Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SOCIO-CULTURAL COMPETENCE AND HUMANISTIC POSITION OF STUDENTS AS SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Chopikashvili Z.M. 1 Revazova S.M. 1
1 North Ossetian State Medical Academy
В наше время очевидным является тот факт, что эффективность работы педагога зависит от его владения идеями модернизации современного образования. Обновление заставляет переосмыслять цели и результаты обучения, технологии и методы, стандарты и учебные планы. Новый подход к образованию в высшей школе – это компетентностно-деятельностный подход. Главная особенность этого подхода – ориентация на результат обучения, который соответствует современным образовательным стандартам. Одной из компетенций, выделяемых при компетентностно-деятельностном подходе, является социокультурная компетенция. Задачей преподавателя является формирование данной компетенции, создание мотивации к овладению профессией, исходя из индивидуальных особенностей. Предлагается профессиональная подготовка будущих учителей на основе социально-гуманистической позиции человека, проявляющейся в его активном отношении к миру и самому себе как творцу, как к субъекту.
Nowadays it is obvious that the efficiency of the teacher depends on his possession of modernization ideas of modern education. Update forces you to rethink the goals and learning outcomes, technologies and methods, standards and curricula. A new approach to education in high school is a competence-solving approach. The main feature of this approach is the focus on learning outcomes that meet modern educational standards. One of the competences allocated when a competence-active approach is socio-cultural competence. The task of the teacher is the formation of this competence, creating motivation for learning the profession, on the basis of individual characteristics. Тhe problem of humanistic formations, a recognition of self-value of the person is considered. Vocational training of the future teachers on the basis of the socially-humanistic position of the person shown in its active attitude to the world and as the creator, as to the subject is offered.
a humanistic paradigm of formation.
a humanistic orientation
the subject-subject of the attitude
self-development
self-change
humanistics
socio-cultural competence

Реформирование содержания высшего образования подразумевает, прежде всего, необходимость осознания общекультурных и общефилософских процессов развития цивилизации, определяющих условия формирования нового гуманитарного мышления, обладающего всеобщностью и включающего в себя ответственность, понимание самоценности собственной и иной жизни, духовность, нравственность.

В таком контексте обеспечение высокого качества педагогического образования приобретает особое значение, поскольку главной целью и смыслом профессиональной деятельности выпускников является не научение, а воспитание личности, владеющей знаниями, стремящейся к познанию, сохранению и передаче культурных ценностей будущим поколениям россиян.

Педагогика гуманизма рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации - все это определяет общий подход к практике гуманистического обучения.

Признание развития ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности предполагает и соответствующую стратегию деятельности учителя, создающего условия для реализации творческих сил ученика в системе взаимодействия с другими учащимися и в конечном итоге для воспитания «человека гуманного».  

Для саморазвития человека важно: опыт индивида, самость, конгруэнтность, тенденция к росту и самоактуализации, причем, источник и движущие силы развития находятся в самом человеке. К. Роджерсом выделены условия, необходимые для личностного роста: наполненность содержания общения жизненными проблемами обучающихся; реальность личности учителя, т.е. конгруэнтность; позитивное отношение учителя к ученику, принятие; возможность выбора и альтернативного решения проблемы обучающимся; в то же время создание учителям психологического климата, способствующего тенденции самоактуализации учащихся.

Центр внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуаций.   

В.В. Сериков, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская и др. обосновали концепцию гуманистического воспитания и парадигму личностно-развивающего обучения, основу которых составляют переосмысление ценностных оснований образования. Основными ценностями гуманистического образования выступают: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.

В концепции гуманистической позиции Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, к педагогической культуре, к детям, школе, к индивидуальности, творческому потенциалу студента. Теоретическим основанием для формирования социокультурных компетенций и гуманистической позиции будущего учителя выступает теория личности.

Сущность личности, согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, проявляется в ее способности занимать определенную позицию. 

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Люди не свободны в выборе объективных условий своей жизни, а свободны в выборе средств для достижения поставленных целей, которые зависят от ценностных ориентаций данной личности. По мнению А.В. Кирьяковой, восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная позиция личности. Согласно концепции А.В. Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широкую сферу социального контекста жизнедеятельности.

Задача педагогов - создание условий для становления позитивных для данной личности и общества ценностей, т.е. гуманистических ценностей. Позицию каждой конкретной личности определяют ее ценностные ориентации.

Гуманистические ценности учителя реализуются в «субъект-субъектных» отношениях в педагогической деятельности, развивая у учеников потребность быть человечными, справедливыми, ответственными. В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании передается состояние, что способствует проявлению «состояния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех»».

Сущность личности составляет совокупность ее отношений. В основании отношений между людьми лежит потребность в общении и в деятельности, но не сама по себе потребность, а потребность в соотнесении с эмоциями, интересами, убеждениями, оценками.

Гуманистическое личностно ориентированное образование представлено в концепции Е.В. Бондаревской как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.

Позиция педагога в основном трактуется как установка в структуре готовности выпускника педвуза; ингегративная личностно-профессиональная характеристика педагога; компонент педагогической культуры; индикатор культуры педагогической деятельности.

Если рассматривать педагогическую позицию как личностно-профессиональную интегративную характеристику, определяющую целостную систему отношений педагога к себе, другим людям, к педагогической деятельности, можно выделить ее составляющие, среди которых направленность, ценностные ориентации и профессиональные установки педагога [4].

Ценности профессиональной деятельности проявляются в том, есть ли у студентов профессиональный план, как они распределяют свое время на освоение общих и  профессиональных основных и дополнительных образовательных программ и каким является понимание ими ценности различных стратегий подготовки к профессиональной деятельности.

Понимание представляет собой процесс, состоящий из двух частей: процедура осмысления - выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования. Осмысленными становятся те вещи, которые вовлечены в человеческую деятельность, являясь частью человеческой культуры. Так как человек одновременно существует в культуре и создает ее, понимание является двунаправленным: он выявляет те смыслы, которые есть, и создает новые. Существующие смыслы профессиональной деятельности студенты выявляют при изучении и оценке ее моделей и способов реализации.

Непрерывность подготовки студентов также имеет свои особенности. У студентов вуза она проявляется в преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки; в формировании профессиональной компетентности; во взаимосвязи когнитивного и ценностного аспекта подготовки; в освоении основных и дополнительных образовательных программ; в сочетании рационального и рефлексивного освоения профессиональной деятельности. Реализация субъектно-деятельностного подхода является тенденцией развития отечественного образования, влияние которой на процесс подготовки студентов университетов к социально-культурной деятельности может быть охарактеризовано как исходная базовая ориентация воспитательно-образовательного процесса.

Действительно, наличие ценностей, рефлексивная деятельность, личностный смысл профессии, выбор варианта своей профессиональной подготовки - все это показатели, характеризующие субъекта деятельности. В исследованиях Ю.В. Варданян отмечается, что на эффективность и профессионализм деятельности влияют как объективные, так и субъективные факторы. 

Представители гуманистической психологии утверждали, что полноценное развитие личности возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.

Основная идея К. Роджерса - абсолютизация уникальности, неповторимости личности, свобода ее самовыражения как высшая ценность.

Таким образом, гуманистический потенциал учителя: доброжелательность, внимание к мнению учащихся, стимулирование творческой деятельности, доступность объяснения материала учителем, умение сосредоточить учащихся на главном, возможность для учащихся реализовать свой выбор, способность выбирать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей, ситуации, задачи и цели при взаимодействии с учащимися, эмоционально-творческий подход к учащимся, умение снять напряженность, соблюдение этики учителем, объективность оценивания знаний, создание ситуации успеха, способность к рефлексии, эмпатии, самопринятию, принятию, конгруэнтность.

Гуманистическая направленность включает мотивы, ориентированные на помощь другому человеку, терпимость и принятие точки зрения другого, высший уровень гуманистического типа профессионально-педагогической направленности составляют мотивы содействия учителя развитию личности ученика, установка на доброту и гуманное отношение к ребенку.

Е.К. Дворянкина говоря, «что социально-гуманистическая позиция человека проявляется в его активном отношении к миру и самому себе как творцу, как к субъекту», рассматривает это как необходимую логику профессиональной подготовки будущих учителей. Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии учителем оснований своей деятельности, среди которых главной является ценностная ориентация учителя на ребенка.

Гуманистическая позиция студентов педагогического университета - это система их отношений, позволяющих отражать, осмысливать, преобразовывать педагогическую действительность и оценивать ее по гуманистическим критериям. 

Гуманистически ориентированная деятельность - это владение умениями и навыками диалогического общения, умение строить свою деятельность с учетом субъектных отношений, рефлексии деятельности.

Эмоциональный компонент - способность сопереживать ученику, понимание, терпение, эмпатия, способность «заражать» эмоциями. Эмоции служат формой проявления потребностей, мотивов, сопровождают любые проявления активности субъекта, в форме переживания отражают значимость действующих на индивида событий и явлений. Эмоциональная жизнь - это прежде всего внутренняя жизнь человека, а осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.

Стремление к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, становление профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя происходит на основе рефлексии.

Выстроив собственный мир ценностей, войдя в мир знаний, овладев способами реализации этих ценностей через соответствующую систему отношений, открыв мир собственного «я», научившись рефлексировать, а затем и регулировать его, студент сможет осознать важность формирования гуманистической позиции.

Триада «задача - диалог - игра» образует базовый комплекс личностно ориентированного образования, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части целостного учебного процесса. 

В процессе решения педагогических задач в ходе практики, участия в учебных диалогах, на семинарских занятиях, практических и лабораторных занятиях, спецкурсах, курсах по выбору студенты осмысливают систему ценностей, которая входит в содержание гуманистической позиции, сопоставляют эти ценности с теми, которые сложились у них до поступления в вуз, переосмысливают, корректируют эту систему ценностей.

Формирование гуманистической позиции студента происходит в процессе личностно ориентированного образования, чтобы процесс обучения в вузе отвечал внутренним потребностям студентов, способствовал творческому приложению усвоенных знаний, самоопределению, самоутверждению личности и ее самореализации.

Содержание педагогического образования должно охватывать различные виды знаний - это знания общепедагогические и специальные, относящиеся к тому предмету, который будет преподавать будущий учитель, а кроме того - знания о человеке, культуре, природе.

Важны практические умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса, в котором учитель реализует ценности, составляющие содержание гуманистической позиции. Деятельно-творческий компонент содержания личностно ориентированного образования соответствует опыту творческой деятельности.

Чертами творческой деятельности являются самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности, альтернативное мышление - необходимы учителю, реализующему гуманистическую позицию в педагогическом процессе.  Для приобщения студентов к будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные методы активного обучения: проблемные лекции, семинары, спецкурсы, учебную практику и др.

Контекстное обучение создает условия для наложения активности студента на канву его будущей профессии [2].

В контексте гуманистической парадигмы образования возможно формирование свободного, самостоятельного человека. 

Ю.Н. Кулюткин выявил различия между традиционной парадигмой образования, направленной в основном на подготовку учащихся к выполнению социальной роли, и гуманистической парадигмой образования, приобщающей учащихся к ценностям, создающим условия для самореализации, саморазвития. Позиция учителя в рамках одной парадигмы существенно отличается от позиции в рамках другой парадигмы образования.

При традиционном обучении недооценивается свобода личности, являющаяся условием самовыражения, нередко игнорируется роль межличностных отношений учителя и учащихся. Традиционная парадигма образования обеспечивает формирование послушного исполнителя, «человека-винтика».

Гуманистическая психология выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу, способность прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Такой подход к образованию способствует развитию творческого потенциала личности.

Воспитать свободного и самостоятельного человека, создать «запас свободы», выводящий его в сферу мировоззренческого осмысления социальной действительности, может только гуманистически ориентированный учитель.

Ориентироваться будущий учитель должен на развитие и воспитание гуманной личности школьника в процессе совместной с ним деятельности, а не просто на передачу ему суммы знаний и умений, зафиксированных в программе по тому или иному учебному предмету. Это - учитель-гуманист.

Гуманистически ориентированный учитель позитивно относится к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому учителю свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей. Он искренен в отношениях с учащимися. Учитель-гуманист воспитывает в каждом ребенке чувство собственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для его развития. В структуре социокультурных компетенций и гуманистической позиции ведущим элементом является направленность учителя на ребенка. Формирование гуманистической позиции происходит в результате рефлексии учителем своей деятельности. В структуре гуманистической позиции следует выделить когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты. Для формирования гуманистической позиции субъектов образовательного процесса важными условиями являются способность к рефлексированию, эмпатические тенденции, конгруэнтность, способность принимать себя и «другого». Таким образом, это должен быть гуманистически ориентированный учитель, носитель и выразитель общечеловеческих духовных ценностей и общечеловеческой культуры.

Рецензенты:

Оказова З.П., д.с.-х.н., доцент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Черчесова С.С., д.б.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.