Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOLUNTARY DEFENCE SOCIETY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: HISTORY, FEATURES OF THE DEVELOPMENT, CURRENT STATUS

Zaripov R.R. 1
1 Kazan State University of Architecture and Building Construction
The article investigates the problem of the formation of voluntary defense societies in our country. Particular attention is paid to the peculiarities of creating the first voluntary societies in national republic with a polyethnic population. The author holds the thesis about necessity of creation a military-governmental organizations in our country with reason and gives a hight rating for their role in the pre-war period. The research process of democratic transformation in Russia today actualized the theme of the revitalizing not only socio-political movements, opposition structures and other entities of the emerging civil society, but also to traditional actors in society as public defense organizations of the country. Gradual abandonment of public administration management model resulted development of public and state mechanism impacts on socio-economic processes, gave a new impetus to the development of traditional management of public defense organizations.
training viennaaustria reserves
military-Patriotic education
a public-state organization
public organization
defense society
Добровольные оборонные организации созданы в первые годы советской власти, их деятельность по подготовке кадровых резервов для армии и флота не имеет аналогов в мировой практике. Они являлись всенародными организациями, объединяющими граждан независимо от социального положения, профессии, пола и возраста, активно участвовали в военном строительстве и обороне государства, укреплении единства армии и народа, значительное место в работе отводилось подготовке специалистов гражданских специальностей, необходимых для народного хозяйства.

Добровольные оборонные общества выполняли важнейшую задачу: наряду с подготовкой военных специалистов и пропагандой военных знаний среди населения добровольные оборонные общества значительное внимание в своей деятельности уделяли идейно-воспитательной работе, военно-патриотическому воспитанию молодежи. Пропагандистские кампании, имевшие целью привлечь население, прежде всего молодежь, к занятиям спортом, военно-прикладными его видами, агитационная деятельность по привлечению молодежи в военные и спортивные кружки и секции - все это должно было способствовать укреплению идеологической константы, формированию массового сознания советских людей, воспитанию поколения патриотов. Цели, задачи и методы работы оборонных организаций определялись руководством страны в зависимости от изменений в геополитической ситуации, от политического курса, от внешних и внутренних угроз, от внутрипартийной борьбы, но всегда без участия рядовых членов оборонного общества.

Еще в начале 1920-х годов в стране стали создаваться добровольные общественные организации с оборонной направленностью деятельности.

Казанское военно-научное общество (ВНО) было создано в 1921 г. и ставило своей целью углубление и расширение военных знаний членов общества и пропаганду их среди населения. ВНО не являлось массовой оборонной организацией: в 133 ячейках ВНО в ТАССР состояло 4425 чел., из них 908 - гражданские лица. Учитывая важное оборонное значение деятельности ВНО в стране и приближающуюся войну, СНК СССР в июле 1926 г. переименовал его в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

Наряду с ВНО в марте 1923 г. была создана еще одна оборонная организация - Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). В круг его задач входило оборудование аэродромов, сбор средств на строительство самолетов для ВВС РККА, проведение планерных соревнований, содействие созданию отечественной авиации, привлечение молодежи к занятиям авиамоделизмом, планеризмом и авиационным спортом. В ОДВФ ТАССР в 1925 г. состояло 41 783 члена в 539 ячейках, из них 17327 членов в сельских ячейках [1].

В мае 1924 г. было создано Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим).

Начавшаяся в 1924-1925 гг. военная реформа требовала объединения вневойсковой подготовки населения в единой централизованной организации с хорошей материально-технической базой, отвечающей требованиям времени, с квалифицированным преподавательским составом и значительным числом ячеек в регионах, поэтому в марте 1925 г. было принято решение о слиянии ОДВФ и Доброхима в «Союз обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР» (Авиахим). К этому времени численность ОДВФ составляло 2253477 членов, а Доброхима - 950 000, и Авиахим СССР стал крупнейшей массовой организацией страны.

23 января 1927 г. было принято решение о слиянии ОСО и Авиахима в «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Определялось, что «на обострение международной обстановки Осоавиахим должен ответить военизацией рабочей и крестьянской молодежи». Каждый молодой человек, по мнению руководителей Общества, должен «владеть стрелковым делом, уметь ходить на лыжах, умело обращаться с винтовкой и противогазом в полевых условиях» [2].

Одним из первых и важных мероприятий Осоавиахима по реализации решений XVII съезда ВКП(б), направленных на укрепление обороноспособности страны, явился общественный военно-технический экзамен (ВТЭ). Был установлен минимум ВТЭ: сдача норм комплексов на значки ГТО, BC-I, умение читать топографическую карту, упражнения на планере, парашютный прыжок с самолета или 25-метровой вышки. Сдающий экзамен также должен был показать знания мотора (автомобильного, тракторного или авиационного). Все девушки должны были сдать нормы на значок ГСО. Задание Центрального штаба ВТЭ в первом туре экзамена (1934-1935 гг.) ТАССР выполнила с большим успехом. Контрольные задания по всем показателям были перевыполнены. Ежегодно Общество пополнялось сотнями тысяч новых членов, на 1 апреля 1941 г. в нем состояло 13673844 чел., т.е. по­чти в 5 раз больше, чем в 1927 г. В рядах оборонной организации ТАССР насчитывалось 147901 человек [3].

Осоавиахим, формально оставаясь общественной организацией, фактически превращался в организацию государственную, с жесткой структурой, строгой отчетностью и тотальным контролем со стороны властных органов. В аппарате Общества работали кадровые военнослужащие РККА, число которых постоянно увеличивалось. Многие работники Осоавиахима воспринимали работу в Обществе как работу в одном из наркоматов. Общество становится своеобразным, рассеянным по стране, военным округом.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием для народа и страны. С первых дней войны организации оборонного Общества направили свою деятельность на всестороннюю помощь Красной Армии. Широкий размах военных действий, численное превосходство противника и значительные потери Красной Армии в первые дни войны потребовали усиления темпов и масштабов «подготовки и бесперебойного обеспечения армии и флота обученными резервами».

Всего за годы войны в системе оборонного общества военное обучение прошли 163685 человек по 36 специальностям, из них бойцы-стрелки - 154481 чел., кроме того за годы Великой Отечественной войны в республике получили подготовку по ПВХО более 1,9 млн человек [4].

Таким образом, Великая Отечественная война стала экзаменом для всего оборонного общества. В короткий период Осоавиахим смог перестроить свою работу исходя из требований военного времени.

После войны в условиях создания Северо-Атлантического военно-политического блока в Европе изменяется деятельность оборонного общества. Перед ним ставится задача готовить резервы для армии и флота с учетом опыта боевых действий, привлекать молодежь к занятиям военно-прикладными видами спорта, проводить массовые агитационные мероприятия. В тот период Осоавиахим ТАССР насчитывал в своих рядах 295054 человек [5].

В 1948 г. Совет Министров СССР постановил разделить Осоавиахим на три самостоятельных Общества: Все­союзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия ВМФ (ДОСФЛОТ), а через три года, 20 августа 1951 г., Совет Министров СССР принял по­становление №3060 «Об объединении ДОСАР­Ма, ДОСАВа и ДОСФЛОТа во Всесо­юзное добровольное общество содей­ствия армии, авиации и флоту (ДОСА­АФ СССР)», которая должна была осуществлять работу по целому спектру направлений: «пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов Общества и населения; подготовка членов Общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в армии и на флоте; подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армейских, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма; развитие служебного собаководства».

В условиях «холодной войны» государственная власть ставила перед оборонным обществом задачу перестроить работу по подготовке населения к защите от оружия массового поражения.

Нарастающие социально-экономические и идеологические кризисные явления порождали в советском обществе разочарование в прежних идеалах, на смену романтическому настрою в работе всех общественных организаций пришли прагматизм и формализм. ДОСААФ в этот период становится одной из крупнейших массовых общественных организаций, в работе организации проявлялись типичные для советской действительности черты: формализм, парадность, явно завышенные статистические показатели, конформизм. В известной мере это было отражением жизни советского общества.

Государственные и партийные органы не только направляли, но и руководили работой ДОСААФ, так, 22 сентября 1970 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «Об укреплении материально-технической базы организаций ДОСААФ». Правда, в большинстве случаев, «забота» партии и правительства ограничивалась принятием постановлений, состояние материально-технической базы региональных организаций ДОСААФ не соответствовало тем задачам, которые они ставили перед оборонной организацией.

С середины 1980-х гг., после провозглашения курса на перестройку, ДОСААФ переживает определенные трудности: началось сокращение Вооруженных Сил, уменьшился объем оборонного заказа на подготовку специалистов для Минобороны, резко упал престиж военных профессий, что, по нашему мнению, вело к снижению обороноспособности страны. Излишняя централизация управления в ЦК ДОСААФ СССР привела к сковыванию инициативы местных оборонных организаций.

В сентябре 1991 г. состоялся учредительный съезд ДОСААФ РСФСР, была создана Российс­кая оборонная спортивно-техничес­кая организация (ОСТО РСФСР), впервые в истории госу­дарства оборонная организация России получила самостоятельный юридичес­кий статус.

Оборонная организация страны, являвшаяся некоммерческой общественной организацией, имела штат прикомандированных офицеров от Минобороны, пользовалась военной техникой, оружием и боеприпасами, использовала нормативные документы, разработанные Минобороны, вела подготовку допризывной молодежи и мобилизационных ресурсов, вела секретное делопроизводство, отчитывалось перед госорганами и партией за проводимую работу и многое другое, т.е. фактически являлась государственно-общественной организацией, не предусмотренной законодательством.

В связи с развалом СССР в 1991 г., запретом деятельности КПСС и ВЛКСМ, перехода к рыночной экономике, а затем и к государственному капитализму, сокращением численности вооруженных сил, уменьшением госзаказа на обучение по военно-учетным специальностям, изменились условия деятельности РОСТО (ДОСААФ).

Татарстанская организация разработала новый Единый устав общественно-государственного объединения, приняв его в мае 2008 г., в результате сложилась новая общественно-государственная модель управления организацией ДОСААФ РТ.

Прямое участие органов государственной власти в управлении деятельностью организации повысило эффективность работы, позволило за счет регионального бюджета укрепить материально-техническую базу, подключив к реализации всех республиканских программ по работе с молодежью. В ноябре 2009 г. Правительство РФ подписало Постановление № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

В связи с отсутствием федерального закона об общественно-государственных и государственно-общественных объединениях ДОСААФ России добивается принятия рассмотрения такого закона, а также самостоятельного федерального закона о ДОСААФ России, позволяющем бюджетное финансирование организации в части подготовки специалистов для Вооруженных сил РФ, развитию оборонно-технических видов спорта и военно-патриотическому воспитанию с внесением соответствующих изменений в бюджетный кодекс страны.

Таким образом, состоялся процесс перехода от исторически сложившейся формы скрытого государственного управления общественной организации, выполнявшей государственные задачи, на общественно-государственную модель управления организацией.

Обращение к опыту работы оборонной организации крайне важно для осуществления современной подготовки специалистов для Вооруженных сил РФ в условиях проведения военной реформы. Изменения в политическом и экономическом строе страны кардинально отражалось на деятельности, целях, задачах и методах работы оборонной организации страны, усиливая его важное государственное значение.

Добровольная оборонная организация (Осоавиахим-ДОСААФ) объединяла в своих рядах миллионы человек, являлась частью государственной машины и выполняла большое количество функций. Структурные подразделения организации осуществляли свою уставную деятельность во всех регионах страны.

Татарстанская оборонная организация начала функционировать в начале 1920-х гг., процесс ее структуризации происходил параллельно с оформлением автономии Татарской республики. К сожалению, национальные и региональные особенности не принимались в расчет при формировании союзных и республиканских структур, и, следовательно, деятельность региональных организаций была унифицирована, стандартизирована. В определенной степени это можно отнести и к истории добровольной оборонной организации Татарской АССР, которая за время своего существования (1921-1991 гг.) проводила многоплановую, разностороннюю деятельность как по подготовке кадров для армии, так и по распространению специальных знаний среди населения, а также работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и по иным направлениям. В то же время татарстанская оборонная организация вела большую работу по созданию и укреплению материально-технической базы организации, что, по нашему мнению, имело тесную связь с качеством работы Осоавиахим-ДОСААФ.

Рецензенты:

Никонова С.И., д.и.н., доцент, профессор, зав. кафедрой истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань;

Гайденко П.И., д.и.н., доцент, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.