Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY OF VOLUNTEERING AS AN INSTRUMENT OF SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE WHO FIND THEMSELVES IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Karpova T.P. 1 Goverdovskaya I.N. 1 Petrik Yu.A. 1
1 International Market Institute
In the article the algorithm of use of technology of volunteering within the socialization of young people who find themselves in difficult life situations. Describes a study carried out in the context of the examination of adolescents to establish the effect of external and internal factors of development of the child in the conditions of social instability on the psychological characteristics that are associated with the risk of deviant behaviour. The effectiveness of the implementation of the technology volunteering in many respects depends on a degree of clarity views on the future work of the organizers and volunteers; the degree of efficiency of interaction between the volunteers and staff; quality of the proposed work and consideration of individual interests, needs and abilities volunteer; from the stage of completion of the process and encouraging volunteers.
correction of inadequate behaviour
social rehabilitation
reflection
deviant behavior
difficult life situation
socialization
volunteering

Независимо от характеристики ситуации — критической или напряженной — процесс проживания ее для человека становится стрессогенным, несмотря на продолжительность события и обстоятельства, воспринимаемые личностью как трудные, невыносимые и значительно осложняющие его жизнедеятельность. Человек испытывает стресс — нервно-психическое напряжение разной степени напряженности, в зависимости от того, как он воспринимает конкретную жизненную ситуацию и обстоятельства своей жизни. Для совладения со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), опирающиеся на личностный опыт. Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных копинг-ответов на стресс выделил три группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания. Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения, направленная на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Наиболее эффективно использование всех трех поведенческих стратегий в зависимости от ситуации.

Наше исследование было выполнено в контексте обследования подростков для установления влияния внешних и внутренних факторов развития ребенка в условиях социальной нестабильности на психологические особенности, связанные с риском отклоняющегося поведения. Мы рассматривали подростков с делинквентным поведением. Этот тип поведения выделяется по своей асоциальной направленности, стойкости и стереотипности действий. Для этого, и в сравнении, с группой ребят девиантного поведения были проведены исследования еще и в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. За год через центр проходит около 150 подростков.

В организационном моменте работы с группой безнадзорных была использована игровая методика «Кляксы», позволяющая раскрепостить ребенка, выявить его эмоциональное состояние на данный момент и выстроить интервью. Были обследованы: 37 человек несовершеннолетних, из них только 6 девушек (выявлены миграционной службой). Результаты выборки цветовых предпочтений несовершеннолетних распределились следующим образом. Энергичные по темпераменту дети основным цветом выбирали синий (11 чел.), тем самым показывая свое стремление подумать, о том, что произошло с ними. Желтый (4 чел.) цвет выбрали те ребята, которые по своему характеру общительны, но попав в условия центра, испытывают некоторые беспокойство. Красный (12 чел.) цвет, с оттенками коричневого демонстрирует выборку людей, которые часто не представляют себе куда им стремиться. Сами они не могут определиться с целью. Зеленый (10 чел.) символизирует у респондентов, недостаток чувства самоутверждения, целостности своего «Я».

У подростков, направленных на реабилитацию в ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям», результаты следующие. Выборка цветовых предпочтений несовершеннолетних подростков реабилитационного отделения – синий – 3 чел., желтый – 6 чел., красный – 15 чел., зеленый – 12 чел.

Первичное обследование показало, что в двух группах испытуемые не представляют свое стремление к цели, и только находясь в условиях, непривычных для подростков, начинают задумываться, что их поведение может привести к неприятной и некомфортной ситуации. Это подтверждают и данные визуального наблюдения за молодежью. Несовершеннолетние из 1-й группы более напряжены, иногда и испуганы. Во 2-й группе, где нет жестких ограничений поведения, несовершеннолетние более агрессивны по отношению к взрослым. Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают специфическими качествами: они склонны к асоциальным формам поведения, в том числе к агрессии и употреблению психоактивных веществ, имеют низкое самопринятие и принятие других, нуждаются во внешнем контроле, стремятся к независимости, преодолению норм и правил, для них характерен эмоциональный дискомфорт. Многие агрессивные и расторможенные дети при изготовлении «картин» из клякс сначала употребляли коричневые, серые и блекло-грязные оттенки основных цветов красок. Впоследствии, используя эту методику как игротехнологию, ребята начинают задумываться над своими действиями. Документальный анализ личных дел респондентов, реабилитационных карт и проведение опросной методики «Решение трудных ситуаций» выявил следующее.

Рис. 1. Характеристики поведения несовершеннолетних.

Следует понимать, что дезадаптация становится замаскированной. Перемещается среда общения подростков с улицы в Интернет и мобильный, поэтому девиация может быть еще и скрытой. Эти признаки менее наглядны по сравнению с девиантным поведением, их гораздо труднее обнаружить. Снижается способность к самостоятельному восстановлению и развитию системы отношений: возникающие напряжение и конфликты в одной из зон постепенно распространяются на другие связи, отношения и со временем могут охватить всю систему целиком. Так продолжается до того момента, пока не станут доступными новые способы построения отношений или пока не произойдет разрушение системы. Данная ситуация переживается подростком тоже как кризис.

В рамках исследования было изучено распределение испытуемых по образовательному цензу семьи и сведено в таблицу следующего вида (табл. 1).

Таблица 1

Распределение испытуемых по образовательному цензу семьи

Группа

Образование матери

 

сведений нет

не знает

неполное высшее

среднее

среднее специальное

незаконченнное высшее

высшее

ЦВСНП

64,3%

55,6%

38,9%

41,5%

46,5%

25,%

16,4%

РЦ

21,4%

44,4%

59,3%

39,6%

25,4%

14,8%

25,0%

Образование отца

 

сведений нет

не знает

неполное высшее

среднее

среднее специальное

незаконченнное высшее

высшее

ЦВСНП

56,7%

44,4%

33,3%

37,8%

33,3%

0%

11,0%

РЦ

55,6%

66,7%

66,7%

28,9%

20,85

0%

29,4%

Образование родителей значимо влияет на психологический профиль подростка. В ходе интервью выяснилось, что у многих несовершеннолетних отсутствует мотивация на учебу, нет желания посещать образовательное учреждение. Несовершеннолетние, находящиеся в центре временного содержания, плохо читают, интерес у них вызывают визуальные картинки (телевизор, Интернет). Не имея знаний предметного характера, подростки не всегда могут просчитать экстремальную ситуацию. Таким образом, в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности: высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом; низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям. Девиантные подростки часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности, как тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни). Действие молодого человека всегда направлено на наибольшее проявление его самости, возможное в психологической среде, характеризующей ситуацию, в которой он находится в данный момент. Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают специфическими качествами: они склонны к асоциальным формам поведения, в том числе к агрессии и употреблению психоактивных веществ (многие начали курить в 7 лет), имеют низкое самопринятие и принятие других, нуждаются во внешнем контроле, стремятся к независимости, преодолению норм и правил, для них характерен эмоциональный дискомфорт.

Установлено, что социально-психологические качества подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависят от характера данной ситуации. Трудная жизненная ситуация переживается человеком по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности. А с другой стороны, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с трудной жизненной ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, к себе, к ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из трудной жизненной ситуации [3].

Более выраженные проблемы в адаптации и развитии негативных качеств имеют подростки, испытавшие семейное насилие, и подростки, чьи родители не исполняют родительские обязанности. В сравнении с подростками, оказавшимися в реабилитационном центре из-за трудного материального положения семьи, проблем детско-родительских отношений, школьной дезадаптации, они имеют более низкую адаптивность, большую агрессивность.

Включение личности в обширное поле добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям мировоззренческих позиций, изменению коммуникативного сознания, что приводит к таким личностным новообразованиям, как социальная и интеллектуальная активность, социальная компетентность и умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях, отмечают многие авторы. Парадокс добровольческой деятельности состоит в том, что, внося изменения в социальное окружение, человек изменяется сам. Раскрывая психологическую сущность волонтерской деятельности, необходимо рассмотреть функции, которые она выполняет. Е.С. Азарова выделяет два уровня функций добровольческой деятельности: общий и личностный [1]. На общем уровне добровольческая деятельность выполняет интегративную, стабилизирующую, стимулирующую, нормообразующую функции; на личностном уровне – познавательную, самопознания, социализации, самоутверждения. Анализ современных исследований по рассматриваемой проблеме позволяет выделить ряд личностных характеристик добровольцев: предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний локус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с людьми, личностную зрелость, стрессоустойчивость, высокий уровень социально-психологической и аутопсихологической компетентности (Е.П. Ильин, Ю.Н. Качалова, Н.П. Куникина, А.Н. Перцовский, Н.В. Черепанова).

Как способ социализации, добровольчество следует практиковать как технологию работы индивидуально и с группой, используя принципы систематичности, целенаправленности и длительности. В рамках проведения нашего исследовании были разработаны такие методические рекомендации, как технология социализации молодежи в трудной жизненной ситуации. Для организации волонтерской группы среди молодых людей были изучены их представления об актуальных, с их точки зрения, социальных проблемах, и их решение поставлено в центр добровольческой деятельности. Потребность общения и признания значимости в группе, которая является одной из актуальных потребностей молодежи, делает групповую форму работы волонтера самой приемлемой и эффективной. Предлагаемая добровольцу работа должна быть: результативной (то есть иметь видимый результат, не отсроченный во времени); четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека); «живой» (не носить характер рутинной, «бумажной» работы, часто несообразной возрастным особенностям молодежной группы). Добровольчество должно стать гармоничным дополнением к основной занятости, а не навязанной извне обузой.

Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от степени завершенности процесса и поощрения добровольцев.

Тренерская группа набирается с учетом профессиональных возможностей молодого человека: это могут быть студенты старших курсов, выпускники вузов по специальности «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Педагогика и психология». Их обучение следует организовать на профессиональной практической базе, где можно получить теоретические знания и практически их апробировать, под руководством специалистов. Возрастные требования к тренерской группе определяются с учетом восприятия подростком информационного поля. Общее руководство тренерской группой осуществляет специалист молодежного Центра, имеющий подготовку по программе добровольчества. Способы набора участников добровольческих групп: по направлению социального педагога школы, Центра «Семья», психолога, инспектора по работе с несовершеннолетними; по заявлению родителей (в письменном виде); по рекомендации самих детей.

Организация и развитие молодежного добровольческого движения возможны только на основе и при учете объективной информации об интересах, потребностях и мотивациях добровольцев. Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом: потребность в признании, потребность в достижении, потребность в разнообразии, потребность в общении, потребность в развлечении. Для удовлетворения тех или иных потребностей необходимо более длительное участие в добровольческой деятельности. Технологию создания группы можно разделить на несколько этапов: предварительный – изучение теоретической базы о добровольческой деятельности, подбор литературы, мониторинг практического опыта работы молодежных групп, набор ребят в группу, определение целей, содержания и направления добровольческой деятельности. Основной - включение подростков и молодежи в практическую деятельность. Деятельность должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию – направленность на решение проблем, понятных добровольцу. На этом этапе следует учесть, что добровольчество должно стать гармоничным дополнением к основной занятости подростка, а не быть навязанным извне. Кроме того, на этом этапе предлагаемая деятельность и ее социальная направленность становится, по своим ведущим характеристикам, очень близкой к социальному проектированию.

Заключительный этап (хотя в данной деятельности иногда и не бывает его). На данном этапе правильнее говорить о результатах своего участия. У каждого своя «Формула успеха»: интеграция ребенка с особыми нуждами в среде сверстников, социализация девиантных форм поведения у подростка, поступление в учебное заведение для дальнейшего обучения, снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних, позитивное отношение к себе, гармонизация родительско-детских отношений.

Работа с добровольцами выстраивается целенаправленно - в зависимости от цели и задач, которые следует решать. С учетом возрастных и психологических особенностей личности - педагогу следует иметь данные о здоровье добровольца. Если группа организуется на базе Центра, то желательно провести психодиагностическое обследование (данные могут быть получены из беседы с подростками или их родителями). С учетом мотивации - подросток или молодой человек должен реально представлять свою цель и знать результат (лучший вариант – если подростка приглашают в группу его сверстники). Методика создания условий для реализации различных проектов и возможности каждого добровольца чувствовать себя комфортно - это правильное выстраивание работы с ребенком, постепенно расширяя круг его возможностей, доброжелательность, без принуждения, возможность изменять эти условия самостоятельно (иногда просто передвигая мебель в волонтерской комнате), возможность участия в «чайных церемониях» как рефлексия выполненных действий. Принцип поэтапного включения в деятельность предполагает, что изначально создается интерес к действию, руководителю действия, планируются совместные планы на длительный и короткий срок, формируется команда. Здесь возможно применение следующих методов: словесные методики, кинотерапия (ролики о добровольчестве, мультфильмы, кино), игротехнологии (игры на командообразование [4], на развитие внимания, памяти), арт-терапия (рисование, лепка), библиотерапия. Далее предполагается проведение занятий с детьми по заранее построенному плану (перспективный, календарный), выполнение практических действий (как результат проектирования действий подростка) и, пожалуй, самое основное - поведение личности, группы (сплоченность группы, совместимость, умение ставить цели и выполнять их).

Следует понимать, что поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Работа с подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обязательно проводится и со всей семьей. Рассматривая воспитательную роль семейного союза в Российской Федерации, следует учитывать и общемировые тенденции трансформации института семьи. Наблюдается процесс разрыва вертикальных социальных связей в семье – разъединение старших, средних и младших поколений, что в свою очередь приводит к устранению традиционной трепоколенной расширенной семьи. Получает распространение двухпоколенная семья, состоящая из родителей и детей [2].

Алгоритм выстраивается следующий: поступление информации о семье, находящейся в социально опасном положении: заявление гражданина (его законного представителя) или направление (ходатайство) должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; исследование семейной ситуации (в течение месяца); составление индивидуальной программы социальной реабилитации семьи; оказание семье социально-бытовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оказание семье социально-медицинских услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оказание семье социально-экономических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оказание семье социально-правовых услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оказание семье социально-педагогических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оказание семье социально-психологических услуг в течение всего срока предоставления услуги (по мере необходимости); оценка эффективности оказанных социальных услуг семье (по результатам реализации индивидуальной программы социальной реабилитации).

Сегодня, когда в социальной работе с различными группами населения, в том числе детьми, идет активный поиск новых социальных технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов социализации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, данная технология может быть использована через предлагаемый алгоритм действий, направленных не только на молодого человека, но и на семью, в которой он проживает.

Рецензенты:

Стуколова Л.З., д.п.н., профессор, кафедра социального управления и организации работы с молодежью, ЧОУ ВО «Международный институт рынка», г. Самара;

Водоватова Т.Е., д.филос.н., профессор, кафедра германских языков, ЧОУ ВО «Международный институт рынка», г. Самара.