Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTERNET-PRACTICES OF RUSSIAN STUDENTS (EVIDENCE FROM KHABAROVSK CITY UNIVERSITIES)

Oleynikova E.Yu. 1
1 Far Eastern State Transport University
В статье приводятся результаты опроса студентов вузов г. Хабаровска относительно их активности в сети Интернет. Выявлена частота пользования Интернетом, цели выхода в Интернет, наиболее популярные веб-сервисы, посещаемость сайтов вузов и востребованность образовательных Интернет-ресурсов. Большинство студентов высоко оценивают роль Интернета в жизни общества и ежедневно проводят в Интернете несколько часов. Чтение, поиск информации для учебы и просмотр новостей – наиболее популярные виды деятельности в Интернете. Также часть студентов размещает в Интернете фото и видео, играет в компьютерные и сетевые игры, общается. Студенческая молодежь гораздо чаще посещает социальные сети, чем сайты своих вузов. На сайты вузов молодежь заходит чаще в тех случаях, когда учебное заведение предоставляет возможность пользования дополнительными Интернет-сервисами (такими как расписание, рейтинг, личный кабинет).
The article describes results of survey of students from Khabarovsk universities regarding their internet activity. Frequency and purposes of internet use by the students, the most popular web services, university site traffic and demand for educational online resources are presented. The majority of students believe that internet is important in today society, they surf internet everyday and spend there some hours. Reading, search of information for academic purposes and news viewing are most popular types of internet-activity. Some students post photo and video in the internet, play computer and net games, communicate with each other. Students visit social networks more often than their university sites. University sites are visited by the students more often if the academic institution provides some additional internet-services (schedule, rating, personal accounts).
students
university
internet-services
social networks
social media

Современное студенчество представляет собой активную и мобильную социальную группу, которая в повседневной жизни стремится к использованию новых технологий. Молодые люди в настоящее время находятся в перегруженном информацией мире: за минуту они получают больше информации, чем их сверстники в прошлом веке могли получить за месяц. В этой связи обратимся к размышлениям известного социолога Маршалла Маклюэна о расхождении между образованием и той реальностью, в которой живут студенты [5]. Он уже в середине ХХ в. указывал на разрыв, образовавшийся между внешним информационным окружением и характерной для системы образования средой, неизменной с прошлых веков, – достаточно ограниченной, ориентированной на заучивание и переписывание, с четко выделенными отраслями знаний. Сейчас эта проблема становится еще более актуальной.

В целях изучения повседневных Интернет-практик современных студентов и степени использования ими Интернет-ресурсов в процессе обучения был проведен опрос учащихся шести хабаровских вузов. Социологический опрос студентов дневной формы обучения 1–4-го курсов по программам бакалавриата и специалитета 6 вузов г. Хабаровска (ТОГУ, ДВГУПС, ДВИУ РАНХиГС, ХГАЭП, ДВГГУ, ДВГМУ) проводился с 19 по 30 мая 2014 г., было опрошено 352 чел.

Подавляющее большинство опрошенных студентов (95%) считают, что Интернет играет важную роль в жизни общества, причем более половины (53,5%) полагают, что он очень важен. Оставшиеся 5% студентов, не отметившие важность этого явления для общества, тем не менее пользуются им ежедневно.

Значимость Интернета для молодежи подтверждается и результатами всероссийских опросов. Так, согласно опросу ВЦИОМ (2013 г.) главным источником новостей о событиях в стране для 50% молодежи 18–24 лет служит именно Интернет, на втором месте – телевидение (34%). В среднем для россиян основным источником получения информации служит телевидение (60%). Интернету отдают предпочтение, кроме молодежи, жители столичных городов (35%) и высокообразованные респонденты (32%) [1].

По данным TNS Web Index за май 2014 г. около 98% россиян в возрасте 18–24 лет пользуются Интернетом, 86% опрошенных этой возрастной группы пользуются им хотя бы раз в месяц. В среднем российские учащиеся 137 минут в день отдают Интернету [4].

98% хабаровских студентов, принявших участие в опросе, используют Интернет каждый день, оставшиеся 2% – не менее 2 раз в неделю (рис. 1). Средний хабаровский студент пользуется Интернетом более активно, чем средний молодой россиянин.

Рисунок 1. Частота выхода в Интернет среди студентов хабаровских вузов (в % от общего числа респондентов)

Среди устройств для выхода в Интернет, судя по ответам студентов г. Хабаровска, лидирует мобильный телефон: 90% студентов с разной степенью периодичности выходят в Интернет с его помощью, причем около половины всех опрошенных (49%) делает это на постоянной основе. Выход в Интернет через мобильный телефон стал широко распространен среди студенческой молодежи благодаря скоростному развитию мобильных технологий. Регулярно выходят в Интернет с ноутбука 74% студентов, около 40% — с настольного персонального компьютера, почти 30% — с планшета или нетбука. При всей своей доступности мобильные Интернет-технологии в образовательном процессе в нашей стране пока практически не используются, за исключением отдельных локальных разработок [3].

Выходя в пространство Всемирной сети, студенты хабаровских вузов чаще всего читают, смотрят (86%), ищут информацию для учебы (85%), просматривают новости (63%). Пространство Интернета чаще используется для работы, нежели для учебы: работают с помощью Интернета 23% студентов, учатся — 12%.Часть студентов увлечена размещением фото и видео в Интернете (30%), игрой в компьютерные игры (22%) и общением (22%). Ведут сетевой дневник (блог) 2% учащихся (рис. 2).

Рисунок 2. Цели выхода в Интернет хабаровских студентов

Важным является вопрос о востребованности сервисов всемирной сети среди студентов. В рамках опроса было выяснено, какие Интернет-сервисы являются наиболее популярными среди студентов хабаровских вузов. Большинство студентов, находясь в Интернете, в первую очередь посещают социальные сети (92%). Столь высокий уровень популярности социальных сетей неслучаен: в настоящее время в них сконцентрированы не только возможности для общения, но и разнообразная аудио-, видео- и текстовая информация. На втором месте по популярности среди студентов находятся информационные сайты (75%). Половина студентов пользуется электронной почтой, достаточно широко распространена технология Интернет-пейджинга (44%), которая является в настоящее время альтернативой смс-сообщениям. Около трети опрошенных сообщили, что использует файлообменники (35%) и голосовую и видеосвязь (30%), регулярно заходят на сайты развлекательного характера (31%). Менее популярны форумы (16%), каналы новостей RSS (10%) и чаты (6%).

Как следует из результатов проведенного опроса, социальные медиа — это самый популярный Интернет-сервис среди студентов-хабаровчан. Согласно данным исследования компании Online Market Intelligence в декабре 2013 – феврале 2014 гг. самой популярной социальной сетью у российских Интернет-пользователей всех возрастов оказалась Вконтакте, наибольшей популярностью она пользуется у молодой аудитории: 91% молодежи регулярно заходит на этот сайт. При этом самая молодая аудитория проводит в Вконтакте в 200 раз больше времени, чем в Facebook: почти половина от общего времени пользования Интернетом приходится на эту социальную сеть [2].

На рисунке 3 представлена диаграмма, отражающая частоту посещения студентами хабаровских вузов наиболее популярных социальных медиа. Популярность сайта Вконтакте подтверждается и нашим исследованием: 96% студентов используют этот сайт, причем большинство — еженедельно (95%). На втором месте по популярности находится видеохостинг YouTube (Ютуб), 82% студентов регулярно пользуются этим сервисом, почти половина (47%) – раз в неделю и чаще. Этот сайт специализируется на видеоконтенте, при этом отсутствует необходимость регистрации для просмотра. На третьем месте – социальные сети Одноклассники и Мой Мир, их посещают около 52% студентов. Однако регулярность визитов существенно различается: большая часть опрошенных посещает сайт Одноклассники чаще (38% — раз в неделю и чаще), нежели Мой Мир (13,5% соответственно). Фотоплощадкой Инстаграм пользуется 43% студентов, более половины из них (28% всех опрошенных) – ежедневно. Фейсбук и Твиттер не самые популярные ресурсы среди хабаровских студентов, 29% и 17% принадлежат к их аудитории. Изредка студенты пользуются возможностями блогов – около 8% заходят в Живой Журнал (Livejournal). Поклонники других социальных медиа еще малочисленней: около 2% опрошенных посещают такие сайты как Blog.ru, LiveInternet, MySpace и др.

Рисунок 3. Посещаемость социальных медиа студентами хабаровских вузов

Хабаровские студенты в социальных сетях чаще всего проводят время достаточно пассивно: читают, смотрят, слушают (85%), т.е. социальные медиа в действительности ими используются в качестве замены других видов источников информации. Около четверти опрошенных студентов (25%) чаще добавляют комментарии и общаются в социальных сетях. Наиболее активная часть молодежи (те, кто чаще создает и размещает свою информацию) составляет лишь 13% опрошенных.

Взрывной рост популярности Интернета и социальных медиа пока в большей мере способствует объединению людей по признаку хобби, личных увлечений и интересов. Так, около 65% студентов состоят в каких-либо виртуальных сообществах или группах по личным интересам, и лишь 31% — в сообществах по профессиональным интересам. 77% студентов отметили наличие у учебной группы странички в социальных сетях. Эти странички служат для координации деятельности группы и обмена информацией.

Еженедельно социальные сети посещают 95%, в то время как сайт вуза – 32% учащихся. Есть и доля людей, которые не посещают университетский сайт практически никогда (12%). Если смотреть по отдельным вузам г. Хабаровска, то получается более наглядная картина: по 77% студентов ТОГУ и ДВГУПС посещают сайты своих вузов несколько раз в месяц и чаще (в том числе 46% и 40% от всех опрошенных студентов каждого вуза соответственно – раз в неделю и чаще), в то время как 71% и 77% студентов ДВГГУ и ХГАЭП заходят на сайты своих вузов 1 раз в месяц и реже (в том числе 40% и 32% ото всех опрошенных студентов каждого вуза соответственно не посещают сайт вуза практически никогда). Частота визитов на сайты студентов ДВИУ РАНХиГС и ДВГМУ ближе к средним значениям по г. Хабаровску.

Цель посещения сайтов вузов студентами варьируется в зависимости от наличия предлагаемых сервисов: с новостями вуза регулярно знакомятся в среднем 28% хабаровских студентов. Будущие государственные служащие (ДВИУ РАНХиГС) чаще других изучают на сайте вуза официальные документы (38%, в среднем по городу – 22%). Для просмотра рейтинга чаще всех на сайт вуза заходят студенты ДВГУПС (85%), студенты остальных вузов – гораздо реже, причем в ХГАЭП и ДВИУ РАНХиГС – никогда (в комментариях звучали реплики о потребности в данном ресурсе). В то же время студенты ХГАЭП чаще остальных получают информацию для подготовки к занятиям, скачивают методические материалы на веб-сайте (51%), а студенты ДВИУ РАНХиГС – реже всех (3%).

Кроме того, на сайт за новостями и официальными документами чаще заходят отличники (30% против среднего 21%), а за рейтингом или оценками – те, у кого с учебой не все гладко (38 против среднего 27%). Что касается активности в размещении на сайте вуза собственной информации – лишь 3 человека (0,9% от всех опрошенных) отметили своей целью этот пункт.

Оценивая Интернет-возможности своих вузов, студенчество Хабаровска отметило три вида ресурсов, чаще представленных на сайтах университетов (рис. 4), а именно: электронная библиотека (70%), методические материалы для выполнения домашних и курсовых работ (52%), правила оформления работ (39%). Два первых вида ресурсов являются и наиболее востребованными среди студентов 54% и 49% ответивших соответственно. На третьем и четвертом месте по востребованности среди студентов находятся такие виды ресурсов, как онлайн-лекции и семинары и заказ документов и справок в деканате, но при этом именно эти виды ресурсов, по мнению опрошенных, плохо представлены на сайтах вузов. Лишь 13% респондентов ответили, что такой ресурс, как онлайн-лекции и семинары, имеется на сайтах их университетов, и лишь 3% выбрали заказ документов и справок в деканате.

Рисунок 4. Наличие электронных ресурсов на сайте вуза и их востребованность студентами

Хотя 70% опрошенных отметило наличие электронной библиотеки на сайте вуза, часть студентов в комментариях указали на недостаточность библиотечных ресурсов онлайн.

Сопоставление ответов студентов на вопрос о наличии ресурса и вопрос о востребованности ресурса позволяет говорить о неудовлетворенности студенчества возможностями, предоставляемыми на сайтах вузов. Так, из 13 предложенных в опросе видов ресурсов на сайтах университетов по 11 видам большее количество студентов отмечает востребованность ресурса, и меньшее количество отмечает их наличие на сайте. При этом из 13 видов ресурсов наличие 6 из них отмечено менее чем 10% студентов.

Таким образом, хабаровские студенты проявляют более высокий уровень Интернет-активности по сравнению со среднероссийским пользователем. Среди технологий доступа преобладает мобильный Интернет, позволяющий находиться в виртуальном пространстве без привязки к определенному месту. Наиболее популярными web-сервисами являются социальные сети и информационные сайты. Социальные сети используются как для просмотра личной информации, фото, видео и общения с друзьями, так и в качестве организационно-консультационного ресурса учебной группы. Сайты вузов не сравнимы по популярности и доступности информации с социальными медиа и посещаются существенно реже. Чаще заходят на сайт студенты тех вузов, у которых имеются какие-либо нужные для студентов Интернет-сервисы (рейтинг, расписание, методические материалы и др.). Уровень развития электронной инфраструктуры региональных вузов не соответствует повседневным практикам пользования Интернетом современного студенчества.

На наш взгляд, при наличии качественного содержания, интерактивных возможностей, достаточного уровня открытости и доступности университетские сайты и сопутствующие им медиа-ресурсы могли бы способствовать развитию эффективных коммуникаций в системе образования.

Рецензенты:

Леонтьева Э.О., д.с.н., доцент, профессор кафедры социологии, политологии и регионоведения ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Хабаровск;

Тюрина Ю.А., д.с.н., доцент, директор Института экономики ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ, г. Хабаровск.