Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PREPARATION HIGH SCHOOL STUDENTS BOARDING SCHOOLS TO CREATE A FAMILY: THEORETICAL ASPECTS

Eremina L.E. 1
1 Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky
Одним из главных заданий содержания детей, воспитывающихся вне родительской семьи, а в государственных учреждениях, является их подготовка к будущей жизни, к самостоятельности и созданию собственной семьи. Подготовка учеников школ-интернатов к созданию собственной семьи имеет ряд противоречий, состоящих в том, какую личность требует современное общество и какие социально-педагогические возможности может реализовать школа-интернат. Данная проблема является достаточно многогранной. В статье представлены результаты исследований отечественных педагогов, психологов, социологов, философов, что дает возможность внести изменения в социально-педагогическую организацию процесса подготовки учеников старших классов к созданию семьи. Автор предлагает перечень социально-педагогических условий, создание которых считает необходимым для эффективности подготовки учеников старших классов школ-интернатов к созданию семьи.
One of the main tasks of the content of children living outside the parental home and in public institutions is their preparation for future life for independence and the creation of their own family. Preparing students boarding schools to create their own family has a number of contradictions, was that what a person needs a modern society and what social and educational opportunities can realize the boarding school. This problem is quite versatile. The article presents the results of studies of domestic teachers, psychologists, sociologists, philosophers, which gives the opportunity to make changes in the socio-educational organization of the process of preparing high school students to create a family. The author proposes a list of social and educational conditions, the creation of which considers necessary for the effective preparation of high school students boarding schools to create a family.
family
boarding school
high school students

История человечества не знает иной формы социальной организации людей, что была бы настолько чувствительна к изменениям в современной общественной жизни, не отражала бы настолько четко ее противоречивые сложности, как семья. Современные события очень часто оказывают влияние на становление и развитие семьи, которая все-равно продолжает исполнять свое главное, обозначенное логикой самого бытия, предназначение - воспитание личности, готовя ее к созданию собственной семьи.

Последние 10 лет количество детей-сирот и социальных сирот, воспитывающихся в школах-интернатах разного типа, увеличилось на 60%. Указанные заведения государственного содержания не имеют возможности предоставить полноценный опыт семейных взаимоотношений, модели которых усваивают дети из обычных общеобразовательных школ. Ценность семейных отношений у воспитанников школ-интернатов - намного выше, наличие родственных связей, их значение - намного больше, чем у детей, которые воспитываются в семье. Поэтому, очень важным заданием школ-интернатов является формирование семейных чувств, прививание чувства бескорыстности, внимательного отношения друг к другу, раскрытия роли отца и матери в семье, воспитание ответственности за собственные поступки и поведение, формирование доброты и любви к созданной в будущем собственной семье.

Цель исследования

Проанализировать исследования отечественных ученых особенностей и специфики подготовки учеников старших классов школ-интернатов к созданию семьи.

Материал и методы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципиальные положения усовершенствования учебно-воспитательной деятельности школ-интернатов (А. Бондарь, В. Вугрич, Б. Кобзарь), влияние внутрисемейных взаимоотношений на формирование детской личности (О. Духнович, О. Кононко, В. Кравец), подготовка воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни (Л. Канишевская, Г. Хархан), формирование семейных отношений в условиях школ-интернатов (Л. Эвграфова, Ж. Тихомирова).

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день подготовка воспитанников школ-интернатов к семейной жизни является очень привлекательной для педагогов, психологов, социологов и др. Термин «подготовка» в основе содержит слово «готовность» - согласно толковому словарю С. Ожегова, - означает согласие делать что-либо, состояние, при котором все сделано. В рамках нашего исследования процесс подготовки определен как совокупность средств, методов и форм социально-педагогического воздействия, успешная реализация чего сформирует личность учеников старших классов, готовую к созданию семьи. Процесс формирования личности, готовой к самостоятельной семейной жизни, протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречия. Семья в силу свого постоянного и концентрированного влияния на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации.

Становление украинской семьи на современном этапе имеет ряд новшеств и особенностей, результатом чего является необходимость пересмотра проблемных вопросов с научной точки зрения. Педагогика выделяет три основных функции семьи: воспитательная, эмоциональная и духовная, что в свою очередь представляет составляющие воспитательной системы в школах-интернатах. Свойственные семье функции реализуются ею комплексно. При этом смена активности в каком-либо функциональном направлении влечет за собой изменение активности в других функциональных аспектах. В контексте нашего исследования данная закономерность имеет очень большое знание, так как подготовка старшеклассников школ-интернатов к созданию собственной семьи основывается на личностном опыте.

Школа-интернат в сегодняшнем понимании представляет собой заведение государственного содержания детей-сирот и детей, лишенных родительского воспитания. Вне семьи или в негативных ее условиях становление личности, готовой к созданию своей семьи, оказывается под большой угрозой. Характерной чертой подобных заведений Украины является их переполненность, а в результате - отсутствие качественного учебно-воспитательного процесса. Особую специфическую черту составляет процесс общения в школах-интернатах, где для большинства воспитанников понятия диалог и монолог не имеют различий. Все это является предпосылками к формированию неуверенного поведения, не уверенности в своих мыслях, чувствах и желаниях. Обладая такими качествами, личность ученика старших классов может быть легко подвержена негативному влиянию одноклассников и другого окружения.

Психолого-педагогическая практика указывает на недостаточное использования внеурочного времени, которое в школах-интернатах, где дети проживают постоянно или в течение рабочих дней, обретает досуговое значение. Отсутствие четко спланированного досуга для воспитанников старших классов школ-интернатов является тем временем, когда досуг приобретает характер спонтанного развития, что, в свою очередь, может нести негативный характер с различными неблагоприятными последствиями. Считаем необходимым для дальнейшей разработки проблематики проанализировать результаты исследований в данной сфере.

Изучая философские взгляды относительно становления молодой семьи в Украине, Т. Руденко подчеркивает неравномерность принципов определения понятий «брак» и «семья». Определение данных понятий, по мнению ученой, должно учитывать следующие методологические принципы: во-первых, брак и семья - тесно взаимосвязаны и в то же время - относительно самостоятельны, исторически это различные явления; во-вторых, социально-философский характер дефиниции требует определения предмета философскими понятиями. Доминирующей формой брака, по мнению Т. Руденко, является право, а семья - более многогранный, важный элемент социальной структуры общества [9].

По определению словаря социально-педагогических терминов, семья - социальная группа, которая состоит из людей, пребывающих обычно в браке, их детей и других лиц, связанных родственными узами, кровными родственниками, и осуществляет свою жизнедеятельность на основе совместного, экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимоответственности, воспитании детей. В контексте нашего исследования, важным является то, что при создании будущей семьи традиционными являются две модели: на основе родительской семьи и на собственных взглядах и принципах. Рассматриваемый контингент учащихся, в нашем исследовании, зачастую - дети, имеющие негативный опыт взаимоотношений в родительской семье, а также дети, которые вообще такого опыта не имеют.

Психолого-педагогическая литература трактует термин «Психологическая готовность к супружеским взаимоотношениям» как относительно постоянное состояние личности, что характеризует определенную систему социальных установок, семейных ценностей, ориентированных на позитивные взаимоотношения между супругами [4].

Г. Демина определяет готовность к семейной жизни формированием на основе «личностной зрелости относительно супружеской жизни» интегрального образования высокого уровня и гармоничного развития составляющих, которые обеспечивают готовность к конструктивному созданию семейных взаимоотношений. Ученой определена структура личностной зрелости, которая состоит из таких компонентов, как: когнитивный, эмоционально-мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий [5].

Анализируя последние исследования данной проблемы, наше внимание привлекло исследование Н. Феоктисовой, которая подготовку старшеклассников к будущей семейной жизни рассматривала согласно индивидуальному подходу, для реализации которого учителю-воспитателю этики и психологии семейной жизни необходимо овладеть методикой индивидуального подхода и умением осуществлять педагогическое руководство самовоспитания старшеклассников. При этом, Н. Феоктисова указывала, что подготовка учащихся к семейной жизни должна опираться на ряд особенностей, в числе которых - пол и возраст воспитанников, исходные нравственные представления о брачно-семейной микро- и макросреде [11].

Интересной для нашего исследования является работа В. Мацюк, которая дополнила понятие «Образ будущего супружеского партнера как субъективное идеальное представление психофизических, психофизиологических, социально-психологических и духовных черт ожидаемого супружеского партнера. Эти качества формируются в результате интериоризации (формирования умственных действий и внутреннего плана сознания в виду усвоения индивидуумом внешних действий с предметами и социальных форм общения) и отображение признаков, структурных характеристик и взаимоотношений, известных субъекту супружеских пар. Ученая указывает, что представляемый и реальный образ будущего супружеского партнера - актуальное представление личности психофизических, психофизиологических, социально-психологических и духовных черт желаемого супружеского партнера, что формируются без учета супружеской совместимости [8].

Исследование Н. Гусак посвящено подготовке юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей супруга и отца. Социальна роль в данном исследовании трактуется как совокупность норм, которые определяют поведение в системе «супруга-супруг» и обусловленными сформированными у мужчины общекультурными, моральными, материальными ценностями и традициями семьи. Социальная роль отца - определена как наличие функций, реализация которых обеспечивает создание благоприятных условий для развития и воспитания детей на основе соблюдения родительских прав и обязанностей. Анализируя практическую часть исследования, считаем важным разработанные Н. Гусак критерии подготовки юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей супруга и отца, а именно: понимание социальной значимости семьи и возможности самореализации в ней как супруга; самооценка своих морально-этических качеств готовности к исполнению социальных ролей отца и супруга; знание основных семейных функций и владение практическими навыками относительно их исполнения, половая культура как условие ответственного партнерства. Благоприятная микросреда - это наличие таких социальных институтов как учебное заведение, родительская семья, социальные службы, взаимодействие между которыми обеспечит оптимальные условия для социально-педагогической работы относительно подготовки юношей к выполнению социальных ролей супруга и отца [2].

Одним из актуальных для нас является диссертационное исследование Г. Хархан о подготовке детей-сирот к семейной жизни. В работе ученая указывает на существующее противоречие между тем, какую личность требует общество (в рамках создания семьи) и возможностями школ-интернатов (в плане учебно-воспитательного процесса). В нашем же исследовании мы рассматриваем подготовку учеников старших классов к созданию семьи, контингент которых составляют как биологические, так и социальные сироты. Таким образом, в нашем исследовании данное противоречие носит более масштабный характер: требования общества к формированию личности, которая будет в полном объеме готова к созданию семьи; возможности конкретно каждой семьи учеников, которые имеют такую позицию, а так же всех членов данной семьи относительно формирования социально-значимой личности и педагогические возможности школ-интернатов.

Полезными для нас стали исследования Л. Канишевской, которая, рассматривая готовность личности к самостоятельной жизни, одним из важных аспектов называет следующие функции школ-интернатов: охранно-защитная, компенсаторная, реабилитационная, предупреждающе-профилактическая, привлечение воспитанников школ-интернатов к искусству и труду, помощь в профессиональном самоопределении. Это, на наш взгляд, необходимо принять во внимание при дальнейшем проведении исследования [8]. Мы считаем, что одним из важных аспектов подготовки воспитанников школ-интернатов к будущей семейной жизни является социальная зрелость личности. Данный термин был уточнен в исследовании Л. Канишевской, а именно, как интегративное качество личности, которое проявляется в формировании социальных установок, направленных на осознанную реализацию общественных норм и ценностей, проявлении социальных качеств, овладении основных социальных ролей, которые позволят личности компетентно действовать во всех сферах общественной жизни. Автор определяет основные компоненты социальной зрелости: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельный. По мнению Л. Канишевской, специфика воспитания социальной зрелости старшеклассников школ-интернатов заключается во внеурочной деятельности: особенности контингента, негативном влиянии условий школ-интернатов на психическое и социальное развитие учеников. Среди факторов исследователь также выделяет чрезмерную организованность, что влечет за собой ориентацию поведения детей на тотальный контроль, авторитарный контроль, формализм воспитательной работы: «педагогика мероприятий», отсутствие индивидуального подхода, гиперопеку воспитанников, ограничение социального пространства. Мы разделяем взгляды ученой относительно вышеперечисленных факторов, которые значительно усложняют процесс социализации воспитанников школ-интернатов, а значит и процесс подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни.

Выводы

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о необходимости усовершенствования условий для подготовки учеников старших классов школ-интернатов относительно их подготовки к созданию семьи. На наш взгляд, система подготовки учеников старших классов школ-интернатов к созданию семьи предполагает создание определенных условий, среди которых можно выделить:

  • последовательность и систематичность процесса подготовки учеников старших классов к созданию семьи;
  • совмещение традиционных и инновационных технологий в процессе данной подготовки;
  • учет возрастных и психолого-педагогических особенностей учеников старших классов школ-интернатов в процессе подготовки к созданию семьи;
  • активизация педагогического персонала: формирование мотивации к творческому поиску и воплощению социально-педагогических идей относительно подготовки к созданию семьи.

Успешная реализация данных условий, на наш взгляд, возможна при правильной организации досуговой деятельности в школах-интернатах.

Следующий шаг в нашем исследовании обозначен как определение уровня готовности старшеклассников к созданию семьи, разработка и внедрение комплекса воспитательных мероприятий с методическими рекомендациями для воспитателей и социальных педагогов.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.