствовать  формированию  психических процессов. Развитие детей, формирование их «Я»-концепции зависит также от предметного окружения, в котором растут дети (Н.Я.Михайленко). По исследованиям А.В.Запорожца, предметно-пространственная организация оказывает позитивное влияние на полноценное развитие личности дошкольника. Однако предметная среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проектированию предметной среды (М.Я.Басов, П.П.Блонский, Д.Н.Узнадзе, Л.С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). С.Л. Новоселова описывает «предметную среду детства как развивающую» как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития [9].

В.В. Петровский, М.Л.Полякова, Л.С. Смывина указывают на необходимость соблюдения определённых принципов построения предметной среды: принцип активности; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплектования и гибкого зонирования; принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого; принцип соединения обычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип учета половых и возрастных особенностей детей; принцип уважения мнения ребенка [9].Л.И.Новикова рассматривает предметную среду как совокупность условий и систему отношений вокруг ребенка, способствующих проявлению и дальнейшему развитию одаренности личности, стимулирующих разнообразную творческую деятельность.

Вслед за Н.В.Виноградовой мы  рассматриваем целостную предметно-образовательную среду ДОУ-школа» как  среду взаимодействующего обучения и её материально-техническое обеспечение, которые предоставляют обучающимся и педагогам широкий диапазон общения между собой, взаимодействия с различными видами учебного оборудования, использования разнообразных и рациональных способов и форм деятельности, организации досуга и отдыха в школах полного дня. В целом такая среда обеспечивает в действительности личностно-ориентированный подход к обучению: достижение преемственности, выбор индивидуального темпа и траектории обучения, свободного обращения к дидактическому и игровому инструментарию, постижение возможностей новой техники, позволяющей активизировать обучение за счет работы в интерактивном режиме [7].

Рассмотрев исследования среды разных авторов, мы убедились в том, что целостная предметно-образовательная среда должна быть представлена как система,сконструируемая согласно принципам построения предметной среды. Данная среда должна быть легко трансформируемая, полифункциональная согласно требования ФГОС дошкольного образования и обладать большим потенциалом, способствующим активизации познавательной активности детей.  Системный подход требует, прежде всего, расчленения объекта на составные части, т.е. анализа. Системный подход ориентирует на движение в познании «сверху вниз» – от целого к частям. Применяя его, мы постепенно проникаем в сущность исследуемых объектов [5].

Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» согласно представляет собой непрерывную преемственную интеграцию дидактических сред «ДОУ-школа», интеграцию предметно-развивающей среды ДОУ и предметно-образовательной среды начальной школы.

Рис.1.Логико-смысловая модель целостной предметно-образовательной среды сельского комплекса «ДОУ-школа» (разработана автором).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка младшего школьного возраста во многом зависит от организации предметно-образовательной среды в общеобразовательном учреждении (Н.Т. Гринявичене, Н.Н.Поддъков, Н.Л.Шпарева и др.).Школьная предметно-образовательная среда имеет свои особенности. Целостная предметно-образовательная среда комплекса «ДОУ-школа», прежде всего, конструируется с учётом ведущего вида деятельности дошкольников (игровая) и младших школьников (учебная деятельность в школе). Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования универсальных учебных действий, «умения учиться», ключевых компетенций и компетентностей. Важная составная часть такой предметной среды – система постепенно возрастающих трудностей при переходе к школьному возрасту.

Целостная предметно-образовательная среда конструируется с целью эффективного формирования познавательной активности дошкольников и младших школьников, повышения эффективности образовательного процесса и досуга, преемственности, формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, подготавливает к развивающему обучению в школе, поэтому данная среда должна способствовать оптимизации показателей  личной результативности воспитанников и обучающихся (обучение, воспитание, развитие).

В целостной предметно-образовательной среде присутствуют взаимосвязанные процессы обучения, воспитания и развития. Основываясь на структурном образце образовательной среды В.А.Ясвина, мы предлагаем трёхкомпонентную модель целостной предметно-образовательной среды. Эта модель включает в себя:1) субъекты образовательного процесса и досуга; 2)  социальный компонент (межсубъектного взаимодействия педагогов и обучающихся); 3) предметно-деятельностный (дидактический) компонент.

Целостная предметно-образовательная среда обладает комплексом возможностей, которые  способствуют  формированию  личности  детей. За основу комплекса возможностей мы взяли  комплекс возможностей формирования личности, предложенный В.А.Ясвиным, который представлен следующими компонентами:

1.Возможность удовлетворения социальных потребностей (в любви, уваже­нии, признании, общественном одобрении) предполагает организацию личностно-ориентированной направленности целостной предметно-образо­вательной среды;

2.Возможность удовлетворения потребности в значимой деятельности предполагает такую организацию образовательной среды, когда каж­дый субъект образовательного процесса может реализовать свои способности;

3.Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении са­мооценки предполагает такую организацию образовательной среды, где учитывается индивидуальная (личностно-ориентированная) динамика разви­тия каждого субъекта образовательного процесса;

4.Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) предполагает такую организацию образовательной среды, когда субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие в соответствии со своими способностями в кружках и т. п.;

5. Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом  оформлении окружающей обстановки предполагает такую организацию образова­тельной среды, когда субъекты образовательного процесса будут постоянно ощущать ее высокий эстетический уровень;

6.Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализа­ции личности может быть обеспечена образовательной средой в результате предоставления всего комплекса возможностей развития субъектам образовательного процесса.

Приведенный выше комплекс возможностей для удовлетворения и раз­вития потребностей и ценностей субъектов образовательного процесса, обеспечивае­мый целостной предметно-образовательной средой, выделен нами как средовой критерий качества данной целостной предметно-образовательной среды.

Функции целостной предметно-образовательной среды: 1.Интегративная – основывается на предпосылках, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса образования на личность воспитанника и обучаемого [8].2.Адаптивная – обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления психологических кризисов, способствуя усвоению норм, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями  деятельности; адаптивная  функция  предметно-образовательной  среды  характеризуется  взаимоадаптацией участников образовательного процесса.  3.Образовательная – характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей  от  поколения  к поколению.

Взяв за основу определение В.А.Красильщикова, мы уточняем сущность понятия «целостная предметно-образовательная среда» сельского комплекса «ДОУ-школа», которая трактуется как непрерывная преемственная   интеграция дидактических сред комплекса «ДОУ-школа» и межсубъектного взаимодействия в процессе личностно-ориентированной образовательной деятельности и досуга, с учётом специфики образовательного процесса на селе и возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также преемственности образовательного процесса согласно ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального  школьного образования.

Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса не только обеспечивает разные виды активности детей (игровой, умственной и т.п.), но и является основой их самостоятельной деятельности, своеобразной лабораторией самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» представлена предметно-развивающими и предметно-образовательными зонами. Данные зоны содержат дидактические комплексы (дидактические материалы, созданные на основе дидактических материалов М.Монтессори, которые включены в образовательную среду старшей, подготовительной группы детского сада и группы предшкольной подготовки и начальной школы),которые  используются в образовательной деятельности всеми обучающимися. . Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Целостная предметно-образовательная среда сельского комплекса «ДОУ-школа» представлена предметно-развивающими и предметно-образовательными зонами. Данные зоны содержат дидактические комплексы (дидактические материалы, созданные на основе дидактических материалов М.Монтессори, которые включены в образовательную среду старшей, подготовительной группы детского сада и группы предшкольной подготовки и начальной школы),которые  используются в образовательной деятельности всеми обучающимися. Образцы материалов представлены как для презентации педагогом, так и в достаточном количестве присутствуют в целостной предметно-образовательной среде для каждого обучающегося. Рассмотрим зоны дидактического материала целостной предметно-образовательной среды.

Зона сенсорного развития

Эта зона дает ребенку возможность использовать его чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок учится различать высоту, длину, цвет, форму, звук, вес различных предметов. В этой зоне малыш не только развивает свои чувства, но и утончает их.

Зона упражнений практической жизни

Дети от года до 4 лет особенно хотят участвовать в обыденной жизни взрослых. И материалы этой зоны дают им такую возможность: мытье рук, стирка, разрезание овощей, подметание со стола и пола, пересыпание – все эти работы пользуются неизменным успехом у малышей и учат их заботиться о себе и окружающем мире.

Зона языкового развития. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений, а также координированной работы пальцев для подготовки к письму. В группе для детей дошкольников эта зона представлена самыми разнообразными материалами, помогающими детям развить фонематический слух, освоить звуковой анализ, подготовить руку к письму.

Зона образовательной области «Познание» и математики.Эта зона представляет собой набор математических материалов, с помощью которых у детей формируются математические представления и математические понятия.

В ДОУ и  начальной школе дидактические обучающие материалы и игры используются на каждом занятии непосредственно образовательной деятельности и уроках, а также во внеурочной деятельности.Для ᴛого, чᴛобы выясниᴛь, являюᴛся ли сᴛаᴛисᴛически значимыми различия в резульᴛаᴛах исследования в эксперименᴛальной и конᴛрольной выборках  воспиᴛанников и обучающихся,мы использовали непарамеᴛрический криᴛерий Спирмена.

Таблица 1

Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.)

Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.)

Криᴛерии

Эксперименᴛальная группа

Конᴛрольная группа

1.Познаваᴛельный

39,6

34,4

2.Личносᴛный

14,5

10

3.Средовой

17,2

12,7

4.Деяᴛельносᴛно -пракᴛический

19,7

13,2

Рис.2.Резульᴛаᴛы конᴛрольного эксперименᴛа (ср.знач.)

Резульᴛаᴛы эксперименᴛа по исследованию эффекᴛивносᴛи реализации целосᴛной предмеᴛно-образоваᴛельной среды сельского комплекса «ДОУ-школа» подᴛвердили повышение уровня развиᴛия школьной гоᴛовносᴛи у дошкольников,повышение резульᴛаᴛивносᴛи образоваᴛельного процесса по основным криᴛериям, показаᴛелям и уровням исследования.

Рецензенты:

Гаязов  А.С.,д.п.н.,профессор,министр  образования Республики Башкортостан,г. Уфа;

Амиров  А.Ф.,д.п.н.,профессор,зав.кафедрой  педагогики БГМУ,г.Уфа.