Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МINIMACHINE FOR DESTRUCTION STRONG GROUNDS

Boltovskiy V.A. 1 Baybara S.N. 1 Dikiy R.V. 1
1 Institute of the service sector and entrepreneurship (branch) DSTU
1010 KB
Relevance of application easy and compact machine for soil cuttingin the constrained city conditions is shown. For impact on strong soil it is offered to use working body in the form of a mill which periodically strikes blow to its surface therefore the network of the cracks reducing durability of the massif and allowing to make its development is formed. Such conditions significantly reduce specific wear of the working tool and allow to destroy strong soil effectively. At blow there are big forces promoting intensive impact on soil. One of problems of creation of the effective car of shock action is research of influence of blows on fluctuations of a mill. Within research the original design of the minimachine for destruction of solid soil and pavings is offered, the schematic diagram of the device and work of skilled installation is provided.
machine
impulse
design
blow
fluctuations
a ground

В стесненных условиях городского строительства, коммунальных работ и при ремонте дорог имеется потребность в легких мобильных машинах [1-3].

Для разрушения прочных грунтов высокой эффективностью обладают малогабаритные землерезные машины, создающие большие усилия на зуб фрезы [1]. При соударении фрезы с прочным грунтом (мерзлые грунты и твердые покрытия) возникают большие силы, которые можно использовать для создания интенсивных воздействий на грунт для его разрушения.

На рис. 1 показана принципиальная схема опытной установки.

Рис. 1. Принципиальная схема опытной установки

Импульсная фреза включает маятниковую раму 1 с фрезой 2, привод 3 вращения фрезы. Маятниковая рама связана с ходовой частью 4 шарниром 5.

Надпись:  
Рис. 2. Графики колебаний системы 
при ударных импульсах различной 
периодичности

Другая опора маятниковой рамы 1 фрезы осуществляется упругим элементом 6, связанным с кривошипом 7, имеющим привод 8 для создания вынужденных колебаний маятниковой рамы. Кожух 9 служит защитой от разлетающихся частиц грунта. Привод фрезы осуществляется посредством упругого элемента 10 (например, ременной передачей).

Исследование влияния ударов на колебания фрезы является одной из задач создания эффективной машины ударного действия [4-6].

Ударную обобщенную силу выразим через δ – функцию Дирака [4]

, (1)

В общем случае дифференциальное уравнение малых колебаний рамы фрезы с учетом ударных воздействий будет иметь вид:

, (2)

где .

Ниже рассмотрим частный случай малых колебаний при и .

Схема колебаний импульсной фрезы представлена стержнем весом G1 прикрепленного шарниром О. На конце стержня длиной l прикреплен груз (фреза) весом G. Стержень с фрезой удерживается в горизонтальном положении вертикальной пружиной жесткостью с на расстоянии а от шарнира О. На груз (фрезу) действует вертикальный ударный импульс в некоторый момент времени (рис. 2 а).

Из выражений кинетической энергии Т и потенциальной энергии П устанавливаем коэффициенты инерции и жесткости, соответствующие обобщенной координате φ

,

где - осевой момент инерции стержня фрезы.

Частота свободных колебаний

.

Уравнение движения рамы фрезы будет иметь вид

, (3)

где - единичная функция.

Если до приложения импульса рычаг фрезы находился в покое, значение постоянных . Тогда из (3) получаем

, (4)

Величина - согласно формуле (2) равна , где - импульс обобщенной ударной силы.

Поскольку за обобщенную координату в данном случае принят угол поворота φ, то представляет момент ударного импульса относительно оси вращения

.

С учетом этого находим

или .

Тогда выражение (4) принимает вид

, (5)

Если импульс приложен в начальный момент движения (при ), то

. (6)

Максимальное значение угла отклонения рычага фрезы

.

График колебаний изображен на рис. 2 (б). Если к рычагу фрезы в течение некоторого времени прикладываются несколько ударных импульсов, действующих через равные промежутки времени (случай периодических ударов), то если удары следуют через ,

где ,

то уравнение движения рычага фрезы будет

. (7)

Колебания будут прерывистыми, то есть будут возникать и исчезать через каждые полпериода. График таких колебаний представлен на рис. 2 (в). Если удары следуют через , то уравнение движения будет выглядеть так

. (8)

В этом случае после каждого импульса амплитуда колебаний будет увеличиваться на величину , то есть неограниченно расти по закону арифметической прогрессии. График таких колебаний изображен на рис. 2 (г). Здесь мы встречаемся с явлением, аналогичным явлению резонанса.

На рис. 3 и рис. 4 показана опытная установка импульсной фрезы.

Рис. 3. Рабочий орган

 

Рис. 4. Опытная установка в работе

Отдельные параметры установки:

электродвигатель асинхронный

частота вращения фрезы

диаметр фрезы по режущим кромкам зубков

ширина прорезаемой щели

масса фрезы

масса установки

 

3 кВт

1000 об/мин

480 мм

30 мм

15 кг

100 кг

При разработке прочных грунтов требуется развивать не только высокие динамические импульсы, но и предотвращать существенное затупление рабочего органа. Поэтому ударные машины выгодно отличаются от других типов машин.

В этом случае по поверхности грунта наносится серия ударов, в результате чего образуется сеть трещин, снижающих прочность массива и позволяющих производить его разработку.

Такие условия существенно снижают удельный износ рабочего инструмента и позволяют эффективно разрушать прочные грунты.

Надпись:  
Рис. 5. Характер импульсного 
воздействия фрезы на грунт

При ударном воздействии фрезы на грунт удары следуют систематически, например, через почти равные промежутки времени (рис. 5).

Время отличия импульсов от нуля и есть время удара. При ударном воздействии фрезы прочный грунт разрушается крупным сколом, уменьшаются затраты энергии на вдавливание фрезы и трение, что позволит создать эффективную машину для стесненных условий работы. Таким образом, малогабаритная импульсная фреза может выполнять свою технологическую функцию по разрушению прочного грунта при минимуме энергетических затрат.

Рецензенты:

Носенко А.С., д.т.н., профессор заведующий кафедрой «Сервис транспортных и технологических машин», Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова), г. Шахты;

Евстратов В.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Машины и оборудование предприятий стройиндустрии» Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова), г. Шахты.