Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TO THE QUESTION OF CULTURE IN THE PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

Mikhaylova N.V. 1
1 Orenburg state pedagogical University, Orenburg
В статье обосновывается путь преобразования от культуры физической до культуры профессиональной, личности будущего педагога, который овладевает ценностями физической культуры. В ходе профессиональной подготовки будущие педагоги дошкольного образования осваивают достижения профессионально-прикладной, профессионально-методической и физической подготовки. Достижения сформированности ПФК будущих педагогов дошкольного образования свидетельствуют о сформированности профессионально важных качеств и личностных свойств, отражающих отношение личности к физической культуре, труду, людям, себе, Родине. Эффективность профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в большей мере обусловлена должным уровнем сформированности его ПФК по окончании обучения на дошкольном факультете педагогического университета. Достижения должного уровня сформированности ПФК будущих педагогов дошкольного образования свидетельствуют о приобретении ими ценностной ориентированности (общесоциальной и физкультурной), в связи внедрением федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС).
The article substantiates the path of transformation from physical culture to culture, professional personality of the future teacher that possesses the values of physical culture. In the course of professional preparation of future teachers of pre-school education master achievements professionally applied, professional-methodical and physical training. Achieve the formation of PFC future teachers of pre-school education indicate the formation of professionally important qualities and attributes that reflect the individual´s relationship with the physical culture, health, people, himself, his Homeland. The effectiveness of professional activity of a teacher of preschool education may be largely attributable to a proper level of maturity of its PFC upon completion of training at the preschool faculty of pedagogical University. Achieve the required level of formation of PFC future preschool teachers testify to the acquisition of value-orientation (social and physical), in connection with the introduction of the Federal state educational standards in early childhood education (GEF).
professional physical education (PFC)
vocational education
physical training
physical training of future teachers
and professional activities
Культура, будучи идеалообразующей стороной жизни людей (Д.В. Пивоваров), мерой духовного развития человека и человечества (И.А. Беляев), в практическом плане обнаруживается как их деятельность по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (В.Е. Кемеров) [2].

Физическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, рассматривается как компонент того вида культуры, который связан с деятельностью, направленной на умение и преобразование человека, общества или отношения между людьми [7].

Сущностная цель физической культуры воспроизводить человека, личность; становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). Задачами следует считать создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человека; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека (А.А. Гужаловский) [3].

Л.В. Жаров рассматривал проблему телесности человека в контексте совокупной человеческой деятельности как феномен культуры. Мы разделяем точку зрения о том, что телесность человека, будучи философским понятием, далеко выходит за рамки анализа собственного тела человека. Автор считает, что телесность можно определить «как общественный способ бытия человеческого тела и обращение его в общественном сознании с феноменом культуры. Тело человека может реально функционировать только в своем социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение». Эти рассуждения представляют для нас особый интерес, так как физическая культура может быть примером «социального бытия человеческого тела» [8].

Использование ценностей физической культуры для обеспечения должной подготовленности специалиста к осуществлению конкретной профессиональной деятельности получило достаточное теоретико-методологическое обоснование в поле концепции профессиональной физической культуры (С.С. Коровин, В.А. Кабачков), в соответствии с которой профессиональная физическая культура призвана обеспечивать совершенствование процесса и системы профессионального образования учащейся молодежи, становление специфической культуры личности в связи с учебной и профессиональной деятельностью; формирование социально и личностно востребуемой категории «личность профессионала» [6].

Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования обеспечит их способность к эффективной трансляции физической культуры в процесс образования дошкольников. Специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста.

Эффективное совершенствование системы и процесса профессионального образования сопряжено с его либерализацией и гуманизацией, осуществляемыми на основе единства всестороннего обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи, и, прежде всего, за счет ценностей культуры. Всё большую актуальность для эффективного становления учащихся обретает формирование специальных знаний, общей и физической культуры, профессионализма, ценностных ориентаций и направленности на овладение совокупностью культурных ценностей в профессиональной деятельности.

Признавая основной целью профессионального образования профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:

  • обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;
  • формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, И.Н. Мошкова, С.Л. Малов).

Как показывают результаты исследований в сфере общей и спортивной педагогики, теории и методике физического воспитания, в которых рассматриваются взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей физической культуры и профессиональной подготовленности, такое интегральное преобразование личности возможно и необходимо связано с направленным использованием ценностного потенциала культуры физической. Это обеспечивает оптимальное соотношение и соответствие физического (телесного, биологического), социального (более духовного) статуса личности требованиям социума, профессионального образования, конкретной профессиональной деятельности и, самое главное, самой личности (С.С. Коровин) [5].

Сущностная цель физической культуры - становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта.

Основными же задачами следует считать: создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человеком; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека. Не все ценности физической культуры в равной мере обеспечивают формирование каких-либо специфических потребностей и способностей, характерных и необходимых для осуществления конкретной деятельности (в том числе - профессиональной), и, таким образом, возникает социальная потребность теоретико-методологического обоснования системы направленного использования ценностей физической культуры, обеспечивающих становление в личности, во-первых, характерных признаков базовой культуры человека и, во-вторых, системы телесно-душевно-духовных потребностей и способностей, умений конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная физическая культура (ПФК) есть рационально организованная профессионально-прикладная физкультурная деятельность (ППФД); направленная на овладение материальными и духовными ценностями, необходимыми в социальном и личностном аспектах в связи с профессиональным образованием.

ПФК функционально направлена на производство личности и является целеполагающей; это способ формирования специфической культуры личности как совокупности её специфических потребностей и способностей.

Структура процесса формирования ПФК относительно компонентного состава достаточно обширна и предусматривает реализацию характерных физкультурных воздействий в различных жизненных проявлениях (учебная и профессиональная деятельность, отдых, развлечения, восстановление творческих сил и т.п.).

Главной характеристикой ПФК личности является её профессионально-прикладная подготовленность, понимаемая достаточно широко: от нормального физического развития до знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и физкультурного самосовершенствования (В.А. Пономарчук).

Структура ПФК представлена профессиональным физическим образованием (ПФО), профессионально-прикладным спортом (ППС), профессиональной физической рекреацией и реабилитацией (ПФРек и ПФРеа).

Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО - профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности.

Таблица 1

Сформированность ценностных ориентаций личности студентов опытной и контрольной групп в сфере физической культуры в педагогическом эксперименте

Компоненты ЦОЛ

Группы исследуемых

Р,%

Опытная (n= 31)

M ± m

Контрольн. (n= 30)

M ± m

1. Информационно-познавательный

12,3 ± 0,91

9,1 ± 1,04

‹ 0,05

2. Оценочно-мотивационный

11,4 ± 0,79

7,4 ± 0,93

‹ 0,05

3. Потенциально-деятельностный

10,9 ± 0,62

6,7 ± 0,87

‹ 0,05

4. Реально-деятельностный

8,9 ± 0,63

7,9 ± 0,74

› 0,05

5. Обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры

20,7 ± 3,21

15,9 ± 3,09

› 0,05

Данные результаты свидетельствуют, что обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры в опытных группах студентов выше на 30,2% (Р ‹ 0,05) в сравнении с контрольными. Установлено также, что в опытной группе, по сравнению с контрольной, информативно-познавательный, оценочно-мотивационный и потенциально-деятельностный компоненты ЦОЛ выше как в абсолютном, так и в процентном выражении.

Это отражает, главным образом, осознание студентами опытной группы роли физической культуры в профессиональном становлении («знаю, что делать»); сформированность мотивации и потребности на овладение физической культурой («хочу делать»); потенциальную готовность «включения» в ППФД («могу делать»). Однако реальная и самостоятельная включенность в процесс ППФД и самосовершенствование в ней («делаю») в опытных и контрольных группах остается недостаточной, что в существенной мере может быть обусловлено высокой загруженностью студентов в ходе целостного образовательного процесса, негативным отношением окружения.

В ходе специально организованных педагогических наблюдений за деятельностью дошкольных педагогов установлено:

1) профессиональная деятельность специалистов дошкольного образования сопряжена с достаточно высокой двигательной активностью, которая связана с организацией различных видов деятельности детей (приготовление различного инвентаря; уборка его; перемещение; наведение порядка; физическая помощь и т.д.);

2) дошкольные педагоги должны обладать высокой физической подготовленностью (общей выносливостью), обеспечивающей качественное выполнение связанных с двигательной активностью обязанностей по уходу за детьми;

3) профессиональная деятельность в сфере дошкольного образования предъявляет высокие требования к гибкости, ловкости и координации движений специалистов, что необходимо для дифференцирования пространственно-временных и динамических характеристик действий в отношении маленьких детей и специфических предметов обихода (мебель, посуда, инвентарь и т.п.);

4) особые требования предъявляются к профессионально-методической подготовленности в сфере физической культуры, за счет которой обеспечивается качество процесса формирования физической культуры личности дошкольников (принципы, формы организации, методы, средства);

5) дошкольным педагогам необходима статическая выносливость мышц шеи, спины, ног и рук, что сопряжено с организацией и осуществлением иных образовательных занятий.

Проводя свое исследование, мы понимали, что представления действующих специалистов дошкольного образования о ценностях физической культуры вообще и ПФК в частности не соответствуют должному. Поэтому, организуя ППФД участников эксперимента, мы ориентировались на их более глубокое приобщение к ценностям ПФК, чем большинство работающих специалистов. Отметим, что к ключевым составляющим объектной сферы ПФК, ценностное освоение которых в процессе ППФД должны осуществлять (и осуществляли по ходу участия в нашей экспериментальной работе) учащиеся, следует отнести соответствующие требованиям профессиональной деятельности и профессионального образования здоровье и физическое развитие личности, её способности и ценностные ориентации в сфере физкультурной деятельности, а также знание основ теории и методики физической культуры дошкольников.

Полагаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по обучению студентов дошкольного факультета выполнению стандартных профессионально-педагогических двигательных действий, по теории и методике физической культуры дошкольников. Статистически фиксируемое равенство студентов опытной группы со студентами контрольной группы по качеству выполнения всех оценивавшихся действий свидетельствует, в свою очередь, о достаточно высокой эффективности реализованной экспериментальной модели ПФО. При этом следует признать целесообразность совершенствования как данной модели, так и иных составляющих процесса профессиональной подготовки студентов.

Таблица 2

Показатели специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп в педагогическом эксперименте

Содержание специально-профессиональной подготовленности

Группы исследуемых

Оценка (баллы)

Р, %

Опытн. (n=31) M ± m

Контр. (n=30) M ± m

Выполнение комплекса мероприятий в режиме дня детского сада по выполнению режимных моментов в первой и во второй половине дня:

- одевание и раздевание детей на прогулку и с прогулки;

- подготовка к приему пищи

 

4,2 ± 0,6

 

4.3 ± 0,5

 

4,1 ± 0,5

 

4,2 ± 0,6

 

› 0,05

 

0,05

Выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению прогулки:

- организации игровой деятельности детей;

- организация и проведение подвижных игр

 

4,2 ± 0,4

4,4 ± 0,6

 

4,1 ± 0,4

4,3 ± 0,3

 

› 0,05

› 0,05

Выполнение комплекса мероприятий по сбору и подготовке групповой комнаты к другому виду деятельности

4,3 ± 0,5

4,2 ± 0,6

› 0,05

Примечание: Р‹ 0,05 при t › 2,1

Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных профессио- и спортографических знаний, знаний основ теории и методики физической культуры явится основой осознанного их применения в процессе профессионального образования и, как следствие - предпосылкой становления личности профессионала.

Рецензенты:

Коровин С.С., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.