Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUMMARY OF INTERACTIVE ENGLISH TEACHING IN HIGHT SCHOOL

Obskov A.V. 1 Serkova Yu.M. 1
1 Tomsk Polytechnic University
The article presents data of the English language learners survey in the interactive learning nature. This survey was attended by students of the leading universities of Tomsk: Tomsk State Pedagogical University and Tomsk Polytechnic University. Students of English language gave the answers and justify the essence of interactive learning. The results of the survey helped us determine the effectiveness of the use of interactive teaching methods in teaching practice. Currently, interactive teaching is widely used in all areas of the educational process: in colleges, universities and training. Therefore, the understanding of interactive teaching is presented in the psycho-pedagogical and methodological literature. The role of interactive methods in foreign language teaching in high school. As a result of the survey, the analysis of the personal data of students and identified the main aspects of interactive learning. The results of the survey conducted by the students of a foreign language in the Tomsk Polytechnic University and Tomsk State Pedagogical University. Shows the ratio of students in high schools for interactive learning while learning a foreign language.
interactive learning understanding
interactive methods
interactive learning
Чтение лекций и практические задания, как правило, пассивный процесс для студентов. Сегодня интерактивные обучение и активные методы предлагают реализовать наиболее значительное улучшение образования путем перехода от традиционного обучения к интерактивному (активному) [5]. Это не означает, что традиционное обучение не являются эффективным, и, возможно, не стоит полностью отказываться от него, но заменить некоторые принципы в обучении иностранному языку на более эффективные, интерактивные (активные) методы и подходы в образовательном процессе следует. Более эффективное здесь означает лучшее обучение, не больше [6].

Проведенное анкетирование преподавателей факультета иностранных языков педагогического университета (ТГПУ) и преподавателей кафедры иностранных языков Энергетического института политехнического университета (ТПУ), целью которого было выявление эффективности использования интерактивного обучения в образовательном процессе высшей школы, а именно: результативности интерактивного обучения; регулярности и систематичности использования методов интерактивного обучения; отношения студентов к использованию; методов и средств интерактивного обучения в образовательном процессе; понимания преподавателями сущности и особенностей интерактивного обучения [3], показывает нам, что методы и средства интерактивного обучения успешно используются и активно внедряются в педагогическую практику, поскольку существует глубокая убежденность в эффективности и результативности основных положений данной инновационной технологии.

Сущность интерактивного обучения мы попытались раскрыть в проведенном нами анкетирование студентов факультета иностранных языков педагогического университета (ТГПУ) и студентов кафедры иностранных языков Энергетического института политехнического университета (ТПУ), целью которого было выявление эффективности использования интерактивного обучения в образовательном процессе высшей школы, а именно:

  • регулярности и систематичности использования интерактивного обучения на занятиях иностранного языка;
  • отношение студентов к использованию методов и средств интерактивного обучения в образовательном процессе;
  • понимание студентами сущности и особенностей интерактивного обучения.

Анкета включала следующие вопросы. На вопросы 4, 5, 8, 9 студенты не ограничивали себя в ответах и предлагали несколько вариантов ответов.

1. Есть ли у вас возможность, обучаясь в университете, проявлять свою самостоятельность?

а) да, потому что....

б) нет, потому что

в) не всегда, потому что....

2. Закончите фразы:

а) Мне интересно на занятии, когда...

б) Мне неинтересно на занятии, когда....

3. В университете вас учат взаимодействовать с другими людьми?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. Какая работа на занятии Вам больше всего нравится?

а) слушать лекции преподавателя

б) слушать выступления студентов

в) совместно при взаимодействии с педагогом и с другими учащимися анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему

г) Ваш ответ...

5. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для усовершенствования учебного процесса (выберите нужное)?

а) совершенствование учебного плана и графика

б) повышение требовательности преподавателей

в) обеспечение учебно-методическими пособиями

г) пополнение библиотечного фонда

д) внедрение более эффективных образовательных технологий

е) совершенствование материальной базы

ж) разнообразие форм учебных занятий

свой вариант...

з) меня все устраивает

6. Как вы понимаете термин «интерактивное обучение»? Используется ли данный подход в вашем обучении в университете?

7. На Ваш взгляд, влияет ли использование на занятии интерактивных (активных) методов обучения на успешное усвоение материала?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

8. Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения (выберите нужное)?

а) мне нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, считаю, что я способен к активной мыследеятельности, мне это интересно и помогает лучше усваивать материал

б) мне не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от меня некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это возможным

в) мне не нравятся занятия в интерактивном режиме: мне ближе традиционный подход, когда преподаватель говорит, а студенты его слушают

г) мне безразлично, какая методика используется при проведении занятий

9. На мой взгляд, использование интерактивных методов обучения в нашем вузе

а) необходимо более активно внедрять в учебно-воспитательный процесс

б) можно оставить на существующем уровне

в) необходимо исключить

г) затрудняюсь ответить

Группу респондентов составили студенты кафедры лингвистики и лингводидактики факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и кафедры иностранных языков Энергетического института Томского политехнического университета (ТПУ). В результате обработки 78 анкет нами были получены следующие результаты. На вопрос «Есть ли у вас возможность, обучаясь в университете, проявлять свою самостоятельность?» респонденты распределили следующие ответы:

а) да, потому что... «...нужно принимать решения в различных ситуациях...», «...можно самому решать, когда приступать к выполнению заданий...», «...нет серьезных ограничений по времени...», «...в Университете гибкая программа...» (50 человек);

б) нет, потому что...«...у преподавателя жесткие требования, «...нет свободного времени...» (9 человек);

в) не всегда, потому что...«...не всегда хватает время из-за работы и учебы...»(3 человека).

Не все респонденты дали соответствующие ответы на поставленный вопрос. В результате можно сказать, что учащиеся вовлечены в процесс намного больше, кода они проявляют самостоятельность в обучении. Они могут принимать решения и решать сложные задачи и приходить к результатам. Малая часть респондентов дали отрицательные ответы.

В анкете предлагалось «Закончить фразу...» респонденты ответили:

а) Мне интересно на занятии, когда... «...когда взаимодействуют преподаватель и учащиеся; открытые уроки...» «...когда видно, что преподаватель готов к занятию и доступно излагает материал, «многообразие форм обучения...», «...преподаватель общителен и с чувством юмора...», «...интересный материал...», «... преподаватель приводит жизненные примеры...»«... смотрим фильмы...»«... есть диалог с преподавателем...»;

б) Мне неинтересно на занятии, когда... «... скучный материал...», «... преподаватель не интересный собеседник...», «... преподаватель, на своей волне, и не обращает внимание на аудиторию....».

Проанализировав ответы можно сделать следующие выводы. студенты вовлечены в образовательный процесс:

  1. когда сами занятия построены на взаимодействии студентов, в виде игры, дискуссии;
  2. когда студенты сами пытаются решить сложную задачу, поставленную преподавателем и, самое важное, когда они пытаются найти решение этой задачи вместе. Интерес зависит от направленности занятия (педагога) на общение;
  3. образовательный процесс проходит намного интенсивнее, когда не только сами студенты вовлечены в процесс, но и преподаватель. При этом 72 % студентов отметили, что в университете их учат взаимодействовать с другими людьми. 60% опрошенных считают, что использование интерактивного обучения положительно влияет на качество изучения материала, а 92% уверены, что его надо активнее включать в учебный процесс.

На вопрос «Какая работа на занятии Вам больше всего нравится?» респонденты ответили: 98% - совместно при взаимодействии с педагогом и с другими учащимися анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему, 2% - слушать лекции преподавателя.

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для усовершенствования учебного процесса (выберите нужное)?» были получены следующие ответы: 87% - внедрение более эффективных образовательных технологий, 80% - совершенствование материальной базы, 60% - разнообразие форм учебных занятий, 20% - совершенствование учебного плана и графика, 50% - обеспечение учебно-методическими пособиями, 10% - повышение требовательности преподавателей, 3% - пополнение библиотечного фонда.

На вопрос «Как вы понимаете термин «интерактивное обучение»? Используется ли данный подход в вашем обучении в университете?» респонденты распределили следующие ответы «...Взаимодействие преподавателя с учащимися... », «...Взаимодействие всех студентов и преподавателя...», «...Взаимодействие с внешними дополнительными материалами на занятиях. Вовлечение студентов в образовательный процесс. Данный подход используется, но недостаточно, при обучении в университете...», «...Активное участие студентов на занятии. Такой метод используется редко...», «...Обучение с использованием компьютерных технологий и дистанционного обучения...», «...Обучение, предусматривающее взаимодействие учащихся и преподавателя...»

Как видно из ответов респондентов анкеты, для студентов характерно следующее понимание интерактивного обучения. Во-первых, интерактивное обучение - это взаимодействие, диалог, межличностное общение. Во-вторых, это средство мотивации и активизации студентов. В-третьих, новое направление в обучении (современное, перспективное, эффективное). Данный метод используется на занятиях, но очень редко.

На вопрос «Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения (выберите нужное)?»:

85% - мне нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, считаю, что я способен к активной мыследеятельности, мне это интересно и помогает лучше усваивать материал;

15% - мне не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от меня некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это возможным.

Как видно из ответов респондентов анкеты, для студентов характерно следующее понимание интерактивного обучения. Во-первых, интерактивное обучение - это взаимодействие, образовательная коммуникация между учащимися, диалог, межличностное общение. Во-вторых, это средство мотивации и активизации учебного процесса. В-третьих, новое технологическое направление в обучении, включая ИКТ (современное, перспективное, эффективное).

Отношение студентов к методам и средствам интерактивного обучения, как выявило анкетирование, положительное. Студентам становится интересно на занятиях, когда преподаватель применяет нетрадиционные методы в своей педагогической практике, когда преподавателя волнуют вопросы организации совместной деятельности; образовательный процесс становится, таким образом, более эффективным, интересным и познавательным, когда активные методы обучения при обучении иностранному языку превалируют над традиционными.

Проанализировав ответы респондентов двух томских вузов, можно определить, что методы и средства интерактивного обучения успешно используются и активно внедряются в образовательный процесс студентов. Хотелось бы отметить, что студенты понимают важность и суть интерактивного обучения. В то же время ряд студентов затрудняются дать точное определение интерактивному обучению в целом и высказывают нейтральную позицию в отношении применения того или иного подхода в обучении. Следует отметить, что причина затруднений с ответами по поводу характеристик и особенностей интерактивного обучения связана с недостаточной осведомленностью части студентов о современных инновационных технологиях обучения, их возможностях. В результате проведенного опроса и анализа основных понятий, которые были предложены студентам двух ведущих университетов г. Томска, мы можем заключить, что интерактивное обучение - целенаправленный процесс коммуникации, формирования интересов, мотивов и желаний при успешном и интенсивном овладении иностранной компетенцией, усилении вовлеченности их в образовательный процесс.

Рецензенты:

Поздеева С.И, д.п.н., профессор, кафедра педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Томского государственного педагогического университета», г. Томск;

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор инженерной педагогики института развития стратегического партнерства и компетенций ФГАОУ ВО Национального исследовательского «Томского политехнического университета», г. Томск.