Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CHARACTERISTIC FEATURES OF HEAVY METALS ACCUMULATION AND CORRELATION IN THE BONE OF ZANDER FROM NOVOSIBIRSK WATER BASIN

Miller I.S. 1 Korotkevich O.S. 1 Petukhov V.L. 1, 2 Sebezhko O.I. 1
1 Novosibirsk State Agrarian University
2 Ltd «Institute of Veterinary Genetics and Breeding»
The paper provides the data about characteristics in accumulation of iron, copper, manganese, zinc, cadmium and lead and their correlation in the bone tissue of zander, Stizostedion lucioperca, in Novosibirsk water basin. The heavy metals concentration was determined for GOST 30178-96 (State Standard) with the method of atomic absorption spectrometry. Zink (83,89±1,10 mg / kg) and iron (25,25±1,55mg / kg) dominate for the amount of heavy metals in bone. It was established that iron, manganese concentrations were 2.5 and 1.2 times greater in zander scales in Novosibirsk water basin than those in bone and copper and zink concentration were 4.4 and 1.2 times greater in zander bone than those in scales, respectively. In a muscle tissue, compared with bone tissue, the content of iron is bigger in 1,73 times, content of lead is approximately the same. High positive correlations between the content of iron and lead, iron and copper were revealed. The microelements content in the bone tissue of Stizostedion lucioperca from Novosibirsk water basin goes down in the following range: Zn>Fe>Mn >Cu and Pb>Cd. Mean population values of heavy metals were established in zander bone in Novosibirsk water basin and they can be used in ecology, veterinary, zootechnology when evaluating zander interior for elemental composition.
interior
ecology
correlation
bone
heavy metals
Zander

Экологические проблемы – это одно из основных условий развивающейся цивилизации

[16]. Следствием ускоренного экономического роста является нарушение экологического равновесия. При этом убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов [2]. Повсеместно наиболее опасные загрязнители окружающей среды – это соединения химической природы, включая и тяжелые металлы [1,27,28].

Многие авторы изучали содержание тяжелых металлов в кормах [29], органах и тканях различных видов животных [14,15, 32, 35], в пище человека [12,30,34] и их влияние на генетическую структуру популяций [9].

По мнению ряда авторов, рыбы – это идеальный объект исследований [7,10,36]. Они доступны для отбора проб статистически достаточного объема; относительно долгоживущие организмы, что позволяет оценивать долговременные хронические воздействия неблагоприятных условий окружающей среды; удобны для оценки физиологического состояния; обладают схожестью многих фундаментальных биохимических процессов с человеком, что позволяет прогнозировать данный тип загрязнений и для людей; обитают в районах с различной степенью загрязнения; обладают определенной резистентностью к сублетальному воздействию загрязняющих веществ [5, 17, 19, 31].

Изучение содержания тяжелых металлов в рыбах Сибири – это важный аспект общеэкологического мониторинга региона [22]. Это дает возможность выявлять адаптивные механизмы рыб к высокому содержанию в их организмах тяжелых металлов и использовать ряд параметров экологии и физиологии рыб в качестве индикаторов качества воды и качества рыбопродуктов для питания человека.

Материалы и методы

Работа выполнена на базе лаборатории биохимии ГНУ СибНИИЖ. Исследования были проведены на судаке обыкновенном в возрасте 3,3+-4,4+ года. Судак был пойман в период с ноября по декабрь 2011 г. в Новосибирском водохранилище. Новосибирское водохранилище – крупнейшее в Западной Сибири [4]. Общая площадь водоема равна 1082 км2, средняя глубина составляет 8,3 м, наибольшая глубина – 25 м. Для исследования были взяты 30 проб костной ткани. Концентрации тяжелых металлов определялись методом атомно-абсорбционной спектрометрии (АСС) на атомно-абсорбционном спектрометре АА-7000 Shimadzu по ГОСТ 30178-96.

Полученные данные обработаны методом вариационной статистики [20] с использованием программы Microsoft Excel. Тестирование соответствия имеющихся распределений нормальным проводили при помощи критерия Колмогорова—Смирнова. Достоверность разности между средними значениями оценивали с помощью критерия Стьюдента (td -критерий) и Фишера F (φ).

Результаты и обсуждение

Данные по содержанию тяжелых металлов в костной ткани судака обыкновенного представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание химических элементов в костной ткани, мг/кг

Элемент

± S

σ

CV

lim

Отношение крайних вариантов

Zn

83,89±1,10

6,02

7,2

75,0:100,0

1:1,3

Fe

25,25±1,55

8,49

33,6

17,5:55,0

1:3,1

Mn

15,0±0,35

1,93

12,8

10,0:18,3

1:1,8

Cu

4,16±0,24

1,32

31,8

2,9:7,1

1:2,5

Pb

0,18±0,40

0,22

120,1

0,03:1,2

1:40

Cd

0,05±0,01

0,03

64,9

0,01:0,1

1:10

Выявлены значительные различия между способностью костной ткани судака к аккумуляции микроэлементов. Ранее нами изучалось содержание тяжелых металлов в чешуе и мышцах судака Новосибирского водохранилища [13 19, 31]. Исследованиями установлено, что в костной ткани судака концентрация железа меньше, чем в чешуе, в 2,5 раза, марганца – в 1,2 раза. Концентрация меди и цинка превышает содержание данных микроэлементов в чешуе в 4,4 и 1,2 раза соответственно. Аккумуляция железа и марганца в больших количествах в чешуе – это не случайное явление, а закономерность, которую можно объяснить тем, что это сильно минерализованное белковое вещество играет определенную роль в депонировании и обмене микроэлементов между организмом рыбы и окружающей средой. Так, при изучении накопления тяжелых металлов радужной форелью было обнаружено, что чешуя радужной форели накапливает железо, медь, марганец и цинк, когда в мышцах и жабрах содержание этих элементов уменьшается [26]. Высокую концентрацию меди в костной ткани можно объяснить значительной ролью меди в процессах роста костей и необходимостью достаточной концентрации для нормального развития скелета и дифференциации костной ткани. Цинк в свою очередь значительно влияет на рост и развитие организма, является активатором ряда ферментов, включая щелочную фосфатазу костной ткани. При недостатке цинка суставы становятся малоподвижными, конечности отекают [24]. В мышечной ткани в сравнении с костной в 1,73 раза больше железа, содержание свинца примерно на одном уровне. Остальные химические элементы по концентрации преобладают в костной ткани. Давыдовой с соавт. [7] при изучении содержания ряда металлов в мышечной и костной ткани рыб Магнитогорского водохранилища был сделан вывод о том, что большинство изученных металлов накапливаются в костной ткани. По данным А.С.Ваганова [3], в мышечной ткани судака Куйбышевского водохранилища в сравнении с костной железа больше в 1,38 раза, свинца – в 2 раза, цинка – в 1,23 раза соответственно. По мнению данного исследователя, на аккумуляцию и динамику накопления тяжелых металлов в органах и тканях рыб оказывают влияние гидрохимические показатели воды, пол, возраст и занимаемая экологическая ниша.

Содержание микроэлементов в костной ткани судака Новосибирского водохранилища уменьшается в ряду: Zn>Fe>Mn>Cu и Pb˃Сd, что сопоставимо с содержанием химических элементов в чешуе судака, где ранжированный ряд выглядел так: Zn >Fe>Sr>Mn> Cu [12]. По данным Галатовой Е.А. [6], в чешуе судака реки Уй ранжированный ряд можно представить следующим образом: Zn>Fe>Mn и Рb>Co. В мышцах судака Новосибирского водохранилища ранжированный ряд был Fe>Zn>Cu>Mn в соотношении 27,6:13:11,9:1 [19, 31]. По количеству тяжелых металлов в костной ткани судака доминируют цинк, железо и марганец, в мышцах – железо и цинк, а в чешуе — железо, цинк и стронций. Это связано с закономерностями распределения химических элементов в разных органах и тканях рыб. Распределение химических элементов в костной ткани изучаемого вида рыбы характеризуется неоднородностью и зависит от геохимии среды обитания, функционального состояния организма и характера пищевых цепей водоемов.

Железо играет важную роль в процессах выделения энергии, в ферментативных реакциях, в обеспечении иммунных реакций [23]. Железо находится во всех органах и тканях и входит в состав гемоглобина и нуклеопротеидов ядерной субстанции клеток. Этот металл является жизненно важным в регуляции различных уровней обмена в организме [8, 18]. Во многих исследованиях было установлено, что производные кожи волос, щетина могут быть использованы как прижизненные маркеры накопления тяжелых металлов в органах и тканях животных [11, 21, 25]. В таблице 2 показано, что между содержанием некоторых химических элементов в костной ткани судака и уровнем тяжелых металлов в мышцах и чешуе существует связь. В костной ткани судака выявлена средняя положительная корреляция концентраций железа и свинца, а также железа и меди.

Таблица 2

Корреляция между уровнями тяжелых металлов в костной ткани

Коррелирующие элементы

r

Fe-Pb

0,515хх

Fe-Cu

0,478хх

Так, коэффициент корреляции между концентрацией железа в чешуе и уровнем марганца в кости был равен 0,409. Это означает, что концентрация марганца в чешуе может быть малоинвазивным прижизненным маркером накопления железа в костной ткани судака.

Выводы

Установлены средние популяционные значения тяжелых металлов в костной ткани судака Новосибирского водохранилища, которые могут быть использованы в экологии, ветеринарии и зоотехнии при оценке интерьера судака по элементному составу. Содержание микроэлементов в костной ткани судака Новосибирского водохранилища уменьшается в ряду: Zn>Fe>Mn>Cu˃Pb˃Сd. Высокие положительные корреляции наблюдались между содержанием железа и свинца, а также железа и меди

По количеству тяжелых металлов в костной ткани судака доминируют цинк и железо. Концентрация железа в костной ткани меньше, чем в чешуе, в 2,5 раза, марганца – в 1,2 раза. Концентрация меди и цинка превышает содержание данных микроэлементов в чешуе в 4,4 и 1,2 раза соответственно. В мышечной ткани в сравнении с костной железа было больше в 1,73 раза.

Рецензенты:

Солошенко В.А., д.с.-х.н, профессор, директор Сибирского научно-исследовательского и проектно-технологического института животноводства, Новосибирская область, п. Краснообск;

Желтиков А.И., д.с.-х.н, профессор, профессор кафедры разведения, кормления и частной зоотехнии Новосибирского государственного аграрного университета, г. Новосибирск.