Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A COMPARATIVE STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF RURAL AND URBAN STUDENTS OF THE VOLGA REGION

Eliseeva N.I. 1 Sidorina E.V. 1 Pepelyaeva S.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The study of the value orientations of rural and urban students Volga. As the main method selected children´s drawing due to its special sensitivity to the social and cultural change. The results showed a number of similarities in the drawings of urban and rural students: prevalence of the theme of family, home, farm, nature, indicating that the predominant influence of family and community identity on razvitie personality. Trusting relationships in the family appreciated by all children, but caring for loved ones often show rural students. In addition, for rural adolescents is important and the theme of the future, the problems associated with the provision of family and future employment. Specific features characteristic of rural primary school children: the importance of schooling begins to be realized at the end of primary education, and reaches its maximum value.
future
family
school
rural students
child´s drawing
value orientations
values
За последние двадцать лет в нашей стране резко изменилась социально-культурная ситуация. В связи с этим изменились и приоритеты в обществе. Естественно, что в различных социальных условиях формируются различные ценности, и особый положительный жизненный смысл придается разным вещам. Поэтому представляется актуальной конкретизация основных ценностей современных сельских и городских школьников. Выявление того, чему среди подрастающего поколения сегодня придается положительное значение, способствует пониманию путей развития личности и общества.

Ещё в 70-е годы прошлого столетия Д.Б. Эльконин отмечал культурное, личностное, интеллектуальное своеобразие развития сельского ребёнка. Он указывал, что при работе с сельскими школьниками сомнителен перенос данных тех исследований, которые были проведены с городскими учащимися [9]. В 60-е гг. Т.Е. Залесский изучал ценностные ориентации в области науки у учащихся городских и сельских школ [9]. Оказалось, что сельские школьники, по сравнению с городскими, прагматичнее относятся к науке, которую рассматривают как область профессиональной ориентации. Н.И. Крылов изучал профессиональные намерения учащихся городских и сельских школ [9]. Он выявил, что сельские школьники, реально оценивая свои возможности, реже ориентируются на ВУЗы; они почти в 2 раза слабее ориентированы в современных профессиях; у них чаще наблюдается противоречие между профессиональными намерениями и успеваемостью по соответствующим предметам; отмечается относительно слабая устойчивость профессиональных выборов. М.А. Меньшикова установила, что у сельских учащихся уровень профессиональных притязаний ниже, профессиональная направленность уже [9].

Описывая «реалии российской деревни» (Нижегородская область), К.Л. Широкова, М.М. Зинякова отмечают, что за последние 15 лет по всем базовым, жизнеобразующим условиям положение сельских жителей резко ухудшилось [7]. Отмечается разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием надлежащего финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания. Поэтому естественна низкая мотивация проживания в сельской местности, отказ молодых специалистов от трудоустройства на селе после учебы, доминирование ценностей, связанных с жизнеобеспечением.

От сельского ребенка требуется большая самостоятельность, которая обусловлена ранним включением в деятельность взрослых. Традиционность быта и отсутствие широких социальных альтернатив освобождает их от лишнего напряжения. Однако, по мере взросления, при росте потребности в дополнительных источниках развития, растет недовольство сельскими условиями жизнедеятельности. Сильная зависимость от условий проживания (природных и социальных) требует прагматического подхода к знаниям и деятельности. Современная ситуация выживания ограничивает индивидуальное развитие личности и требует ориентации на выживание в группе.

В.С.Мухина замечает, что обычно содержание детских рисунков направлено на изображение объективного мира, уже с пяти лет дети «отражают важные общественные события, национальные традиции и культурные особенности страны» [5].

Рисунок, являясь средством общения и самовыражения, рисунок снижает личностную защиту и способствует свободному и искреннему отражению окружающей действительности. Это позволяет рассматривать непосредственные детские рисунки как документы эпохи.

Согласно нашему предположению, ценностные ориентации отражаются в рисунках детей любого возраста и любой страны, но в разных социокультурных условиях - по-разному. Поскольку сельские и городские дети проживают в относительно разных общественно-бытовых условиях, то потребности и ценности у них различаются, и это будет проявляться в детских рисунках. Возможны отличия в содержании рисунков, используемых ребенком средствах выразительности (детализация, декорирование, расположение на листе, и прочее), словесных комментариях изображений.

В связи с этим, нами было проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций городских и сельских школьников Поволжья. Для диагностик был использован «рисуночный опрос». На одной половине листа ребенку предлагалось нарисовать важное для себя, рассказать о себе, а на другой - важное для ровесников, по мнению испытуемого. Ожидалось, что, рисуя о других, дети будут более откровенны. Тема рисунка давалась очень широко, поэтому школьники быстро понимали, что можно рисовать о себе все, что наиболее значимо. Ребенку предлагалось делать подписи к рисункам, подчеркивалась важность содержательных аспектов рисунка по сравнению с декоративными («можно нарисовать некрасиво, но как можно больше»). С учащимися начальной школы и иногда со школьниками пятых-шестых классов, в зависимости от их склонности к сотрудничеству с экспериментатором, в процессе рисования проводилась беседа, позволяющая лучше понять содержание рисунка.

Предполагалось, что такое исследование должно содержать в себе плюсы проективных методик и методов опроса. Возможное стремление участника исследования ориентироваться на «социальную желательность» имеет диагностическую ценность: выявление значимости жизненных проявлений, которая обусловлена социальными взаимоотношениями.

Социальная желательность, обычно выступающая в качестве недостатка большинства опросников, в данном случае имеет диагностическую ценность, позволяя выявить ценности конкретной социальной группы.

В исследовании принимали участие дети национальных сельских школ: русские (270 чел.), мордва (160 чел.), чуваши (190 чел.) и татары (135 чел.), проживающие в пределах границ, соответствующих этносу. Во всех национальных школах обучение ведется на родном языке. Для сравнения были обследованы учащиеся двух школ г. Нижнего Новгорода (850 человек). Всего в исследовании участвовало 1605 респондентов младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

Полученные рисунки были наполнены особо личным содержанием: любовь, свои и чужие увлечения, взаимоотношения с родителями, учителями, отношение к школе. При обработке результатов качественно оценивался характер изображения, особенности оформления, процесс выполнения работы, фиксировалось общее количество рисунков, содержащих определенную тему. Названия всех тем соответствуют подписям к конкретным изображениям. В процессе анализа рисунков было выделено 11 основных тем. Значимость темы определялась частотой ее появления в рисунках учащихся.

Достоверность различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента для процентильной выборки (Таблица).

Достоверность различий частоты встречаемости тем в рисунках городских и сельских школьников

Тема в рисунке

Частота встречаемости темы в рисунках городских школьников

Частота встречаемости темы в рисунках сельских школьников

t-критерий Стьюдента

Доверительная вероятность

Школа

49,12%

44,53%

1,842

 

Развлечения

47,94%

29,78%

7,613

P < 0,001

Общение

35,72%

29,25%

2,777

P < 0,01

Семья

30,08%

27,27%

1,245

 

Компьютер

20,80%

8,43%

7,192

P < 0,001

Дом

16,10%

44,93%

13,08

P < 0,001

Наркотики

13,51%

6,72%

4,578

P < 0,001

Будущее

11,99%

25,03%

6,767

P < 0,001

Деньги

11,99%

7,91%

2,750

P < 0,01

Природа

8,70%

26,48%

9,503

P < 0,001

Хозяйство

0,35%

7,91%

7,545

P < 0,001

Проведенный анализ полученных результатов по частоте встречаемости темы в рисунках школьников, позволил установить, что с наибольшей частотой учащиеся обеих категорий используют в рисунке темы: «школа» и «семья». Неся ответственность за учебную деятельность, ребенок получает и определенные права: на рабочее место и время, на досуг, на уважение к своей учебной деятельности, на одобрение за успехи. Дети могут называть школу и трудной, и легкой, и интересной, и скучной, и несправедливой, и строгой. Однако чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, не быть изгоем, «белой вороной», человек вынужден подчиняться его правилам, одно из которых подчеркивает обязательность школьного обучения. Школьная оценка обуславливает отношение к учащемуся учителей, родителей, сверстников и даже чужих для него людей, которые при знакомстве обычно интересуются или у его родителей, или у него самого, прежде всего, его школьными успехами и, исходя из этого, делают выводы об успешности и ребенка, и его родителей. Изображение оценок (обычно пятерок и четверок) часто сопровождает школьную тематику в рисунках: «пятерки» украшают тетради, сыплются из дневника, растут вместо листьев на деревьях. Для сельского ребенка школа - это и учеба, и досуг, и источник культурного развития. Таким образом, школа определяет весь образ жизни, место в обществе, настроение и психологическое состояние ребенка. Естественно, что эта тема оказывается очень важной для ребенка школьного возраста.

Что касается осознания значимости семьи в городской выборке, то здесь трудно выделить какие-либо возрастные колебания, предпочтения или отвержения этой темы. Можно только сказать, что сравнительно слабое осознание значимости этой сферы наблюдается у младших школьников (15-30%) как городских, так и сельских школ. В остальных классах значимость семьи отмечают 30-60%. Однако в среднем и старшем звене сельских школ наблюдается более стабильное и относительно высокое предпочтение этой темы. Если в рисунках городских детей отмечается важность просто семьи как таковой, то сельские школьники сопровождают рисунки семьи следующими комментариями: «дружная семья», «любовь и забота в семье», «хорошая семья», «хорошие отношения в семье», «чтоб мама и папа любили друг друга».

Одинаково незначительно (около 5%) представлена в рисунках обеих выборок тема здоровья. Обычно данную тему представляют изображения медицинской символики, врачей, больниц; реже - отказ от наркотиков; еще реже - полноценное питание, спорт или фитнес (как основные элементы здорового образа жизни), то есть зачастую проблема здоровья у детей ассоциируется с болезнью. Можно предполагать, что это будет интересным и важным в более зрелом возрасте.

Тема спорта упоминается в 6,23% и 9,49% рисунков городских и сельских школьников соответственно. Несмотря на значительные возможности спортивного развития городских детей, большая их часть не отмечает для себя важности спорта. Для сельских школьников спорт - один из немногочисленных доступных вариантов досуга и возможность связать со спортом свою жизнь.

Тема личностного общения у современных школьников оказывается доминирующей ценностью не в разгар подросткового развития, а, скорее, в период ранней юности - в старших классах. В среднем звене городских и сельских школ значимость общения, дружеских отношений отмечают в рисунках только 30% учащихся.

Повышенное внимание к своему будущему, профессиональной ориентации своей деятельности, действительно характерно для старшеклассников, но скорее для старшеклассников сельских школ (около 80%). В городских школах эта тема волнует менее 50% юношей и девушек.

Тема дома часто (около 45%) встречается в рисунках сельских школьников. Сельские дети обычно изображают свой дом тщательно, детализировано, уделяя особое внимание декоративному внешнему оформлению. Городские школьники гораздо реже рисуют свой дом. В их рисунках чаще всего присутствуют изображения многоэтажных домов, схематичное изображение отдельного дома, дачи.

Интересно и показательно наличие в рисунках сельских детей темы «хозяйство»: прорисовка хозяйственных работ, помощи взрослым, объектов и предметов труда взрослых и детей. Нельзя сказать, что тема является доминирующей (10-30%), но она присутствует в рисунках школьников от второго до восьмого класса. В рисунках сельских школьников обращает на себя внимание тема природы. Если у городских школьников упоминание темы составляет около 10%, то у сельских - от 8% до 45% в разных классах с пиком в средней школе (6-7 класс). Изображения природы, как и дома, отличаются детализацией и цветовой насыщенностью.

Значимость природы для сельского ребенка подкрепляется разнообразием содержания темы «животные». У городского школьника эта тема ограничивается домашними животными.

В городских школах в среднем подростковом возрасте большое значение придается развлечениям около 65%. Среди городских школьников тема развлечений представлена очень широко. В рисунках сельских школьников тема развлечений преобладает в начальных классах, достигая 60% в первом классе, снижаясь к 11 классу до 10%. Значимость денег в сельской выборке упоминается довольно редко. Только в 9 и 11 классах ее отмечают 12-18% учащихся соответственно. В 4 и в 8 классах - не более 10%. В городской школе дети считают тему важной, начиная с 5 класса. Изображения на эту тему рисуют от 8% до 40% детей в разных классах с пиком в 10 классе.

Тема «наркотики» (сигареты, спиртные напитки) респондентами деревенской выборки упоминается редко, и только в десятом классе немного превышает 10%.. В городской выборке эта тема упоминается чаще (в 8 классе - около 20% и в 11 классе - 40% без отвержения), но здесь тоже значимость темы относится скорее к другим, чем к себе.

Сходство предпочтений городских и сельских школьников обусловлено наличием единого культурно-исторического пространства. Можно отметить осознание детьми важности школьного обучения, общения и значимость для них развлечений. Дети в подростковом и юношеском возрасте, по сравнению с младшими, лучше осознают важность проблем будущего, семьи и родительской поддержки в своей жизни.

Таким образом, содержание и характер исполнения детских рисунков отражают своеобразие окружающего мира, условий жизнедеятельности личности и группы. И городские и сельские школьники отмечают приоритетную значимость школы и семьи, которые являются основными институтами регуляции жизнедеятельности детей, подростков, юношей и девушек школьного возраста. В рисунках сельских учащихся сильнее проявляется воспитательный характер деятельности школы. Доверительные отношения в семье ценятся всеми детьми, но заботу о близких чаще демонстрируют сельские школьники. В детских рисунках отразилась особенность настоящего времени. Она заключается в том, что среди сельских жителей доминируют вопросы выживания. На это указывает высокая озабоченность будущим, проблемами обеспечения семьи, трудоустройством, и прочее. Слабая значимость школьного обучения в первых-вторых классах всех сельских школ, отражает не просто задержку готовности к школе сельских детей, но и то малое внимание к вопросам образования их родителей, которые заняты, прежде всего, элементарным материальным обеспечением детей. В детских рисунках отразилась особенность настоящего времени. Она заключается в том, что среди городских жителей доминируют вопросы потребления, а среди сельских - выживания.

Рецензенты:

Гапонова С.А., д.псх.н., профессор каф. социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.