Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FEATURES AND PROBLEMS OF PUBLIC REGULATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN UKRAINE

Zorya S.Yu. 1
1 Kharkiv Regional Institute of Public Administration of the National Academy of Public Administration attached to the Office of the President of Ukraine
В статье рассмотрена сущность и значение государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине. Автор исследовал основные функции таких органов государственной власти Украины в сфере интеллектуальной собственности, как Кабинет Министров Украины, Президент Украины, Украинский институт промышленной собственности, Государственный департамент интеллектуальной собственности, Государственное предприятие ,,Интелзащита”, Институт интеллектуальной собственности и права, Украинский институт промышленной собственности, Украинское агентство авторских и смежных прав, Всеукраинская ассоциация патентных поверенных Украины, Общество изобретателей и рационализаторов Украины. Также определено, в каких формах и с помощью каких способов указанные органы государственной власти могут осуществлять защиту прав интеллектуальной собственности. Выявлено, что в Украине существуют определенные проблемы, которые способствуют снижению эффективности государственного регулирования интеллектуальной собственности.
The article covers essence and importance of public regulation of intellectual property in Ukraine. The author has studied main functions of such Ukrainian public authorities engaged in intellectual property as the Cabinet of Ministers of Ukraine, the President of Ukraine, the Ukrainian institute of industrial property, the State Department of intellectual property, the State Company ‘Intelzashchyta’, the Institute of intellectual property and law, the Ukrainian institute of industrial property, the Ukrainian agency of copyright and relevant rights, the Ukrainian association of patent councils, and the Union of inventors and innovators of Ukraine. The author has also defined the forms and means used by the abovementioned authorities to protect intellectual rights. The article proves that there are certain problems that reduce the effectiveness of public regulation of intellectual property.
problems of public regulation of intellectual property.
ways to protect rights
public authorities
public regulation
intellectual property

Одним из очень важных условий успешного развития культуры, науки, торговли, промышленности является не только признание определенных гражданских прав за авторами объектов интеллектуальной собственности и лицами, которые приобрели право на эти объекты, но и обеспечение их надежной защиты.

Процесс становления системы государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине еще далек от завершения, однако основы законодательного обеспечения деятельности системы уже заложены, а пространство для постепенного развития других ее важных компонентов создано.

Проблеме исследования теоретико-практических аспектов государственного регулирования интеллектуальной собственности посвящены труды таких украинских ученых: О. Подопригоры, О. Святоцкого, Ю. Бошицкого, В. Дробязко, В. Жарова, Ю. Капицы, А. Чухно и других [2;3;5;7] .

Также вопросами общей проблематики интеллектуальной собственности в условиях интенсификации ее применения занимались иностранные ученые: Г. Бромберг, Е. Брукинг, Дж. Гэлбрейт, В. Гойл, Г. Десмонд, Л. Эдвинсон, Ж. Коэн, А. Козырев, Ю. Конов, О. Кукушкин, Б. Леонтьев, П. Мэггс, Т. Стюарт и другие [7, c. 210].

Однако в своих работах ученые не в полной мере рассматривали вопросы, связанные с особенностями и проблемами государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине.

Цель исследования

Выявить основные особенности и проблемы государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине.

Изложение основного материала

Государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности необходимо для развития, использования изобретательских достижений, для привлечения инвестиций, развития и сохранения национального потенциала в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, эффективное государственное регулирование в сфере интеллектуальной собственности способствует стабилизации экономического положения, из-за чего зарубежные и отечественные инвесторы получают уверенность в надежной защите своих прав.

Создание именно такой системы имеет большое значение для Украины - страны, у которой есть значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал.

Следовательно, развиваясь, Украина принимает целый ряд мер, направленных на усиление охраны интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что основные принципы общегосударственного регулирования интеллектуальной собственности определяются Конституцией Украины, Кодексами Украины, а также специальными законами Украины.

На данном этапе в Украине выделяют три варианта государственного регулирования интеллектуальной собственности, среди них:

- регулирование взаимоотношений с физическими лицами, которые создают и используют объекты права интеллектуальной собственности;

- регулирование отношений с организациями, разрабатывающими или использующими объекты права интеллектуальной собственности;

- регулирование результатов творческой деятельности [5, c. 16].

Кабинет Министров Украины осуществляет непосредственное государственное регулирование интеллектуальной собственности и образует органы государственного регулирования интеллектуальной деятельности (министерства, ведомства, государственные комитеты, реализующих государственное регулирование интеллектуальной деятельности).

Президент Украины, в пределах своих полномочий, определенных Конституцией Украины, выбирает оптимальную структуру государственного регулирования сферы интеллектуальной собственности.

Также среди органов государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине следует выделить Украинский институт промышленной собственности и Государственный департамент интеллектуальной собственности.

Государственный департамент интеллектуальной собственности проводит государственную политику в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, но кроме того: занимается усовершенствованием нормативно-правовой базы, обеспечивает международное сотрудничество, работу с международными общественными организациями, создает условия для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Государственное предприятие «Интелзащита», Институт интеллектуальной собственности и права, Украинский институт промышленной собственности, Украинское агентство авторских и смежных прав и подразделения государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности относятся к сфере управления Государственного департамента интеллектуальной собственности.

Главной функцией Украинского института промышленной собственности является осуществление экспертизы заявок на объекты промышленной собственности. Эксперты этого учреждения проводят экспертизу представленных заявителями материалов на предмет соответствия условиям правовой охраны и предоставляют экспертное заключение. При этом патент или свидетельство выдает Государственный департамент интеллектуальной собственности [7, c. 211].

Украинское агентство по авторским и смежным правам - это учреждение, которое занимается коллективным управлением правами авторов. Этот орган, по желанию автора, осуществляет подготовку к государственной регистрации объектов авторского права и смежных прав и выдачи автору охранного документа. Также Украинское агентство по авторским и смежным правам оказывает помощь авторам по защите их прав, когда их нарушают.

Институт интеллектуальной собственности и права занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Институт интеллектуальной собственности и права повышает квалификацию патентоведов, патентных поверенных, государственных служащих, профессиональных оценщиков прав на объекты интеллектуальной собственности.

Также существует государственное предприятие «Интелзащита», задачей которого является борьба с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности (в большей степени смежными правами).

Всеукраинская ассоциация патентных поверенных Украины осуществляет патентование отечественных изобретений в Украине и за рубежом. Патентные поверенные предоставляют также квалифицированные услуги по вопросам правового использования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Так же существует Общество изобретателей и рационализаторов Украины, которое популяризирует изобретательскую деятельность, предоставляет изобретателям и рационализаторам всевозможную помощь в их деятельности [7, c. 213].

Следовательно, система государственных и негосударственных органов Украины находится в фазе своего становления и уже сегодня способна выполнять основные функции охраны интеллектуальной собственности.

Далее рассмотрим, в каких формах и с помощью каких способов указанные органы государственной власти могут осуществлять защиту прав интеллектуальной собственности.

Заметим, что защита интеллектуальной собственности - это совокупность мероприятий, направленных на установление и признание прав интеллектуальной собственности в случае их нарушения, оспаривания или непризнания.

Поэтому в Украине существует две формы защиты прав интеллектуальной собственности: юрисдикционная форма и неюрисдикционная форма.

При неюрисдикционной форме защита права интеллектуальной собственности осуществляется без обращения за помощью к государственным компетентным органам, то есть своими силами.

Например, это может быть отказ в осуществлении определенных действий, предусмотренных заключенным договором о передаче имущественных прав интеллектуальной собственности, отказ от выполнения недействительного договора. Избранные средства самозащиты не должны быть запрещены законодательством и не должны противоречить нравственным устоям общества.

В свою очередь юридические формы защиты применяют такие порядки защиты: общий (судебный) и специальный (административный).

В судах осуществляется общий порядок защиты, а специальный порядок защиты прав - в органах государственного управления, в Антимонопольном комитете Украины, в органах государственной таможенной службы Украины.

Существуют следующие способы защиты прав интеллектуальной собственности Украины:

- административно-правовой;

- гражданско-правовой;

- уголовная ответственность за нарушение прав;

- защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения ТРИПС.

Административный способ заключается в рассмотрении и решении споров органом государственного управления. Процедура рассмотрения гораздо проще, чем в гражданском судопроизводстве, а правовой основой является Кодекс Украины об административных правонарушениях, а также специальными законами Украины [6].

В области авторского права и смежных прав административный способ защиты прав предусмотрен только за публичный показ, нарушение условий публичного демонстрирования и тиражирование кино- и видеофильмов без прокатного удостоверения. Относительно объектов промышленной собственности этот способ защиты прав предусматривает наложение штрафов за неправомерное использование фирменных наименований, торговых марок и т.п. Средством защиты в данном случае является жалоба, которую в установленном административным законодательством порядке подают в соответствующий орган государственного управления.

Осуществление действий, обусловленных законодательством Украины как недобросовестная конкуренция, влечет наложение Антимонопольным комитетом Украины штрафов, а также административную и гражданско-правовую ответственность.

Гражданско-правовой способ защиты прав предусматривает, что споры, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности, подведомственные судам общей юрисдикции и высшему хозяйственному суду. Если хотя бы одной из сторон в споре является физическое лицо, то указанный спор подведомствен суду общей юрисдикции [8].

В случае нарушения прав потерпевший подает иск об отправлении правосудия в целях защиты личных или имущественных прав. Владелец прав на объект интеллектуальной собственности вправе требовать от нарушителя:

- признания прав владельца; восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- возмещения убытков, включая упущенную выгоду и тому подобное.

В Украине пока нет патентного суда, но существует практика создания судебных коллегий по интеллектуальной собственности, например, при Высшем хозяйственном суде Украины. В таких коллегиях работают судьи, имеющие специальную профессиональную подготовку по интеллектуальной собственности, которые могут компетентно решать споры по интеллектуальной собственности.

Наряду с нормами гражданско-правовой защиты прав интеллектуальной собственности, действующим законодательством предусмотрена также криминальная ответственность за:

- нарушение авторского права и смежных прав;

- нарушение прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец, топографию интегральной микросхемы, сорт растений, рационализаторское предложение;

- незаконное посягательство на коммерческую тайну [2, c. 67].

Защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения ТРИПС предусматривает, что страны-участницы обязаны обеспечить на своей территории действие таких процедур, которые позволяют осуществлять меры, предотвращающие нарушение законодательства в сфере охраны прав интеллектуальной собственности и их недопущению.

Соглашение ТРИПС предусматривает защиту прав интеллектуальной собственности посредством административных процедур, гражданско-правовые способы защиты прав, а также уголовные процедуры и штрафы, которые могут быть применены к нарушителям прав.

 Итак, обобщая все сказанное, можно констатировать, что сегодня в Украине уже сформирована законодательная и организационная системы государственных органов, которые прямо или посредственно обеспечивают защиту прав в сфере интеллектуальной собственности.

Однако в Украине существуют определенные проблемы, требующие решения, которые способствуют снижению эффективности государственного регулирования интеллектуальной собственности. Актуальными проблемами среди них есть такие:

- необходимость рассмотрения системы интеллектуальной собственности как отдельной сферы деятельности, что потребует упорядочения организационных и экономических отношений;

- недостаточно отлаженные механизмы судебной и внесудебной защиты прав интеллектуальной собственности;

- потребность в реализации ряда мероприятий по коммерциализации и развития рыночной инфраструктуры и оживлению рынка интеллектуальной собственности;

- несовершенная нормативно-правовая база интеллектуальной собственности;

- недостаточное количество специалистов по вопросам интеллектуальной собственности и недостаточное распространение знаний, уровня культуры и образования в указанной сфере;

- необходимость осуществления международной политики с целью повышения международного имиджа нашего государства и его влияния на международные процессы в сфере интеллектуальной собственности.

Таким образом, актуальным является решение определенных проблем в сфере государственного регулирования интеллектуальной собственности.

Выводы

Проведенный анализ особенностей государственного регулирования интеллектуальной собственности в Украине свидетельствует о том, что существуют определенные проблемы, которые способствуют снижению эффективности государственного регулирования интеллектуальной собственности.

Поэтому перед государственной системой охраны интеллектуальной собственности Украины появляются новые задачи, направленные на дальнейшее распространение международных стандартов, оптимизацию правовой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, распространение соответствующих знаний в сфере интеллектуальной собственности среди различных слоев населения.

Чрезвычайно важную роль в развитии экономически независимого государства, формировании культуры и уважения к правам интеллектуальной собственности должны играть государственные органы, а также внедрение ими различных мероприятий как внутри государства, так и на международном уровне.

Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности, устранение определенных пробелов в праве будет способствовать предупреждению правонарушений в целом, укрепит экономическую сферу влияния при международном сотрудничестве и позволит государству уверенно развиваться в сфере инновационной деятельности.

Рецензенты:

Куц Ю.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой регионального развития и местного самоуправления Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков;

Бульба В.Г., доктор наук по государственному управлению, профессор, профессор кафедры социальной и гуманитарной политики Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.