Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INDICATORS AND SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS REGIONAL DEVELOPMENT

Komaeva L.E. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
В статье проанализированы показатели и проблемы социально-экономического развития региона РФ – Республики Северная Осетия – Алания, что позволило выявить наличие проблем в области научно-технического и инновационного развития: низкая отдача науки в виде производственных технологий и инноваций, невысокий уровень инновационной активности предприятий. Структурные и эволюционные изменения в экономике регионов характеризуют направления их социально-экономического развития как целостный процесс. Поэтому региональные хозяйственные системы отличает качество формулирования, обоснования и достижения целей в своем поведении. Раскрыта главной характерная черта современных систем управления регионами, которая ориентируется на стратегические подходы, включающие прогнозы и долгосрочную перспективу, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей. В этой связи одним из основных факторов становится обоснование социально-экономической политики, в которой используются результаты научной проработки стратегических целей и пути их достижения, приоритетные направления структурной перестройки экономики, повышение ее устойчивости, эффективности и конкурентоспособности. Проанализирована в статье социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия – Алания (РСО-Алания), которая раскрыла неоднозначную динамику развития региона.
The article analyzes the performance and problems of socio-economic development of the Russian Federation – Republic of North Ossetia – Alania, which revealed the existence of problems in the field of scientific and technological development and innovation: low returns in the form of scientific production technology and innovation, low level of innovation activity of enterprises. Structural and evolutionary changes in the regional economy is characterized by the direction of their socio-economic development as a holistic process. Therefore, the regional economic system distinguishes the quality of the formulation, justification and objectives in their behavior. Revealed the main feature of modern management systems regions, which focuses on strategic approaches, including forecasts and long-term diversification of operations, innovation, maximum use of creative activity of people. In this regard, one of the main factors becomes justification socio-economic policy, which uses the results of a scientific study of the strategic goals and ways to achieve them, the priority areas of economic restructuring, improving its stability, efficiency and competitiveness. Analyzed in the article, the socio-economic development of the Republic´s North Ossetia – Alania (North Ossetia – Alania), which revealed a mixed trend for the region.
costs.
problems
performance
management
system
Socio-Economic Policy
socially insured
Republic of North Ossetia – Alania
region
Современный этап структурных изменений в  экономике России отличается настоятельной необходимостью обеспечения ускоренного экономического роста в базовых отраслях – промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др. В этой связи одним из основных факторов становится  обоснование социально-экономической политики, в которой используются результаты научной проработки стратегических целей и пути их достижения, приоритетные направления структурной перестройки экономики, повышение ее устойчивости, эффективности и  конкурентоспособности [1, c. 21, 9].

Структурные и эволюционные изменения в экономике регионов характеризуют направления их социально-экономического развития как целостный процесс. Поэтому региональные хозяйственные системы отличает качество формулирования, обоснования и достижения целей в своем поведении [2, с. 90] [10]. Главной характерной чертой современных систем управления регионами становится ориентация на стратегические подходы, включающие прогнозы и долгосрочную перспективу, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности людей [3; 4; 8].

В этой связи одним из основных факторов становится  обоснование социально-экономической политики, в которой используются результаты научной проработки стратегических целей и пути их достижения, приоритетные направления структурной перестройки экономики, повышение ее устойчивости, эффективности и  конкурентоспособности.

Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия – Алания (РСО-Алания) за последние годы имело неоднозначную динамику (табл. 1).

Таблица 1

Показатели социально-экономического развития РСО-Алания [5]

Показатели

Единица

измерения

По годам

 

2011

2012

2013

 
 

Численность населения (среднегодовая)

тыс. чел.

710,7

707,6

708,3

 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

72,6

73,4

73,8

 

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1000 человек населения

14,6

15,3

15,50

 

Выпуск товаров и услуг

млрд  руб.

141,2

160,9

178,5

 

Валовой региональный продукт

млрд  руб.

8,5

97,1

107,7

 

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году

102,9

105,0

104,7

 

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

110,6

107,80

110,00

 

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

млн  руб.

7129,4

6555,00

7938,7

 

Продукция сельского хозяйства

млн  руб.

21464

23155,7

24637,0

 

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году

106,2

103,10

103,60

 

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство»

млн  руб.

14654,0

12091,6

13038,4

 

Индекс производства по виду деятельности «Строительство»

% к предыдущему году

101,2

76,7

102,5

 

Оборот розничной торговли

млрд  руб.

67,4

76,5

84,9

 

Оборот розничной торговли

% к предыдущему году

113,5

108,10

104,50

 

 

Численность населения снижалась, составив  707,6 тыс. человек в 2011 году. Однако в 2013 году она выросла до 708,3 тыс. человек.

За последние годы (2010–2013 годы) производство валового регионального продукта (далее – ВРП) в Республике Северная Осетия – Алания (в ценах соответствующих лет) по предварительным данным возросло с 75,33 млрд рублей до 97,06 млрд рублей, темп роста ВРП составил 114,7 %, при среднегодовых темпах роста 104,7 %.

В расчете на душу населения валовой региональный продукт за анализируемый период увеличился в 1,2 раза.

Удельный вес ВРП республики в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляет 0,16 %.

Динамика отраслевой структуры ВРП характеризуется доминированием оптовой и розничной торговли, а также ростом удельной составляющей сельского хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

В структуре ВРП РСО-Алания по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) лидирующие позиции по видам экономической деятельности занимают оптовая и розничная торговля – 19,9 % (17,0 млрд рублей), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 19,3 % (16,5 млрд рублей), государственное управление и обеспечение безопасности – 11,7 % (9,9 млрд рублей), обрабатывающие производства – 9,7 % (8,3 млрд  рублей), транспорт и связь – 9,0 % (7,6 млрд  рублей). На перечисленные отрасли приходится около 70 % добавленной стоимости по республике.  Увеличилась доля в ВРП строительства – 8,8 % (7,5 млрд  рублей). Доля социальных отраслей (образование, здравоохранение) в структуре ВРП осталась на уровне 2010 года – 5,4 % (4,6 млрд  рублей) и 5,2 % (4,4 млрд рублей) соответственно. При этом остается низким удельный вес добычи полезных ископаемых – 0,3 % (0,3 млрд  рублей).

Индекс промышленного производства по всем видам экономической деятельности составил 107,8 %, в том числе по добыче полезных ископаемых – 91,0 %, по обрабатывающим производствам – 112,1 %, по производству и распределению электро- и теплоэнергии – 93,9 %.

Снижение добычи полезных ископаемых обусловлено уменьшением объема заказов и продаж в другие регионы России, а также снижением количества функционирующих предприятий отрасли в связи с отзывом лицензии  по причине невыполнения условий лицензионного соглашения.

Объём отгруженной промышленной продукции в 2012 году составил 22476,9 млн  руб., что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 98,8 %, в том числе по видам экономической деятельности: по добыче полезных ископаемых – 358,3 млн  руб. (109,8 %), по обрабатывающим производствам – 15563,6 млн  руб. (101,8 %), по производству и распределению электро- и теплоэнергии – 6555,0 млн  руб. (91,8 %).

Удельный вес добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2012 году составил 1,6 %, обрабатывающих производств – 69,2 %, производства и распределения электроэнергии – 29,2 %.

В структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств удельный вес производства пищевых продуктов, включая напитки, по итогам 2012 года составил 42,5 %, металлургического производства – 33,9 %, производства транспортных средств и оборудования –5,5 %, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 4,4 %, производства прочих неметаллических минеральных продуктов – 3,0 %, химического производства – 2,3 %, производства резиновых и пластмассовых изделий – 2,1 %, прочих производств – 4,0 %.

Основные источники финансирования  хозяйствующих субъектов  в РСО-Алания представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Основные источники финансирования хозяйствующих субъектов  в РСО-Алания

Показатели инвестиций в основной капитал экономики республики представлены в табл.2.

Таблица 2

Показатели инвестиций в основной капитал РСО-Алания [5]

Показатели

Единица измерения

По годам

2011

2012

2013

Инвестиции в основной капитал

млн  руб.

19926,6

21824,9

23712,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

113,3

102,4

102,5

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – всего

млн  руб.

13563,4

14831,1

16465,8

 

Как видно,  объемы инвестиции в основной капитал неуклонно возрастают, составив в 2013 г. 23,7 млрд  руб., что позволяет направлять их на удовлетворение различных потребностей развития республики.

Так, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» обеспечен ввод в эксплуатацию 205,7 тыс. кв. метра жилья или 102,8 % к объёму 2011 года, из них более 39 % – жилье экономкласса. Доля индивидуального жилья в общем объеме составила 22,5 %. За отчетный год жителям республики выдано 802 ипотечных жилищных кредита на сумму 898,5 млн  рублей, что превышает уровень 2011 года в 3,6 раза.

На строительство и реконструкцию объектов федеральной, республиканской и муниципальной собственности в 2012 году выделены капитальные вложения в объеме 9,0 млрд  рублей, которые освоены на 88,6 %. Основными направлениями привлечения бюджетных инвестиций в 2012 году были сфера туризма и рекреации, дорожное хозяйство, коммунальная и социальная сферы.

На развитие сети автомобильных дорог республики из средств федерального бюджета и Республиканского дорожного фонда направлено 6 139,0 млн  рублей (92,1% годового лимита), которые полностью освоены и превысили уровень 2011 года в 1,2 раза. За счет указанных средств завершено строительство тоннеля на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг протяженностью 373 погонных метров, осуществлена реконструкция 10,98 км сельских автомобильных дорог в Алагирском, Ирафском районах и г. Владикавказ (пос. Попов Хутор) [6].

В целом распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение  инвестиций в основной капитал по источникам финансирования  [5]

Показатели

Единица измерения

По годам

2011

2012

2013

Собственные средства

млн рублей

2173,5

3968,8

4312,2

Привлеченные средства

млн рублей

11389,9

10862,2

12153,6

Кредиты банков

млн рублей

391,6

459,8

499,6

в том числе кредиты иностранных банков

млн рублей

-

-

-

Заемные средства других организаций

млн рублей

28,6

35,6

38,7

Бюджетные средства

млн рублей

7895,5

9077,6

9783,2

в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет

млн рублей

6859,4

8107,1

8728,7

бюджеты субъектов Российской Федерации

млн рублей

702,0

778,9

846,3

из местных бюджетов

млн рублей

334,1

191,6

208,2

Прочие

млн рублей

3023,8

1240,5

1779,2

 

В 2011 году доля собственных средств составила 19,3 % от привлеченных, а в 2013 году она выросла до 35,5 %.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям представлена в табл. 4.

Таблица 4

Численность персонала РСО-Алания, занятого  исследованиями и разработками по категориям (человек) [5, с. 790-791]

Категории персонала

Годы

2000

2005

2010

2011

2012

Всего

642

549

643

685

648

в том силе:

 

 

 

 

 

Исследователи

370

312

402

406

408

 в % к общей численности

57,6

56,8

62,5

59,3

63,0

Техники

35

19

36

39

26

в % к общей численности

5,5

3,5

5,6

5,7

4,0

Вспомогательный персонал

163

147

125

144

125

в % к общей численности

25,4

26,8

19,4

21,0

19,3

Прочие

74

71

80

96

89

в % к общей численности

11,5

12,9

12,4

14,0

13,7

 

Как видно из данных таблицы, за период с 2000 года общая численность персонала сферы науки РСО-Алания, занятого исследованиями и разработками незначительно возросла, составив 100,9 % по категориям. В наибольшей степени – 110,2 % возросла численность исследователей и прочего персонала – 120,3 %. Одновременно уменьшилась численность техников.

В числе факторов, которые определяют содержание системы управления проектами и программами, следует выделить научные исследования и разработки, а также инновации. Эта область деятельности нуждается в значительном финансовом обеспечении, которое производится из различных источников и по различным направлениям вложений.

В целом внутренние затраты на научные исследования и разработки по регионам СКФО представлены в табл. 5.

Таблица 5

Внутренние затраты на научные исследования и разработки

(миллионов рублей) [5, с. 796]

 

2000

2005

2010

2011

2012

2012/

2000

Северо-Кавказский федеральный округ

310,3

944,0

2639,8

4017,7

3448,1

11,1

Республика Дагестан

74,8

204,9

674,4

773,0

872,3

11,7

Республика Ингушетия

-

4,1

18,6

28,9

40,6

-

Кабардино-Балкарская Республика

33,6

199,6

436,2

484,6

552,7

16,4

Карачаево-Черкесская  Республика

38,0

128,3

268,5

310,4

368,3

9,7

Республика Северная Осетия-Алания

29,8

67,6

231,9

293,1

347,0

11,6

Чеченская Республика

15,2

110,7

121,2

139,4

-

Ставропольский край

134,2

324,2

899,5

2006,5

1127,8

8,4

Доля РСО-Алания в СКФО, в %

9,6

7,2

8,8

7,3

10,1

 

 

Как видно из данных, сумма внутренних затрат на научные исследования и разработки по РСО-Алания возросла в 2012 году к 2000 году в 11,6 раз, что является 3 результатом в округе после Кабардино-Балкарской Республики (16,4) и Республики Дагестан (11,7). При этом доля РСО-Алания в СКФО выросла с 9,6 % до 10,1%.

Кроме внутренних затрат различают текущие затраты на исследования и разработки, которые включают: затраты на оплату труда, страховые взносы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации – ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и др. обязательные отчисления по установленным законодательством нормам, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты.

Текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ представлены в табл. 6.

Таблица 6

Текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ

(миллионов рублей) [5, с. 802-803]

Наименование

видов работ

Годы

2012/2000

2000

2005

2010

2011

2012

Фундаментальные исследования

9875,7

31022,9

95881,3

106924,0

108160,9

11,0

Прикладные исследования

1,2

12,8

39,2

71,8

60,5

50,4

Разработки

23,8

15,7

58,4

58,4

68,2

2,9

 

Как видно в 2012 году к 2000 году наиболее значимо выросли текущие затраты на прикладные исследования – 50,4 раза.

Результаты науки отражаются и при создании технологий, под которыми понимается совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред. Созданные передовые производственные технологии в РФ и СКФО представлены в табл. 7.

Таблица 7

Созданные передовые производственные технологии [5, с. 816]

 

2000

2005

2012

Российская Федера­ция

688

637

1324

Северо-Кавказский
федеральный округ

2

7

8

Республика Дагестан

-

4

7

Республика Ингушетия

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

2

3

1

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

-

-

-

Чеченская Республика

...

...

-

Ставропольский край

-

-

-

 

Как видно, за исследуемый период в РСО-Алания отсутствуют созданные передовые производственные технологии, что свидетельствует о низком производственном потенциале научных разработок в республике. Впрочем, такое положение присуще и другим регионам СКФО.

Причины низкой отдачи науки в виде производственных технологий во многом вызваны общей ситуацией с наукой в России.

Предприятия Осетии в большей степени предпочитают не создавать, а приобретать уже разработанные другими передовые производственные технологии, что видно из табл. 8.

Таблица 8

Используемые передовые производственные технологии

(количество) [5, с. 818]

 

2000

2005

2012

Российская Федера­ция

70069

140983

191372

Северо-Кавказский федеральный округ

740

1984

1852

Республика Дагестан

534

1408

437

Республика Ингушетия

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

124

101

307

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

76

Республика Северная Осетия-Алания

18

18

19

Чеченская Республика

...

...

194

Ставропольский край

64

457

819

 

При этом количество используемых передовых производственных технологий в РСО-Алания одно из самых низких в СКФО.

Предприятия промышленности ориентированы не на создание  собственных передовых технологических инноваций, а на привлечение со стороны производственных технологий, число которых составило 162 единицы (по 18 технологий ежегодно).

Инновационная активность предприятий промышленности в целом невысокая. Общее число предприятий, осуществляющих технологические инновации, составило в 2013 г. всего 6 единиц  (в 2000 г.  – 4). Одна из причин низкой инвестиционной и инновационной активности предприятий заключается в недостаточной эффективности механизма комплексной оценки и управления рисками предприятий  промышленности [7; 11].

На территории республики в 2013 году действовали следующие федеральные целевые программы:

«Юг России (2008–2013 годы)», мероприятия которой предусматривали строительство и реконструкцию 27 объектов туристско-рекреационного комплекса, инженерной и социальной инфраструктуры населенных пунктов республики с объемом освоенных средств 863,7 млн рублей;

«Жилище» на 2011–2015 годы, реализация мероприятий которой позволила улучшить жилищные условия 242 семей;

«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», за счет средств которой велось строительство спортивного комплекса в с. Карджин Кировского района;

«Социальное развитие села до 2013 года», мероприятия которой были направлены на газификацию сельских населенных пунктов Пригородного и Кировского районов [6].

В целом проведенный анализ в Республике Северная Осетия – Алания показывает наличие ряда проблем, характерных для других регионов РФ.

1. Все еще не отлажен механизм участия банков в кредитовании проектов предприятий на долговременный период (5 лет и более).

2. Серьезной проблемой, на наш взгляд, является  недостаточное привлечение иностранных инвестиций, в то время как на территории республики функционируют десятки предприятий, у которых иностранные фирмы покупают продукцию по договорам (например, завод «Магнит», фирма «Ирстройпрогресс», фирма «Спецмаш»).

3. Имеются недостатки в обосновании программ и проектов: некоторые предприятия в своих проектах и бизнес-планах недостаточно обосновано рассчитывают потенциальный объем привлечения инвестиций и их окупаемость; ряд мероприятий, подготавливаемых в различных подразделениях разработчиков, сводятся в единый документ (проект и программу) автоматически, без экспертной проработки;  при изготовлении проектов и программ не используется практика согласования их с заинтересованными подразделениями и специалистами предприятий; не проводится анализ фактической эффективности проектов и программ.

4. Предприятия промышленности ориентированы не на создание  собственных передовых технологических инноваций, а на привлечение со стороны производственных технологий. Инновационная активность предприятий в целом невысокая.

В республике следует предпринять соответствующие меры по решению выявленных  проблем социально-экономического развития.

Рецензенты:

Дзагоева М.Р., д.э.н., профессор кафедры «Налоги и налогообложение» СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Токаев Н.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансы и кредит СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.