Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES OF THE PROCESS AUTOMATION OF ACCOUNTING AND FINANCIAL INFORMATION IN ACCORDANCE WITH IFRS

Guseva E.S. 1 Snopok Yu.N. 1
1 St. Petersburg State University of Trade and Economics
Формируя финансовую отчетность, прежде всего, необходимо понимать, что ее качество и оперативность представления будут напрямую зависеть от эффективности внедрения процесса автоматизации в сферу бухгалтерского учета. Следует отметить, что современные международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) постепенно повышают требования к отчетной информации как отдельных компаний, так и консолидированных групп. В таких условиях автоматизация является не только средством обеспечения формирования качественной финансовой информации, но и предоставляет возможность на основе данных бухгалтерского учета обеспечивать процессы планирования, бюджетирования и анализа эффективности функционирования экономического субъекта. Именно поэтому применение информационных технологий напрямую влияет на достоверность и оперативность формирования финансовой информации. Однако внедрение автоматизированных процессов имеет множество особенностей, которые рассмотрены в данной статье.
At present, it is necessary to understand that the quality and timeliness of financial reporting will depend on the effectiveness of the implementation process automation in the field of accounting. It should be noted that the current international financial reporting standards (IFRS) gradually increase the requirements for reporting information separate companies and consolidated groups. In such circumstances, automation is not only a means of ensuring the formation of high-quality financial information, but also provides an opportunity on the basis of accounting data to provide the planning, budgeting and analysis of the efficiency of the company. That is why the use of information technology has a direct impact on the reliability and efficiency of the formation of financial information. However, the introduction of automated processes has many features that are discussed in this article.
automation
financial information
unification
IFRS
Процессы глобализации разных сфер человеческой деятельности постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Неотъемлемой частью интернационализации экономических отношений стало создание фирм со смешанным капиталом, привлечение в национальную экономику иностранных инвестиций. Эти процессы обуславливают необходимость в унификации, стандартизации и гармонизации требований к финансовой информации, одним из основных источников которой является бухгалтерский учет.

В настоящее время разным категориям пользователей требуется различная финансовая информация, и в условиях перехода на МСФО объем подготовки такой информации только увеличивается. Очевидно, что в целях обеспечения принципа рациональности компании должны максимально сближать учетные политики без ущерба интересов различных пользователей. Как отмечает М.Т. Мамина, «разработка общепризнанных концепций, норм и правил представления учетной информации в финансовой отчетности является дальновидным решением экономического сообщества, имеющим глобальное решение» [2].

В своей работе В.А. Гончарук указывает, что «предприятие, ведущее хозяйственную деятельность и имеющее налаженный бухгалтерский учет, совсем необязательно обладает финансовой информацией, пригодной для целей управления» [1]. То есть, автор устанавливает границу между информацией финансовой и информацией бухгалтерской, поскольку последняя формируется в соответствии с четкими требованиями законодательства, что, в свою очередь, затрудняет ее полезность для управленческих решений. В данном случае сложно не согласиться с В.А. Гончаруком, поскольку формирование бухгалтерской отчетности в настоящее время максимально приближено с целями налогового учета. Между тем, современное развитие бухгалтерского учета ориентировано на создание единой интернациональной модели - модели формирования финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В основе формирования отчетности по МСФО заложены ключевые принципы, учета, обеспечивающие максимальное отражение достоверной картины о финансовом положении и финансовых результатах компании.

Сложность конвергенции российского бухгалтерского учета с МСФО связана с тем, что зачастую бухгалтерский учет становится основой для формирования налоговой отчетности, при составлении которой превалируют юридические аспекты. К тому же, если говорить о группе компаний, стремящихся к унификации, то на пути этого процесса возникают такие проблемы, как отсутствие единой учетной политики, плана счетов, справочников и классификаторов, а также сложности интерпретации различных учетных принципов в процессе ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. В таких условиях эффективным способом формирования финансовой информации является автоматизация системы бухгалтерского учета.

Анализ подходов различных авторов к автоматизации учета и формированию финансовой информации по МСФО [3, 4, 5] позволил  выделить следующие этапы:

  1. Унификация учетной политики РСБУ в соответствии с требованиями МСФО. Формирование учетной политики МСФО.
  2. Формирование плана счетов по РСБУ и по МСФО.
  3. Разработка единых справочников и классификаторов при учете отдельных объектов учета.
  4. Определение соответствия между отражением операций в РСБУ и МСФО.
  5. Определение возможных корректировок, возникающих при несоответствии принципов РСБУ и МСФО.

Рассмотрим указанные этапы более подробно.

1. Унификация учетной политики РСБУ в соответствии с требованиями МСФО. Формирование учетной политики МСФО

В ходе процесса по разработке учетной политики для целей РСБУ и МСФО необходимо создать единую учётную политику, то есть провести унификацию. Под унификацией в данном случае понимается устранение либо сведение к минимуму различий в методологии бухгалтерского учета, ведущегося по различным правилам, посредством применения единой учетной политики, единого плана счетов, единых принципов отражения конкретных операций. Для этого в ходе осуществления процесса унификации необходимо первоначально рассмотреть имеющиеся возможности для сближения принципов учета РСБУ и МСФО, что позволит в дальнейшем, с одной стороны, снизить трудоемкость и затраты на формирование финансовой информации, а с другой - сократить сроки подготовки отчетности.

На данном этапе следует детально проанализировать состав и структуру группы, формирующей финансовую информацию, особенности и направления деятельности каждой из компаний, методы и способы ведения бухгалтерского учета, а также характер операций, осуществляющихся внутри группы. Указанный анализ позволит выявить все расхождения существующих ученых политик компаний группы с целью их дальнейшего сближения и унификации правил ведения бухгалтерского учета. При этом разработка единой учетной политики должна обеспечивать максимальную эффективность ведения бухгалтерского учета при условии, что затраты на унификацию не будут превышать выгоды от ее проведения. 

2. Формирование плана счетов РСБУ и МСФО

Формирование плана счетов является сложной и трудоемкой задачей, поскольку его разработка должна предусматривать достаточность счетов и субсчетов для отражения исчерпывающего перечня хозяйственных операций всех компаний группы.

В целом, разработка единого плана счетов должна начинаться с изучения действующих планов счетов РСУБ отдельных компаний группы на предмет их различий и сходств, а также с целью выявления специфических счетов/ субсчетов, используемых при отражении нетипичных операций. Во внимание необходимо принимать также и программное обеспечение, на основании которого осуществляется ведение бухгалтерского учета, поскольку, как правило, стандартные конфигурации содержат типовые планы счетов, используемые в тех или иных программных продуктах. Результатом указанного анализа будут являться предложения по внесению изменений в планы счетов компаний группы с целью формирования единого плана счетов РСБУ, удовлетворяющего потребностям исчерпывающего раскрытия финансово-хозяйственных операций. Помимо утверждения синтетических счетов, для каждого отдельного счета определяется набор субсчетов и субконто, позволяющих сформировать в учетной системе информацию таким образом, чтобы она была максимально полной и полезной в дальнейшем.

Единый план счетов должен быть закреплен в учетной политике, при этом в случае возникновения ситуации, когда все-таки потребуется внесение изменений в план счетов, такие изменения должны быть осуществлены централизованно и обязательны к применению всеми компаниями группы. Следует отметить, что единый план счетов, применяемый компаниями группы при ведении бухгалтерского учета, может быть адаптирован для целей МСФО.

После разработки единого плана счетов РСБУ для ведения бухгалтерского учета компаниями группы следующим этапом идет формирование плана счетов для целей МСФО. Данный план счетов должен быть разработан таким образом, чтобы формат позволял последующую его автоматизацию на базе определенного программного продукта. При этом на плане счетов МСФО должна быть предусмотрена такая аналитика, которая бы позволила сформировать отчетные формы со всеми необходимыми раскрытиями, требуемыми МСФО.

В целом, процесс формирования плана счетов МСФО должен непосредственно опираться на разработанную учетную политику МСФО, а также требования самих стандартов международного учета. В качестве ключевых принципов, на которые следует опираться при создании плана счетов, можно выделить следующие:

  • максимальная детализация активов, капитала, обязательств, доходов и расходов компаний группы, отвечающая требованиям МСФО;
  • возможность учета временного фактора с помощью деления активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные;
  • наличие аналитики, позволяющей эффективно произвести консолидацию по компаниям группы (исключение внутригрупповых оборотов, исключение задолженностей между компаниями группы и др.).

После разработки плана счетов МСФО его необходимо увязать с планом счетов РСБУ, то есть установить зависимость между счетами таким образом, чтобы российские данные бухгалтерского учета автоматически транслировались в МСФО в соответствии с нужной аналитикой.

3. Разработка единых справочников и классификаторов при учете отдельных объектов учета

Разработка в процессе автоматизации единых справочников и классификаторов является одной из задач унификации ведения бухгалтерского учета, именно поэтому данный процесс должен быть организован таким образом, чтобы минимизировать различия между справочниками РСБУ и МСФО. В таких условиях следует понимать, что процесс доработки действующих справочников РСБУ в соответствии с требованиями к раскрытию информации по МСФО будет являться приоритетнее, чем создание новых независимых классификаторов и справочников для целей МСФО.

В целом процесс по разработке справочников и классификаторов условно можно разделить на следующие этапы:

  • анализ структуры и содержания справочников и классификаторов РСБУ;
  • определение аналитических параметров, требуемых к раскрытию в финансовой отчетности МСФО;
  • доработка действующих справочников и классификаторов с учетом требований МСФО.

Следует отметить, что в целях разработки единых справочников и классификаторов при учете отдельных объектов учета по компаниям группы целесообразно сначала произвести анализ имеющихся справочников РСБУ, обобщив результаты такого анализа в единый сводный реестр с целью дальнейшей разработки единых справочников и классификаторов, позволяющих учесть специфику всех компаний группы.

4. Определение соответствия между отражением операций в РСБУ и МСФО

Безусловно, деятельность, как отдельной компании, так и группы, с точки зрения бухгалтерского учета, сводится к определенному набору операций, на основе которых отражаются те или иные факты хозяйственной жизни. При этом все операции отражаются с помощью принципов двойной записи с применением счетов бухгалтерского учета. Для того  чтобы установить соответствие между отражением операций в РСБУ и МСФО, первоначально требуется произвести анализ всех операций, отражаемых на счетах РСБУ за определенный промежуток времени (например, год). Далее необходимо установить порядок отражения операций РСБУ на счетах МСФО. Эта задача решается на основе формирования соответствия операций РСБУ и МСФО в разрезе счетов. Следует отметить, что эффективнее такой анализ проводить по отдельным участкам учета, например, операции учета объектов основных средств.

5. Определение возможных корректировок, возникающих при несоответствии принципов РСБУ и МСФО

Очевидно, что операции РСБУ не являются исчерпывающими при формировании отчетности по МСФО, так как международные стандарты имеют свою специфику. Именно поэтому процесс автоматизации должен предусматривать анализ таких нетипичных операций с целью их дальнейшего отражения на счетах МСФО. К таким операциям, например, могут относиться операции по учету финансовой аренды, доходов и расходов по договорам строительного подряда, дисконтирование и другие.

В целом необходимо произвести анализ всех операций, осуществляемых для формирования  отчетности МСФО, который позволит установить:

  • перечень операций российского учета, полностью соответствующий требованиям МСФО;
  • перечень операций, отсутствующих в РСБУ, которые необходимо осуществить дополнительно;
  • перечень операций, которые проведены в РСБУ, но не соответствуют требованиям МСФО и должны быть сторнированы.

При этом по операциям, которые проводятся в РСБУ, но по каким-либо причинам не соответствуют требованиям МСФО, возможны два варианта осуществления корректировок, а именно:

  1. Сторнирование операций РСБУ и формирование операций, соответствующих требованиям МСФО;
  2. Признание операций РСБУ и их корректировка на необходимую расчетную величину таким образом, что в целом операция соответствует принципам МСФО.

Такие корректировки целесообразно проводить по отдельным участкам бухгалтерского учета, например, корректировки по основным средствам, нематериальным активам, выручке и др. Очевидно, что по каждому участку учета необходимо отдельно формировать соответствующие корректировки таким образом, чтобы они позволяли эффективно подготовить отчетность по МСФО, минимизировав при этом трудовые затраты. Также следует прописать методику проведения и расчета соответствующих корректировок, с указанием того, в каких ситуациях проводится та или иная корректировка, каким образом определяется ее сумма, какой бухгалтерской записью она должна быть отражена и с какой периодичностью проделана. Закрепление методики проведения корректировок позволит соблюсти единообразие в  их признании, снизить вероятность ошибок, а также избежать вариативности в применении профессионального суждения специалистами, занимающимися подготовкой отчетности по МСФО.

Итогом данного этапа будет разработка отдельных документов по трансформационным и консолидационным корректировкам с описанием методики их проведения.

В заключение следует отметить, что процесс автоматизации учета и формирования отчетности может быть выполнен различными способами. Выбор конкретного способа будет непосредственно зависеть от целей и задач компании/ группы компаний, а также от имеющихся ресурсов, требующихся для организации и дальнейшей поддержки процесса автоматизации. Между тем процесс автоматизации позволяет не только эффективно и своевременно формировать на основе учетных данных финансовую отчетность, но и способен обеспечивать цели управленческого учета в части предоставления пользователям соответствующей финансовой информации.

Новизна проблем, с которыми в процессе конвергенции с международными стандартами финансовой отчетности сталкиваются различные страны, повышает требования к их нормативно-правовой базе и созданию единых требований. Только в этом случае появится возможность обеспечить инвесторов сопоставимой и полезной им финансовой информацией.

Рецензенты:

Курочкина А.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», г.  Санкт-Петербург;

Круглов Д.В., д.э.н.,  доцент кафедры экономики предприятия и учетных систем ФГБОУ ВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет», г. Санкт-Петербург.