Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A DESCRIPTIVE MODEL OF THE SOURCE BASE ON THE PROBLEMS OF POLITICAL EDUCATION OF SOLDIERS OF THE RED ARMY IN THE CIVIL WAR IN THE DOMESTIC HISTORICAL SCIENCE UNDER THE DOMINATION OF THE "STALIN" METHODOLOGY OF HISTORY (THE SECOND HALF OF THE 30S. - THE FI

Bobkova E.Yu. 1
1 Samara Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics (SI REU)
The article presents the results of historiographic research on problems of political education of soldiers of the Red army in the Civil war, reflected in Soviet historiography in the second half of the 30s - first half of the 50-ies of XX century. The relevance of the study of this historical period in the aspect sets the historical problems caused by the necessity of the study of the phenomenon of "Stalinist paradigm" using modern methodological tools. It is set out promising directions of development of knowledge management system when conducting historical research on the subject of interest in the development of scientific direction "Military and political history and historiography". The work is based on variable historical and historiographic sources. It is used in the synthesis of traditional methodological tools of historiographic research with methodology of knowledge management.
«Stalin historical paradigm»
the Red army
political education
knowledge management
military historiography

Актуальность исследования отражения в советской историографии проблем политического воспитания военнослужащих РККА в условиях доминирования в исторической науке сталинской парадигмы обусловлена рядом объективно существующих факторов. В советской историографии данный период в основном освещался с идеологизированных позиций, установленных правящей партией. В период кризиса исторической науки наблюдалось диаметрально противоположное смещение методологического вектора на позиции «зоологического антикоммунизма» [12. C. 7]. В условиях методологического плюрализма историографической науки, с середины первого десятилетия XXI века, наблюдается тенденция к взвешенной, многоаспектной оценке историографической ценности публикаций периода доминанты сталинской методологии в исторической науки. Структурные изменения глобального информационного пространства, особенно в области расширения уровня доступности источниковой базы по исследуемой проблеме, в совокупности с объективно существующими тенденциями методологического плюрализма современной историографии, требуют активизации поиска новых моделей и подходов к изучению историографического феномена «сталинской методологии» в отношении проблем политического воспитания военнослужащих РККА в годы Гражданской войны.

Цель исследования: разработка дескриптивной модели источниковой базы по проблемам политического воспитания военнослужащих РККА в годы Гражданской войны в отечественной исторической науке во второй половине 30-х гг. – первой половине 50-х гг. ХХ века.

Материалы и методы исследования. Работа базируется на вариативном корпусе исторических и историографических источников, сформированном в рамках развития крупного научного направления «Военная и политическая история и историография». В связи с тем, что корпус источников частично уже был опубликован различными авторами [1; 4-5; 10-11; 14; 27], в рамках данной статьи в целях реализации концепции доступности источниковой базы при характеристике исторических и историографических источников исследуемого периода частично ссылки представлены на научные издания открытого доступа, содержащие источники в своей структуре. Исследование базируется на синтезе традиционного методологического инструментария историографических исследований с методологией систем непрерывного улучшения процессов, основанной на принципах 6 сигм.

Результаты исследования. Данный хронологический этап может быть охарактеризован как фаза зрелости сталинской теоретико-методологической парадигмы в советской исторической науке. Непосредственное влияние на содержательную сущность данного периода имела объективно существующая к тому времени социально-политическая атмосфера в СССР, характеризующаяся многими исследователями с 1956 года [25] как «культ личности Сталина». Краеугольным событием для данного этапа можно считать сентябрь 1938 года – выхода в свет «Краткого курса истории ВКП (б)» – публикацией газетой «Правда» текста нового учебника по истории партии с комментариями, разъясняющими содержание нового методологического подхода. 14 ноября 1938 года было выпущено Постановление ЦК ВКП (б). «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса ис­тории ВКП (б)», в котором за данным изданием закреплялась основополагающая идеологическая роль [23]. К 1939 году данное постановление было издано практически на всех языках республик СССР [24]. Как справедливо отмечается исследователями данного периода, учебник «он на долгие годы стал единственным пособием для изучающих историю большевистской партии как в СССР, так и за рубежом, переиздаваясь на 67 языках тиражом 42 816 тыс. экземпляров 301 раз» [11]. На развитие историографии проблемы политического воспитания военнослужащих РККА объективно повлиял ряд существенных факторов негативного характера [22; 3; 17], см. рис. 1.

Результатом данного вектора развития явились стагнационные явления в советской историографии, научная работа многих советских историков предыдущих лет не получила должного развития, научных исследований по историографии Гражданской войны опубликовано незначительное количество, см. подробное описание источников [1; 4; 11].

В то же время на данном этапе наблюдается развитие исторической библиографии, побудительной силой для данного явления явилось указание ЦК ВКП (б) «О литературной критике и библиографии» от 2 декабря 1940 г. (см. подробное описание источников [4; 11]).

Рис. 1. Факторы, повлиявшие на развитие историографии исследуемой в период господства сталинской методологии

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в методологический вектор историографических исследований по проблемам политического воспитания военнослужащих РККА. Факторы, оказавшие положительное влияние на развитие историографии Гражданской войны в аспекте исследуемой темы, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Факторы, повлиявшие на вектор развития историографических исследований
по рассматриваемой проблеме в годы Великой Отечественной войны.

Рассматривая качественный состав военных историков, исследующих проблемы Гражданской войны в первой половине 40-х гг. прошлого столетия, необходимо отметить, что в 1938 – 1939 гг. было защищено более 450 докторских и кандидатских диссертаций, а к началу сороковых годов ХХ века порядка 40% преподавателей военных академий имели ученую степень и (или) ученое звание [29]. На методологический вектор исследований повлияла публикация сборников документов В.И. Ленина (в т.ч. так называемые «Ленинские сборники»), относящихся к периоду Гражданской войны [20]. В этом же периоде были изданы сборники документов, посвященные отдельным историческим фактам периода Гражданской войны, (см. подробное описание источников [11]), в особенности – обороне Царицына [8]. Необходимо отметить, что общий методологический уровень данных сборников был гораздо выше, чем отмечался у документов предыдущего периода, в них начинает рельефно проявляться тематическая направленность, что повышает их общую археографическую ценность. Помимо академического, данные сборники имели и воспитательное значение, развивая патриотическую составляющую советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проблема деятельности властных структур по политическому воспитанию в частях и подразделениях РККА в исследуемый период нашла частичное отражение в ряде научных трудов по вариативным аспектам истории Гражданской войны. Необходимо отметить, что рассматриваемая проблема в них поставлена лишь в информационном ключе, а все работы были выполнены в жесткой методологической парадигме своего историографического периода (см. подробное описание источников [1; 4; 11]). Необходимо отметить, что в данный период появляются и небольшие публикации научно-публицистического характера по проблемам партийно-политической работы в войсках [26], в которых находила опосредованное освещение исследуемая проблема. Их ключевой характеристикой может являться поверхностный анализ конкретных форм и методов деятельности политорганов в области политического воспитания личного состава (см. подробное описание источников [4; 5; 11]. Отдельно необходимо отметить работу В.А. Антонова-Овсеенко в четырех томах, опубликованную в период с 1924 по 1933 гг., в которой опосредовано, в достаточно публицистическом ключе, но рассматривалась исследуемая проблема [2]. В конце 30- начале 40-х гг. прошлого столетия издан цикл публицистических работ, в которых проблема политического воспитания военнослужащих РККА в период Гражданской войны рассматривалась в аспекте интернационального и патриотического воспитания (см. подробное описание источников [5]).

Проведенный историографический анализ показывает, что с середины 30-х гг. до конца 40-х гг. прошлого столетия, специализированных научных публикаций по исследуемый проблеме издано не было. С конца 1940-х гг. наблюдается изменение характера работ, имеющих отношение к предмету исследования в данной статье. Вопросы, которые намечались конспективно в литературе 1930-х гг., начинают более подробно рассматриваться в ряде монографических и диссертационных работ. Так, например, в работе Е.И. Песикиной исследуемая проблема получила свое освещение в контексте борьбы военно-политического руководства с проявлениями национализма в воинских коллективах в годы Гражданской войны [21]. В отдельных работах [9; 18] рельефно представлена проблема воспитания воинов-интернационалистов с освещением накопленного опыта времен Гражданской войны, ряд постановочных вопросов в контексте анализируемой проблемы просматривается в публикациях, посвященных теме военного строительства в годы Гражданской войны [28]. Отдельные аспекты той же проблемы через обобщение накопленного опыта вариативных методов и форм работы агитпоездов и агитпароходов в 1918 – 1920 гг. освещены в ряде диссертаций и научных публикаций (см. подробное описание источников [10; 14]). Рассматриваемая тема затронута и в работах правового характера [6; 15]. В постановочном ключе раскрывается необходимость доведения до сознания бойцов и командиров Красной армии в годы Гражданской войны всей значимости военной присяги, общевоинских уставов, показа социального вреда и неотвратимости сурового возмездия за дезертирство, предательство, шпионаж. Причем, акцент сделан не только на методы принуждения, но и убеждения, в частности, на апелляции к патриотическим чувствам воинов. Между тем, конкретных форм и методов работы в данном направлении авторы не раскрывают.

Если рассматривать модель создания историографического знания по проблемам отражения деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава РККА в условиях гражданской войны в период нераздельного господства сталинской методологии в исторической науке в рамках базовых элементов японской концепции «ба» [16], то графически данную модель, обуславливающую вероятность возможных переходов знаний и формирующих модель знаний SECI можно представить следующим образом, см. рис. 3. В данном контексте сущность дефиниции ба рассматривается как информационная площадка, концентрирующая ресурсы научного знания по исследуемой проблеме, включающая корпус верифицированного историографического знания (активы знаний) и имеющиеся интеллектуальные возможности научного направления советской историографической школы в рамках создания нового историографического знания. Первоначальное ба является основой формирования знаний, и включает постановку проблемы в информационном ключе, публикацию сборников документов по проблеме, становление научного кадрового фундамента исследований. Данная фаза служит для передачи неявных знаний между исследователями в рамках научной группы.

Рис. 3. Модель создания историографического знания по проблемам отражения деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава РККА в условиях гражданской войны в период нераздельного господства сталинской методологии
в советской исторической науке

Необходимо отметить, что хронологические рамки в данной модели достаточно условны, т.к. отклонение методологического вектора исследований советской исторической школы в годы Великой Отечественной войны позволяет отнести ряд работ, увидевших свет в этот период, так же к фазе первоначального ба, хотя в модели данный период относится к фазе взаимодействующего ба.

Завершающей фазой взаимодействующего ба является фиксирование результатов, полученных на данной фазе на различных материальных носителям, которое характеризует процесс трансформирования неявных знаний в явные. Завершение данной фазы позволяет провести оценку эффективности исследования историографического факта по формализированным критериям. К данной фазе относится издание преимущественно научно-публицистических работ, прямо или опосредовано затрагивающих исследуемую проблему.

Виртуальное ба объединяет новое явное знание с существующей информацией, что порождает и систематизирует явное знание по исследуемой проблеме. Ключевой функцией этого знания является реализация возможности для исследователей нивелировать заблуждения и методологические ошибки прошлых периодов.

Фаза практического ба способствует превращению явного знания в неявное путем становления и развития научной парадигмы в аспекте исследуемой проблемы, позволяющей включить в систему имеющегося знания новый методологический инструментарий. Данная фаза характеризуется увеличением количества защищенных исторических и историографических диссертационных исследований, прямо или опосредовано затрагивающих изучаемую проблему, публикацией научных работ обобщающего характера. Необходимо отметить, что к началу 50-х гг. ХХ века фаза практического ба в методологическом историографическом аспекте находится в стадии формирования, получая свое логическое завершение, как и оборота колеса ба в целом – в начале следующего историографического этапа. Хронологический период оборота колеса ба в данном случае рассматривается на макро-уровне, т.к. на микро-уровне, в рамках отдельных советских научных историографических научных школ будет наблюдаться ускорение/торможение его оборота.

Выводы. Анализ истории изучения деятельности властных структур по политическому воспитанию военнослужащих РККА в период Гражданской войны в рамках историографического этапа безусловного доминирования «сталинской» методологии истории позволяет определить ключевые тенденции ее развития.

1. Негативная динамика (по сравнению с предыдущим периодом) значений качественных и количественных показателей публикаций по исследуемой проблеме, научная разработка отдельных аспектов проблемы получает свое отражение лишь к концу исследуемого периода в рамках диссертационных исследований.

2. Изменение методологического вектора к исследованию проблем политического воспитания военнослужащих РККА в период Великой Отечественной войны, обусловленное необходимостью решения в историческом научном поле задач военно-политического воспитания советского народа, как фундаментального аспекта достижения победы.

3. Модель создания исторических знаний по рассматриваемой проблеме в условиях сталинской теоретико-методологической парадигмы формировалась в сложных и противоречивых условиях. Определяющим фактором, повлиявшим на методологический вектор исследований, явились социально-политические процессы, получившие в дальнейшем характеристику «культ личности И.В. Сталина». Результатом стало формирование историографического феномена «сталинской исторической научной парадигмы», характеризующегося отсутствием творческого научного методологического плюрализма и замещением научных дискуссий (с целью поиска исторической и историографической истины) политизированными полемиками.

4. Оценивая, в целом, степень научной разработанности рассматриваемой проблемы, приходится констатировать, что она не отличается высоким качеством аналитического материала и глубиной научных обобщений, что обусловлено безраздельным господством сталинской парадигмы исторической науки. До начала 50-х гг. прошлого столетия по проблемам историографии политического воспитания личного состава ВС СССР практически не было издано историографических комплексных работ обобщающего характера. В тоже время, историографические источники по проблеме деятельности властных структур в области политического воспитания военнослужащих РККА в Гражданскую войну, опубликованные со второй половины 30-х гг. по первую половину 50-х гг. ХХ века имеют значительную фактографическую и фактологическую ценность для исследователя.

Рецензенты:

Баринова Е.П., д.и.н., профессор кафедры социального-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Самарского института (филиала) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Самара;

Ипполитов Г.М., д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и археологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.