Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PEDAGOGICAL WORK WITH FAMILY OF CHILD WITH INDIVIDUAL POSSIBLE TO ASSIMILATE THE BASIC EDUCATIONAL PRESCHOOL PROGRAMS

Oleksyuk Z.Ya. 1 Likhacheva E.N. 2
1 Karaganda State University named after E.Buketov
2 Karaganda University "Bolashak"
The family of the child is of great importance in shaping the personality of the child Having a child with difficulties in the assimilation of the program material, in most cases, changes the whole family structure affects the psychological climate of the family, but the social and educational role of the family is still one of the most important. Work with the childs family caregiver indicated category has its own characteristics. Optimization of pedagogical work of the teacher of preschool educational institution with parents of children in this category involves organizational sequence. The main stages of pedagogical work with a family caregiver of a child with the individual capabilities of mastering the basic educational program of preschool education are: the creation of a trusting relationship with the child´s parents and the formation of readiness (theoretical, emotional and practical) parents to interact with the child.
especially work readiness
caregiver
family
child who is experiencing difficulties in the assimilation of the program material

На огромное значение семьи в воспитании ребенка указывали многие ученые. Под руководством родителей дети овладевают начальными представлениями об окружающем мире, усваивают эталоны поведения в обществе, учатся строить свои межперсональные взаимоотношения и др. [1].

В дошкольный период жизни ребенка влияние семьи намного превышает другие воспитательные воздействия, так как усвоение моральных норм, правил поведения и общения происходит под влиянием образцов поведения. Образцами данных правил и норм служат взрослые, непосредственно окружающие его, - члены  семьи.

Как показывает практика, в случае наличия в семье  проблемного ребенка, роль семьи остается по-прежнему одной из важнейших.

Важнейшим фактором в процессе воспитания такого ребенка является понимание его состояния, прежде всего, родителями. В данном случае воспитательная функция семьи заключает в себе как личностное, так и умственное развитие ребенка. Семья помогает ему адаптироваться в обществе с учетом его индивидуальных возможностей, установить взаимоотношения на положительной основе со сверстниками и окружающими взрослыми. Говоря о развитии познавательных интересов ребенка представляемой категории, нельзя не брать во внимание окружение, в котором он находится (условия семейных взаимоотношений), т.к. его познавательная потребность развивается в результате подражания взрослым. Родители, их собственная активность - важнейший фактор в развитии у ребенка потребности в умственной деятельности. Одновременно совместное с родителями взаимодействие способствует укреплению чувства безопасности у ребенка, включению в образовательно-воспитательный процесс на положительной эмоциональной основе, т.к. комфортная семейная обстановка позволяет чувствовать себя значимым, не ощущать свою неадекватность. В последующем данное взаимодействие с родителями способствует увеличению доли самостоятельности самого ребенка. Итак, семья  является первичной социальной микросредой. От того, как строится в ней общение с ребенком, какое внимание уделяется его умственному, физическому, трудовому и эмоционально-личностному развитию, зависят и процессы развития его психики. Другими словами, процесс развития ребенка зависит от выполнения родителями своей главной функциональной обязанности - воспитательной. Функционально состоятельная семья способствует преодолению проблем через направленную активацию его возможностей, его социализацию, а также коррекцию его интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферы. И, наоборот, снижение воспитательной роли семьи: занятость родителей на работе, особенно матерей, раздробленность семей, социально-психологическое неблагополучие микросферы, приводящие к безнадзорности многих детей, - усугубляет их положение. У родителей при этом (вторично) атрофируется ответственное отношение к детям, нарастает дефицит внимания, появляется отчуждение, которое они стремятся компенсировать материальным достатком.

Появление ребенка с проблемой усвоения программного материала дошкольного образовательного учреждения в большинстве случаев изменяет весь семейный уклад, влияет на психологический климат семьи. Это всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Часто все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении длительного времени этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникает искаженное поведение родителей (как правило, неосознаваемое последними), которое приводит к следующим фактам.

1. Нарушаются внутрисемейные отношения. Учащаются конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. На фоне хронической стрессовой ситуации у матери возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, часто развивается невротическое состояние. Нарушаются отношения между родителями и другими здоровыми детьми. Часто мать возлагает на себя полную ответственность за нарушение в развитии ребенка или переносит вину на других членов семьи, стараясь ослабить собственное чувство вины. В этой ситуации, как правило, внимание родителей акцентируется не на положительных сторонах процесса развития ребенка, а, наоборот, на его трудностях, проблемах. Гиперболическое снижение веры родителей в потенциальное нормативное развитие ребенка дополнительно способствует торможению его обучения, воспитания и развития. Акцент же родителей на проблемах ребенка снижает его активность, способствует формированию у последнего ряда «комплексов поведения».

2. Нарушается взаимодействие семьи с социумом. Семья такого ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками. Замыкаясь, семья часто неадекватно реагирует на рекомендации специалистов, вступает в конфронтацию с образовательными учреждениями, при этом наблюдается отрицание диагнозов, отвержение педагогических рекомендаций, игнорирование назначений специалистов. Следствием этой ситуации является лишение ребенка одного из условий его развития - общения со сверстниками. У такого ребенка, как правило, не формируется чувство симпатии к другим детям, а следовательно, снижается потребность в самом общении. В результате этого он лишается ситуаций, в которых  смог бы сталкиваться с необходимостью применять усвоенные формы поведения по отношению к окружающим людям, приспособить эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям, требующих согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Часто нахождение ребенка в такой ситуации приводит к формированию у него эгоистических черт личности.

3. У членов семьи складываются неверные представления о ребенке, о возможностях его обучения и воспитания. Семья не всегда понимает своеобразие его личности, неадекватно оценивает  возможности, завышая или занижая их. Часто родители, стараясь ослабить чувство вины, чрезмерно опекают, ограничивают контакты со здоровыми детьми. Как следствие, возникают вопросы о целесообразности обучения и воспитания  в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями в развитии, либо в массовые образовательные учреждения. Решением данного вопроса чаще оказывается отказ родителей от специализированного учреждения, а следовательно, и специальной  целенаправленной педагогической помощи, абсолютно необходимой ему. Причиной этому является ложный стыд, либо ложный страх перед диагнозом. При воспитании же такого ребенка только в условиях семьи, отказ от рекомендаций специалистов не всегда может гарантировать его полноценное и уравновешенное развитие, своевременное выявление неблагополучных тенденций. Одновременно при этом отмечается субъективность наблюдения и контроля над его актуальным состоянием и динамикой развития.

В целом, неверное сосредоточение интересов семьи на ребенке приводит к своеобразию развития его личности, которое характеризуется высокой степенью зависимости от членов семьи, отсутствием или слабостью навыков внешних социальных воздействий, элементами замкнутого поведения в семье, развитием страхов, боязнью активных действий, либо, наоборот, формированием эгоистических черт характера. Все это в дальнейшем приводит к неадекватным реакциям: немотивированным отказам, негативизму, истерическим реакциям, преувеличению своих недостатков, уходу в сверхценные увлечения (рисование, компьютерные игры) и т.д. Развиваясь в процессе взросления, эти особенности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем изначальная проблема, так как идет формирование личности дефицитарной, недостаточной в социальном аспекте [1].

Следует заметить, что степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношений к проблемам ребенка и их предполагаемым последствиям. Поэтому педагогический процесс дошкольного учреждения не должен ограничиваться на ребенке, а распространяться и на его семью [2].

Все это свидетельствует о том, что совместная работа воспитателя с семьей такого ребенка является неотъемлемой частью успешного педагогического процесса, осуществляемого не только в детских дошкольных учреждениях, но и в условиях семейного воспитания [3]. Эффективность обучения и воспитания ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, зависит от совместных, целенаправленных усилий воспитателя, родителей и ребенка, где во всех случаях будет необходима квалифицированная помощь воспитателя.

Работа воспитателя с родителями в условиях массовых дошкольных учреждений призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок семейного воспитания, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения и др. Принципами консультативной работы с родителями детей, имеющих различные отклонения в развитии, являются: соблюдение интересов семьи; щадящая форма сообщения результатов психолого-педагогической диагностики ребенка, беседа в доступной для родителей форме, с учетом уровня их педагогической активности, указание не только на негативные, но и на положительные аспекты в развитии ребенка и др.[4]. 

Работа воспитателя с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, требует последовательного прохождения следующих этапов:

-         создание доверительных отношений с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы;

-         формирование готовности (теоретической, эмоциональной и практической) родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

Такое поэтапное деление обеспечивает постепенное, а главное, осознанное вхождение семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Первый этап. Создание доверительных отношений с родителями детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

Первой обязательной предпосылкой успешного результата взаимодействия воспитателя с родителями ребенка, испытывающего трудности при усвоении дошкольной образовательной программы является умение воспитателя создать доверительные, откровенные отношения с ними. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение, признание того беспокойства, которое испытывает семья ребенка. Чрезвычайно способствует установлению контакта умение воспитателя показать свое отношение к родителям, как искренне заинтересованным в устранении имеющихся трудностей ребенка, как глубоко знающим и понимающим его. Такое отношение несовместимо с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетенции. Следует учесть, что любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы. В процессе беседы воспитатель не должен ограничиваться только анализом проблемы. Важнейшей задачей воспитателя является снятие чувства тревоги у родителей ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Воспитатель должен чутко улавливать наличие у родителей чувства угнетенности, вины, тревоги, безнадежности, и дать возможность выражать, обговаривать эти чувства. Одновременно с этим, эффективным способом справиться с чувством вины родителей является путь разбора трудностей. При этом нужно иметь в виду возможность наличия скрываемого чувства вины у родителей данной категории детей. Опыт показывает, что положительная оценка воспитателем тех или иных конкретных воспитательных действий или установок родителей (разумеется, действительно педагогически оправданных), в этом случае может существенно повысить их уверенность в своих силах. На этом этапе работы воспитатель вместе со снятием у родителей отрицательных эмоций и детального рассмотрения проблемы должен стремиться акцентировать их внимание на положительных моментах, связанных с обучением, воспитанием и личностными характеристиками ребенка, а также стимулировать родителей на активный поиск возможных путей решения проблемы. В то же время на этом этапе необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач работы с ребенком, т.к. у многих родителей наблюдается недооценка объема и сложности процесса обучения и воспитания, прежде всего по времени, установка на получение готового «рецепта» и т.д. Одновременно воспитатель в динамике беседы должен сформировать установку на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка, а также путей работы с ним.

Следует учесть, что при взаимодействии воспитателя с родителями на этом этапе часто бывает недостаточно одной беседы для того, чтобы установить доверительные отношения с ними. Для этого потребуется несколько встреч. Желательно проводить беседу одновременно с обоими родителями, т.к. это поможет получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка, и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за процесс обучения и воспитания ребенка.

Основными формами работы воспитателя с родителями на этом этапе являются индивидуальные беседы.

Второй этап. Готовность родителей к взаимодействию с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

Известно, что эффективность любой деятельности определяется в первую очередь психологической готовностью к этой деятельности. Понятие «готовность к действию» в психологическом словаре трактуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [5]. Таким образом, готовность - это первичное, фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Основываясь на понимании сущности «готовности», а также «готовности к педагогической деятельности», мы пришли к выводу, что готовность родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, представляет совокупность трех компонентов: теоретического, эмоционального и практического.

Теоретический компонент - это знание родителями особенностей развития детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, ориентация их в типологии данной категории детей, в специфике их потребностей, мотивов, интересов; понимание целостности функционального развития отдельных сторон психической организации ребенка: познавательной, эмоционально-волевой.

Эмоциональный компонент предполагает формирование адекватной позиции по отношению к ребенку, а также уважение его индивидуальности, одобрение его интересов и склонностей, внимательное отношение к ребенку, вера в его положительные возможности. Здесь очень важно утвердить родителей в понимании того, что ребенок, испытывающий трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, имеет те же потребности, что и все дети его возраста.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе, необходимо не только доказательно обосновать необходимость такого сотрудничества, но и представить (спрогнозировать) результаты работы. Одновременно на данном этапе следует уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач педагогической помощи ребенку. Необходимо предупредить родителей о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения педагогической работы.

Практический компонент предполагает организацию совместной деятельности детей с родителями. Задача воспитателя на этом этапе заключается в проведении установочного занятия с родителями, целью которого являются организационные вопросы по проведению домашних занятий с детьми, а также систематический контроль за промежуточными результатами выполняемых домашних заданий.

На этапе формирования готовности родителей к взаимодействию с ребенком, испытывающим трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, в качестве основной формы взаимодействия мы предлагаем индивидуальную форму. Но наряду с индивидуальными формами работы воспитателя с родителями весьма желательной является групповая работа. По результатам нашего наблюдения, включение (объединение) родителей в группы улучшает детско-родительские отношения, расширяет межличностные контакты семьи ребенка с обществом.

На любом этапе работы воспитатель должен стремиться освободить родителей от тяжелых чувств, связанных с проблемами ребенка, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активному поиску возможных ее решений.

Рецензенты:

Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда;

Шкутина Л.А., д.п.н., профессор Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова, г. Караганда.