Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Temirova F.A. 1 Nakokhova D.Kh. 1
1 RGBW "Karachay-Cherkessia Institute of improvement of professional skill of workers of education"
In article the analysis of domestic and foreign experience of the study of ethnic tolerance of the individual; describethe characteristics of ethnic tolerance of adolescents. Considers the problem of formation of ethnic tolerance teenagers at the present stage. This problem is embodiedin the practice-oriented research domestic and foreign research Comparison of different points of view on the phenomenon of ethnic tolerance allowed us to validate the studied phenomenon as integrative education, the basis of which is the subject-to-value ratio to ethnic diversity, contributing to the degree of acceptance todifferential signs of other on the basis of a combination of cognitive, emotional and conative components. Identified indicators of ethnic tolerance adolescents in a multiethnic environment.
ethnic consciousness.
modern ethnic situation
intolerance
Self-concept
multi-ethnic environment
interethnic relations
identity
ethnic tolerance
ethnos

Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания и миропринятия. Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире.

Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно-преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах В.А. Авксентьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.М. Гогоберидзе, Б.И. Исмаилова, В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Р.Р. Накоховой, Э.А. Саракуева, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.

Следует отметить, что особенно подвержено негативному влиянию нестабильных межэтнических отношений подрастающее поколение, которое представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Новые типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся потребностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного сосуществования этносов в будущем.

Особенности личностного развития подростков достаточно полно изучены в отечественной (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (Ш. Бюлер, М. Кле, Э. Эриксон и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные личностные преобразования, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы личных отношений.

Анализ социологической, философской, психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования этнической толерантности является по сути междисциплинарной. Однако долгое время в отечественной научной мысли она рассматривалась преимущественно этнографами, философами и социологами, предметом исследования которых стали культурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора формирования этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.).

Представленность феномена толерантности в общественной жизни находит отражение в работах Р.Р. Валитовой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др. Многогранность этнической толерантности просматривается сквозь призму снисходительности к другим людям (Г.А. Бакиева), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриева), позитивного образа иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова Р.Р. Накохова), настроенности на диалог с другими (Р.Р. Валитова), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова).

В отечественных научных исследованиях психолого-педагогические аспекты формирования толерантности находят отражение в работах В.В. Глебкина, П.В. Степанова. Основными направлениями в исследовании межэтнических отношений в полиэтническом обществе являлись: 1) исследование теоретических основ интернационального воспитания в советской школе, раскрывающих педагогический компонент формирования ценностного отношения к другим этносам (Е.В. Бондаревская, А.Ф. Даждамиров и др.); 2) исследование отдельных аспектов формирования интернационального сознания учащихся общеобразовательной школы с учетом их возрастных особенностей (А.Х. Акбашев); 3) определение психолого-педагогических задач, содержания, форм и методов межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности (Ю.А. Гаюрова, В.В. Глебкин и др.).

 Анализ педагогической практики позволяет судить о том, что попытки отдельных образовательных учреждений направить усилия на формирование этнической толерантности учащихся не всегда носят системный характер.

Сопоставление различных точек зрения на феномен этнической толерантности позволило обосновать изучаемое явление в качестве интегративного образования, основанием которого является субъектно-ценностное отношение к этническому многообразию, обусловливающее степень принятия этнодифференцирующих признаков других на основании сочетания когнитивного, эмоционально-волевого и конативного компонентов.

Выявлены показатели этнической толерантности подростков в полиэтнической среде.Показатели когнитивного компонента этнической толерантности: целостная и обоснованная система взглядов, в рамках которой личность осмысливает свою этническую принадлежность; знание обычаев, традиций и языка своего этноса; представления об этническом характере; стремление к чтению литературы, посвященной этническим проблемам; наличие представлений об отличиях разных этносов, разных религий; отождествление себя со своим этносом; признание права выбора этнической принадлежности; знание обычаев, традиций представителей других этносов; знание факторов, обусловливающих формирование межэтнических отношений.

Показатели эмоционально-волевого компонента этнической толерантности: коммуникативная открытость (готовность к гуманному, чуткому, уважительному отношению к сверстникам вне зависимости от их этнической принадлежности); позитивное отношение к информации, необходимой для решения межэтнических проблем; заинтересованность в наличной жизненной ситуации; сформированность приоритетных жизненных установок (эмоциональная устойчивость); оптимистичность жизненной позиции; принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием (способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, взаимопониманию); состояние самообладания в процессе установления и поддержания межэтнических отношений; значимость уважительного отношения к представителям других этнических групп; отсутствие негативных стереотипов и установок к представителям другой этничности (ориентация на полисубъектные отношения и избавление от негативных стереотипов и установок).

Показатели конативного (поведенческого) компонента этнической толерантности: способность осуществлять выбор собственных целей и линии поведения в межэтническом пространстве; включенность в коммуникативный процесс (практическая готовность к предупреждению конфликтов в полиэтнической подростковой среде, владение приемами установления позитивных взаимоотношений со сверстниками - представителями других этносов); построение системы ценностного отношения к Другому; позитивно-преобразовательная позиция подростков в условиях полиэтнической среды; стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса; сформированность навыков саморегуляции; стремление к сотрудничеству; оперативное применение теоретических знаний об этнических особенностях представителей другого этноса; способность к ненасильственному взаимодействию.

Теоретический анализ психологической литературы позволил заключить, что показатели когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов этнической толерантности и параметры их сочетания от гармоничного до дисгармоничного определяют уровни сформированности этнической толерантности личности, переводя ее на деятельностно-преобразовательный или пассивно-принимающий, индифферентный уровень.

Критериями сформированности этнической толерантности в подростковом возрасте являются: сочетаемость компонентов этнической толерантности; активность подростка, обусловленная потребностью в обогащении межэтнической картины мира; степень удовлетворенности подростка собой в процессе межэтнического взаимодействия, характер способов установления позитивных межэтнических отношений.

В результате нам удалось теоретически обосновать уровни сформированности этнической толерантности у подростков. Низкий уровень сформированности этнической толерантности у подростков характеризуется воспроизведением способов межэтнического взаимодействия, основанных на наличии подобного опыта общения; наличием элементов в принятии возможности избрать другую этническую принадлежность; отсутствием стремления оказать поддержку представителям других этнических групп; отсутствием настроенности на изучение обычаев, традиций представителей других этнических групп; стереотипностью мышления, воспроизведением общения по образцу; низкой коммуникативной активностью, пассивностью в ситуациях межличностного взаимодействия; негативным принятием представителей других этнических групп; отсутствием представлений о национальном характере; склонностью к насильственному взаимодействию; отсутствием навыков прогнозирования этнической ситуации с учетом своих возможностей; несформированностью ценностного отношения к Другому.

Средний уровень, являющийся необходимым для формирования этнической толерантности, характеризуется продуцированием суждений, использованием разнообразных способов решения задач в условиях полиэтнической среды; заинтересованностью в получении этнокультурной информации; способностью к освоению процессов межличностного взаимодействия; наличием жизненных приоритетов; осознанием собственной этнической принадлежности; наличием представлений о национальном характере; принятием представителей других этнических групп на уровне соседства; коммуникативной активностью; недостаточной осведомленностью в области этнокультурного многообразия.

Высокий уровень сформированности этнической толерантности у подростков связан с единством когнитивного и эмоционально-волевого восприятия межэтнической среды; способностью анализировать необходимую этнокультурную информацию; коммуникативной гибкостью; наличием индивидуально-творческого стиля общения; осознанностью и принятием собственной этнической принадлежности; ценностным отношением к Другому, восприятием его как друга; способностью к ненасильственному взаимодействию; оперативным применением теоретических знаний об этнических особенностях представителей другого этноса; сформированностью позитивно-преобразовательной позиции в условиях полиэтнической среды; способностью осуществлять выбор собственных целей и линий поведения в межэтническом пространстве.

Проведенное исследование позволило выстроить модель формирования этнической толерантности подростков в соответствии с теоретически обоснованным механизмом принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнического, включающего в себя следующие составляющие: отождествление подростком себя как члена общества; обособление от других, принятие подростком константности этнических признаков; сформированность позитивного образа собственной этнической группы; включение в свою Я-концепцию общей характеристики своей группы, усвоение характерных норм и стереотипов поведения; актуализацию когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп; принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения; интеграцию позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы; активное воспроизводство системы межэтнических отношений.

Достижение подростком сформированной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности в подростковом возрасте проводилась в условиях образовательного процесса школы.

Нами была предложена программа психологического сопровождения подростков с целью формирования этнической толерантности, предполагающая решение поставленных задач. Ведущей идеей программы психологического сопровождения является утверждение о том, что формирование этнической толерантности подростков невозможно без специально организованной психологической деятельности.

Разработанная программа психологического сопровождения определила такие этапы работы по формированию этнической толерантности у подростков, как диагностический, формирующий и оценочно-корригирующий.

1. Диагностический этап предполагает изучение личности подростка и особенностей окружающей его этнической среды, структура которого выглядит следующим образом:

первичное накопление информации о представленности проблематики этнической толерантности подростков в образовательном пространстве школы с целью предварительного определения и уточнения «проблемных зон», являющихся источником формирования интолерантности; проведение общей диагностики, включающей постановку задач исследования, факторов риска; изучение особенностей развития и воспитания подростка в целом, а также социально-педагогических возможностей среды его жизнедеятельности;специальная диагностика, предполагающая углубленное изучение определенных ранее объектов; измерение полученных показателей: определение индивидуального потенциала подростка, преимущественно положительного (позитивных качеств), который можно использовать в психологической работе; подбор диагностических методик и определение эталонных показателей;интерпретация полученной информации, построение выводов, заключений для последующей работы с подростком.

Успешность реализации целей формирования этнической толерантности у подростков зависит от степени позитивности и адекватности их этнической принадлежности. Поэтому в содержательном плане данный этап представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание подростками отдельных сторон своей личности, собственных стилевых характеристик, собственной этнической принадлежности.

2. Формирующий этап программы психологического сопровождения подростков включает теоретический и практический блоки.

Содержание теоретического блока выстраивалось в соответствии с задачами, направленными на формирование когнитивного и эмоционально-волевого компонентов этнической толерантности у подростков, к числу которых могут быть отнесены:

осознание системы толерантных понятий («толерантность», «границы толерантности», «терпимость», «принятие»);формирование представлений о критериях толерантности и интолерантности;развитие адекватного понимания собственной этнической принадлежности;формирование этнической компетенции;расширение системы представлений подростков об этническом многообразии;формирование навыков построения образа толерантной личности;оказание помощи  в осмыслении глубинной сути этнических проблем; формирование позитивной этнической идентичности;содействие в позитивном принятии подростками этнического многообразия.

Предложенный спецкурс «Формирование этнической толерантности подростков». Целью данного спецкурса является ознакомление подростков экспериментальной группы с теоретическими и практическими подходами к определению феномена толерантности, этнической толерантности личности.

Практический блок формирующего этапа программы психологического сопровождения подростков включает в себя задачи, решение которых способствует формированию конативного (поведенческого) компонента этнической толерантности личности:формирование навыков построения модели толерантного взаимодействия;

развитие навыков саморегуляции;формирование ценностного отношения подростков к представителям других этнических групп;развитие этнической компетентности;формирование преобразовательной позиции подростков в условиях межличностного общения.

Данный блок включает цикл тренинговых мероприятий, элементы индивидуальной работы, диагностические процедуры, сконструированные в соответствии с выявленными в ходе теоретического анализа психологической литературы особенностями этнической толерантности подростков.

3. Оценочно-корригирующий этап программы психологического сопровождения подростков обеспечивает дальнейшее формирование этнической толерантности подростков посредством контроля над динамикой показателей ее компонентов. Основными задачами данного этапа являлись:  обеспечение соответствия между уровнем сформированности этнической толерантности подростков и включенностью их в процесс позитивного межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической среды;осуществление контроля над динамикой показателей компонентов этнической толерантности и при необходимости рекомендация подросткам внесения корректив в специфику межличностного взаимодействия в условиях полиэтнической среды.

Реализация программы психологического сопровождения подростков показала ее актуальность и целесообразность в условиях современной этнической ситуации.

Рецензенты:

Накохова Р.Р.,д.псх.н., профессор, проректор по научно-инновационной деятельности, РГБУ «КЧРИПКРО», г. Черкесск;

Цахаева А.А.,д.псх.н., профессор, зав.кафедрой общей психологии и педагогической психологии, Дагестанский государственный педагогический университет,г.Махачкала.