Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFIC CHARACTER OF PRIVATE FORESTORY IN DIFFERENT COUNTRIES

Balakhontsev V.N. 1 Bayzakov S.B. 2 Zalesov S.V. 1
1 Ural State Forest Engineering University
2 Kazakh National Agrarian University
The article tonchesupen the experience of the private forestry in Kussian federation, the countries of the former soviet union and foreingn countries. Special attention has been paid to the develogment of the private forestry in Kazakhstan repubeik. At has the private forestry in Kazakhstan republic. At has been noted that in Kazakhstan republic the private forestry is beeng developed not at the expence of national forest privatization but artificial forestation of different special purposes oreation, forest nurseries and plantations by physical and non-state (go-vernmental) juridical persons on soil presented then as private ownership or long term ownership according to the legislation of Kazakhstan republic for artificial forest growing. Artificial forest stands creation is carried out on soil unsuitable for farming as will as on recultivated soil. Such approach to private forestry organization not only favour the area of national forest fund inereasing but makes it possible using the stoon of land of the conntry more rationally.The main factor that keeps bacn the private forestry development in Kazakhstan republic is the lain of conformable administrative and economic supportingacts. To change the situation in private forestru development it is necessary to spread the order of the merchanadisers supporting by the state that is being used in agriculture for worns aimed at forest growing and to set up heightened rates for production expendires
forest business.
forest plantations
forest nurseries
woody area
national forest fund
forest growing
artificial stands
private forestry
forestry

Наряду с государственной, во многих странах мира успешно существует частная и другие виды собственности на леса. Наличие частной и других форм собственности позволяет минимизировать государственные расходы на лесовосстановление, лесоразведение, охрану и защиту лесов.

Изменения, вызванные распадом СССР, обусловили поиск путей развития лесоводства на территории постсоветского пространства. В частности, встал вопрос и с установлением частной собственности на леса. В разных странах мира развитие частного лесоводства происходит по-разному, что обусловлено национальными традициями, площадью лесного фонда и другими факторами. В целях поиска оптимального решения вопросов развития частного лесоводства назрела необходимость анализа опыта частного лесовладения в различных странах мира с уточнением положительных и отрицательных моментов данного вида землепользования.

Цель и методика исследований

Целью работы является анализ современного состояния частного лесовладения в различных странах мира и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию данного лесоводства в Республике Казахстан.

В соответствии с целью исследований был изучен опыт стран ближнего и дальнего зарубежья по вопросам частного лесовладения и выполнен сравнительный анализ принципиальных подходов в организации частного лесоводства в странах с разным уровнем развития рыночных отношений, в том числе и в Республике Казахстан.

Методы выполнения работы заключались в сборе и изучении литературных источников, законодательных и нормативно-технических документов по вопросам организации частного лесоводства в странах ближнего и дальнего зарубежья. При выполнении анализа собранных материалов учитывались не только уровни экономического развития стран, но и их географическое положение, показатели лесистости, отношение к собственности и рынку, национальные традиции лесопользования.

В процессе исследований широко использовались сопоставительные и абстрактно - логические методы анализа фактических данных. Особое  внимание уделялось поиску путей совершенствования частного лесоводства и его развитию с целью повышения лесистости территории,занятости сельского населения и повышения продуктивности земель.

Результаты и их обсуждение

Среди стран Европы особый интерес представляет организация частного лесоводства в Германии, Польше и Чешской Республике. Во всех этих странах частное лесоводство имело место издревле. Так, в Германии площадь частных лесов составляет 4 млн. га (36,4% общей площади лесного фонда). При наличии 1,5 млн. частных лесовладельцев, площадь частных лесовладений варьируется от 0,1 до 20000 га и имеет тенденцию к дроблению по причине наследования лесов детьми.

Государственная поддержка частным лесовладельцам оказывается при проведении лесозащитных и лесоохранных работ, при учете лесов, мониторинге за их состоянием и проведении картографических работ. Последнее объясняется тем, что вышеуказанные работы сложно выполнить избирательно, кроме того, во многих случаях лесовладельцы не в состоянии оплатить дорогостоящие работы по аэро- и космосъемке лесов.

В Чехии до 1990 г. все леса считались общественной собственностью. В настоящее время монополия государства на лесной фонд нарушена и они распределены по видам собственности в следующих пропорциях: государственные леса - 60%, частные леса - 23%,краевые леса - 2% и муниципальные леса - 15%. До 95% объема работ в частных лесах выполняется государственными лесными предприятиями, поскольку лишь 1% лесовладельцев объединился в кооперативы. При площади частных лесов 50 и более га все расходы на ведение лесного хозяйства, охрану и защиту леса несет лесовладелец. При площади лесовладенияменее 50 га консультации специалистов оплачиваются государством.

В Польше при 9 миль га площади лесного фонда на частные леса приходится 20%. Средние размер одного лесовладения составляет 1,3 га, что свидетельствует о множественности (1,3 млн. чел.) мелких собственников, что значительно усложняет управление частными лесами. Все расходы по ведению лесного хозяйства оплачиваются лесовладельцами, при этом в кооперативы объединено не более 1% из них.

Частные собственники лесов могут вести хозяйство на своих участках по упрощенным планам, которые разрабатываются государственными или частными лесоустроительными предприятиями. При этом процесс лесопользования в частных лесах находится под контролем государственных надлесничеств.

В Польше, как и в Чехии, рыночные реформы сопровождались резким сокращением работников лесного хозяйства. Если их количество в 1990 г. составляло 104 тыс. чел., то в 2006 г. оно снизилось до 25,8 тыс. чел. Многие из уволенных из лесной отрасли специалистов перешли на оказание услуг частным лесовладельцам на договорных условиях, поэтому доля услуг частных предпринимателей по лесохозяйственному производству в Польше достигла 95-97%.

В Финляндии доля частных лесов значительно больше, чем в Германии, Чехии и Польше. Здесь она достигает 75%. В Финляндии действует форма коммерческого предприятия, которое планируется преобразовать в акционерное общество. Последнее будет заниматься ведением лесного хозяйства, оказанием консультационных услуг, выращиванием посадочного материала и рекреационными услугами, признанными коммерческими видами деятельности. Близкая система управления лесами действует также в Швеции и Норвегии [2].

С 1990 г. начинаются активные процессы приватизации лесов в странах Балтии. Так, доля частных лесов в Эстонии в настоящее время достигает 60%.

Процессы приватизации лесов сопровождаются увеличением объемов заготовки древесины. Так, в частности, объем лесопильной промышленности в Эстонии за последние годы увеличился в 5 раз [10]. Аналогичная картина наблюдается и в Латвии. Генеральный директор Государственной лесной службы Министерства земледелия этой страны пишет, что «Продажа леса на корню сегодня является основным источником прибыли ... Доходы предприятия от продажи леса на корню увеличиваются ...» [3].

В Китайской Народной Республике частные леса создаются, прежде всего, на неудобных и неиспользуемых землях. Действует правило «кто посадил лес, тот и является его собственником». Реализуется программа лесоразведения путем выделения под индивидуальную посадку леса «лысых» гор, песчаных холмов и небольших пустошей. При этом земли остаются в собственности государства [5]. Кроме того, с 1984 г. существует практика передачи собственности крестьянским дворам или иным хозяйственным объединениям на условиях подряда. В результате в горных районах Китая сформировались специализированные дворы крестьян-лесоводов.

Оригинальные решения по сохранению лесов и увеличению лесной площади принимаются в Монголии [4]. В этой стране определена организация общинного лесоводства, а также поощрение частного лесоводства путем стимулирования лесовыращивания и последующего выкупа искусственных наваждений в государственную собственность.

Общинноелесоводство предполагает внедрение самоуправления лесами на местном уровне посредством привлечении в это дело представителей населения, сельской администрации, лесхозов и научных учреждений. Кроме того, ведение лесохозяйственных работ будет осуществляться путем аренды лесных участков отдельными семьями или их группами на определенный период. При этом учитываются интересы всех сторон, а также условия охраны, воспроизводства и использования, находящихся в аренде участков леса.

При соблюдении сторонами всех обязательств и достижении заложенных в договоре показателей сохранности, воспроизводства и использования лесных ресурсов, принятая форма организации лесного хозяйства будет считаться приемлемой, и общинное лесоводство может продолжить свою деятельность и далее.

Среди стран СНГ первым общинное лесоводство апробировала Кыргызская Республика. Лесные общины здесь созданы еще в 1998 г. и сейчас действуют в двух ее областях [7, 8, 9], где членами лесных общин стало более 180 киргизских семей, проживающих вблизи лесов.

Фактически суть выкупа, созданных частными предпринимателями лесных культур, исходит из идеи вовлечения населения в лесохозяйственный процесс. При этом намного расширяется база для увеличения площади лесов, так как в основе продажи выращенного леса лежит материальная заинтересованность каждого предпринимателя.

Республика Беларусь полностью сохранила порядок ведения лесного хозяйства, оставив все леса в государственной собственности. Не было подвергнуто существенным изменениям и лесное хозяйство на Украине, где более 90% лесов находится в государственной собственности. В государственной собственности находятся леса и в Российской Федерации, однако, здесь допускается передача лесов в долгосрочную аренду (до 49 лет).

Особого внимания заслуживает опыт организации частного лесоводства в Республике Казахстан. Низкая лесистость этой республики (4,5%) вызывает необходимость бережного отношения к лесным ресурсам и не допускает приватизации земель имеющегося лесного фонда. Согласно Лесного кодекса Республики Казахстан [1, 6] частное лесоводство формируется за счет искусственных насаждений различного целевого назначения, лесных питомников и плантаций, созданных за счет физических и негосударственных юридических лиц на землях, представленных в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с законодательным актам о земле, с целевым назначением для лесоразведения.

Минимальный размер частного лесовладения определяется площадью 0,05 га, при этом ширина создаваемых насаждений не должна быть менее 10 м.

Возникновение института частной собственности на леса в Республике Казахстан не может привести к сокращению площади гослесфонда, поскольку идет не за счет его приватизации. Напротив, происходит увеличение лесистости на территории республики за счет дополнительных посадок с использованием средств частных и негосударственных юридических лиц. Кроме того, развитие частного лесоводства позволяет создать дополнительные рабочие места в сельской местности, расширить базу частного лесного предпринимательства.

К сожалению, до настоящего времени не создан эффективный институт государственной поддержки частному лесоводству путем возмещения половины расходов на лесоразведение, действующий в аграрном секторе. Последнее является основным сдерживающим фактором развития частного лесоводства в республике.

Выводы

1. Для малолесных стран наиболее перспективным является развитие частного лесоводства по моделям Республики Казахстан и Монголии.

2. Для обеспечения местного населения дополнительными рабочими местами вполне приемлемо общинное лесоводство. Однако выкуп созданных искусственных насаждений связан со значительными экономическими рисками для сельчан, поскольку, созданные насаждения могут погибнуть от неблагоприятных природных факторов в течение всего срока до выкупа их государством, а затраченные на создание и выращивание лесных культур средства не компенсируются.

3. Модель организации частного лесоводства в Республике Казахстан более привлекательна, поскольку помимо увеличения лесистости позволяет за счет средств частных и негосударственных юридических лиц решить дополнительно вопросы создания рабочих мест для сельского населения и расширить базу частного лесного предпринимательства.

4. Для развития частного лесоводства в Республике Казахстан необходимо, прежде всего, распространить порядок государственной поддержки товаропроизводителей, используемой в сельском хозяйстве, на развитие лесовыращивания с установлением повышенных ставок от произведенных затрат.

Рецензенты:

УсольцевВ.А., д.с.-х.н., главный научный сотрудник ФГБУ науки «Ботанический сад» УрО РАН, г. Екатеринбург;

ГерцЭ.Ф., д.т.н., директор Института лесопромышленного бизнеса и дорожного строительства, г. Екатеринбург.