Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TERMS OF PEDAGOGICAL SUPPORT PRESCHOOL CHILDREN FROM SOCIALLY DISADVANTAGED FAMILIES

Stepanova A.S. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
Definition of pedagogical support in education, the definition of "condition" in psycho-pedagogical literature. Severed and disclosed the terms of the pedagogical support preschool children from socially disadvantaged families: solving individual problems associated with educational programs, interpersonal communication with adults and peers, a willingness to be a subject of its own activities. Conditions conducive to the full development and occurrence of preschool children from socially disadvantaged families in the society. The conditions you need to create a domain-specific spatial inspiring educational environment; social situation of interaction with adults; interaction with other children; develop relations of peace child, for others to oneself; improve communication with families of pupils in order to implement the full development of each child. Forms, tools and techniques to contribute to creating the necessary conditions for pedagogical support preschool children from socially disadvantaged families.
children of preschool age
pedagogical support
environment
Актуальные трудности современного мира особенно отражаются на детях дошкольного возраста. Всё чаще  встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Частые разводы, алкоголизм родителей, наркомания, унижение, насилие  над детьми - всё это  свидетельствует о неблагополучии семьи. У детей дошкольного возраста из таких семей наблюдаются различные расстройства, отставания в развитии и поведении. Возникает необходимость в педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста из социально- неблагополучных семей для того, чтобы помочь детям для дальнейшего развития и социализации личности.

Педагогическое сопровождение в образовании - это деятельность многих специалистов. Относительно новое направление в педагогике образования в России.

Мы считаем, что педагогическое сопровождение предполагает: помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением образовательных программ, принятием правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

Мы полагаем, что в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования.

Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.

В литературе «условие» понимается как:  1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;  2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;  3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [7, с. 588].

В психологии рассматривают понятие в контексте психического развития и раскрывают через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [6, с. 270-271]. Педагоги рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [8, с. 36].

Принятый Правительством Российской Федерации новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые условия для создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Согласно данному федеральному документу основными условиями для  обеспечения полноценного развития и вхождения ребёнка дошкольного возраста из социально неблагополучной семьи  в социум необходимо создать предметно-пространственную развивающую образовательную среду; условия, социальную ситуацию взаимодействия со взрослыми; взаимодействия с другими детьми; развивать систему отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе; улучшить взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка.

Для реализации условий необходимо использование различных форм, методов и средств. Одной из форм является сотрудничество педагога с детьми, педагога с родителями, определяющее необходимость обеспечения полноценного развития и вхождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей в социум. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.

Общение является одной из форм для создания благоприятных условий для полноценного вхождения детей дошкольного возраста в социум. Следует рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения и т.п. Такое общение  ежедневно реализуется педагогом, при этом можно вполне описать методику их решения в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности. С этой стороны педагогическая деятельность в плане обозначения целей является чрезвычайно широкой и многоплановой. По своей сути это есть процесс взаимовоздействия личностей в условиях решения одной из них (личностью взрослого) педагогических задач [2, с. 32].

Создание социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, основанной на принципе ФГОС.

Выделены методы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста  (игровой, арт-метод, сказкотерапия, телесно-орентированный)

Крупская Н.К. в своей работе писала, что в игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства [3, с. 203-204]. Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. По влиянию на жизнедеятельность человека эмоции можно разделить на две группы:

  • стенические - повышающие жизнедеятельность организма, и
  • астенические - понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, может проявляться у ребенка в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой. От эмоционального состояния ребенка зависит его жизнь, его здоровье, его семья, все его окружение, а изменение эмоционального состояния ребенка приводит к коренным изменениям в его жизни. В повседневной жизни дети расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию. Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием [4].

Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И.В. Вачков, М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [5].

По мнению Вачкова И.В., сказкотерапия - это «лечение сказкой», сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Телесно-ориентированная методика (ТОМ) - одно из направлений, имеющее свою историю развития, свои школы. ТОМ объединяет разнообразные теоретические и методологические подходы к воздействию на ребёнка дошкольного возраста посредством изменений, производимых с телом. Основная идея ТОМ - неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Телесная психотерапия обращается к глубинным взаимосвязям, представляющим собой психотелесные процессы, уделяя при этом одинаковое внимание как телесному, так и психическому компоненту. ТОМ обладает большим набором техник (от «катарсических» до «телесной гомеопатии»): методами работы с дыханием, прикосновением, мышечным тонусом, позой, движением, чувственным осознаванием, образами, языком и т.д., с помощью которых осознаются, изучаются и принимаются вытесненные аспекты опыта личности с целью его последующей интеграции. А. Лоуэн писал, что психотерапевт, практикующий это направление, анализирует не только психологическую проблему пациента, как и каждый аналитик, но и физическое выражение этой проблемы в том виде, как она проявляется в структуре тела и движении пациента. Другим назначением телесно-ориентированной психотерапии он обозначил высвобождение физического напряжения.

Для реализации поставленной цели нами используются такие средства, как книги, кукольный театр,  клуб «любознайка» для развития и познания детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей, компьютер (онлайн-консультации); для родителей  - советы, мастер-классы и рекомендации по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Выявленные нами педагогические условия сопровождения детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей взаимодополняющие, взаимообусловленные и способствуют гармоничному развитию ребёнка дошкольного возраста, вхождению его в социум для успешной жизнедеятельности.

Рецензенты:

Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства ЧГПУ, г. Челябинск.

Емельянова И.Е., д.п.н., профессор ЧГПУ, г. Челябинск.