Профессиональная подготовка студентов в настоящее время производится на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (в частности – ФГОС ВПО III+), определяющих требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) подготовки в терминах компетентностного подхода. В основе этих изменений лежит идея о переходе к оценке уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения (ВУЗа) в форме измерения компетенций. Экономические и социальные перемены в современном российском обществе выдвигают принципиально новые требования к профессиональной квалификации выпускников. Все это предопределяет необходимость разработки методов оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, необходимых для последующего мониторинга учебного процесса в ВУЗе и может служить основой для управленческих решений.
Теоретический анализ. На основании анализа научной литературы относительно существующих подходов к оценке профессиональных компетенций выявлены; основные принципы построения математической модели и системы оценивания результатов обучения; многокомпонентность содержания понятия «профессиональной компетенции», ее междисциплинарный характер, способы и дидактические средства формирования профессиональных компетенций; необходимость разработки математической модели оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций с целью совершенствования качества образования с учетом требований нормативных документов и рынка труда. В основу работы было положено определение, где профессиональная компетенция рассматривается как интегральная оценка качества подготовленности выпускников, которая должна включать в себя не только оценку индивидуальных образовательных достижений, воплощенных в виде усвоенных студентом знаний и умений, но и оценку личностных профессионально-значимых сформированных мотивационных показателей, характеризующих готовность студента к реализации профессиональных функций [2-7].
Таким образом, модель оценивания профессиональных компетенций должна определяться как комплекс оцениваемых характеристик студента-выпускника, который содержит:
- 
	множество оценок, полученных за дисциплины, сгруппированные по компонентам оценивания;
- 
	множество оцениваемых результатов внеучебной деятельности студента;
- 
	оценка его профессиональной мотивации к обучению и к будущей профессиональной деятельности.
Моделирование процесса оценивания профессиональных компетенций студентов-выпускников ВУЗа выполнялось в четыре этапа. На первом этапе необходимо сформировать компетентностную модель выпускника, для чего проводится анализ нормативной и информационной базы (ФГОСВПО, ООП, требования со стороны работодателей, общественных объединений и т.д.), где предопределяется эталонный уровень требований, предъявляемый для направления образовательной деятельности, и это составляет теоретическую основу математической модели оценивания профессиональных компетенций. На втором этапе выполняется сбор данных результатов учебных достижений студента за весь период обучения до текущего момента, а также результаты его творческой, интеллектуальной и научно-исследовательской и других видов деятельности, анализ коэффициентов взаимосвязи дисциплин в рамках компетентностно-ориентированной образовательной программы. Третий этап заключается в обработке полученных результатов, вычислении составляющих для математической модели оценивания профессиональных компетенций и её построение. На четвертом этапе выполняется проверка адекватности и качества модели с помощью соответствующего инструмента, анализ и визуализация полученных данных, рекомендации по корректировке процесса формирования компетенций.
Таким образом, задача оценивания профессиональных компетенций студента-выпускника сводится к поэтапному представлению результатов учебной и других видов деятельности. Разработанная математическая модель оценивания результатов обучения в виде оценок профессиональных компетенций описывается тремя определяющими величинами, это: покомпонентная оценка учебных достижений студента  , оценка личностных характеристик студента
, оценка личностных характеристик студента  , оценка профессиональной мотивации студента
, оценка профессиональной мотивации студента  ; и одной определяемой, это: оценка профессиональной компетенции
; и одной определяемой, это: оценка профессиональной компетенции  , где
, где  – количество профессиональных компетенций,
 – количество профессиональных компетенций,  – учебный период (аттестация, семестр, учебный год и т.д.):
– учебный период (аттестация, семестр, учебный год и т.д.): 
 
 
Требуется определить функциональную зависимость между рассматриваемыми величинами, характеризующими оценку профессиональных компетенций.
Метод моделирования. Для решения поставленной задачи был использован подход «условного» моделирования – условное подобие, который заключается в замещении модели-оригинала по определенной договоренности, приписанной этой модели, «условной» моделью, в основе которой лежит теория подобия и анализ размерностей [1].
Рассмотрим систему  и физическую систему
и физическую систему  , при этом
, при этом  .
. 
И пусть  – основные единицы измерения системы
 – основные единицы измерения системы  (размерности величин рассматриваемой системы) и
 (размерности величин рассматриваемой системы) и  , тогда:
, тогда: 
 (1)
 (1) 
где  .
. 
Проведем соответствие между системами и
 и  такое, что
 такое, что  .Пусть
.Пусть  ,
,  , …,
, …,  .
. 
Согласно π-теореме:
 (2)
 (2) 
где  .
. 
Для выполнения условия (2) необходимо, чтобы физические величины  являлись первичными величинами. В качестве первичных величин выбирают те величины, размерности которых являются независимыми функциями, т.е. при любых
 являлись первичными величинами. В качестве первичных величин выбирают те величины, размерности которых являются независимыми функциями, т.е. при любых  ,
, ,...,
,..., справедливо выражение:
 справедливо выражение: 
 (3)
 (3) 
Пусть  и выполняется условие (3), тогда формула (2) примет вид:
 и выполняется условие (3), тогда формула (2) примет вид: 
 (4)
 (4) 
Перепишем формулу (4) с учетом условия (1):
 
 
 (5)
 (5) 
Приравняем показатели степеней левой и правой частей уравнения (5) при одинаковых основаниях, получим систему:
 
 
Найдем  , решив систему любым известным и удобным способом. Таким образом, получив показатели переменных для системы
, решив систему любым известным и удобным способом. Таким образом, получив показатели переменных для системы  , имеем возможность записать аналитическое выражение функции
, имеем возможность записать аналитическое выражение функции  от переменных
 от переменных  , выполним обратный переход от системы
, выполним обратный переход от системы  к системе
 к системе  :
: 
 
 
Аналогично, рассмотрев все комбинации соответствия  , получим множество всех решений для записи функциональной зависимости
, получим множество всех решений для записи функциональной зависимости  от
 от  :
: 
 
 
Экспериментальная часть. Ранее установлено, что математическая многокомпонентная модель оценивания профессиональных компетенций представлена как система всесторонних оценок образовательной деятельности студента-выпускника ВУЗа. На основе принятой идеальной физической модели требуется установить зависимость между результатом оценивания профессиональных компетенций и системой показателей этих оценок. Сравним систему оценивания профессиональных компетенций  с механической системой
 с механической системой  , в которой любая физическая величина
, в которой любая физическая величина имеет размерность, выраженная в виде монома от основных величин:
 имеет размерность, выраженная в виде монома от основных величин: 
 (6)
 (6) 
где М – размерность массы, L – размерность длины, Т – размерность времени,  . Выбор основных размерных величин, через которые выражаются все остальные, это вопрос соглашения экспертов. Размерности других физических величин
. Выбор основных размерных величин, через которые выражаются все остальные, это вопрос соглашения экспертов. Размерности других физических величин  механической системы напрямую связаны с их определением и, как следствие, со способами их измерения.
механической системы напрямую связаны с их определением и, как следствие, со способами их измерения. 
Пусть  , что соответствует физической величине «сила»,
, что соответствует физической величине «сила»,  – «работа»,
 – «работа»,  – «ускорение»,
 – «ускорение»,  – «скорость» и
 – «скорость» и  (таблица 1). Так как
 (таблица 1). Так как  ,
,  ,
,  ,
, , то с учетом формулы (6) получим комплекс выражений:
, то с учетом формулы (6) получим комплекс выражений: 
 
 
или
 
 
Проверим, могут ли физические величины  для выбранной нами системы являться первичными, для этого вычислим определитель, составленный из показателей правой части уравнений системы:
 для выбранной нами системы являться первичными, для этого вычислим определитель, составленный из показателей правой части уравнений системы: 
 
 
 
 
Так как  , то величины
, то величины могут быть определены как первичные, и размерности соответствующих величин являются независимыми функциями от
могут быть определены как первичные, и размерности соответствующих величин являются независимыми функциями от  , тогда, применительно к механической системе, уравнение (2) примет вид:
, тогда, применительно к механической системе, уравнение (2) примет вид: 
 (7)
 (7) 
отсюда получим:
 (8)
 (8) 
С учетом найденных показателей (8) выполним перевод уравнения (7) к параметрам системы модели-оригинала и получим аналитическое выражение модели-оригинала оценивания профессиональных компетенций:
 
 
Аналогично, рассматривая случаи, когда оценка профессиональной компетенции соответствует физическим величинам, характеризующим работу и другие варианты замены, получим результаты вычислений, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица вариаций «размерной» модели
| Параметры модели-оригинала | Физические величины и их производные | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | 
			 | 
			Сила,  | 
			Работа, | ||
| 2 | 
			 | 
			Работа, | 
			Сила,  | ||
| 3 | 
			 | 
			Скорость,  | 
			Ускорение, | 
			Скорость,  | 
			Ускорение, | 
| 4 | 
			 | 
			Ускорение, | 
			Скорость,  | 
			Ускорение, | 
			Скорость,  | 
| 
			Условие первичности величин,  | 
			 | 
			 | 
			 | 
			 | |
| Показатели степеней | 
			 
			 | 
			 
			 | 
			 
			 | 
			 
			 | |
| «Размерная» модель | 
			 | 
			 | 
			 | 
			 | |
Таким образом, получены четыре типа функциональной модели для оценки профессиональных компетенций. Возникает проблема выбора модели, которая наилучшим образом отражает результаты оценивания профессиональных компетенций. Разрешить данный вопрос позволит применение множественного корреляционно-регрессионного анализа на основе вычислительного эксперимента.
Предложенная методика оценивания профессиональных компетенций апробирована в ходе эксперимента, в котором оценивался уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов-выпускников направления 230100 – Информатика и вычислительная техника за весь период обучения на момент окончания ВУЗа. Для проведения статистического исследования в качестве эмпирической базы на этапе предварительной подготовки были использованы исходные данные учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов с I по IV курс обучения контрольной группы, представленные учебно-методическим отделом, а также результаты экспертных опросов. В качестве экспертов выступили потенциальные работодатели, профессорско-преподавательский состав, выпускники и студенты ВУЗа. Все вычислительные операции были выполнены с использованием программ статистической обработки информации: SPSS 21, MS Excel, ПК Эксперт (программный комплекс экспертного оценивания методом парного сравнения).
Итак, по результатам множественного корреляционно-регрессионного анализа (таблица 2) и теоретико-логическим заключениям наиболее адекватной, в случае поставленного эксперимента, признается математическая модель оценивания профессиональных компетенций № 4 (таблица 1):
 
 
Таблица 2
Обобщенные результаты корреляционно-регрессионного анализа
| Результаты | 
			 | 
			 | R-квадрат | R-квадрат скорректир. | Стд. ошибка оценки | 
| 
			 | 27,3 | 18,1 | 27,3 | 27,3 | 18,2 | 
| 
			 | 72,7 | 45,5 | 63,6 | 72,7 | 81,8 | 
| 
			 | - | 36,4 | 9,1 | - | - | 
Результаты численного эксперимента подтвердили, что применение разработанного метода обеспечивает получение адекватной математической модели, способной провести объективное и достоверное оценивание профессиональных компетенций выпускников ВУЗа.
Вывод. Таким образом, для решения поставленной задачи, а именно: вывод обобщённых расчетных зависимостей параметров математической модели процесса оценивания профессиональных компетенций может быть применен новый оригинальный подход, основанный на теории подобия и анализа размерностей. Проведённые вычислительные эксперименты подтвердили достоверность результатов, адекватность и эффективность разработанных моделей и алгоритмов оценивания профессиональных компетенций, позволили определить наиболее статистически значимую модель.
Рецензенты:
Аксёнов Б.Г., д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой математики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;
Мальцева Т.В., д.ф.-м.н., профессор, проректор по научной и инновационной работе, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень.




 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 
 
			 , (%)
, (%) 
			 , (%)
, (%) 
			 , (%)
, (%)