Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE BUILDING COMPLEX OF THE PENZA REGION THROUGH THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER INITIATIVES

Artamonova Yu.S. 1 Baynishev S.M. 1 Khanzhov I.S. 1 Streltsov D.I. 1
1 Penza State University of Architecture and Construction
Научная статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности инновационного развития региональных строительных комплексов на основе разработки и реализации кластерных инициатив. В статье рассмотрены организационно-экономические ситуации формирования и развития территориальных отраслевых кластеров. Подобные ситуации формируются в результате взаимодействия участников «тройной спирали» – региональных органов государственной власти, предприятий отрасли — потенциальных стейкхолдеров кластера, и научных и образовательных учреждений, генерирующих инновационные разработки. Выявлены факторы объединения мелких и средних производителей строительной продукции в инновационной территориальный кластер и реализации кластерных инициатив. Представлены ограничения по созданию инновационного территориального кластера в строительном комплексе, выявлены ключевые результаты реализации кластерной инициативы. Реализация разработанных рекомендаций позволит обеспечить кластерное развитие региональных территориально-отраслевых комплексов в современных условиях развития экономики.
The scientific article is devoted to the study of problems of increasing the efficiency of the innovative development of regional building complexes on the basis of the development and implementation of cluster initiatives. The article deals with the organizational and economic conditions of formation and development of regional industrial clusters. Such situations are formed in the interaction of participants result "triple helix" - regional public authorities, enterprises - potential cluster stakeholders, and research and educational institutions, generating innovations. Factors association of small and medium-sized manufacturers of construction products in innovative regional clusters and implementation of cluster initiatives. Presents limitations on the creation of innovative regional clusters in the construction industry, identified key results of the cluster initiative. The implementation of the developed recommendations will ensure the development of regional cluster territorial and sectoral systems in modern conditions of economic development.
cluster policy
territorial and sectoral cluster
region
economic potential
export potential
innovation
Cluster

Кластерная политика становится одним из наиболее популярных видов экономической политики. В большинстве стран мира кластерная политика имплементирована в инновационную политику страны, региона, отраслей.

В настоящее время, опираясь на зарубежный опыт и первые результаты реализации проектов по созданию территориально-отраслевых кластеров в России, органы государственной власти регионов Росси пытаются внедрить принципы кластеростроения в экономическое развитие различных отраслей, имеющих потенциал кластерообразования.

В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия Однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования инновационных кластеров в строительном комплексе, учитывающего территориальные, отраслевые особенности развития региона.

Целью исследования является повышение инновационного потенциала предприятий строительного комплекса на основе реализации кластерных инициатив. Исследование строилось с применением методов системного, статистического анализа, экспертных оценок.

Развитие кластера предполагает наличие так называемой тройной спирали — взаимодействие региональных органов государственной власти (P), науки (В) и бизнеса (S). На эффективность инновационного развития территориального кластера стройиндустрии влияет эффективности взаимодействия этих трех составляющих.

Территориальные отраслевые кластеры в своем инновационном развитии могут находиться в различных организационно-экономических ситуациях. Если составляющая имеет высокое развитие в регионе и активно содействует созданию кластера, то ей соответствует обозначение 1; если ее влияние на развитие кластера низкое, то обозначим этот показатель 0 (Рисунок).

Предпосылками объединения мелких и средних производителей строительной продукции в инновационной территориальный кластер и реализации кластерных инициатив являются следующие факторы:

  • повышение качества инновационной продукции;
  • модернизация производства и менеджмента;
  • необходимость повышения конкурентоспособности инновационной продукции на федеральном и внешнем рынках;
  • повышение рентабельности производства.

Модель участия «тройной спирали» в создании и развитии инновационных территориальных кластеров

Организационно-экономические ситуации развития инновационного территориального кластера стройиндустрии

Наименование организационно-экономической ситуации

Характеристика организационно-экономической ситуации

P1B1S1

Идеальная ситуация развития территориального отраслевого кластера. Характеризуется максимальным уровнем взаимодействия всех основных составляющих «тройной спирали». В кластере реализуются кооперационные проекты, осуществляется значительная государственная поддержка бизнеса. Ситуация характеризуется высоким уровнем доверия бизнеса к власти и высоким инновационным потенциалом отрасли.

P0B0S0

Негативная ситуация для развития кластера. Государственные органы власти, предприятия и научные и образовательные учреждения практически между собой не взаимодействуют, в результате чего у предприятий отсутствует доверие к власти, научные разработки вузов не коммерциализуются. В такой ситуации создание кластера невозможно.

P1B0S0

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, однако ситуация в регионе неблагоприятна для их создания, поскольку у бизнеса отсутствует доверие к власти и взаимодействие с образовательными и научными учреждениями в сфере коммерциализации научных разработок вузов.

Кластерная политика в регионе реализуется методом «top-down», но без значительных успехов, поскольку это неинтересно предприятиям. Примером реализации кластерной политики по такому направлению является создание стекольного кластера в г. Никольске Пензенской области.

P1B1S0

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров, высокой заинтересованностью бизнеса в создании и развитии кластера. Слабым звеном в этом случае является составляющая «наука», которая либо слабо развита в регионе по отраслевому направлению кластера, либо практически отсутствует взаимодействие предприятий с научными и образовательными учреждениями. Примеры такой организационно-экономической ситуации — приборостроительный и кондитерский кластеры Пензенской области.

P1B0S1

Ситуация характеризуется высоким интересом региональных органов государственной власти к созданию и развитию кластеров при полном отсутствии желания бизнеса участвовать в кластерных инициативах. Часто это происходит вследствие низкого уровня доверия бизнеса к власти. Несмотря на то что научная составляющая в отрасли также высоко развита, отсутствует заказ производственных предприятий на научные изобретения. Появляются попытки создания кластера методом «Top-down». Пример такой организационно-экономической ситуации — инновационный территориальный кластер г. Троицка.

P0B1S1

Предприятия активно взаимодействуют между собой и с научными и образовательными учреждениями в отношении разработки, внедрения и коммерциализации инноваций, реализации кооперационных проектов. Региональные органы государственной власти не заинтересованы в кластерном развитии региона, поэтому вся инициатива исходит от бизнеса. Ситуация характеризуется применением кластерной политики методом «bottom-up».

P0B0S1

В регионе существуют развитые научно-образовательные учреждения, генерирующие идеи и создающие разработки. Однако бизнес не заинтересован во внедрении этих разработок в производство или слабо развит. Региональные органы власти не реализуют кластерную политику и практически не реализуют инновационную.

P0B1S0

Ситуация характеризуется высоким уровнем и заинтересованностью бизнеса в инновационном и кластерном развитии. Однако региональные органы государственной власти и научные и образовательные организации не заинтересованы во взаимодействии в кластерном формате.

Ограничениями по созданию инновационного территориального кластера в строительном комплексе могут рассматриваться:

  • внутренняя конкуренция внутри организаций-участников;
  • отсутствие понимания у участников кластера необходимости модернизации производства и менеджмента для приведения бизнес-процессов в соответствие с требованиями рынка;
  • нежелание участников выступать под единым брендом и по единой маркетинговой стратегии.

Ключевыми результатами реализации кластерной инициативы могут являться:

  • консолидация мелких и средних производителей региона в единую структуру;
  • формирование единой политики по закупке сырья для производства, что приведет к снижению себестоимости без ущерба качеству конечного продукта;
  • внедрение единой маркетинговой стратегии для вывода инновационного продукта регионального производителя на федеральный и внешний рынки;
  • создание единой дистрибуционной структуры инновационной продукции кластера (включая логистику) для осуществления поставок продукции с консолидированной системой ценообразования;
  • внедрение общего бренда кластера, формирование единой товарной линейки под одним брендом для работы на федеральном и внешнем рынках с целью повышения рентабельности производства и повышения конкурентоспособности региональных производителей, увеличения объемов и ассортимента продукции.

Реализация кластерных инициатив с учетом существующих организационно-экономических ситуаций развития кластера позволит обеспечить инновационное развитие регионального строительного комплекса.

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза;

Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.