Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CREATING COMPETITIVE ADVANTAGE AGRICULTURAL PRODUCERS USING FEATURES OF THE CONDITIONS OF REPRODUCTION OF THE REGION

Tumalanov N.V. 1 Tumalanov E.N. 2
1 Chuvash State University I.N. Ulyanov
2 Chuvash State University I.N. Ulyanov, Batyrevsky branch
В настоящей статье изложены результаты исследования ряда отдельных сегментов аграрного рынка и соответствующих производств сельского хозяйства в регионе с целью объективного выявления возможностей создания и развития конкурентного преимущества региональными производителями путем максимального использования территориальных особенностей воспроизводства, для чего было выдвинуто несколько гипотез, максимально приближенных к реальным территориальным и экономическим условиям рассматриваемого региона. В результате чего в ходе проведенного анализа производства и рынков этих продуктов в прошлом, настоящем, прогнозирования их развития в ближайшем будущем было выделено несколько отдельных отраслей и подотраслей аграрного сектора производства региона, где реальные производители данного региона могут определенно создавать конкурентное преимущество путем эффективного использования отдельных особенностей территориальных условий воспроизводства.
This article presents results of a study of a number of individual segments of the agricultural market and related industries of agriculture in the region to the objective of identifying opportunities to create and develop a competitive advantage by maximizing regional producers use territorial peculiarities of reproduction, for which there have been several hypotheses, as close to real territorial and economic conditions of the region. As a result, in the course of the analysis of production and markets these products in the past, the present, the prediction of their development in the near future has been allocated several distinct sectors and sub-sectors of the agricultural production sector of the region, where the real producers of the region can definitely create a competitive advantage through the effective use of certain features territorial conditions of reproduction.
regional producers
the agri-food market segments
competitive advantage

Известно, что территориальный фактор играет немаловажную роль в конкурентных отношениях в аграрной отрасли. Особенности территориального расположения, обеспеченности факторами производства, спроса и предложения на рынках той или иной продукции могут способствовать созданию  региональными производителями конкурентного преимущества в разных сегментах агропродовольственного рынка. Обычно, основными источниками конкурентного преимущества являются низкие издержки производства и умелая дифференциация продукции. Однако возможности снижения издержек аграрных производителей ограничены тем, что они находятся в очень сильной зависимости от цен приобретаемой продукции у машиностроителей, предприятий химической и других отраслей промышленности. Дифференциация агропродовольственной продукции имеет очень узкие пределы в силу природных ее свойств, особенностей ее оценки потребителем и неэластичности спроса по цене и по доходам.

В этих условиях поиски неординарных возможностей создания конкурентного преимущества для производителей отрасли становятся весьма актуальными. Использование же этих возможностей позволяет обойти по пути повышения конкурентоспособности те сложные препятствия, которые существуют в области снижения издержек и дифференциации продукции. Особенно важно это в условиях, когда необходимо преодолеть экспансию импортеров на продовольственных рынках. С другой стороны, в результате санкционных действий правительств ряда стран-торговых партнеров обострилась проблема импортозамещения и продовольственной безопасности. Использование территориальных особенностей условий производства и реализации облегчает решение также и этих проблем. В этом отношении можно опереться на некоторые положения существующих теорий, в частности, факторной теории, которая обосновывает мощнейшее воздействие на специализацию региона и конкурентоспособность его производителей изобилия и дешевизны в регионе тех или иных ресурсов: труда, земли и капитала [8]. Уделяется внимание территориальному аспекту создания конкурентного преимущества и в работах М. Портера [2]. Ряд авторов обращают внимание на то, что территориальная дифференциация становится очень важной в том случае, когда затраты на производство резко возрастают [1]. В таких случаях, чтобы снизить удельные затраты, возникает необходимость достигнуть эффекта масштаба производства. Именно этим объясняется во многих случаях образование холдингов и территориальная экспансия многих компаний. Заметим, что это явление имеет отношение и к сельскохозяйственной отрасли, хотя аграрное производство не может так укрупняться, как компании многих отраслей промышленности. Проникает в аграрную отрасль также и такое широко распространенное явление в бизнесе, как диверсификация в форме использования прибыли, получаемой на других ранках, для ценовых стратегий на основном рынке [6].

Возможность создания конкурентного преимущества по тому или иному продукту по существу означает необходимость специализации региона на его производстве. Специализация - явление долгосрочного периода. Ошибка в специализации может отбросить отрасль региона назад и чревата большими потерями. Поэтому по каждому варианту использования территориальных особенностей воспроизводства и на этой основе - специализации требуется достоверное прогнозирование её результатов. Результаты эти зависят от изменения условий внешней среды, возможностей снижения издержек, дифференциации продукции, размеров безвозвратных потерь.

Исходя из сказанного, целью работы является выявление тех сегментов производства продукции аграрной отрасли, где можно достичь конкурентного преимущества путем использования территориальных особенностей воспроизводства и на этой основе региону специализироваться на производстве этой продукции.

О трудностях, которые ожидают аграрную отрасль в новых условиях, было сказано еще до вступления страны в ВТО [4]. Эти опасения оправдались. Но неожиданно изменившаяся внешняя среда, создающая определенные возможности для аграриев, заставляет обратить внимание на те производственно-культурные параметры национальной среды [7], которые сложились на данной территории у её населения. Знание этого аспекта адаптации стратегии отрасли успешно использовалось в прошлом. В централизованно-плановой экономике советского периода рационально использовались склонность и навыки к труду в сельском хозяйстве, знания и компетенции, которыми обладало сельское население региона. Учитывались уровень индивидуализма и иерархичности, коллективизма и эгалитаризма в трудовом процессе. В сельскохозяйственном секторе экономики Чувашской республики можно выделить подотрасли с их рыночными сегментами, которые получили признание и устойчивое развитие в двадцатом веке до 1990 годов. Это - хмелеводство, овощеводство открытого грунта, птицеводство, овцеводство, пчеловодство, молочное скотоводство, производство говядины. Производство зерна, свинины в этот список не включены, поскольку они по развитию стояли на обычном уровне, то есть не выделялись на фоне других регионов. Исходя из сложившейся неожиданно макроэкономической, политической и технологической ситуации, мы выдвигаем гипотезу, что эти подотрасли могут получить развитие и стать сферой специализации региона в нынешних условиях при следующих допущениях:

  • существует системно организованная государственная поддержка этих производств;
  • закупочные цены регулируются органами министерства сельского хозяйства;
  • осуществляется политика протекционизма по отношению к российским производителям на отдельных рынках;
  • макроэкономическая и политическая ситуация остаются стабильными.

К этим подотраслям мы можем добавить тепличное овощеводство и рыбоводство, для занятия которыми в регионе имеются благоприятные условия. Исходя из специфики нашего подхода, мы можем выбрать из этого набора несколько, оценив состояние этих подотраслей по сегодняшним реалиям, по прошлым достижениям и по их прогнозируемым возможностям того, что могут они исправить из утерянного и чего могут достигнуть в конкуренции с использованием территориальных факторов.

Хмелеводство, по существу, являлось подотраслью, в которой регион занимал самую значительную долю объема производства по всей стране - до 80 процентов. Население обладало многовековым опытом возделывания хмеля. Практически каждая семья отводила ему крохотный участок и обеспечивала домашнее (для себя) круглогодичное пивоварение. (Пиво домашнее, почти безалкогольное, было повсеместным обычным напитком).

Так же и в овощеводстве население Чувашии всегда отличалось своим усердием, знанием дела, интересом к нему и обладало навыками работы в этой сфере. Это объясняется тем, что в самые тяжелые годы, когда муки, хлеба не хватало даже до половины зимы, от голодной смерти спасали овощи. Тяга к овощеводству существует и сегодня, и мастеров этого дела достаточно.

Птицеводство и овцеводство были обычным занятием многих коллективных хозяйств, руководители и работники которых обладали необходимым опытом в этой сфере. Для овцеводства пастбищ не хватало, но, тем не менее, для их содержания использовались все возможности, порой - самые скудные. Это было, по существу, государственное задание, поскольку шерсть и шкура этих животных были стратегическим сырьем для обеспечения личного состава огромной армии.

Производство молока было в основном ориентировано на удовлетворение потребностей населения региона и обеспечивало самодостаточность республики в этой сфере. В специалистах и в молочном животноводстве недостатка не было. Опыт любой сельской семьи в содержании, уходе за животными был многовековой, и он передавался из поколения в поколение. С трудовыми ресурсами в животноводстве проблемы не было (все хозяйства были укомплектованы кадрами необходимой квалификации). Однако с земельными ресурсами положение было сложное. Земля использовалась до предела, до последнего га. Приоритетно было производство зерна. Поэтому не хватало пастбищ и корма для скота. Вся продукция промышленности, необходимая для хозяйств, поставлялась государством через финансирование по кредиту под небольшой процент, поскольку это было централизованно-плановая специализация, когда заботу о ресурсах полностью взяло на себя государство.

Сегодняшнее состояние выделенных отраслей - разнородное. Хмелеводство как подотрасль специализации для региона в настоящее время перестало существовать. Причины - объективные, рыночные. Те вертикально интегрированные корпорации, которые контролируют ныне рынок пива, имеют своих избранных производителей хмеля и доводят его до последней степени обработки. Они не пустят в свою цепочку создания стоимости чужого производителя, который к тому же не имеет опыта работы на современный специфический рынок этой продукции с высокими требованиями к качеству. Специализацию на производстве хмеля и на сегодня, и в перспективе невозможно обосновать.

Производство овощей открытого грунта и в настоящее время в регионе осуществляется, хотя не в таких масштабах, как в период плановой экономики. Ныне это - не производство крупных производственных единиц, а небольших фермерских и крестьянских хозяйств. В такой организационной форме и структуре оно не может претендовать на рыночный статус региональной специализации с реализацией всех преимуществ, которые приносят территориальные особенности воспроизводства: факторного, географического положения, коммуникаций, структуры рынка в регионе, характера спроса на продукт, эффекта масштаба производства. Ни одно из этих возможностей при такой организационной структуре данной подотрасли аграрного сектора в регионе полноценно не реализуются. Подотрасль в таком разрозненном состоянии не сможет составить конкуренцию внешним конкурентам. Сроки хранения продукции короткие, в среднем в половину срока до нового урожая. Для крупных торговых сетей мелкие поставщики непривлекательны. По существу, мелкие производители ограничиваются частью локального регионального рынка этой продукции.

Птицеводство в настоящее время на региональном рынке представлено отдельными птицефабриками. Они сталкиваются с теми же проблемами, что и производители других сегментов аграрной отрасли: непрерывный рост издержек ввиду повышения цен покупаемой ими продукции промышленных отраслей, проблема с реализацией, прессинг внешних конкурентов.

Овцеводство в регионе как подотрасль животноводства перестало существовать. Получаемый от разведения овец доход, как правило, не покрывает издержки. Производство на рынок незначительно.

Молочное животноводство испытывает ряд проблем, главная из которых - низкая рентабельность, переходящая в убыточность. Дороговизна племенного скота, безостановочный рост цен на все виды промышленной продукции, которые приобретаются в производственных целях, низкие закупочные цены, которые в отличие от цен на промышленную продукцию не растут или растут медленно приводят к тому, что инвестиционная привлекательность в этом сегменте очень низкая, поскольку капиталовложения окупаются в лучшем случае за 12-15 лет, высок риск неокупаемости.

Пчеловодство в регионе - довольно распространенное занятие, продукция которого реализуется преимущественно посредством личных предварительных договоренностей продавца и покупателя. Рыночная реализация затруднительна, поскольку покупатель недоверчив к качеству продукции ввиду того, что часто мёд фальсифицируют. В рыночной реализации нет особой нужды, производителей настоящего меда знают, и их продукт не застаивается. Крупных производителей меда и специализированных хозяйств нет. Пчеловодство требует большего накопленного опыта, специфических знаний. Все это передается, как правило, из поколения в поколение. Однако, истинных мастеров этого дела  в регионе достаточно. Во многих крестьянских и фермерских хозяйствах пчеловодство является источником дополнительного дохода. О специализации же в этой сфере говорить трудно. Скорее всего, оно так и останется подсобным занятием домашних хозяйств.

Мы должны, исходя из реально сложившейся ситуации в подотраслях аграрного сектора, определить, в каких из них в перспективе путем реализации региональных особенностей можно создать конкурентное преимущество на рынке и специализироваться на производстве того или иного вида аграрной продукции. Необходимо по каждому сегменту агропродовольственного производства рассмотреть, можно ли реализовать преимущества по факторной обеспеченности, географического положения региона, удобства транспортной сети, регионального рынка этой продукции (его структуры, характера спроса на продукт), организационной культуры местного населения в создании конкурентного преимущества региональных производителей.

В этом отношении ничего невозможно добавить к сказанному о хмелеводстве и овцеводстве. Маловероятно восстановление этих производств по объективной причине состояния внешней среды. Птицеводство будет развиваться в форме птицефабрик. Крупный прорыв и мощный выход на внешние рынки также возможны, но только в случае приближения качества производимой продукции к уровню качества домашних птиц. В этом случае появляется возможность занять весьма значительную долю национального рынка этой продукции и повысить рентабельность. Повышение качества вполне по силам: для этого есть все факторные предпосылки. Реализация возможна и на внутреннем и на внешнем рынках благодаря удобному географическому расположению (республика находится на небольшом расстоянии от крупных городов - областных центров). Удобна и транспортная сеть. Однако есть серьезная проблема в реализации. В торговых сетях нет отделов, где продается высококачественная продукция птицеводства. Покупатели обычно не верят в достоверность информации о такой продукции.

Производство овощей открытого грунта на основе мелких и малых предприятий не приведет к специализации и ее выгодам. Только крупные специализированные хозяйства способны успешно обеспечить весь производственный процесс в этой сфере, в особенности  -  стадии обработки, хранения и реализации. Также можно будет установить надежное партнерство с торговыми сетями на постоянной основе: они, как правило, склонны иметь дело только с крупным организациями. В условиях функционирования мощных хозяйств реализуются и территориальные преимущества в обеспеченности производственными ресурсами, удобной транспортной сети, факторов внутреннего рынка, организационной культуры местного населения, а также эффект масштаба производства.

Особое место может занять в специализации региона и реализации преимуществом территориального расположения тепличное овощеводство. Это - высокоприбыльный бизнес: окупаемость инвестиций в нем составляет в среднем 3 года. В Чувашии достаточно земель, где можно наладить тепличное производство и реализовывать овощи и зелень в крупных городах, находящихся на относительно небольших расстояниях. Земля - недорогая. Однако проблемой являются дорогие газовые генераторы и сам газ, но их можно решить при поддержке государства. В этом сегменте  аграрного производства в полной мере могут реализоваться преимущества территориального расположения: и по производственным ресурсам, и по географическому положению, и по транспортной сети, и по организационной культуре персонала, и по использованию эффекта масштаба.

Молочное животноводство и производство говядины в регионе имеет некоторые факторные возможности для развития: есть  специалисты с необходимым уровнем образования и навыков, имеются неиспользуемые земельные площади. Заготовка кормов не составляет проблему. Выработался в этой сфере и определенный уровень производственной культуры. Региональный рынок благоприятен для развития этого производства. Возможен выход на рынки соседних больших городов. Достижение эффекта масштаба вполне возможно в нужное время с невысокими издержками. Однако  труднопреодолимым препятствием является дороговизна долгосрочного кредита и низкая  окупаемость инвестиций. В связи с событиями 2014г., когда ставки по кредиту поднялись еще выше, на инвестиционную активность в этой сфере трудно надеяться. Другая сторона проблемы в том, что ныне в молочном производстве и производстве говядины удерживаются  в основном крупные агрохолдинги, а средним и малым организациям трудно с ними конкурировать и добиться необходимой рентабельности производства. Признаков, что положение в будущем изменится к лучшему, пока нет. Однако, эта сфера производства очень привлекательна для реализации территориальных факторов. При надлежащей поддержке со стороны государства эта сфера вполне может стать подотраслью специализации региона.

Рыбоводство - сегмент отрасли, который может привлечь внимание региональных производителей. Аквакультура в настоящее время во многих странах превращается в быстрорастущий сегмент продовольственного рынка. Наш регион также, обладает и опытом, и условиями для создания системы прудовых хозяйств. Большой опыт накоплен в этой сфере Цивильским рыбхозом. Хотя ныне дела у хозяйства неблестящи, но он достаточно долго работает в этом сегменте рынка, поставляя не только товарную рыбу, но и рыбопосадочный материал (мальков карпа, толстолобика, белого амура). В регионе  - многочисленные овраги с ручейками по дну. Это - хорошая база для создания каскада прудов для разведения и откорма рыбы. Есть возможность создать и крупные водоемы для организации настоящих современных рыбоводческих комплексов.

Важное место в аграрной отрасли занимает производство свинины. В связи с изменением условий торговли из-за санкций освобождаются рыночные ниши в 19% от общего объема рынка свинины и 33% - от рынка говядины. Их могут занять отечественные производители, в том числе - нашего региона. Однако, хотя и имеются основные факторные условия для специализации на этих секторах аграрного производства,  получить кредиты для крупных инвестиций в это производство под возросшие процентные ставки не представляется возможным. Исходя из того, что специализацию региона в этой сфере могут обеспечить только крупные холдинги, надеяться, что они пойдут на эти рискованные инвестиции, трудно.

Таким образом, однозначно перспективными для региональных производителей сегментами аграрной отрасли являются тепличное овощеводство, птицеводство, овощеводство открытого грунта, рыбоводство. Концентрация средств на этих направлениях может привести к выгодной специализации и эффективному использованию особенностей условий воспроизводства в регионе для создания конкурентного преимущества. Привлекательными являются молочное производство и производство говядины. Однако развитие этих отраслей, где необходимо создание крупных животноводческих комплексов, следовательно, требуются большие средства для долгосрочных инвестиций, возможно лишь при мощной поддержке государства.

Полученные результаты исследования могут использоваться региональными органами развития аграрной отрасли и отдельными предприятиями отрасли при входе в рынок той или иной аграрной продукции и реализации стратегии создания конкурентного преимущества.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-12-21021 а/В)

Рецензенты:

Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора Чувашского Филиала Московского гуманитарно-экономического Института (Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский гуманитарно-экономический институт»),              г. Чебоксары;

Яковлев А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и предпринимательства ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.