Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CULTURE OF BEHAVIOUR BE SCHOOL STUDENTS

Khachirova Z.K. 1 Karakotova S.A. 1
1 Karachay-Circassian State University named after U.D. Aliyev
The analysis of the incentives influencing formation of culture of behavior of the school student is carried out. During the analysis we relied on concept of culture as sets of the created socially significant qualities of the personality. By consideration of behavioural culture we have defined it as broad concept which includes etiquette and culture of behavior in the narrow sense of the word. Under the term "culture of behaviour" we understood the set of all-social, regional and ethically significant qualities of the personality for men by the children, of acts and habits of behavior at the school,milieu, in a family based on norms of ethical and aesthetical culture, traditions and customs of the region, Russia and the ethnos. In the course of work we used the "Culture of Behaviour of the Pupils of the Primary School" program, having defined the following incentives influencing culture of behavior: teacher´s communicative culture , verbal and nonverbal ways of pedagogical influence, school traditions in which family and national experience of education is reflected.
ethnoregional traditions
incentives
culture of behavior
За последнее время в отечественной педагогике всё сильнее акцентируют внимание на принципы природосообразности, культуросообразности. Процесс реализации принципа культуросооб­разности требует своего освещения. Значимость его представляется самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, стано­вится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который пе­редаётся в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Этот принцип был выдвинут в своё время Дистервегом, который считал, «место и время, в которых человек родился и в которых ему предстоя­ло жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъем­лющем смысле этого слова должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны» [1].

В педагогике России идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он изучал системы воспитания XIX века и пришёл к выводу, что система воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. Следовательно, воспитание, созданное самим народом и основан­ное на народных началах и традициях, всегда лучше других систем. По его мнению, народы и их культура создают идеал культуры человека, которому и надо следовать в воспитании.

С понятием культуросообразности тесно связано понятие «культуры» (от лат. cultura - возделывание, почитание, воспитание, развитие) - это исто­рически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4]. Понятие «культура» трактуется по-разному, но при всех разли­чиях наиболее существенными её атрибутами признаются осознанное и ува­жительное отношение к населению прошлого, способность к пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и от­ношений. Для нашего исследования наиболее близким оказалось определение И. А. Зимней, поскольку оно включает акценты на отношения, т.е. взаимодействие с обществом, в процессе которого и выраба­тываются эти отношения [2]. Отношения - одна из характеристик по­ведения. Смыслообразующим ядром отношений человека к Миру, к себе, к другим, к ядру, к природе является понимание мира, осмысление мира, себя в нём, творческое преобразование Мира и его творение и результатирующие его характеристики, основными среди которых являются: готовность челове­ка к дальнейшему развитию.

Принцип культуросообразности требует создания такой социокультурной среды развития личности школьника, в которой бы проявилось единство возможностей культуры общероссийской и мировой цивилизации. Понятия «социализации», «освое­ния ребёнком общественного поведения» предполагают, примерно, один и тот же процесс - освоения ребёнком действий, способов мышления, состав­ляющих культуру и отличающих его общество от других групп. Каждый человек любого возраста, особенно детского, проходит через эти процессы, поскольку без них не может существовать как член общества. Но такое вхождение в культуру не совершается без помощи взрослых, педагогов, поскольку именно они профессионально оснащены умениями вводить ребён­ка в контекст культуры. Работа по формированию культуры школьников тесно связана с процессом вхождения ученика в кон­текст современной общероссийской культуры. Задачами на данном этапе нашего исследования были:

1. Определить понятие «культура поведения школьника».

2. Выявить и проверить влияние тех стимулов, которые наиболее эффективно помогали формированию культуры поведения школьни­ков.

Ранее мы определили понятие культуры. Обратимся к более узкому понятию «культура поведения». Культура поведения определяется как сово­купность сформированных, социально значимых качеств личности, повсе­дневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. И.В. Дубровина считает, что культура поведения - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особен­ности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убежде­ния, вкусы, привычки, желания.

Такое же определение даёт Курочкина И. Н., но она акцентиру­ет внимание на влиянии нравов, обычаев, традиций, привычек, которые яв­ляются фундаментом для дальнейшего формирования поведения [3]. Кроме того, акценты Курочкиной И. Н. расставляются на этикете поведе­ния. Полностью принять её определение будет не совсем корректно, поскольку принимая лишь влияние нравов, обычаев, традиций привычек как источник и единственный фактор, определяющий поведение школьников, мы тем самым игнорируем внутренние факторы, т.е. индивидуальные возможности личности ребёнка, тогда как в культуре пове­дения проявляется единство внешних факторов, регулирующих и контроли­рующих деятельность и поведение личности, и внутренних особенностей, его задатков. Воспитанность, хорошие манеры, культура, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т.к. они отражали богатый внутренний мир че­ловека. В жизни единство внутренней и внешней культуры не всегда выдер­живается. Порою порядочные, знающие, добрые люди не умеют себя вести в обществе. И наоборот, за внешним лоском, вкусами, хорошими манерами должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны.

Деление культуры на вербальную и невербальную даёт представление об умении ребёнка владеть нормами литературного языка, т.е. точностью, ясностью, чистотой, а с другой стороны, практическими действиями и по­ступками. Различают также культурное и некультурное поведение, церемониальное, профессиональное поведение. Разводят также понятия «культура поведения» и «поведенческая культура», культура обще­ния, культура внешности, бытовая культура, культура удовлетворения по­требностей. И если в понятии «культура поведения», по мне­нию исследователей, отражаются нормы поведения конкретного человека, принятые в данном обществе, то в основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки, этикет, этические и эсте­тические взгляды .То есть поведенческая культура рассматривается как широкое понятие, ку­да входит и этикет или культура поведения в узком смысле слова. Являясь частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и одновременно оказывает на него серьёзное влияние. Именно обы­чаи, традиции, нравы, порядки, привычки стали первичными составляющими поведенческой культуры, затем в ходе исторического развития сформирова­лись этические и эстетические взгляды, и только позднее появилось такое яв­ление, как этикет.

Современная школа - это открытая воспитательная система с определёнными особенностями, уровнями и установками. Безуслов­но, и культура поведения как у школьников, так у их учителей, родителей также отличается определёнными особенностями. Поэтому можно утверждать, что под культурой поведения школьников целесообразно понимать совокуп­ность сформировавшихся у детей общесоциальных, региональных и этниче­ских значимых качеств личности, повседневных их поступков и привычек поведения в школе, в среде, в семье, основанных на нормах нравственности этической и эстетической культуры, традициях и обычаях своего региона, России и своего этноса.

Под качествами же личности мы понимаем результат усвоения ребёнком существующих в данном обществе (регионе, этносе) форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения. Мы рассмат­риваем качества как результат и обобщенное выражение устойчивых отно­шений личности, её деятельности и поведения. Отдельные качества могут быть присущи отдельным людям, а вот культура поведения, этикет, воспи­танность - далеко не каждому. Воспитанность близка культуре поведения и рассматривается обычно как свойство отдельной личности, характеризую­щееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека к обществу, к коллективу, умственному и физическому труду, к людям, к са­мому себе. Но поскольку культура поведения - это ещё и культура об­щения, важно научить школьника общаться на основе гуманного отношения к своим родным, семье, друзьям, посторонним людям. Как же можно стимулировать формирование культуры поведения школь­ников?

Часто в своей работе учителя используют различные темы нравственных часов. Необходимо подобрать ряд жизненных ситуаций, которые будут интересны для школьников. Подготовка такого часа требует продумывания задач и его целей, его назначения. В отборе тем нам помогла программа, составленная в процессе исследования «Культура поведения младших школьников». Среди тем нравственных часов, такие как:

- Кто я? Какой я?

- Я умею, я могу, я хочу.

- Что я чувствую, когда рядом нет родителей или учителя?

- Мы идём в музей.

- Мы идём по городу Карачаевску.

- Поговорим о том, как мы выглядим. Одежда народов Кавказа.

- Об аккуратности.

- О жадности и жадных. Народ об этих качествах.

- О твоих обязанностях в семье.

- Умею ли я готовить свои национальные блюда.

- Есть ли у тебя друг? Дружба и честь в народных сказаниях.

Программа в основном посвящалась формированию нравствен­ных элементов культуры поведения школьников. Можно задействовать про­граммы, в которых рекомендуется использовать различные направления работы по формированию культуры поведения в зависимости от пространственного поля применения той или иной формы работы: речевой этикет, гостевой этикет, подарочный этикет, столовый этикет, семейный этикет, деловой этикет, соблюдение этикета в общественных местах. Наша программа представляет собой систематизиро­ванный свод дел, с помощью которых у школьников сформируется культура поведения, т.е. важен системный подход в работе. Разработанная в экспери­менте программа представляла собой систему, а главным системообразую­щим признаком стал этнорегиональный подход, поскольку большинство планируемых дел предполагало наряду с темами общесоциального характера также и темы этнорегиональной направленности. Результаты работы были высокими, поэтому можно считать, что одним из стимулов продуктивной деятельности оказался системный подход с акцентом на этнорегиональную тематику. Также мы считаем важным остановиться на позитивном опыте тех взаимодействий, тех тем, участником которых был учитель, поскольку часть мероприятий проводили родители, приглашённые, школьники, студенты. Поэто­му коммуникативную культуру педагога мы также можем считать одним из эффективных стимулов формирования общественного поведения младших школьников. В коммуникативной культуре воспитателя проявляется уровень его нравственной воспитанности, обаятельность, аттраактивность (привлека­тельность). Ребята прежде всего ценят интеллигентность и деликатность, вежливость и корректность воспитателя, его умение щадить самолюбие че­ловека, быть искренним, незлопамятным, сочувствовать им, проявлять хоро­шие манеры. Педагогический этикет пред­полагает подготовленность ребят в том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Школьники достаточно быстро учатся оценивать, деликатен ли учитель, насколько он требователен, на­сколько он соблюдает вежливость в общении со своими коллегами, родите­лями, окружающими. С.Л.Рубинштейн [5], предлагая стратегию успеха общения, отмечал, что наше отношение к другому человеку должно обезо­ружить его дурные намерения, демобилизовать их, поставить в такие мо­ральные условия, при которых лишаются почвы мотивы его дурных проступ­ков.

Познавая другого человека, трудно избежать субъективности, т.к. мы воспринимаем его посредством образа, который создаём в своём созна­нии. В этом образе отражаются не только объективные свойства человека, но и наше субъективное отношение к нему. Поэтому преодоление субъективно­сти в реальном общении учителя со школьниками (симпатий, анти­патий, ожиданий, предубеждений) - одна из ведущих задач этого взаимодей­ствия. Понимание ребёнка педагогом, возникновение духовной близости с ним будет возможным только тогда, когда в процессе взаимодействия с детьми учитель идёт не от себя, а от него, от его потребностей и интересов.

Коммуникативная культура педагога в школе требует от не­го овладения такими коммуникативными умениями, как умение устанавли­вать эмоциональные контакты, быть инициатором в процессе общения, управлять своими, эмоциями, наблюдательностью и переключаемостью внимания, социальной перцепцией (чтение по лицу). Не менее важное значение имеют такие коммуникативные умения, как понимание психических состоя­ний ребят по внешним признакам поведения, вербальные и невербальные умения, умения использовать мимику, жест, осанку в процессе общения, из­бегать штампов в поведении, «подавать себя» в общении с ребятами, с окру­жающими людьми. Они оказываются примером стимулов для ребят.

В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, В.М. Мудрик на основе анализа педагогического взаимодействия и коммуникативных задач обра­щают внимание на то, что происходит в процессе коммуникации: планирова­ние содержания и ориентировка, выбор и реализация средств общения, об­ратная связь. Коммуникативные умения педагога в соответствии с тре­бованиями культуры общения обычно подразделяют на несколько групп:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  • правильно отбирать лексические средства и планировать свою речь, т.е. содержание акта общения (диалогическую и монологическую речь);
  • находить стимулирующие средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова, подкрепление слов смысловыми ударениями, жестом);
  • обеспечивать обратную связь.

Одним из основных стимулов выступают вербальные и невер­бальные способы педагогического взаимодействия. Умение владеть словом, использовать его на каждом этапе общения в решении педагогических задач сразу же даёт знать о себе, оборачиваясь желанием ребят заниматься той дея­тельностью, которая предлагается воспитателем, интересом к этой де­ятельности и большим стремлением иметь в ней высокие результаты. Слово является особо сильным стимулом, потому что поддерживает и развивает мо­тивацию, стабилизирует интерес к деятельности, позволяет создать эмо­ционально благоприятную среду. Анализ вербальных средств общения доказывает, что культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры, развитую культуру мышления, использование культурных тради­ций народа, особенно пословиц, поговорок о нравственном поведении лю­дей.

Усиливают стимулирующую силу общения воспитателя с ребятами создаваемые в школе традиции. Например, в процессе опытно-эксперимен­тальной работы использовалась традиция поздравления младших школьни­ков с днём рождения «Я пришёл в этот день в этот мир», которая реализовывалась ежегодно и была любима ребятами.

Такого типа традиции рождали у ребят многие качества культуры поведения, такие как чуткость и внимание к своему товарищу, коллективизм, умение дружить и иметь друзей, стимулируют формирование чуткости, внима­ния, уверенности, ответственности и др.

Особенно сильное стимулирующее воздействие оказывают такие тра­диции, в которых отражается семейный и народный опыт воспитания. Тем самым создавалась такая социокультурная среда развития личности школьника, в которой бы проявлялось единство культуры общественного по­ведения в школе, в семье, в данном регионе, в общероссийской культуре. А школьник получал возможность осваивать действия, способы мышления, составляющие основы культуры данного региона. Взрослые, школа, семья оказывают при этом большую им помощь. Например, традиционным в школах г. Карачаевска стал праздник юмора. Его значимость заключается в том, что он способствует снижению тревожности ребят, умению быть оптимистом, формированию находчивости, наблюда­тельности. А родители помогали тем, что подбирали сказки, пословицы, по­говорки, исторические факты о смехе и юморе. На Руси была вы­соко развита народная обрядовая культура, которая прочно вошла в систему календарных, семейных праздников. Часто на основе обрядности весело па­родировали отдельных людей, отрицательные нравственные их качества.

Апробация разнообразных стимулов формирования культуры позволила проверить эффективность их влияния. Наиболее ощутимое влияние оказали общепедагогические и этнорегиональные стимулы: опора на принцип культуросообразности, коммуникативная культура, системный подход в воспитании поведения, опора на народные традиции, включение в педагогический процесс лучших положений этнопедагогики, этнорегиональные подходы.

Рецензенты:

Батчаева Х.Х.-М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета, г. Карачаевск.

Койчуева А.С., д.п.н., профессор, директор Международного открытого колледжа современного управления, г. Черкесск.