Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ABOUT MODEL OF PATRIOTIC EDUCATION OF SERVICEMEN ON THE MODERN STAGE OF DEVELOPMENT

Fomenko S.I. 1
1 Marine state academy of the name of admiral F.F.Ushakova
Проведен анализ различных научных источников и авторских исследовательских материалов, основанных на сложившемся в недалеком прошлом опыте наблюдения за проведением выполнения миротворческих задач, анализ военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов. Воинское воспитание патриотизма – процесс весьма сложный и противоречивый. Однако этот процесс не лишен диалектики, и его решение зависит от большого числа факторов. Автор предлагает обсудить ряд проблем и противоречий, полученных в процессе исследования, и рассмотреть авторскую модель построения образовательного процесса, направленного на патриотическое воспитание и развитие патриотичной личности. В статье вводятся понятия: «модель воспитания патриотичности военнослужащих», «модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности», которые рассматриваются применительно к организации совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Автор дает теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы, предлагает краткое описание моделей и дает рекомендации по их внедрению в образовательный процесс военного учреждения.
The analysis of different scientific sources and opinion research-based materials developed in the recent past oversee the fulfillment of the task, analysis of the military and political situation in the world, the nature of modern wars and armed conflicts. Military education of patriotism - the process is very complex and contradictory. However, this process is not devoid of dialectics and its solution depends on a number of factors. The author proposes to discuss a number of problems and contradictions, poluchennyh in the research process, and proposes to consider the author´s model of the educational process aimed at Patriotic education and the development of Patriotic personality. The article introduces the concept: «the educational model of the Patriotic» side of the military, «model-portrait of the person» with a high level of development of the Patriotic side, which are addressed in relation to the organization of joint activity of students and teachers of educational military establishments. The author gives a theoretical comparative analysis of scientific works of colleagues in the framework of the considered problem. Offers a brief description of the models and gives recommendations for their implementation in the educational process of the military institution.
military education
model education
Patriotic personality
patriotism
Сущность воинского воспитания патриотичности у личного состава базируется на:

1) высоких морально-психологических качествах, которые необходимы вооруженному защитнику Отечества;

2) верности воинскому долгу, присяге и уставам;

3) высокой дисциплинированности, мужестве, стойкости, отваге, верности боевым традициям и  пр.

Процесс воспитания патриотичности  является центральной линией концепции воспитания военнослужащих в рядах  Вооруженных Сил Российской Федерации. Концепция служит основой для реализации Программы совершенствования системы воспитательной работы с военнослужащими, оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы, поэтому представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания  патриотичности у военнослужащих.

Цель исследования

Рассмотрение вопроса о построении модели патриотического воспитания как инновационной формы образовательной деятельности военнослужащих.

Материал исследования

В настоящее время проектирование и конструирование Вооруженных Сил осуществляется в рамках непрерывно изменяющейся сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановки, которая ведет к трансформации самого социального портрета армии. И тому есть причины:

1) понижение образовательного уровня пополнения, поступающего на военную службу;

2) ухудшение физического и психического здоровья молодых людей;

3) пацифистские  и антиармейские настроения;

4)  негативные установки  на воинскую службу у третьей части призывников;

5) религиозные и национальные  расположения духа.

Анализ проведенных эмпирических исследований в среде призывников показал, что существенно изменилась направленность жизненных приоритетов, таких как:

1) чувство коллективизма;

2) общественная активность;

3) любовь к родине;

4) патриотичность.

Социально-экономическая молодежная политика не имеет особых приоритетов, на военнослужащих серьезное влияние оказывает социальная обстановка в стране:  детская безнадзорность, беспризорность, пьянство, наркомания.

Негативное влияние на воспитание патриотичности оказывает и морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил: деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства. Невысокий уровень патриотичности военнослужащих без соответствующего морального настроя и без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы, естественно, не позволяет иметь весомые результаты в реформировании современной российской армии.

Несомненно, что перечисленные выше факторы оказывают влияние на уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих и  вместе с тем определяют модель патриотического воспитания, которая должна в полной мере отвечать требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил.  Проектирование модели патриотического воспитания военнослужащих способно обеспечить высокую эффективность самого процесса воспитания и ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты. Оно должно учитывать как негативные, так и положительные факторы, имеющие место в современном обществе.

К структурам модели патриотического воспитания можно отнести:

1) систему информирования военнослужащих;

2) систему координации деятельности органов военного самоуправления, осуществляющих информационное обеспечение войск;

3) систему культурно-досуговых мероприятий.

Подструктурами модели патриотического воспитания должна выступать собственно материально-техническая база: полиграфические предприятия, культурно-досуговые учреждения, организационно-штатная подготовка должностных лиц органов воспитательной работы [4].

Анализ исследовательских материалов, основанных на сложившемся в недалеком прошлом опыте проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполнения миротворческих задач, анализе военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов, позволяет утверждать, что характер внешних и внутренних угроз национальной безопасности России ставит вопрос о необходимости осуществления мер по укреплению морально-психологического потенциала страны через обращение к патриотическому воспитанию всей молодежи нашей страны. Воспитание патриотичности молодого человека путем повышения престижа военной службы и решения социальных проблем военнослужащих показывает, что роль человека, который управляет оружием и боевой техникой, повышается  благодаря  приоритету его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия.  

Модель воспитания патриотичности именно военнослужащих определяет свое содержание, место и роль в самой системе воспитания при осуществлении государственной политики в области военного строительства, поскольку  каждый юноша, вступая в ряды Вооруженных Сил, подчиняется особому укладу жизни во многом отличному от гражданского, и под руководством командиров (начальников) решает новые, специфические задачи. Модель патриотического воспитания призвана способствовать соответствующему развитию личности: сознания, перестройке психики, становлению военного человека.

Таким образом, модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств обязана:

  • во-первых, глубоко осознать предназначение армии и флота, важность службы в них и безупречного выполнения воинского долга;
  • во-вторых, понять существо армии как строжайше централизованной военной организации с особым укладом жизни, требующим от каждого военнослужащего высокого напряжения моральных и физических сил, организованности, дисциплинированности и четкости действий;
  • в-третьих, развить сознательное отношение к овладению военным делом;
  • в-четвертых, развить определенные физические и психические качества, необходимые для защиты Отечества [5].

В совокупности с перечисленными выше качествами защитник Отечества приобретает такие качества, как стойкость, мужество, отвага, которые понадобятся ему в повседневной службе и для успешных действий в экстремальных условиях. Средой, в которую внедряется модель патриотического воспитания и модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств, является прежде всего среда обучения различным дисциплинам и среда обучения различным искусствам. Это - две стороны общего процесса подготовки  не только военных специалистов. Действительно, в  ходе обучения члены воинских коллективов овладевают знаниями, навыками и умениями, необходимыми для защиты своего Отечества. В единстве с  обучением дисциплинам и разного рода искусствам решаются все перечисленные выше проблемы. Внедрение модели патриотического воспитания воздействует и на обучение военнослужащих. Взаимосвязь патриотического воспитания и обучения вытекает из существа нашей военной доктрины, требующей готовить войска на основе единых взглядов и установок. Это положение неоднократно подчеркивал М. В. Фрунзе: «Красная Армия должна воспитываться и обучаться на основе единых понятий, единых взглядов по всем вопросам, связанным с ее деятельностью и задачами, и это единство должно охватить и пропитать все стороны, все проявления ее жизни, как в мирное, так и в военное время» [2].

Именно поэтому в своей основе воинское воспитание патриотичности в процессе обучения дисциплинам и различного рода военным искусствам  имеет общие закономерности и принципы, определяющие модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности.

Центральными элементами модели воспитания патриотичности военнослужащих  в Вооруженных Силах Российской Федерации являются субъекты и объекты воспитания.  Субъектами воспитания выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры; общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров. В модели воспитания патриотичности взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостный организм. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Выводы

Важнейшим условием эффективного функционирования  модели воспитания патриотичности является ясность цели и задач воспитания. Только при этом условии влияние воспитателей будет целеустремленным, конкретным и получит желаемую отдачу. В целях воспитания находят свое выражение духовная модель будущего желаемого морального облика человека, характер поведения, наличие определенных качеств, черт, наклонностей. В воспитании определяются общие, долгосрочные перспективные цели [4].

Приоритетными перспективными задачами модели воспитания патриотичности определены следующие:

  • развитие информационно-рекламного сопровождения военного строительства;
  • формирование системы многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов, военных средств массовой информации;
  • создание на основе соответствующих сил и средств Вооруженных Сил, других силовых структур системы телерадиовещания, работающей в интересах обеспечения военной организации;
  • совместное использование потенциала и арсенала средств военных учреждений культуры, координация военно-шефской работы с творческими союзами, учреждениями и организациями страны и субъектов Российской Федерации;
  • создание унифицированной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур [2].

Для решения этих сложных задач многое еще предстоит осмыслить и исследовать, так как  процесс воспитания в целом и его составная часть - воинское воспитание патриотичности - опирается на широкую научную основу. Оно базируется на научной методологии, является объектом исследования ряда общественных, а также естественных и технических наук. Большое значение здесь имеют положения исторического материализма: о взаимодействии материальной и духовной жизни общества; о роли и месте идеологии в общественном развитии. В настоящее время вопросы воинского воспитания  патриотичности являются для Вооруженных Сил наиболее значимыми и актуальными, так как от их решения зависит уровень безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье вводятся понятия: «модель воспитания патриотичности военнослужащих», «модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности», которые рассматриваются применительно к организации совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Автор дает теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы, предлагает краткое описание моделей и дает рекомендации по внедрению моделей в образовательный процесс военного учреждения.

Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения автора, обладающие новизной, научные выводы, направленные на раскрытие и решение проблем по организации воспитательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Метод или методология проведения работы: теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения, формальный педагогический метод.

Область применения результатов: общая педагогика; история педагогики и образования.

Рецензенты:

Воробьев В.В., д.пл.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск;

Томилин А.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск.