Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PROBLEMS OF ACCOUNTING AND RESOURCE PLANNING IN INNOVATIVE ENTERPRISES

Zhurkova A.V. 1
1 Saint-Petersburg State Economy University
Данная статья посвящена исследованию одной из важнейших проблем, возникающей в процессе управления предприятием, связанным с инновационной деятельностью: учет и планирование ресурсного обеспечения инновационно-активных предприятий. Рассматриваются те нетривиальные в решении задачи, с которыми сталкиваются управленцы в процессе такого планирования и учета. В статье рассмотрены методы учета различных аспектов деятельности инновационно-активных предприятий, применяемых на текущий момент времени, и их недостатки по отношению к центральному аспекту инновационной деятельности – ресурсному обеспечению, в частности интеллектуальному капиталу. Показана необходимость использования финансовых и нефинансовых индикаторов для анализа, учета и планирования интеллектуального ресурса. Статья описывает области, требующие дальнейшего изучения, показывает важность такого изучения, ставит перед читателями вопросы и задачи, которые нужно решать.
This article is devoted to the study of one of the major problems which appears in the process of management in any innovation enterprises: accounting and resource planning in innovative enterprises. Author considers non-trivial to solve problems faced by managers in the process of the planning and resource accounting in innovative enterprises. In this article there are considered methods of analyzing and understanding of different aspects of innovative enterprises used at the current time and weaknesses of these methods connecting with the central aspect of innovation - enterprise resources, in particular intellectual resource. The author has shown the need for financial and non-financial indicators for analysis, planning and accounting of intellectual resources. This article describes the areas that require further study and justify the importance of this study, shows to readers the issues and problems to be solved.
innovation
innovative enterprises
company’s resources
resources
Переход отечественных предприятий и организаций на инновационный путь развития требует создания адекватных систем управления, разработки научно-обоснованных методических подходов к проблеме. Глобализация экономических отношений, потребность повышения конкурентоспособности продукции и ограниченность ресурсной базы вынуждают исследовать новые подходы к развитию и управлению предприятиями. Необходим отказ от многих традиционных методов, не учитывающих реалии настоящего времени. Устойчивость любого предприятия формируется на основе выявления ключевых характеристик. Важнейшим фактором является ресурсное обеспечение производственного процесса, формирование инновационного потенциала фирмы и, прежде всего, интеллектуальных ресурсов. В последние годы мировое научное сообщество уделяет все больше внимания факторам использования знаний, информации и интеллектуального потенциала в управлении экономическими процессами. В связи с этим, комплексное изучение проблем формирования и использования ресурсного фактора в инновационной сфере приобретает весомое значение, которое выступает в качестве существенной предпосылки развития общественного производства и влияет на эффективность процессов рыночного взаимодействия.

Цель: исследовать одну из важных проблем, возникающую в процессе управления предприятием, связанным с инновационной деятельностью: учет и планирование ресурсного обеспечения инновационно-активных предприятий, рассмотреть те нетривиальные в решении  задачи, с которыми сталкиваются управленцы в процессе такого планирования и учета.

Материалы и методы исследования: в работе использован инструментарий общих методов научного познания, включающих методы теоретического и эмпирического исследования: наблюдений, сравнений, формализации, абстрактно-логический и другие.

В настоящее время существует множество методов планирования, учета и расчета эффективности использования ресурсного обеспечения компаний, но нельзя назвать хотя бы один из них универсальным, способным удовлетворить любого менеджера и любое предприятие: существовавшая более 400 лет система бухгалтерского учета не способна описать современный бизнес, основанный на знаниях и уникальных активах. Появившаяся позже система бюджетирования предоставляет управленцам уже больше понимания процессов и текущей ситуации в компании, но все же учитывает не все процессы и аспекты текущей деятельности любого предприятия и инновационно-активного предприятия в частности. А ведь инновации  являются  залогом  комплексного  развития общества:  от  науки  и  образования - до производства  и  потребления.  Именно поэтому активизация  инновационных  процессов  в  экономике  и  полноценное  использование потенциала  науки  в процессе  технологической  модернизации  экономики  Российской Федерации  являются стратегическим приоритетом социально-экономической политики государства.

Термин «инновация» как новая экономическая категория был введен в научное обращение  австрийским  экономистом  Й. Шумпетером,  который понимал  под инновациями  «использование  новых  комбинаций  существующих  производительных  сил  для решения  коммерческих  задач» [8],  а также  видел  в  инновациях  источник развития  экономических  систем.  Законодательство Российской Федерации трактует  термин  «инновация»  как  «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [7], что очень схоже с терминами «продуктовые» и «процессные инновации», которые дает Руководство Осло в своих «Рекомендациях по сбору и анализу данных по инновациям»: технологические продуктовые инновации - это реализация/коммерциализация продукта с улучшенными характеристиками самого товара или предоставляемых услуг. Технологические процессные инновации - это реализация/внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства продукции или методов доставки продукции. [10]

Однако внедряя что-либо, может ли менеджер классифицировать свое предприятие, как инновационно-активное? 

Под  инновационно-активным  предприятием отечественные  ученые  понимают предприятие,  которое  занимается  инновационной  деятельностью, т.е. разрабатывает и внедряет любые нововведения на своем предприятии, будь то улучшение самого продукта, способа его обработки или даже способа его доставки. Более того, предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и (или) осознанно стремится его формировать и развивать, уже можно назвать инновационным [1]. Однако есть ученые, которые выражают мнение, что предприятие, реализующее инновационные процессы - это предприятие, которое возвращает к жизни традиционные виды экономической деятельности [3]. И так как такое понимание входит в разрез с термином «инновации», мы для целей данной статьи будем придерживаться первого определения. Для абсолютного понимания этого термина, хотелось бы также раскрыть, что относится к направлениям инновационной деятельности. Традиционно к таким направлениям относят: осуществление исследований и разработок; приобретение новых технологий (в том числе приобретение права собственности на изобретения, полезные модели,  промышленные  образцы,  а также  лицензий  на  использование  отмеченных объектов), машин, оборудования, установок, других основных фондов и осуществление капитальных расходов, связанных с внедрением инноваций;  производственное  проектирование,  другие  виды  подготовки  производства  для выпуска  новых  продуктов,  внедрения  новых  методов  их  производства; осуществление маркетинговых инноваций и тому подобное [9].

Инновационную  активность  предприятий целесообразно  рассматривать  как  комплексный  процесс, направленный  на  создание,  производство  и  усовершенствование  новых  видов продукции, услуг, технологий, организационных форм, появление которых на рынке может дать дополнительный доход.

На основе анализа факторов и выявленных закономерностей деятельности инновационно-активных предприятий выделяются принципы их функционирования, в частности:

  • комплексность деятельности;
  • адаптивность к изменениям внешней среды;
  • гибкость внутренней структуры;
  • направленность на результат.

Таким образом, важность инновационной деятельности в стремлении компании обрести конкурентное преимущество, быть лидером - неоспоримо и подчеркивается многими учеными. Однако для эффективного осуществления инновационной деятельности необходимо грамотное использование, учет, планирование и управление ресурсами.

Важно понимать, что ресурсное обеспечение представляет один из центральных аспектов реализации инновационной деятельности. Исследование его закономерностей требуется для обеспечения рационального, эффективного и своевременного распределения ресурсов, необходимых для проведения работ по всему инновационному циклу.

Несмотря на то, что ресурсное обеспечение неоспоримо имеет  первостепенное значение, оно, однако, само по себе не является целью хозяйственной деятельности, в том числе инновационной. Задача управленца в учете и планировании ресурсного обеспечения состоит в том, чтобы достигнуть наиболее значимых общественных или локальных результатов при наименьших затратах. Формирование стратегических целей и направлений инновационной деятельности относится к максимизации и рационализации затрат.

Однако ресурсное обеспечение нельзя сводить лишь к формированию источников инновационной деятельности. Этот процесс намного шире, и оказывается сквозным по отношению к стратегическому управлению инновационной деятельностью в целом. От стратегии ресурсного обеспечения зависит возникновение или устранение важнейших проблем инновационного менеджмента, например, предотвращение формирования организационных барьеров или конфликта интересов, стимулирование инновационной деятельности. Непосредственно с процессом ресурсного обеспечения связана функция управления риском в инновационной деятельности. В фокусе исследования этого процесса находятся организационно-экономические особенности инновационного процесса, в плане формирования механизмов ресурсного обеспечения [5].

Ученые выделяют такие основные ресурсы инновационной деятельности, которые могут иметь стоимостную, материальную (физическую) и нематериальную форму (знание): материально-технические, кадровые, информационные и финансовые ресурсы.

Инновационная деятельность связана с созданием нового блага, и здесь ключевой характеристикой является уникальность. Поэтому важнейшим атрибутом интеллектуальных ресурсов выступает именно уникальность. Таким образом, непосредственно объектами процесса управления, в ходе реализации процедур инновационного менеджмента выступают интеллектуальные активы - уникальные знания и компетенция, являющиеся, одновременно, ресурсами и результатом инновационной деятельности [2].

В индустриальную эпоху, начиная с тридцатых годов XX века, бюджетирование превратилось в ключевую процедуру управления на уровне предприятия. Однако в эпоху экономики знаний бюджетирование зачастую является оковами для предприятия, а финансовые показатели не способны правильно учесть особенности инвестиций в инновации и описать воспроизводство нематериальных активов достаточно полно для решения задач управленческого контроля. Сама процедура бюджетирования слишком жесткая, лишает организационную систему гибкости и ориентирует менеджера на учет прошлых решений. Логично заключить, что бюджетирование не позволяет не только управлять на рынках, подверженных высокому темпу перемен, но и обеспечить ориентацию бизнеса на реализацию долгосрочной стратегии. Таким образом, возникает разрыв связи между стратегическим и операционным управлением. Место бюджетирования должна занять новая система, основанная на преимущественном учете нефинансовых показателей и имеющая в качестве основы систему сбалансированных показателей деятельности Нортона и Каплана (Каплан, Нортон, 2003), существенно модифицированную для использования в целях оперативного управления [6].

Как изложено выше - ключевым ресурсом инновационной деятельности выступают интеллектуальные ресурсы. Сложность задачи управления интеллектуальными ресурсами обусловлена сложностью самого инновационного процесса. Результат инновации состоит во внедрении того, чего нет у конкурентов, в создании «интеллектуальных» активов [4]. В современном бухгалтерском учете используют близкий к этому термин «нематериальные активы». Но здесь за рамками остаются важнейшие активы, создаваемые в результате инновационной деятельности. В управленческом учете также может использоваться термин «интеллектуальный капитал». Но данное название может означать как активы, так и пассивы (невидимую часть собственного капитала), что также не способствует четкому определению интеллектуальных ресурсов как объекта управления [2]. Поэтому, с позиции управления инновационной деятельностью и интеллектуальными ресурсами можно использовать термин «интеллектуальные активы», который не имеет указанных выше недостатков, или «интеллектуальные ресурсы».

В процессе учета или планирования интеллектуальных ресурсов управленец сталкивается с весьма нетривиальной задачей: анализируя и планируя финансовые данные, следует понимать, что они показывают прошлое и совсем ничего не могут сказать о том, что произойдет в будущем с интеллектуальными ресурсами. Первыми обратили свое внимание на данную проблему ученые Нортон и Каплан. Они использовали нефинансовые показатели для определения того, что ожидает предприятие, прежде всего, в части нематериальных активов, и финансовые - для анализа текущей ситуации. Исходя из понимания того, что интеллектуальные ресурсы ориентированы на будущее, для их учета и планирования необходимо использовать нефинансовые показатели, а уже из них выводить финансовые. Данное заключение дает возможность говорить о важности нефинансовых индикаторов при анализе интеллектуального ресурса - главного ресурса инновационно-активных предприятий. Однако нефинансовые показатели имеют два недостатка: нет единого «мерила» их между собой, ведь деньги выполняют функцию всеобщего эквивалента, поэтому такие показатели трудно сопоставить между собой. И второй недостаток заключается в том, что данные показатели трудно выразить количественно. Кроме этого, перед управленцем стоит задача: как объединить инновационность и эффективность. Более того, все вышесказанное необходимо учесть для той отрасли, в котором работает предприятие и для того уровня инновационной составляющей, на котором находится предприятие.

Все это делает задачу учета и планирования интеллектуальных активов, а также разработки единого инструментария для этих целей, актуальной научной проблемой.

Заключение: проблему учета и планирования ресурсного обеспечения рассматривают множество ученых с разных сторон и сфер деятельности предприятия. Однако в сформированных концепциях не хватает комплексности и системности в решении задачи воспроизводства интеллектуальных ресурсов. Среди неизученных вопросов все еще остаются вопросы оценки интеллектуального капитала компании, вопросы ограничений и возможностей создания стратегического преимущества на основе интеллектуальных ресурсов предприятия, уточнение концепции интеллектуального капитала и динамического потенциала, анализ взаимодействия материальных и нематериальных - интеллектуальных ресурсов, применение концепций к разным отраслям: промышленности, сфере услуг или одной из самых инновационных сфер - сфере информационных технологий. Все эти задачи являются стратегически важными для управленца, стремящегося к максимизации прибыли и достижению наибольшего конкурентного преимущества, что требуют детального анализа и решения.

Рецензенты:

Платонов В.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономики и управления предприятием» Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург;

Погодина В.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономики и управления предприятием» Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.