Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF TRENDS OF THE HIGHER EDUCA-TION SYSTEM IN THE FRAMEWORK OF MODERN GLOBALIZATION PROCESSES

Ashmarov I.A. 1 Volkova E.A. 2 Frolova E.V. 2
1 FGBOU VPO "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration" (Voronezh Branch)
2 FGBOU VPO “Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering”
We have done the review of the research and the analysis of the main trends of modern higher education in Russia and abroad. We proposed a systematization of the main trends of modern higher professional education as well as their classification on the basis of the criterion of general, special and individual. The main trends of modern higher education is globalization, internationalization, diversification, continuity, quality assurance and others. There are also completely new trends, such as connectedness, robotics pedagogical process of high school, new institutional forms of education, which radically alter the balance of power in this area. It was found that the model of higher education in Russia repeats the institutional way in countries such as the US and Japan, where there is a large number of private universities, together with state institutions. There was also a significant (several decades) the backlog of Russian higher education from their foreign counterparts.
the main directions of development (trends) of higher education
higher education
Сегодня весьма ощутим большой научный интерес современных исследователей к такой важнейшей области общественной жизнедеятельности, как высшее профессиональное образование. В настоящее время данный институт активно развивается в России и интегрируется в общеевропейский Болонский процесс, что всем известно. Научный интерес представляют возможные векторы дальнейшего развития высшего профессионального образования в России, которые могут проявлять себя в виде явных или неявных тенденций, которые сопровождают институциональное развитие высшего образования в нашей стране и в мире.

По мнению ряда специалистов, к которому мы также присоединяемся, уровень развития страны находится в неразрывном единстве с уровнем развития образования, особенно это касается высшего профессионального образования, которое сегодня отвечает за кадры высокой квалификации, необходимые во всех сегментах экономики и общественной жизни нашей страны [4]. Поэтому сфера высшего образования и ее состояние всегда представляла и представляет в настоящее время серьезный научно-практический интерес. В частности, множество исследователей уделяет внимания таким вопросам, как проблемы развития высшего образования, перспективы его развития, наконец, тенденции как направления развития высшего образования в нашей стране и за рубежом в современном мире.

Цель исследования: изучение наиболее важных тенденций высшего образования.

Материал и методы исследования. Изучение тенденций образовательного процесса высшей школы осуществлялось на основе обзора взглядов отечественных авторов, посвященных указанной проблематике, с использованием принципа системности, методов научной абстракции, анализа и синтеза, единства общего, особенного и единичного.

Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав больше десятка научных статей, посвященных данной проблематике, мы можем увидеть, что авторы пытаются выделить как общие, так и особенные черты развития, имеющие силу тенденции в развитии высшего профессионального образования как феномена современной общественной жизни и в то же самое время - важнейшего социального института. Итак, рассмотрим, какие основные (ведущие) тенденции выделяют современные отечественные авторы в данной области.

Во-первых, самая большая и многочисленная группа авторов (Андриенко Е.В., Бобыло А.М., Галушкина М., Княгинин В., Пододименко И.И., Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. и др.) выделяет такие тенденции, как глобализация и интернационализация высшего образования, что, понятное дело, связано с так называемым Болонским процессом и переходом на двухуровневое высшее образование в форме бакалавриата и магистратуры [1, 2, 10, 11]. Таким образом развивается многоуровневость образования как одна из примет современности, которую также можно представить и как самостоятельную тенденцию. Рост масштабов высшего образования и стирание национальных границ между странами в деле обучения студентов, преподавания учебных предметов и дисциплин, международного признания дипломов различных стран мира - все это наглядные процессы, которые не требуют доказательств и подтверждений вследствие своей очевидности.

Интернационализация образования направлена на сближение национальных систем образования, нахождение и развитие в них общих или универсальных средств и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению [8]. Конкретными инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.

Современные глобализационные вызовы и интеграционные процессы, быстрое изменение содержания необходимых знаний предопределяют кардинальную реорганизацию системы высшего образования, к основным ориентирам которого мы можем отнести: повышение фундаментальности, гуманитаризация, интегрированность, непрерывная диверсификация образования, демократизация, интеграция с наукой и производством, компьютеризация. Во-вторых, существуют уже менее явные тенденции, которые отмечает следующая группа авторов (Костюкевич С.В., Купцов О.В. и др.), а именно развитие сферы образования как сферы услуг (тенденция, поддерживаемая Всемирной торговой организацией), развитие образования как ключевого звена научно-технической и инновационной политики (тенденция, поддерживаемая правительствами многих стран мира), непрерывность современного образования [7]. Данные тенденции способствуют массовости высшего образования, росту его актуальности и популярности среди простого населения многих стран и народов мира. В-третьих, существуют такие менее очевидные тенденции, как реструктуризация вузов, развитие служб студенческого сервиса в вузах страны, оптимизация кадров профессорско-преподавательского состава [6] и т.д. Все отмеченные выше тенденции определяют современное состояние высшей профессиональной школы в начале нового столетия и формируют направления и перспективы дальнейшего развития высшего профессионального образования как в России, так и за рубежом. Здесь можно увидеть начало чего-либо очень большого и только зарождающегося, а можно и вовсе просто ограничиться наличием тех или иных новых признаков в общественной жизнедеятельности. Если попытаться систематизировать все отмеченные довольно многочисленными авторами тенденции из сферы высшего образования, то в полном соответствии с универсальным философским принципом единичного, частного и общего все тенденции можно подразделить на общие, особенные и единичные. Например, общими тенденциями развития высшего образования являются такие свойства высшей школы, как фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация высшего образования и т.д.

Особенными тенденциями развития высшего образования в России и мире являются унификация и смена парадигмы образовательных технологий, стандартизация всего образования в целом как целостного явления, рост диалогичности в сфере образовательной деятельности, в том числе в направлении учитель - ученик, повышение качества образования и т. д. И, наконец, единичными тенденциями, характерными для одной-единственной страны мира, а именно для России, на текущем этапе являются следующие явления: реструктуризация вузов, оптимизация или сокращение кадров, уход государства из сферы прямого влияния на воспитание подрастающей молодежи и т.д. (см. табл. 1).

Таблица 1

Тенденции современного высшего профессионального образования

Тенденции

Общие

тенденции

Особенные

тенденции

Единичные

тенденции

1.

Глобализация вузов

Унификация образовательных технологий

Реструктуризация

вузов

2.

Интернационализация

(интернализация)

Смена образовательных технологий

Оптимизация

штатов вузов

3.

Фундаментализация образования

Массовизация высшего образования

Развитие служб

студенческого сервиса

4.

Прагматизация

образования

Стандартизация содержания образования

Переход к «гибким»

специальностям

5.

Компьютеризация

Диалогичность

Автоматизация труда

6.

Индивидуализация

(переход от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами)

Коммерциализация высшего образования и рост уровня оплаты за обучение, рост доли платного образования

Появление новых форм образования: виртуальные, корпоративные, лицензионные университеты и др.

7.

Развитие образования как сферы услуг

(в том числе платных образовательных услуг)

Информатизация и интернетизация высшей школы (развитие дистанционного обучения, электронных библиотек)

Перепроизводство вузовских специалистов и вытеснение классических ценностей высшего образования из центра на периферию

8.

Гуманизация и

гуманитаризация

образования

Маркетизация

образования

(соответствие рынку)

Снижение доступности высшего образования

9.

Многоуровневость

образования, в том числе высшего

Модернизация образования (соответствие требованиям времени)

Институциональные изменения высшей школы

10.

Обеспечение надлежащего качества высшего образования [12]

Повышение квалификации кадров высшей школы

Роботизация педагогического процесса: появление роботов-преподавателей

11.

Интегрированность:

интеграция с современной наукой и производством

Рост ценности прикладного знания, востребованного промышленностью и экономикой

Государство «уходит из сферы воспитания» студенческой молодежи [9]

12.

Компьютеризация

образования

Борьба со списыванием и плагиатом

Рост оплаты труда

педагогов

13.

Институционализация образования

Реформирование высшей школы

Изменение целей

образования

14.

Непрерывность

образования

Диверсификация высшего образования

-

Кроме того, сегодня в России активно происходит расширение сферы платного образования - коммерциализация высшего образования и рост уровня оплаты за обучение, прямо почти как в научно-фантастическом романе Филипа Дика «Убик», в котором плата взимается за вход и выход из своей квартиры [5]. Это свидетельствует о перераспределении финансирования от государства на частный сектор экономики и само общество и его представителей. Весьма интенсивно происходят институциональные изменения в области российского высшего образования, что отражается в изменении его количественных и качественных характеристик, а именно: меняется количество государственных и частных вузов (институтов, университетов и др.); количество студентов и профессорско-преподавательского состава и т.д. (см. табл. 2 и 3). В развитых европейских странах мира, например в Германии или во Франции, можно видеть то же самое, что имело место и в нашей стране до начала реформирования высшей школы в начале 2000-х гг., когда появились первые частные вузы. Современная система высшего образования ФРГ объединяет 345 учебных заведений, большинство из которых государственные (98%). Частные вузы должны иметь государственную лицензию. Значительное число вузов в Германии - это государственные вузы, которые субсидируются правительством, частных вузов сравнительно немного - 69. Во Франции высшее образование представлено 87 университетами, из которых пять - негосударственные католические институты. Теоретически высшее образование во Франции - бесплатное. На практике бесплатно только самообучение (так как зарплату преподавателям платит государство), а за все, что сопровождает учебный процесс, студент платит сам. Сюда входит пользование инфраструктурой студгородка (130-700 евро), проживание и питание в общежитии (270-600 евро).

Современная Россия (по значительному количеству частных вузов) повторяет модель развития США и Японии, где сильно развит частный сектор высшего профессионального образования. Так, в США - в стране, в которой высшее образование считается одним из лучших в мире, более 3000 высших учебных заведений разных видов, среди которых около половины частных. В Японии около 600 университетов, включая 425 частных, в которых постоянно обучается около 2,5 млн студентов. Наиболее престижные - государственные университеты. Кроме того, в Японии распространена практика «карликовых» высших учебных заведений, в которых 200-300 студентов обучаются на 1-2 факультетах. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения в Японии платные. В последнее время высшее образование в вузах, как частных, так и государственных, становится все дороже. В настоящее время плата за год обучения постоянно возрастает и составляет от 5000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде [17]. Вследствие этого такой институциональный показатель, как доступность высшего образования, постоянно снижается. По свидетельству официальной статистики, уровень доступности образования ведущих стран мира составляет 350-400 студентов на 10 тыс. человек населения. Так, если в 1997 г. этот показатель для России составил лишь 220 студентов, сегодня же - 393 студента, т. е. на уровне наиболее развитых стран мира [15].

Как видно из таблицы 2, примерно 40% всех образовательных организаций в России - это частные вузы, которые составляют значительную часть всех высших образовательных учреждений страны; оставшиеся 60% - это государственные и муниципальные вузы страны.

Таблица 2

Образовательные организации высшего образования в период 2000-2014 гг. [15]

Годы

Все образовательные организации высшего образования

Студентов -

всего, тыс. человек

Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования

В них студентов -

всего, тыс. человек

Частные образовательные организации высшего образования

В них студентов -

всего, тыс. человек

2000/01

965

4741,4

607

4270,8

358

470,6

2005/06

1068

7064,6

655

5985,3

413

1079,3

2006/07

1090

7309,8

660

6133,1

430

1176,8

2007/08

1108

7461,3

658

6208,4

450

1252,9

2008/09

1134

7513,1

660

6214,8

474

1298,3

2009/10

1114

7418,8

662

6135,6

452

1283,3

2010/11

1115

7049,8

653

5848,7

462

1201,1

2011/12

1080

6490,0

634

5453,9

446

1036,1

2012/13

1046

6073,9

609

5143,8

437

930,1

2013/14

969

5646,7

578

4762,0

391

884,7

По данным Рособрнадзора, в настоящее время в России функционирует 969 аккредитованных вузов, в том числе 578 государственных и 391 негосударственных, филиальная же сеть насчитывает еще несколько тысяч образовательных учреждений (около 2000).

Современное реформирование высшего образования, прошедшее в последнее время во всех развитых странах и идущее в России, приводит к многочисленным институциональным изменениям. Например, можно отметить противоречивые тенденции, касающиеся самих вузов как институтов. С одной стороны, вузы большинства развитых стран мира все в большей степени из учебно-научных и культурных центров, финансируемых государством, становятся предприятиями - субъектами рыночной экономики. С другой стороны, появляются и новые действующие лица, к которым относятся: виртуальные университеты; лицензионные (франчайзинговые) университеты; корпоративные университеты; компании, библиотеки, музеи и иные заведения, СМИ; брокеры в сфере образования. В настоящее время к вузам вплотную приближаются и начинают конкурировать с ними производители программного обеспечения, издательства, предприятия, могущие предложить новые услуги (бизнес-образование, тренинги) и стремящиеся извлечь выгоду из потенциала относительно нового рынка услуг в сфере высшего профессионального образования [3].

Технологическое развитие высшей школы сегодня все более ускоряется. На базе информатизации, компьютеризации и интернетизации происходит внедрение автоматизации и роботизации, пусть даже на первых порах как единичных, но довольно симптоматичных процессов, которые в полной мере можно считать тенденциями, направленными в ближайшее будущее российской, да и общемировой высшей школы.

Одним из крупных достижений японских ученых стал робот-учитель Сая, женский робот-гуманоид, преподаватель урока науки и техники в начальной школе Токио. С помощью комплекса программных движений робот может выражать шесть основных эмоций в классе: удивление, страх, отвращение, гнев, радость и печаль. Он очень похож на настоящего человека, а точнее, является его прототипом. Создатель робота, профессор Хироши Кобаяши, отметил: «Основная цель создания робота заключалась в том, чтобы подчеркнуть прелести технологий и показать их детям. И, конечно, это является одним из решений проблемы нехватки учителей-людей, не только в сельской местности, но и в городах. В сельской местности и в небольших школах есть дети, которые не имеют возможности вступить в контакт с новыми технологиями, а также есть учителя, которые просто не в состоянии преподавать уроки науки и технологий. Поэтому мы надеемся, что сможем развить этого робота так, что можно будет дистанционно им управлять и обучить эти классы» [14].

Изначально робот был создан для работы в качестве администратора в японских компаниях еще в середине 1990-х гг., но недавно машина была перепрограммирована учеными для работы в другом направлении. Японские ученые понимают, что робот не сможет заменить человека, но человек сможет управлять роботами дистанционно, а это поможет избавиться от многих проблем, в том числе и нехватки кадров.

В нашей стране в Санкт-Петербурге начали использовать первого в мире робота - преподавателя английского языка на школьных факультативных занятиях, который в определенной мере может заменить реального преподавателя иностранного языка или репетитора Робот представляет собой веб-ресурс http://www.liveenglish.ru/ - сайт с «человеческим лицом», который дает возможность онлайн-общения с виртуальным носителем языка. Это своего рода тренажер, при помощи которого можно организовать диалог с обратной связью и приобрести уверенность в использовании теоретических знаний в процессе реального общения [16]. Кроме того, в этом году кадровый состав Московского технологического института пополнился новым сотрудником. Помощь преподавателям кафедры будет оказывать промобот - машина, наделенная искусственным интеллектом, она обладает специальными знаниями и вполне может читать лекции студентам по заложенным  учебным материалам, умеет отвечать на вопросы и даже распознавать эмоции своего собеседника и многое другое [13].

Заключение

Таким образом, как это следует из анализа общемировых и российских тенденций высшей школы, в настоящее время российское высшее образование в основном только повторяет те шаги и проходит те этапы, которые были уже сделаны зарубежными ее представителями в определенное время, примерно несколько десятилетий назад. В российском высшем образовании на новом историческом этапе вновь актуализируется исторический для нашей страны лозунг «догнать и перегнать».

Рецензенты:

Радугин А.А., д.филос.н., профессор ФГБОУ ВПО «Воронежского государственного архитектурно-строительного университета», г. Воронеж;

Слинько А.А., д.пол.н., профессор, зав. кафедрой политологии и политического управления Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Воронеж.