Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ESTABLISHMENT OF EFFECTIVE GOVERNANCE STRUCTURES OF THE PETROLEUM PRODUCT IN THE KRASNOYARSK TERRITORY

Feldman A.L. 1
1 Siberian Federal University
The system of petroleum products is a strategic national network domain along with electricity, water and gas supply. This article discusses the factors that had the greatest influence on the development of petroleum products in 1934-2001g. The article shows the formation of a regional system of petroleum product on Krasnoyarsk Territory, describes the causes of regional binding parts of the system. The dynamics of the formation of VIOE- vertically integrated oil-marketing enterprises in Eastern Siberia as an example of "Eastern Oil Company" (EOC). The assumption about the prospects of the control system based on a common regional petroleum products supply system is made, as well competing structures and elements including in its structure provide interaction, coordination of interests, cooperation and integration in order to achieve the objectives of the subjects - participants as efficiently as possible.
factors of development the territory
a system of vertical linkages
Krasnoyarsk region
petroleum products

Основная часть энергетических ресурсов России сосредоточена в азиатской части страны - в Сибири, на Дальнем Востоке, шельфе арктических и дальневосточных морей. В Восточной Сибири (в Иркутской области и в Красноярском крае, включая округа) созданы основы мощной сырьевой базы для формирования новых центров добычи нефти и газа, открыто большое число нефтяных и газовых месторождений, сформирована система нефтепродуктообеспечения (НПО).

Нефтепродуктообеспечение в нашем регионе системно развивалось с начала ХХ в. Товарищество братьев Нобель открыло свои конторы в Иркутске, Мариинске, Ачинске, Красноярске, т.е. осваивали в целом Восточно-Сибирский регион. Поступательное развитие было прервано революциями 1917 г. и гражданской войной. После ее завершения был создан Иркутскнефтепродукт. До 1934 г. территория Красноярского края входила в состав Восточно-Сибирского края, а объекты нефтебазового хозяйства входили в состав Восточно-Сибирского управления Иркутскнефтепродукта.

В декабре 1934 г. создано новое территориальное объединение - Красноярский край - и одновременно была организована Краевая контора «Нефтеторга», которая существует и по настоящее время под именем ОАО «Красноярскнефтепродукт». В середине 30-х годов ХХ в. в него входило 14 небольших, слабо механизированных нефтебаз. 30-е, 40-е, 50е, 70-е гг. ХХ в. - время развития промышленного производства в Красноярске, северных и южных районов Красноярского края. Способствовала этому единая система нефтепродуктообеспечения. С середины 70-х и до конца 80-х гг. ХХ в. можно говорить о пике ее развития.

Отрасль нефтепродуктообеспечения представляла собой сложную социально-экономическую и технико-технологическую систему [7, с. 14]. Ее входными элементами являлись добывающие и перерабатывающие предприятия, производящие нефтепродукты. Предприятия НПО объединяли несколько видов предприятий, поэтому они получили название ВИНК - вертикально-интегрированных предприятий, они объединяли нефтяные компании, ведомственные склады ГСМ и АЗС и т.п. С точки зрения управления предприятия НПО представляли совокупность взаимодействующих объектов, выполняющих функции обслуживания потребителей АЗС, обеспечения функционирования АЗС и нефтебаз (сети АЗС) и ведения обособленной хозяйственной деятельности [1, с. 516].

В Красноярском крае сложилась единая система нефтепродуктообеспечения, которую представляло государственное предприятие «Красноярскнефтепродукт», действующее в составе Госкомнефтепродукта РСФСР [7, с. 14]. Предприятия, подобные «Красноярскнефтепродукт», действовали во всех регионах России и являлись элементами единой системы нефтепродуктообеспечения. Она включала 52 территориальных управления, интегрировала деятельность 1223 нефтебаз, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных АЗС. Из общего количества нефтебаз 5,7% составляли перевалочные, 76,4%  - железнодорожные, 14,2% - водные и 3,9% - глубинные распределительные [10, с. 8-9].

В рамках сложившейся модели вырабатывались рациональные межрегиональные и внутрирегиональные транспортно-экономические связи, по видам нефтепродуктов, с возможностью эффективного использования различных видов транспорта: железнодорожного, трубопроводного, автомобильного, речного, морского; осуществлялось комбинирование вышеперечисленных видов транспорта с созданием соответствующих объектов нефтебазовского хозяйства. Также была разработана соответствующая система управления, которая при общем внешнем ограничении финансирования отрасли осуществляла широкомасштабное перераспределение ресурсов с целью стимулирования качественного роста.

Планы развития были утверждены на 10 лет, созданы специализированные строительные подразделения. Важнейшее значение имела сдача в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей Енисейской перевалочной водно-железнодорожной нефтебазы. Этот объект предназначался для выполнения госзаказа по Северному завозу для обеспечения развития Норильского промрайона [4].

Красноярский край c середины 70-х - конца 80-х гг. ХХ в. интенсивно развивался. Он был поделен на территориально-промышленные районы (комплексы), где в первую очередь осуществлялось строительство нефтебаз и АЗС: Арктический регион (сеть нефтебаз), Нижнее Приангарье (нефтепроводы, газопроводы, нефтебазы) Красноярского края, Хакасия и Тува (это должен был быть единый комплекс, строительство продуктопровода через юг края и Хакасию до Кызыла) [6]. Территория Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской области, Красноярского края (с входящей в его состав Хакасией) и Тувинская АССР рассматривались как единый Восточно-Сибирский экономический район [5, с.112].

К началу 90-х гг. XX в. обозначились и трудности, проблемы отрасли.

1. Физический износ основных фондов на нефтебазе составил более 45%, около половины основных активных фондов нефтебаз находились в эксплуатации свыше 30-40 лет [10, с. 28].

2. В то же время именно с конца 1980-х гг. материально-финансовые ресурсы, необходимые для обновления фондов и повышения технического уровня, выделялись в недостаточных объемах.

3. Выросла неустойчивость отрасли при широком воздействии внешних факторов. Передача нефтепродукта от производителя к потребителю решалась с большими потерями количества и качества. Возникали проблемы по своевременной доставке продукта каждому потребителю в необходимых объемах.

Несмотря на перечисленные трудности и проблемы, система нефтепродуктообеспечения региона продолжала поступательное развитие, хотя именно в этот период (1988-1991 гг.) она остро нуждалась в увеличении объема инвестиций для обновления основных фондов.

После 1992 г. часть сбытовых территориальных предприятий была передана в государственное предприятие «Роснефть». В этом предприятии вопросами нефтепродуктообеспечения занимался «Главнефтепродукт». В нем, помимо 19 сбытовых предприятий, оказался сосредоточен и весь научно-технический потенциал отрасли. Территориальные предприятия нефтепродуктообеспечения вне зависимости от принадлежности к другим нефтяным копаниям регулярно отчисляли 1,5% себестоимости продукции, работ, услуг, в централизованный внебюджетный фонд Главнефепродукта [10, С. 91].

Первоначально процесс дальнейшего реформирования осуществлялся как воспроизводство основных принципов системы нефтепродуктообеспечения, только в уменьшенных масштабах. Предприятия продолжали обеспечивать максимально эффективное удовлетворение существующие потребности региона в нефтепродуктах, что в плане управления обеспечивалось методами итеративного согласования постоянно растущих текущих потребностей в нефтепродуктах и практически достижимых объемов добычи нефти [11, с. 236]. Так территориальные предприятия нефтепродуктообеспечения передавались в управление вертикально-интегрированных нефтяных компаний, также сформированных по территориальному принципу.

Проиллюстрируем тезис на примере АО «Восточная нефтяная компания» (ВНК). 100% акционерного капитала принадлежало государству, а в период 1996-1997 гг. - 85%. Структура была вертикально-интегрированной от геологии и разработки нефтяного пласта до переработки и нефтепродуктообеспечения на территории республик Тыва, Алтай и Хакасия, Красноярского и Алтайского краев, Иркутской, Новосибирской. Омской, Томской и Кемеровской областей, включая фундаментальную академическую и научно-исследовательскую науку на этих территориях. Была создана научно-техническая ассоциация, осуществлялось стабильное финансирование программ НИОКР. В нее вошли проекты и работы, которые отвечали интересам всех подразделений компании и могли дать в короткий срок наибольший экономический эффект [3, с.120-129].

1. Проект безналичных расчетов за нефтепродукты в рамках единого центра компании с внедрением карточных технологий управления отпуском нефтепродуктов на АЗС. Широкое внедрение системы безналичных счетов позволило решать задачи в комплексе НПЗ→ нефтебаза→АЗС, в целом увеличить объем продаж нефтепродуктов и услуг на АЗС. Наличие полной информации позволило перевозчикам проводить страхование грузов в пути, отслеживание транспорта на АЗС [9]. Следовательно, на предприятиях АО ВНК и партнеров была одной из первых в стране реализована поставленная правительством РФ задача по внедрению автоматизированных технологий управления АЗС и безналичных расчетов за реализуемые нефтепродукты.

2. Проект реконструкции Енисейской водно-железнодорожной перевалочной нефтебазы.

Цель проекта: бесперебойное обеспечение нефтепродуктами предприятий Крайнего Севера, а также Арктического региона. Для увеличения накопления нефтепродуктов в межнавигационный период в 1995 г. было дополнительно введено 28 тыс. м3 резервной емкости для приема, хранения и отпуска светлых нефтепродуктов. Расстояние завоза нефтепродуктов навигацией по сравнению с г. Красноярском сокращалось на 350 км. Так через навигацию по реке Енисей у ВНК появилась возможность выхода на экспортные операции через Карское море. Следовательно, Енисейская нефтебаза стала своеобразными «северными воротами» компании (Северные ворота» АО Восточная нефтяная компания // Вести ВНК. Июнь. 1995. № 3).

3. Интеграция науки, научных разработок с производственным потенциалом Восточносибирских регионов. В процессе реализации программы машиностроительный комплекс получил значительный пакет заказов на нестандартное оборудование, инструменты, запчасти к насосно-компрессорному оборудованию и качалкам, вахтовые и передвижные домики, системы верхнего слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, запчасти ТРК. Начались выстраиваться производственные связи с территориями, стало формироваться нефтяное машиностроение. Получили заказы Академия Наук, академические и проектные институты (Совет директоров АО «ВНК» утвердил состав научно-технического совета АО «ВНК». Восточная нефтяная компания и сибирская наука - поиск взаимного интереса // Вести ВНК. Июнь. 1995. № 3).

4. Мероприятия по обмену опытом работы, зарубежные стажировки инженеров, специалистов компании (Италия, Франция, Германия). Результатом этих мероприятий в нефтепродуктообеспечении было создание систем учета нефтепродуктов при технологических операциях, при погрузке/разгрузке нефтеналивных судов, железнодорожных цистерн и автоцистерн на Красноярской и Енисейской нефтебазах [8].

С 1997 г. началась ускоренная приватизация нефтяных активов с передачей государственных пакетов частным инвесторам. С этого момента баланс территорий, отрасли нефтепродуктообеспечения и ВИНК стал разрушаться. Процесс разрушения единой системы нефтепродуктообеспечения резко ускорился. Региональные предприятия нефтепродуктообеспечения входили в состав уже частных ВИНК, логика их развития на 100% подчинялась корпоративным интересам. Для иллюстрации процесса приведем следующие данные.

Приватизация ВИНК началась в конце 1995 г. с целью пополнения дефицитного бюджета. Можно утверждать, что российская нефтяная приватизация по своим темпам, масштабам и результатам не имеет аналогий в истории мирового нефтяного бизнеса. Если к середине 1995 г. доля государства была меньше 50% только в «Лукойле» (45%), «Сургутнефтегазе» (40,1%), и «Татнефти» (46,6%), то к январю 1998 г. государство полностью лишилось своих активов в крупнейших ВИНК: «Юкос», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Сиданко», в «Лукойле» сократило свое участие вдвое (до 26,6%). При этом нужно учитывать, что с переходом «Ноябрьскнефтегаза» и Омского НПЗ в состав Сибнефти основной государственный актив - компания Роснефть - потеряла около половины своего потенциала добычи и переработки нефти (Государству нужно оставить себе немного нефти // Коммерсант. 2000. 6 июля. № 121).

На дальнейшее развитие системы НПО будут оказывать влияние следующие факторы: протяженность территории Красноярского края с севера на юг (действующие компании экспортно-ориентированы, направление Запад-Восток, развитие территории требует вектора Север-Юг), низкая плотность населения, неразвитость транспортных коммуникаций, сложные природно-климатические условия. Соответственно, основной задачей развития системы НПО является воссоздание на новых принципах системы НПО с участием как органов государственной власти, так и участников рынка.

По исследованиям ученых СО РАН, формирование новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сдерживает ряд негативных факторов. Наиболее существенными для развития нефтепродуктообеспечения Восточной Сибири являются отсутствие согласованной политики администраций регионов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, попытки проводить независимую политику освоения отдельных месторождений без учета межрегиональных и общероссийских интересов и отсутствие согласованной программы оптимального размещения трасс нефте- и газопроводов [2]. Чтобы компенсировать эти факторы, перспективы системы нефтепродуктообеспечения должны быть связаны с планами развития территории Красноярского края. Для развития Северного морского пути необходимо расширить в рамках северного завоза перевозку нефтепродуктов. Развитие Нижнего Приангарья и Ангаро-Енисейского кластера требует расширения строительства объектов НПО для снабжения построенных и строящихся предприятий энергетики, металлургии, лесопромышленного комплекса, горнодобывающих предприятий, транспортных магистралей. Развитие юга Красноярского края и соседних республик Хакасии и Тывы делает актуальной задачу реконструкции и строительства объектов НПО на этой территории. В частности, возможно пересмотреть вопрос строительства нефтепродуктопровода до Кызыла. Система НПО Красноярского края будет связана с деятельностью крупных нефтегазовых компаний, работающих на территории края, развитием системы сервисных услуг и постоянным совершенствованием.

На сегодняшний день на оптовом рынке нефтепродуктов Красноярского края работают ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» (дочерняя компания НК «Роснефть») и ООО «Газпромнефть-Кузбасс». А на розничном рынке действует большое количество компаний: ООО «Магнат-РД», ООО «Глостер» (25 ч), ООО «Фортуна-Плюс», «Стандарт», ЗАО «Сангилен-Плюс», ОАО «Красноярскнефтепродукт», а также «РН-Красноярскнефтепродукт» и «Газпромнефть-Кузбасс» и др. Складывающаяся ситуация на региональном рынке имеет положительные моменты, так как формируется конкурентная среда, способствующая минимизации цен и бесперебойному снабжению топливом и ГСМ, улучшению качества обслуживания в розничной торговле. Однако обрисованная выше ситуация способна серьезно видоизменить нынешнюю структуру отечественного нефтяного комплекса в сторону снижения мощи ВИНК, степени их структурированности, возможности действия на региональных рынках, что в условиях обостряющейся иностранной конкуренции, недопустимо и нанесет ущерб интересам России в целом. Таким образом, необходимо найти механизм согласования интересов региона, ВИНК и конечных потребителей продукции. Необходимость подобного согласования диктуется задачами технического перевооружения производства, совершенствования технологических процессов.

По отдельности ни ВИНК, ни структуры регионального уровня не смогут осуществить модернизацию производства и обеспечить развитие отрасли нефтепродуктообеспечения. Возникает объективная необходимость создания единой региональной системы нефтепродуктообеспечения, включающей в свой состав как конкурирующие структуры, так и элементы, обеспечивающие взаимодействие, согласование интересов, кооперацию и объединение с целью достижения целей субъектов-участников с максимально возможной эффективностью. Система должна носить открытый характер, обеспечивать возможность присоединения новых участников, желающих работать на региональном рынке, и включать в свой состав предприятия «большого» и малого» бизнеса.

Рецензенты:

Безбородов Ю.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Топливообеспечение ГСМ», заместитель директора по научной работе и развитию материальной базы научных исследований Института нефти газа ФГОАУ ВПО «Сибирский федеральный университет»,      г. Красноярск;

 Городищева А.Н., доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой рекламы и культурологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», г. Красноярск.