Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PHILOSOPHY OF THE WILL TO POWER

Isachenko N.N. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
The study this article is the idea of "will to power", proclaimed F. Nietzsche. Formulated the thesis of valuing rational volitional factor in all decisions. During the study the idea of "will to power", was designated the main idea of F. Nietzsche that the will to power is the driving force of the world process. It is formed in the process of life. The "will to power" is considered a philosopher from two sides, as external domination inherent in all beings and domestic. With "will to power" is considered as the inner essence of being, requiring from them a task to grow spiritually. People with a will to power, is able to pass three stages of liberation own will from negative influences, according to F. Nietzsche, becomes Superman. Currently in the process of defining new life orientations of the idea of "will to power" and "Superman" are gaining relevance.
superman
domination
cambletown
will to live
the will to power
В современном мире в процессе социокультурных, общественно-политических, межцивилизационных взаимодействий часто наблюдается проявление неразумной, слепой воли. Сущность бытия современного человека полностью соответствует характеристике М. Хайдеггера, утверждающего, что человек находится «в просвете бытия,... из которого может подняться к высокому... или упасть вниз» [9, с. 217]. Следовательно, рациональному волевому фактору в принятии различных решений нужно придавать большую значимость. Только воля, рационально управляя сознанием, способна направить человека на преодоление собственных негативных проявлений, на совершение разумных действий и достижение высоких целей. Об этом еще на заре формирования человеческого общества писал Аристотель, называя волю основой человеческих действий и основой нравственности, нацеливающей человека быть ответственным за свою судьбу [1, c. 351].

Ф. Ницше придавал большую значимость воле, воплотив идею о воле как первооснове всего существующего. Его взгляды развивались под влиянием пессимизма А. Шопенгауэра [10], дарвиновской эволюционной концепции и вагнеровской музыки. Осуществление попытки привести разные психические состояния (интеллект, эмоции, инстинкты) к единому основанию вылились в формирование идеи «воля к власти», которую он рассматривал как движущую силу мирового процесса. Понятие «воля к власти» появилось в его ранних произведениях и постепенно заняло одно из центральных мест в его философии жизни.

Ф. Ницше в начале своего пути опирался на идеи А. Шопенгауэра, утверждающего, что в основе мира находится воля, которая является причиной наличия в нем неразумного, случайного и необъяснимого. А. Шопенгауэр рассматривал волю как совокупность желаний, инстинктов, страстей, которые проявляются как бессознательные побуждения или неконтролируемые действия. По его убеждению, воля формируется благодаря слепому инстинкту, или воле к жизни. С точки зрения А. Шопенгауэра, человек, будучи разумным существом, по сути, являются рабом воли, которая превращает его жизнь в вечную борьбу [10]. Оттолкнувшись от идей А. Шопенгауэра, Ницше рассматривал «волю к власти» как иррациональное, естественное начало всего, что в мире существует, утверждая, что она формируется из подавленной агрессии, вытесненной в бессознательное. Наличием воли он объяснял и иррациональность мира. По Ницше, способность живых существ выживать обусловлена их способностью побеждать в борьбе воль; всем живым существам присуща воля к власти. Позиция Ницше заключалась в следующем: воля не может быть сведена к простому инстинкту или к желанию, в основе всякого желания лежит воля. Воля как основная черта всего живого представляет «единство трех модусов: я хочу, я могу, я должен», что и есть власть [6, с. 222]. Власть в то же время является сущностью воли. «Воля к власти» является сутью бытия вещей и рассматривается как основополагающее стремление к жизни всего сущего. Следовательно, у Ницше происходит отождествление понятий «власть» и «жизнь». Понятие «жизнь» трактовалось им как «инстинкт роста,... и накопления сил, власти». Он утверждал, что там, «где отсутствует воля к власти, там декаданс », а там, где «воля к власти», там и обнаруживается «воля к жизни» [4, с. 178].

Гармоничное устройство мира, в основе которого лежит разум, А. Шопенгауэр определял как мировую волю, эксплицирующую стремление к цели. По убеждению Шопенгауэра, мировая воля разумна, разум является ее порождением и находится на службе воли. В то же время и причину всех человеческих страданий Шопенгауэр видел в воле. Искренне веря в то, что, отказавшись от «воли к жизни», человечество обретет спасение, он призывал противостоять воле, освобождаться от нее через аскетизм [10, с. 478].

В понимании Ницше жизнь представляет «жизненный поток» непрерывных падений, становлений, взлетов. Для того чтобы выстоять, проходя через этот поток, все живые существа должны обладать стремлением и усилием. Усилие расценивается им как неразрывное единство «сохранения и возрастания» жизни. Стремление к росту является условием существования, а сама жизнь является сутью становления.

Выражение «воля к власти» появилось в произведении «Происхождение трагедии из духа музыки» и вначале трактовалось как власть художника, способного творить новые образы. В этом произведении вагнеровская музыка становится для Ницше выражением «мировой воли» А. Шопенгауэра. В «Веселой науке» он развивает идею «воля к власти»: «Благодеянием и злодеянием упражняются в своей власти над другими», отождествляя «волю к власти» и стремление к знаниям [4, с. 253]. Позднее в его творчестве понятия «религия» и «мораль» рассматриваются как формы воли к власти, из чего следует, что понятие «воля к власти» Ф. Ницше распространял на все сферы жизни. Ницше понимал волю к власти как становление, как игру «большого количества природных сил, где нет ни добра, ни зла» [5]. Как утверждал философ, «признание жизни как воли к власти может стать основой правильного воспитания». Сильным человека делает «жестокость и беспощадность ко всему, что становится слабым и старым» в человеке, а существующие «моральные запреты ограничивают поведение человека, делают его слабым, нечестным, нежизнеспособным» [5, с. 261]. Ницше считал, что стремление к власти не заложено в природе человека, воля формируется в процессе жизни. Сама жизнь является волей к власти, «везде, где... живое, там ...воля к власти». Ницше отождествляет понятия «воля к власти», «становление», «жизнь», «бытие», но высшей властью он называет становление, которое рассматривает как «игру стихийных сил бытия» [3, с. 573-599]. В его понимании жизнь в пределах становления складывается в определенные центры воли к власти, осуществляющие господство. К центрам воли он отнес основные формы духовной жизни общества: искусство, религию, науку [6].

С точки зрения Ницше, воля к власти может быть как активной, так и реактивной, направленной против себя. У слабых людей воля к власти подавляется, вытесняется, меняет формы, становится бессознательной. Он считал христианство религией «рабов, презревших волю к жизни», и в этом видел причину упадка, в чем наши позиции не совпадают. Мыслитель видел в христианстве «ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе», желание обрести «господство над дикими зверями,... сделать их слабыми» [4, с. 207] . Он обвиняет христианскую мораль в лицемерии, в сокрытии истины, где с именем Бога на устах оправдывалось насилие. Ницше осуждает христианство за подавление свободы, духовных сил в человеке и обвиняет в создании благоприятных условий для появления людей с комплексом неполноценности (рессентимента). Антихристианскую позицию Ницше резко осуждал В. Соловьев, указывая на то, что идеи Ницше у многих «возбуждают досаду». В. Соловьев критиковал его, считая идею «антихриста» трагичной [8, c. 88]. В его творчестве появляется работа «Исторические дела философии», где Соловьев обращается к идее «воля к свободе», но ничего общего с идеей Ницше «воля к власти» в ней не обнаруживается.

Позиция осуждения Ф. Ницше христианской морали, обвинение иудеев в использовании «Иисуса... в качестве орудия мести» и в совершении «восстания рабов в морали», противоречит нашей. Он отмечал, что с принятием христианских понятий «аристократическое уравнение ценностей (хороший, знатный, могучий, счастливый) было вывернуто наизнанку», произошла переоценка всех ценностей [6, с. 111-121]. В понимании Ницше мораль разрушает волю к власти, но ценность определяет смысл существования человека. Философия Ницше пронизана отрицанием добродетели, которая, по его убеждению, поддерживает слабых и провозглашает справедливость как волю к власти. Ницше утверждал, что любое существо стремится к утверждению своего господства, а воля к власти чаще проявляется в стремлении подчинить себе все и всех: людей, природу, стихии. По глубокому убеждению мыслителя, воля к власти представляет собой принцип господства, обнаруживающегося во всех сферах на всех ступенях существования: в искусстве, науке, религии, политике. Воля к власти людей, находящихся в рабстве, рассматривается им как стремление к свободе, к господству над теми, кто более силен и свободен. В противоположность им, у сильных, независимых людей «воля к власти проявляется через любовь к человечеству, к ближнему, к Богу». Ницше писал, что самые влиятельные и всемогущие «преклонялись перед святым, чувствуя в нем силу, которую он обрел через преодоление себя» [7, с. 341-350].

К нашему удовлетворению, у Ницше «воля к власти» не сводится только к внешнему господству. С его точки зрения, воля к власти является и внутренней сущностью бытия, которая предписывает человеку стремиться к лучшему, расти духовно, создавать ценности. Основная идея заключается в императиве: «Прежде чем осуществлять господство над другими, научись властвовать над собой». Эта позиция не противоречит нашей. Следовательно, «волю к власти» нужно рассматривать как способность к самовластвованию, где в «единстве трех модусов воли: хочу, могу и должен - основополагающим должен быть "я могу"». Человека, обладающего волей к власти, Ницше назвал сверхчеловеком [6, с. 474-520].

В понимании философа «сверхчеловек» - это высшее совершенство, уничтожившее в себе животные инстинкты, выступающее как цель для всего человечества. Человек, согласно мыслителю, на пути к «сверхчеловеку», проходит три стадии управления волей. На первой стадии воля человека еще находится в плену нравов, иллюзий, идеалов современного общества. На второй - воля постепенно освобождается от морального плена, создаются новые ценности. На заключительном этапе воля освобождается, происходит рождение творца, что возвышает индивида до идеала сверхчеловека [2]. По Аристотелю, именно свободная воля делает человека ответственным за свою судьбу [1].

По Ницше, сверхчеловек - это личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития. В процессе восхождения к сверхчеловеку необходимо отречься от всего мелкого, ничтожного; освободиться от негативных эмоций: злобы, зависти, ненависти; развивать в себе «волю к мощи» как природную добродетель, как влечение души к творческой силе через преодоление своего «я»; формировать чувство любви не только к ближнему своему, но и к «дальнему» [7, с. 292]. Идеал сверхчеловека представляет собой символический образ человека, сумевшего избавиться от пороков через реализацию собственной воли, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с попыткой определения новых смысложизненных ориентаций [ 2].

Волей современных людей управляют инстинкты, в сознании формируется искаженное представление о действительности. В противоположность им сверхчеловек способен управлять своими эмоциями. В нашем представлении «сверхчеловек» - это совершенная личность, чья воля ориентируется на преодоление собственных страстей, на реализацию заложенных в себе возможностей и способностей, на достижение высоких социально значимых целей. Сверхчеловек - это нравственный идеал, в котором соединены все высшие добродетели, благородство, величие духа, и объединены в одном лице мудрец, воин, созидатель-творец, нацеленный на устроение мирового порядка [2, c. 2311]. Суть учения воли к власти содержится в изречении: «мир есть то, что мы с ним сделали» [6, с. 735], следовательно, в нашей воле сделать все, чтобы он стал совершеннее.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, г. Тюмень.