Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE FORMATION OF THE AESTHETIC QUALITIES OF ORAL SPEECH IN THE PROCESS OF TEACHING THE YOUNGEST STUDENTS NARRATIVE STATEMENTS

Likhosherst Yu.V. 1
1 The Orenburg state pedagogical University
В статье описан констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития умений младших школьников создавать устные повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств устной речи. Выделены эстетические качества устной речи: интонационные паузы, логическое ударение, темп, мелодика тона, интенсивность и средства эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление). К каждому эстетическому критерию представлен графический знак, которым расшифровывались тексты. Проанализированные устные повествовательные высказывания дают полную характеристику анализа устным сочинениям и пересказам через поэтапный алгоритм. Проведенный эксперимент позволил представить состояние методической проблемы и разработать поэтапную методическую систему обучения младших школьников созданию текстов с учетом эстетических качеств устной речи повествовательных высказываний.
The article describes the ascertaining experiment to identify the level of development of skills of younger students create an oral narrative statements given to the aesthetic qualities of oral speech. Dedicated to the aesthetic quality of oral speech: intonation pause, logical stress, tempo, melodic tone, intensity, and means emotional expressiveness (anger, fear, affection, resentment, sadness, joy, surprise). To each aesthetic criterion presents a graphic symbol, which was glossed texts. Analyzed the oral narrative statements give a full description of the analysis of oral compositions and retelling through the step by step algorithm. The experiment was allowed to represent the state of methodological problems and develop phased methodical system of teaching younger students to create texts with regard to the aesthetic qualities of oral speech narrative statements.
aesthetic criteria oral language
oral narrative statements in elementary school
storytelling
and oral compositions

Обучение учащихся созданию текстов повествовательного характера занимает в начальной школе ведущее место. Умение представлять повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств звучащей речи в форме устного сочинения (рассказа), устного пересказа, безусловно, повышает качество создаваемого текста, поскольку заметно исчезает монотонность речи, которая притупляет восприятие учащихся, желание активно слушать и переживать рассказываемое.

В процессе работы над устными рассказами и сочинениями, однако, мало внимания уделяется эстетическим качествам создаваемого текста, поэтому младшие школьники плохо владеют представлением об эмоционально-экспрессивной звучащей речи: не знают, как владеть мелодикой тона, как расставить логическое и эмоциональное ударение, распределить темп, паузы, не используют приемы вокализации.

Цель исследования

В 2010-2011 учебном году нами был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня развития у младших школьников умения учитывать при пересказе устного повествовательного текста эстетических качеств устной речи. Эксперимент проходил в МОБУ СОШ № 25 г. Оренбурга, охвачено было 43 третьеклассника и 44 четвероклассников.

На период проведение эксперимента у учащихся должны быть сформированы следующие умения: 1) подробно пересказывать тексты объемом 60-70 слов; 2) логически излагать его; 3) отбирать языковые средства; 4) произносить с учетом выразительных средств [3]. Нас интересовало в большей степени такое умение, как вокализация текста, реализация которой происходит, по нашему мнению, только при соблюдении интонационных пауз, логического ударения, темпа, мелодики тона, интенсивности и средств эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление).

Учащимся была предложена группа текстов, записанных на доске. Представим один их них.

Морской цирк.

В бассейне живут дельфины. Они артисты.

Началась игра в баскетбол. Ник на кончике носа несет мяч. Бросок. Мяч в корзине.

Над бассейном повесили обруч и подожгли его. Марк прыга­ет через огонь.

Из кармана зрителя торчит платок. Нина подплыла и выхвати­ла его. Минут пять она играла. Потом подала хозяину. Вот четыре дельфина взлетают над водой на шесть метров. Очень красиво! (По И. Бельковичу) [1].

Работа проводилась по следующему алгоритму:

1. Анализ текста и выделение главной мысли.

2. Составление плана к повествовательному тексту.

3. Создание устного повествовательного высказывания учащимися.

4. Запись экспериментатором устных высказываний детей на диктофон.

5. Расшифровка текстов по критериям:

/ - граница синтагмы (перерыв в звучании до 2 секунд);

// - граница предложения (перерыв в звучании то 3 до 4 секунд);

- ядерное слово синтагмы или предложения;

- повышение тона синтагмы или предложения;

- понижение тона синтагмы или предложения;

___ - сильная интенсивность синтагмы или предложения;

_ _ _ - слабая интенсивность синтагмы или предложения;

- монотонная интенсивность синтагмы или предложения;

- медленный темп произнесения предложений;

_ _ - быстрый темп произнесения предложений;

- умеренный темп произнесения предложений;

- эмоциональная экспрессия гнева;

- эмоциональная экспрессия испуга;

- эмоциональная экспрессия нежности;

.. - эмоциональная экспрессия грусти;

- эмоциональная экспрессия обиды;

- эмоциональная экспрессия радости;

- эмоциональная экспрессия удивления.

Второе задание было связано с создание устного сочинения «Что я люблю рисовать» (3 класс), «Моя мама» (4 класс).

В ходе эксперимента было получено 174 повествовательных высказываний: 87 устных повествовательных пересказов по подготовленному и проанализированному тексту на тему: «Морской цирк» (3класс) и «Сапог Великана» (4 класс) и 87 устных повествовательных сочинений по подготовленному плану на тему «Что я люблю рисовать» (3класс) и «Моя мама» (4 класс) [5].

Результаты исследования

Проанализировав серию пересказов учащихся, мы выявили, что у учащихся недостаточно сформированы умения (процент вычислялся от общего числа учащихся):

- членение предложения и синтагм (38%); выделение логического центра предложения (42%); соблюдение мелодики тона (18%), темпа (50%), интенсивности (12%); эмоциональной экспрессии (8%).

Анализ устных сочинений отражает, что показатели качества говорения выше, чем при говорении устных пересказов: отсутствует заикание, низкий показатель повтора конечного слова после произнесенного слова и в 3 классе, и в 4 классе составляет 4 %, слова-организаторы "ой", "нет", "а" употребляются лишь 6% учащихся 3 классов и 4 классов, растягивание слов в 3 классе меньше (12%), чем в 4 классе (22%), говорение звуков типа "а-а", "э-э", "э-м", "э-ф", "ф-ф", "и-и", "х-х" в 4 классе 32%, а в 3 классе 18%, показатель употребления хезитации между фразами и между синтагмами при говорении выше у учащихся 4 классов (20%, 16%), у учащихся 3 классов снижен (16%, 10%), самоисправлений в 3 классе больше (10%), чем в 4 классе (8%).

В процессе анализа текстов с позиции использования эмоциональной экспрессии в устных сочинениях мы выявили три уровня владения учащимися способами эмоциональной экспрессии: высокий уровень – во всем устном высказывании учащимся используется какой-либо тип эмоциональной экспрессии (гнев, испуг, нежность, грусть, обида, радость, удивление); средний уровень – в 70% - 40% всего устного высказывания используется тип эмоциональной экспрессии; низкий уровень – не более 30 % в тексте применяются способы выражения той или иной эмоциональной экспрессии.

Разработанная нами методическая система обучения учащихся по созданию устных повествовательных высказываний с учетом эстетических критериев звучащей речи была апробирована в личном преподавании в третьих классах МОБУ «СОШ № 25» г. Оренбурга после проведения констатирующего среза.

При ознакомлении с компонентами эстетических качеств устной речи были организованы наблюдения за живой, выразительной, яркой, эмоциональной речью как учителя, так и учащихся по следующим критериям: 1) интенсивность речи (слабая, сильная и монотонная); 2) темп (общий и абсолютный); 3) паузы (синтаксические и хезитационные); 4) логическое ударение (восходящее); 5) мелодика (синтаксическое повышение и понижение тона) [2]; 6) эмоциональная экспрессия (гнев, грусть, испуг, обида, нежность, радость, удивление) (критерий введен нами – Ю.Л.). По каждому критерию устной речи, ознакомлению с ними была проведена специальная работа на уроках русского языка.

Поскольку устная речь с учетом эстетических критериев воспринимается учащимся затрудненно (трудности в высоте, мелодике, темпе голоса), нами были разработаны графические схемы текстов с использованием условных обозначений, которые использовались при устных пересказах, и графические схемы вопросов к подготовке устных сочинений. Графические разметки текстов и вопросов (пунктов) плана, как свидетельствуют данные нашего исследования, способствовали правильному выбору учащимися мелодики, темпа и т.д. при озвучивании своего текста, что придавало устной речи учащихся большую выразительность и эмоциональность.

Развитие устной речи с использованием эстетических качеств в процессе обучения учащихся над устными повествовательными высказываниями проходила в три этапа:

1 этап – подготовительный, в котором раскрывались понятия (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия) и их обозначения в устной речи, а также на письме;

2 этап – обучающий, реализующий процесс формирования коммуникативных умений использовать при создании повествовательных текстов эстетических качеств устной речи (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия).

3 этап – воспроизводительный (свободная речь), на данном этапе создаются самостоятельные устные сочинения и рассказы, совершенствуются со стороны экспрессии и эмоциональности звучания, а также происходит коррекция и самокоррекция созданных высказываний.

Отметим последовательность работы учителя по формированию умений: сначала отрабатываются умения пересказывать повествовательные тексты с учетом эстетических критериев, а затем проводится работа по формированию у школьников умения произвольного выразительного и эмоционального говорения при создании устных сочинений.

Заключение

По проведенному констатирующему эксперименту мы увидели, что в начальной школе необходима работа над формированием умений создавать тексты с учетом эстетических качеств устной речи. Отметим, что выстроенная система поэтапной развития эстетических качеств устных повествовательных высказываний дает позитивные результаты и заметно повышается уровень качества развития устной речи младших школьников на уроках русского языка.

Рецензенты:

Кулаева Г.М., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Попова В.И., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.