Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SPEECH ACTIVITY OF YOUNG CHILDREN AS A CONDITION OF THEIR DEVELOPMENT

Orlyanskaya R.R. 1
1 The State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow city teacher training university»
In this article the author has analysed different psycho-pedagogical studies of young children speech develoment. The author separates the notions "speech activity", "communicative-speech activity", "active speech" and defines "speech activity". Communicative-speech activity is represented as a human characteristic or an active state of a person, characterized by a tendency to different speech activity at the personal level of language abilities, depending on the knowledge of the language. Speech activity is a persistent characteristic of a child´s personality, appearing as an ability to receive and comprehend the speech of other people; different, independent, initiative usage of speech in communication practice; active tendency to master the language. "Active speech" is a part of "speech activity" and it is its necessary condition. The analysis of different studies and the results of an experimental work made it possible to separate criteria, rates and levels of speech activity of two-year-old children.
early age
speech activity
active speech
communicative-speech activity
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - речь. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни - не просто количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. М.И. Лисина рассматривает общение как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Важная характеристика общения - обоюдная активность.

Речевое общение осуществляется между двумя или несколькими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Особой формой активности является речевая активность. Термин «речевая активность» широко используется в научной литературе, но авторы по-разному рассматривают это понятие.

Одна группа исследователей (Л.И.Айдарова, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.) рассматривают речевую активность как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью.

При этом речевая деятельность определяется единством двух сторон - внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование и программирование, выступают те психические функции, которыми она реализуется: потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность, в частности.

Речевая деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности. По мнению С.Н.Цейтлин, И.П.Дайлидене, отличительной особенностью маленького ребенка является преобладание в его лексиконе звукоподражательнх слов (ономатопей), для которых характерна простота звукового облика и артикуляции, мотивированность звуковой формы. Дети постепенно переходят к нормативному употреблению слов, иногда параллельно употребляя ономатопеи и нормативные слова, постепенно отказываясь от ономатопей. Еще одной отличительной чертой лексикона маленького ребенка являются протослова (слова изобретенные детьми). Эти звукокомплексы приобретают смысл при постоянной поддержке и понимании окружающих ребенка взрослых.

Детская речь носит ассоциативно-ситуативный характер, то есть может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Слова ребенка могут иметь смысл целого предложения или высказывания, этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружающим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции. Дальнейшее развитие речи происходит быстрыми темпами, однако дети не всегда правильно справляются с грамматическими формами, заменяя одни слова другими, создавая свои слова (Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова).

Другая группа исследователей (Б.Г.Ананьев, А.А.Алхазишвили, М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина и др.), рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребенка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

В частности, А.А.Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определенной спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создает ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.

По мнению А.А.Леонтьева и Д.И.Изаренкова, речевая ситуация не просто влияет на формирование коммуникативного высказывания, но и побуждает к нему. Они полагают, что в процессе общения формирование высказываний происходит под влиянием факторов, являющихся внешними по отношению к речи: обстоятельства, в которых совершается коммуникация, и отношения между предметами и явлениями действительности. Совокупность этих отношений и составляет речевую ситуацию. Исследователи отмечают также компоненты речевой ситуации: внутреннее состояние говорящего (его потребности, мотивы), внутреннее состояние слушающего, предметы и явления, о которых идет речь, и материал языка.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.

Еще одна группа исследователей (Л.С.Выготский , А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребенка. Согласно их взглядам, развитие высших психических функций происходит в ходе усвоения или присвоения ребенком общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в процессе деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Такая деятельность ребенка формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. При этом важнейшим условием интеллектуального развития ребенка является овладение речью, поскольку именно в речевой форме перед ребенком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем мире. По мнению исследователей, язык и речь являются основой для развития мышления. Речь - это канал развития интеллекта (Н.И.Жинкин). Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Соответственно, с увеличением знаний ребенка увеличивается его речевая активность.

Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». В словаре «Педагогическое речеведение» под коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека или его деятельностное состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком.

Коммуникативно-речевая активность это и предмет, и основное условие обучения речи. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. Организация коллективного взаимодействия в группах, где происходит интенсивное общение, способствует повышению коммуникативно-речевой активности.

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от: особенностей характера человека; наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком, организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического обучения; характера общения сверстников.

«Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы, но это не совсем правильно. Мы придерживаемся взглядов Т.В.Ахутиной, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.А.Зимней и других на активную речь как на форму речевой деятельности, заключающуюся в осуществлении речевых высказываний в звуковой форме (говорение). В то время как речевая активность - это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого. Это устойчивое свойство личности, обеспечивающее инициативное речевое поведение. «Активная речь» входит в состав «речевой активности» и является необходимым условием последней.

В исследованиях, посвященных развитию речи детей раннего возраста, понятие «речевая активность» также широко используется (М.Т.Елагина, В.В.Ветрова, И.П.Дайлидене, Г.Л.Розенгарт-Пупко, М.И.Попова, Л.Н.Павлова и др.), вместе с тем авторы, не давая определения, рассматривают лишь отдельные ее составляющие: проявления первичных голосовых реакций, увеличение словарного запаса ребенка и пр.

Мы под «речевой активностью» понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.

Анализ исследований и результаты экспериментальной работы позволили нам выделить критерии, показатели и уровни речевой активности детей второго года жизни (таблица).

Критерии, показатели и уровни речевой активности детей

критерии

показатели

уровни

Понимание речи взрослых

Понимает словесные инструкции взрослого, быстро показывает все предметы, названные взрослым. Выполняет все действия с предметами и инструкции взрослого, не подсказанные жестом.

 

I уровень

Понимает и показывает только часть предметов (находящихся на постоянных местах), выполняет действия с предметами, словесные инструкции взрослого, подсказанные жестами.

 

II уровень

Понимает и выполняет только разученные ранее действия, подсказанные жестом и предметами в конкретной бытовой или игровой ситуации

 

 

III уровень

Собственно речевое развитие ребенка, включая коммуникативные умения и навыки

Самостоятельно употребляет в речи простые (ходовые) слова-названия, слова-действия, признаки предмета. По собственной инициативе произносит слова и короткие фразы с различной интонацией, воспроизводит слоговую структуру 2х-3х сложных слов. Самостоятельно составляет еще грамматически не оформленные предложения из 2х и более слов. Постоянно проявляет инициативу в общении. Обращается к взрослому по разным поводам, задает вопросы.

 

 

I уровень

Употребляет в основном звукоподражательные, облегченные слова. Повторяет слова за воспитателем. Произносит слова, с различным составом звуков и фразы по просьбе взрослого. Использует в речи различные интонации. Составляет 2х-3х словные предложения по подражанию или с помощью взрослого. Отвечает на вопросы воспитателя. Вступает в контакт с взрослыми, но самостоятельно инициативы не проявляет.

 

 

II уровень

Сам почти не говорит. Иногда повторяет слова за взрослым. Преобладают невербальные средства общения. Не воспроизводит слоговую структуру слов (ни по собственной инициативе, ни по просьбе взрослого). Использует в речи лепетные слова. «Речь» интонационно не окрашена.

 

 

III уровень

Познавательная активность и предметно-практические действия

Проявляет интерес к окружающему. Самостоятельно выполняет различные действия с предметами. В «игре» отображает часто наблюдаемые действия. Ориентируется в контрастных формах и величинах предметов. Оречевляет свои действия. Привлекает взрослых к совместным действиям.

 

I уровень

Интерес к окружающему проявляет эпизодически. Охотно начинает выполнять действия с предметами, но быстро теряет интерес. Однократно или эпизодически обращается к взрослому за помощью. В «игре» воспроизводит разученные ранее действия. Соотносит предметы по форме и величине. Оречевляет свои действия после стимулирования взрослого.

 

 

II уровень

Не проявляет интереса к окружающему, действиям с предметами, не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действий с ними. Не различает предметы по форме и величине. Игровые действия манипулятивны, играет молча.

 

III уровень

Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие речевой активности - это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.

Рецензенты:

Алисов Е.А., д.п.н., профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва;

Криворотова Э.В., д.п.н., профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва.