Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES OF INNOVATION IN THE SYSTEM APK

Urusova A.B. 1
1 North Caucasian State Humanitarian Tekhnologichsekaya Academy
В регионах России, которые являются не только индустриальными, но не в меньшей мере и аграр¬ными, до настоящего времени оставались без внимания вопросы развития аграрных инноваций и инкуба¬торов агробизнеса. А это исключительно важное направление для поддержки предпринимательства, агрохолдингов, ферм и фирм, особенно пищевой и перерабатывающей промышленности. Сельскохо-зяйственная продукция всегда востребована потребителем. Но при этом востребована качественная экологически чистая и недорогая продукция. В этой связи, как отмечают многие исследователи, российским производителям следует как можно быстрее удовлетворить потребности наших соотечественников, чтобы вновь восстановить утраченные позиции, нарастить объемы производства и в перспективе обеспечить достойную конкуренцию на международном рынке. Характер и качество системного вызова определяются сочетанием внешних и внутренних факторов. В этой ситуации и частный бизнес способен активно поддерживать своим участием реализацию высокорискованных инновационных проектов.
In the regions of Russia that are not only industrial, but no less agrarian, until now remained without attention to the development of agrarian innovation and agribusiness incubators. And this extremely important area to support entrepreneurship, agricultural holdings, farms and firms, especially the food processing industry. Agricultural products are always in demand by the consumer. But demand high-quality environmentally friendly and inexpensive products. In this regard, as noted by many researchers, the Russian producers should as quickly as possible to meet the needs of our countrymen again to restore the lost positions, to increase production volumes and in the future to provide worthy competition in the international market. The nature and quality of the system call are determined by the combination of external and internal factors. In this situation, and the private sector is able to maintain its involvement with the implementation of high-risk innovative projects.
ecology
development
innovation
development
agricultural
industrial

В настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической, технологической базы АПК на качественно новой основе, перед необходимостью перехода к качественно новому  инновационному типу развития.

По мнению академика РАСХН И.Г. Ушачева, инновационный путь развития агроэкономики имеет три взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных направления:

1)                инновации в человеческий фактор;

2)       инновации в биологический фактор;

3)                инновации технологического фактора.

Успешное инновационное развитие в подобных условиях предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим.

Сегодня в Российской Федерации эффек­тивно функционирующая национальная инно­вационная система еще недостаточно сформи­рована, хотя имеются в наличии ее отдельные положительные элементы: федеральные на­учно-технические программы, научные цен­тры, инновационные фирмы, технопарки и т.д. Инновационная активность в стране может быть достигнута в результате создания макро­условий инновационной деятельности, основ­ными из которых являются: определение при­оритетов, формирование правовой, информа­ционной и образовательной среды.

Одним из механизмов для создания таких условий должно стать диа­логовое взаимодействие государства, науки и бизнеса на основе различных форм государст­венно-частного партнерства в интересах реше­ния задачи экономического роста.

Основными направлениями взаимодействия бизнеса и государства, на наш взгляд, являются:

- взаимодействие с федеральными и регио­нальными властями по созданию объектов ин­новационной инфраструктуры;

- взаимодействие с федеральными и регио­нальными фондами поддержки НИОКР и ин­новаций;

- соглашения о совместном финансирова­нии НИОКР и инновационных проектов с ря­дом федеральных и региональных фондов под­держки НИОКР и инноваций. Среди них: Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, РФФИ, ряд ре­гиональных фондов и др.

Концепцией долгосрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации поставлена задача обеспечения потребностей населения страны сельскохозяйственной продук­цией и продовольствием за счет отечественного производства, повышения конкурентоспособности агропродукции и эффективного импортозамещения на рынке сельскохозяйственной продукции.

Понятие «концепция» интерпретируется по-разному. В «Философском энциклопедическом словаре» под концепцией понимается «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения». Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

В проекте «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года» написано: «...Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития».

Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (в 5-10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50%).

Важнейшей основой инновационных процес­сов в агропромышленном комплексе (АПК), как и в других отраслях экономики, является инноваци­онная деятельность государства. Совокупность мер по освоению инноваций непосредственно в про­изводстве позволяет вести непрерывные технико-технологическое и организационно-экономическое его обновление и повышение эффективности.

Тем не менее  в целом в АПК пока сохраняется неблагоприятная обстановка. Низкие инвестици­онные возможности сельскохозяйственных то­варопроизводителей существенно ограничивают дальнейшее развитие производства в условиях обновленных экономических отношений. Единс­твенным правильным путем выхода из затянувше­гося кризиса является максимальное использование возможностей научно-технического потенциала отрасли в восстановлении и развитии реального сектора экономики и придании ему инновационного характера.

В «Современном экономическом словаре» концепция употребляется в двух трактовках: 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Инвестиционная поддержка научно-технического прогресса особенно важна в настоящее время, когда в России продолжается формирование «каркаса и несущих конструкций» национальной инновационной системы. Качественно новым направлением государственной политики в этой сфере выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. Подобные структуры уже давно и успешно функционируют во многих передовых странах. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного партнерства. Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в агропродовольственной сфере, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства.

Достижение многофунк­циональной конкурентоспособности агропро­мышленных систем, т.е. комплексной конку­рентоспособности по социальной, экономиче­ской, экологической, инновационной, инфор­мационной и другим составляющим должно являться стратегической целью научно обоснованной аграрной политики. Государство, осно­вываясь на рекомендациях науки, призвано своевременно посылать агробизнесу ясные и четкие сигналы о перспективных важнейших направлениях производственной деятельности, ориентировать и направлять его деловую ак­тивность в нужное для общества русло, указы­вать пути преодоления трудностей.

Суть государственной инновационной поли­тики в агропромышленной сфере, как и во всем народном хозяйстве, - это создание и поддерж­ка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство высокотехнологичных ресурсосберегающих про­ектов и научно-технических разработок, стиму­лирование инновационной активности пред­приятий. Этого можно достичь за счет страхо­вания рисков, налоговых послаблений, тарифной политики, создания объектов с высоким научным и производственным потен­циалом. По мнению ученых, в частности  Макеенко М.М., инновационная деятельность - фактор экономического роста. Выделяются по меньшей мере четыре приоритетных направле­ния инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организаци­онно-управленческие, экономико-социоэкологические. Они более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропромышленных систем и отражающие их объективно существующую многофункцио­нальность. Вместе с тем в настоящее время большое значение в методологическом плане приобретает разработка методов встраивания научно-технических факторов в общую страте­гию развития АПК, а также выявление и оценка инно­вационных рисков при разработке и реализа­ции аграрных проектов и программ.

Общая цель управления инноваци­онным развитием - качественное об­новление аграрной сферы экономи­ки, отвечающее требованиям увели­чения производства сельскохозяйст­венной продукции, повышения уров­ня жизни сельского населения, рос­та эффективности агропромышлен­ного производства, сохранения окру­жающей среды. Достижение этой цели предполагает решение широко­го круга задач, важнейшие из кото­рых: создание инноваций с потенциа­лом, позволяющим достичь и пре­взойти лучшие результаты в мировой практике агропромышленного произ­водства; сокращение периода прохо­ждения нововведений от создания до практического применения; прида­ние процессу освоения научно-техни­ческих достижений массового и необ­ратимого характера; эффективное ис­пользование направляемых на инно­вационное развитие АПК средств и ресурсов.

В современных рыночных условиях много­кратно возрастает и значение информационной компоненты инновационного развития АПК, своевременной и качественной информации сельскохозяйственных производителей о но­вейших достижениях аграрной науки и воз­можностях их использования в практической деятельности территории. Система научной информации должна обеспечить в сжатые сроки полной информацией ученых и специалистов, админист­раторов и политиков, преподавате­лей и студентов, фермеров и пред­ставителей агробизнеса.

Основу систем информации в раз­витых отраслях, как правило, состав­ляют автоматизированные информа­ционно-поисковые подсистемы. Глав­ными поставщиками информации для них являются многочисленные организации и агентства, участвую­щие в сельскохозяйственных иссле­дованиях и разработках. Кроме того, информация накапливается в учеб­ных заведениях и прочих учреждени­ях, представляющих агробизнес, службы пропаганды и внедрения. Определенное ее количество аккуму­лируется в фермерских сообществах, а затем публикуется в виде сообще­ний по фермерской практике.

Сельскохозяйственная информа­ция, многодисциплинарная по сво­ему характеру, фрагментирована и рассеяна по различным печатным из­даниям, что значительно осложняет ее поиск. В то же время информаци­онные потребности в этой области настолько разнообразны, что ни одна из традиционных информационных служб не в состоянии их удовлетво­рить. В связи с этим во всех развитых странах большое внимание уделяется разработке и совершенствованию информационных систем, возмож­ности которых с учетом быстрого развития вычислительных и про­граммных средств представляются почти неограниченными.

Инновационная составляющая становится также все более востребованной и неотъемле­мой компонентой подготовки сценариев долго­срочных прогнозов как всего народного хозяй­ства, так и его важнейших секторов, включая аграрный. В таких прогнозных разработках, как правило, инерционный сценарий развития противопоставляется инновационному, очер­чивающему целевую перспективу роста с опо­рой преимущественно на интенсивные факто­ры научно-технического и технологического характера.

Кризисные явления дали дополнительный импульс развитию прогнозно-аналитических разработок, для освоения которых и повышения национальной конкурентоспособности, целесообразно создание в стране адекватной целостной системы стратегического прогнози­рования и планирования, включающей:

-        долгосрочные прогнозы социально-экономического, технологического и экологического характера (на срок до 25-30 лет), создаваемые на альтернативной основе, периодически (раз в 5 лет) уточняемые и используемые для выбора приоритетов и разработки стратегических планов;

-      собственно стратегические планы на отдаленную перспективу (15-20 лет);

-  национальные и федеральные целевые программы и проекты, ориентированные на достижение выбранных приоритетов социаль­но-экономического развития (например, сюда можно было бы отнести осуществляемую в на­стоящее время Государственную программу по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг., а также проект  «Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»);

-  индикативные планы на среднесрочную перспективу (3-5 лет), увязывающие и конкрети­зирующие задания стратегических планов, на­циональных и федеральных целевых программ;

-  территориальную систему прогнозирова­ния, стратегического и индикативного плани­рования по федеральным округам, субъектам РФ, крупным муниципальным образованиям, учитывающую специфику и особенности от­дельных регионов.

При этом долгосрочные прогнозы и планы, безусловно, приобретут более достоверный ха­рактер, если будут опираться на современные научно обоснованные методические подходы, отражающие  объективно присущую сельскому хо­зяйству многофункциональность, системность воздействия этой отрасли на окружающую природную и общественную среду. В этой свя­зи несомненный интерес, например, вызывает сравнительно новое перспективное направле­ние  ситуационного  моделирования -   STEP-анализ. Данный метод включает в себя целенаправленный поиск, сбор, обработку, система­тизацию и обобщение обширных массивов ин­формации по указанным группам с целью обеспечения системной оценки факторов внешней среды, разносторонне влияющих на исследуемый экономический объект.

Таким образом, в современных условиях многократно усиливается роль долгосрочного прогнозирования, планирования, выбора и обоснования макроэкономических приоритетов как на уровне национальной экономики, так и ее ведущих сегментов и секторов. В качестве ключевой выдвигается задача органического соединения антикризисных мер с долгосрочной стратегией экономического роста, основанной на приоритетах инновационного развития.

Наряду с собственными научно-техническими разработками важной задачей инновационного развития, в том числе в области биотехнологий, генетики и селекции растений и животных, является заимствование наиболее прогрессивных идей и решений в других странах мира. Это также тесно связано с построением национальной инновационной системы - сети институтов, учреждений и организаций в общественном и частном секторах, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня отечественного производства. С этих позиций инновации являются как определяющими факторами преодоления текущих кризисных явлений, так и стратегическим ресурсом долгосрочного развития и встраивания отечественной экономики в зарождающуюся архитектуру нового мирового технологического уклада.

Одним из узловых вопросов инноваций в человеческий капитал следует признать создание современной и эффективной системы непрерывного профессионального образования и переобучения работников, позволяющей им лучше адаптироваться к динамичным технологическим и структурным изменениям в отрасли в условиях кризиса.

Рецензенты:

Тоторкулов Ш.М., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск;

Топсахалова Ф.Г., д.э.н., профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.