Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PARTNERSHIP AS THE FORM OF SOCIAL PROTECTION OF CITIZENSINTHE LABOUR MARKET: REGIONAL ASPECT

Eleev L.T. 1 Ulimbasheva I.A. 1
1 Тhe Kabardino- Balkarian state university by Kh.M. Berbekov
The article is devoted to consideration of opinion partnership as a form of social protection of citizens in the sphere of work. According to authors it is getting more actual in the modern social science. Practice of social work on the principles of partnership of subjects of labor market in the first place of bodies for work and employment at the regional level is presented here. Among the most important activities of these bodies: information professional orientation, attraction to business activities and self-employment and others are designated. The conclusion is drawn that social work of subjects of a labor market, carried out on the principles of social partnership, is the most productive information of civilized social and labor relations, increases of an employment rate and decrease in intensity in the regional labor market. The article raises the problem of subjects which are solving tasks in the direction quality of improvement, availability and efficiency of the state services in the field of employment of the population. In a zone of close attention there has to be a solution of questions of youth employment in countryside. They need to it is necessary to develop social partnership between the participants in our region to withdraw the population from a shadow sector.
partnership
labor market
social protection in the sphere of work
an employment service
unemployment
youth
Формирование комплекса рыночных отношений в сфере труда и занятости происходит прежде всего на основе изменения приоритетов государственной политики. Здесь важно подчеркнуть, что государство признало за работником право собственности на свою рабочую силу. В Трудовом кодексе Российской Федерации, Законе «О занятости населения в РФ» и других нормативных правовых документах устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в сфере труда и занятости, формы и порядок организации социальной защиты граждан при потере работы. В Трудовом кодексе РФ (раздел 2) излагаются понятия социального партнерства, основные принципы и формы, его содержание и структура. Однако социальное партнерство как социальный механизм в условиях формирования в России инновационной экономики в литературе не получило достаточного освещения. Отдельные аспекты проблемы социального партнерства рассматриваются в работах Ю.А. Курохтина, А.В. Батанова, А.Н. Маремкулова и др. Однако не разработаны вопросы, связанные с партнерством как формой социальной работы на рынке труда, что представляется особенно актуальными в современном обществознании.

В связи с этим на основе анализа опубликованных источников, статистического и другого материалов нами предпринята попытка рассмотреть практику социальной работы на принципах партнерства субъектов рынка труда, в первую очередь органов по труду и занятости.

Одним из важных направлений деятельности государственных служб, где реализуется принцип партнерства, является информационная деятельность. Информационная работа органов по труду и занятости на основе партнерства со средствами массовой информации строится в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда. Спектр информационных услуг широк, все они взаимосвязаны между собой. Можно выделить основные направления: сотрудничество со средствами массовой информации; ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; информирование клиентов в центре занятости и вне центра непосредственно специалистами службы занятости (в том числе индивидуальные и групповые консультации); интернет; размещение информации на стендах центров занятости населения; издание брошюр, буклетов, памяток как раздаточного материала; профориентация. Практическая работа по этим направлениям осуществляется на основе соблюдения основных требований к социальной информации: точность, достоверность, репрезентативность и оперативность.

В целях содействия гражданам в реализации их прав в выборе профессиональной деятельности центры занятости совместно с органами образования проводят значительную работу по профессиональной ориентации молодежи.

Особое внимание центры занятости населения уделяют оказанию профориентационных услуг молодежи в их профессиональном самоопределении.

Основные формы работы с молодежью - это групповые консультации, ярмарки учебных и рабочих мест, профориентационные уроки, консультации перед направлением на работу в свободное от учебы время, индивидуальные консультации по диагностике индивидуальных качеств личности и профессиональных способностей. Особенно востребованы ярмарки учебных мест для выпускников общеобразовательных школ. Все участники получают справочники с перечнем профессиональных образовательных учреждений республики, буклеты для школьников и их родителей «Пора подумать о будущей профессии», «Выбирая профессию», «Выпускникам школ», «Каких ошибок в выборе профессии Вы можете избежать» и т.д.

За последние три года проведено 290 выездных мероприятий в общеобразовательные школы республики. По вопросу выбора профессии на рабочих местах центра с использованием профориентационного ресурса «ПРОФИ+» компьютерное тестирование прошли и получили квалифицированную помощь специалистов более 9000 школьников по следующим направлениям:

1) оказание профориентационных услуг участникам ярмарок образовательных услуг, вакансий рабочих и учебных мест с целью ознакомления с особенностями рынка труда, рейтингом востребованных профессий;

2) проведение круглых столов на темы: «Безработица как социально-экономическая проблема», «Рынок труда и его потребности», где выпускники информируются о ситуации на рынке труда, о пользовании эффективными методами и приемами, способствующими трудоустройству;

3) оказание проинформационных услуг по формированию трудовой мотивации, обучению навыкам поведения на рынке труда.

Следует заметить, что эти меры помогают гражданам преодолеть психологические последствия потери или угрозы потери работы, снять состояние стресса, помочь адаптироваться, поднять самооценку, усилить мотивацию на поиск работы, а молодежи способствуют в правильном профессиональном самоопределении.

Учитывая наличие серьезных проблем на республиканском рынке труда, связанных с разбалансированностью по профессионально-квалификационным, территориальным, гендерными другим признакам, сегодня основная задача органов занятости республики по профессиональному обучению - это восстановить профессиональную мобильность и конкурентоспособность безработных граждан путем предоставления им возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. Анализ имеющихся материалов показывает, что за последние годы на рынке труда Кабардино-Балкарской Республики существенно возрос спрос на рабочие профессии, по отдельным из них ощущается значительный дефицит. Согласно полученным данным проблема заключается в том, что соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места - требованиям ищущих работу. Сегодня проблемой трудоустройства является не количественный недостаток заявленных вакансий, а их качественное несоответствие профессиональной и квалификационной структуре безработных: свыше 80% вакансий приходится на рабочие профессии, тогда как в составе безработных практически каждый второй имеет высшее и среднее профессиональное образование. Большая часть вакансий адресована мужчинам, а среди безработных женщины составляют 65%, а каждый третий из них - молодые люди. Исходя из этого органы занятости на принципах социального партнерства с образовательными учреждениями и работодателями ведут обучение безработных граждан рабочим профессиям. Так, на основе партнерства за 2012-2013 гг. новые профессии освоили около 3000 безработных граждан. Обучение ведется по 31 профессии, специальности и видам деятельности, из которых 92,5% составляют рабочие профессии [5, с. 21]. Наибольшее количество безработных граждан обучаются по следующим профессиям (специальностям): водитель автомобиля, машинист автокрана, оператор котельной, каменщик, тракторист, стропальщик, электрогазосварщик, электромонтер, «1С: Предприятие», швея, повар, парикмахер, пользователь ПК, частный охранник и др. Как правило, безработные граждане, прошедшие обучение, находят себе работу, и лишь 1-2% повторно обращаются за услугами в органы занятости.

Важным направлением деятельности органов власти республики по реализации прав граждан в сфере занятости стало привлечения безработных граждан к предпринимательской деятельности и самозанятости. Для оказания им содействия в организации собственного дела службы занятости совместно с органами местного самоуправления осуществляют следующие мероприятия:

1) информирование безработных и незанятых граждан о возможности организации предпринимательской деятельности (самозанятости);

2) взаимодействие с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности;

3) содействие безработным гражданам в подготовке и проведении экспертизы бизнес-планов, проведение тестирования безработных;

4) направление безработных граждан на профессиональную переподготовку по профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность или самозанятость.

Основные виды экономической деятельности граждан,
получающих услуги по содействию самозанятости: сельское хозяйство (производство сельхозпродукции, разведение мелкого и крупного скота, птицы, строительство теплиц - более 80 %), бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничный бизнес, транспортные услуги, строительство и др.

Кроме этого, службы занятости республики совместно с органами местного управления активно привлекают безработных граждан к участию в реализации крупных республиканских бизнес-программ. В частности, учитывая большую социально - экономическую значимость повышения уровня занятости, особенно сельского населения, Правительство республики утвердило «Концепцию массового развития и государственной под­держки агропромышленного комплекса на 2012-2020 годы». Реализация концепции позволит решить давно су­ществующую проблему - занять сельчан производительным трудом, при этом сделать так, чтобы бизнес стал для сельских жителей привлекательным, выгодным и необходимым инструментом дальнейшего развития сельского сообщества

Реализация концепции планируется в два этапа - 2012-2015 и 2016-2020 гг. Общий объем расходов на реализацию концепции составляет 50 млрд. рублей. Осуществление обозначенных в концепции мероприятий принесет важные для республики результаты. В частности, будет оказана помощь 30 ты­с. крестьянско-фермерских хозяйств и подворий, создано 55 тыс. рабочих мест на селе и тем самым снижен уровень безработицы к 2020 г. в 2-2,3 раза. В консолидированный бюджет республики дополнительно поступит 2,5 млрд руб. налоговых платежей. А главное, на селе появится стимул для новой жизни. На основе экономического благопо­лучия возродится желание жить еще лучше, улучшится демографическая ситуация, появятся иные нравственные ориентиры. Все это в конечном итоге будет способствовать оздоровлению нации [4].

Учитывая значительный удельный вес молодежи среди безработных специалистов с высшим и средним специальным образованием и в целях их адаптации к рынку труда решением Правительства КБР в 2009-2012 гг. в республике реализовывалась программа стажировок выпускников профессиональных учебных заведений. Об эффективности этой программы свидетельствует практика работы Центра занятости г. Нальчика, где из 463 выпускников, направленных за эти годы на стажировку, каждый третий получил работу на постоянной основе. Более того, как утверждают специалисты этого Центра, 90% выпускников, прошедших стажировку и не закрепившихся на местах прохождения стажировки, в дальнейшем находят рабочие места быстрее.

Кроме стажировок, в эти же годы для получения молодыми специалистами необходимых трудовых навыков, повышения их конкурентоспособности и адаптации на рынке труда органами службы занятости проводились мероприятия по организации временной занятости безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Служба занятости проводила отбор работодателей, готовых принять участие в организации временных рабочих мест по профессиям, полученным безработными гражданами в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Участие во временных работах позволяло выпускникам получить (усовершенствовать) профессиональные знания, умения и навыки непосредственно на рабочем месте и быть трудоустроенными на постоянное место работы. Основными направлениями работы при этом были:

  • профессиональный подбор безработной молодежи на вакантные рабочие места в соответствии с требованием работодателя;
  • заключение договоров с организациями о совместной деятельности по временному трудоустройству безработной молодежи;
  • направление безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, на временные работы;
  • оказание материальной поддержки в период участия во временных работах за счет субвенций федерального бюджета.

Только в 2012 . на основании 31 договора органы службы занятости предоставили возможность приобрести первый профессиональный опыт, получить профессиональные навыки и временное рабочее место 248 молодым людям [5, с. 17].

Таким образом, стажировка являлась эффективным механизмом адаптации выпускников профессиональных образовательных учреждений на рынке труда, способствовала снижению напряженности на молодежном рынке труда, сглаживанию дисбаланса спроса и предложения.

На наш взгляд, заслуживает внимания практика взаимного партнерства Государственной инспекций труда КБР с работодателям и работниками. В этих целях реализуется проект «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». Проект осуществляется при участии Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР и Федерации профсоюзов КБР и направлен на:

  1. активизацию деятельности работодателей КБР, ориентированную на наиболее полную и всестороннюю реализацию трудовых прав работников;
  2. обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями КБР реализации принципов социального партнерства на основе взаимной лояльности работников и работодателей;
  3. увеличение ресурса организаций (предпринимателей) за счет снижения нагрузок со стороны надзорного органа.

Условием участия организаций (индивидуальных предпринимателей) в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности требованиям трудового законодательства. Для участия в проекте в Государственную инспекцию труда направляются заявление-декларацию по установленной форме. В декларации обозначаются основные требования: заключение в письменной форме трудовых договоров, своевременная выплата заработной платы, социальное страхование всех работников, проведение всех видов обучений и инструктажей по охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и т. д.

Государственная инспекция труда принимает решение о допуске работодателя к участию в проекте, причем важно заметить, что решение принимается на основе «презумпции правдивости» работодателя, т. е. оказания полного доверия работодателю. Участие в проекте добровольное.

Участникам данного проекта, удостоенным «Сертификата доверия работодателю», гарантируются:

  1. предоставление безвозмездно всех форм информирования и оказания консультационных услуг по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. отказ от проведения по своей инициативе плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства [6, с. 145-146].

В республике реализовываются и другие проекты и программы, в результате только при содействии органов занятости ежегодно трудоустраиваются 10-13 тыс. человек, снижается уровень безработицы [5, с. 5].

Таким образом, следует отметить, что социальная работа субъектов рынка труда, осуществляемая на принципах социального партнерства, является наиболее результативной в формировании цивилизованных социально-трудовых отношений, повышении уровня занятости и снижении напряженности на региональном рынке труда.

Тем не менее в республике остаются острыми проблемы очаговой безработицы, профессионально-квалификационных диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. В ряде муниципальных образований (Лескенском, Терском, Эльбрусском и Зольском районах) сохраняется высокая напряженность на рынке труда, что объясняется отсутствием не только вакантных рабочих мест, но и работодателей.

В этих условиях, по нашему мнению, акцент решаемых субъектами рынка задач должна смещаться в направлении повышения качества, доступности и эффективности государственных услуг в области занятости населения. В зоне пристального внимания должно быть решение вопросов занятости сельского населения. Это направление требует скоординированных усилий самых разных организаций, перспективной политики в области инвестиций, создания постоянных рабочих мест, подготовки кадров, социального обустройства села и закрепления на этой основе молодежи.

Настоятельной необходимостью является дальнейшее развитие взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами по выводу занятости населения из теневого сектора.

Рецензенты:

Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита КБГУ, г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик.