Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE CONCEPT, MISSION, GOALS, OBJECTIVES, FUNCTIONS, INTEGRAL LOGIC: PRINCIPLES AND METHODS OF INTERNATIONAL PHARMACEUTICAL LOGISTICS

Voronov A.V. 1 Voronov V.I. 2
1 OOO Maristar
2 State UU
Integrated logistics - specific principles and methods of international (global) logistics management, including pharmaceutical, allow you to control complex processes of displacement, loading, storage, distribution and conversion of kinetic tangible and intangible assets in different countries. Logistics in the field of pharmaceutical activity is currently under development and distribution by regions of the world, which consequently requires the development of basic concepts of formation and management of pharmaceutical threads. As a result of work on this topic is highly relevant, especially in practice professionally familiar with the organization and management of pharmaceutical flows both in Russia and in foreign trade.The variety and volumes of pharmaceutical and medical goods on the world market has greatly increased in recent decades, also has greatly increased the number of participants in this business. It was therefore necessary in this work to analyze the current state of international pharmaceutical logistics, promising trends and to develop a scientific approach and methodology on the subject, as well as theoretical and practical recommendations for professionals in the pharmaceutical industry.The authors considered the principles of modern international logistics management as applied to the pharmaceutical industry, the principles of improving the logistics activities of the pharmaceutical structures, formulated the tasks of modern pharmaceutical logistics.
information flows
commodity flows
pharmaceuticals
integral logistic

Уровень цивилизованного развития любого общества определяется направлением, динамикой развития и степенью использования в нем мировых достижений научно-технического прогресса, передовой мысли, инноваций в области комплекса наук: философии, политики, математики, физики, химии, экологии, этики, эстетики, природопользования, экономики, маркетинга, менеджмента, логистики, аутсорсинга и других наук. Потоковая среда, окружающая и взаимно проникающая во внутрь всех, описанных выше, элементов и структур, специфически, связывающая их определенными отношениями преобразований, по нашему мнению, очевидно и является основным предметом изучения, анализа и проектирования организации товаропроводящих и торговых сетей, маркетинга, аутсорсинга, аутстаффинга, электронной коммерции, национальной и международной логистики.

По своей основной, специфической сути, представленная комплексная, интегрированная и гармонизированная логистическая потоковая сфера деятельности представляет собой внутреннюю и внешнюю, динамично эволюционно и революционно развивающуюся во времени, пульсирующую среду современного национального и международного социально-экономического пространства.

Общепринято, что данная среда состоит из комплексной совокупности функционирующих, параллельных, переплетающихся материальных, транспортных, капитальных, финансовых, денежных, трудовых, кадровых, интеллектуальных, правовых, страховых, информационных, инновационных, сервисных и прочих потоков, как процессов их преобразования, постоянно происходящих в товаропроводящих каналах, цепях, звеньях, узлах, ячейках, структурных элементах и сетях, посредством которых осуществляется связь и взаимодействие между всеми составляющими структурными объектами и субъектами. Фармацевтическая сфера не является исключением из общих правил.

Анализ современного этапа развития логистики показал, что в настоящее время существуют три основных классических подхода к формированию логистических сред, систем и структур в фармацевтическом бизнесе на международном уровне.

Первый подход заключается в том, что при организации и осуществлении логистических операций в фармацевтическом секторе основной упор делается на совершенствовании процесса управления материальными потоками в международных логистических системах с соответствующим информационным, финансовым, кадровым, правовым, страховым, сервисным обеспечением и сопровождением. Этот подход можно назвать «операционным», то есть направленным на совершенствование различных процессов, операций и активностей в международных логистических системах.

Второй подход в фармацевтическом секторе мировой экономики заключается в том, что международная, региональная и национальная логистика должны быть адекватными, адаптированы друг к другу, а также внешним условиям окружающей среды, гибкими, прозрачными и способными к быстрому, оперативному реагированию на возможные изменения производства и окружающей среды под влиянием инноваций, научно-технического прогресса, инвестиций и в рыночных платежеспособных запросах потребителей. Этот подход можно условно назвать «гибким», оперативным, и суть его в гибком, быстром и качественным удовлетворении потребительской клиентуры.

Третий подход концентрирует внимание менеджеров, занимающихся фармацевтической логистикой, на интеграции и адекватности, гармонизации и координации, сбалансированности и оптимизации по конечному результату работы всех участников логистических цепей и звеньев в рамках, действующих на национальном или на международном уровне логистических систем. А также на комплексе всех логистических потоков как процессов преобразования (материального, финансового, информационного, сервисного), участвующих в национальных и международных сетях и цепях поставок. Данный подход условно можно назвать интегрированным и гармонизированным.

Однако в современных условиях и при тех требованиях, которые выдвигаются перед фармацевтической логистикой, с точки зрения гарантии качества логистического обслуживания потребителей и обеспечения надежного, четкого и эффективного функционирования логистических сред, систем, сетей и цепей поставок, логистика должна быть «операционной» и «адекватной», «адаптированной» и «гибкой», «оперативной» и «интегрированной», «гармонизированной» и «прозрачной», «оптимальной» и «сбалансированной».

При анализе ассортиментной совокупности публикаций по логистике, следует отметить, что практически везде у большинства авторов выделялись четыре основных логистических потока: материальный, финансовый, информационный и сервисный со своей структурой основных элементов, характеристик и параметров, которые формировали материальную, финансовую, информационную и сервисную логистику и соответственно логистических систем разного уровня и функционального назначения. До сих пор идут споры в теоретических и практических, деловых кругах, который из потоков считать главным, первичным, инициирующим, обеспечивающим, сопутствующим, сопровождающим и т.д., каждый из логистических потоков в свою очередь характеризуется различными отраслевыми, ресурсными и функциональными признаками и параметрами [1,2,4,10,11].

Фармацевтическая логистика также разделяется по следующим специализированным типам, без которых невозможно было бы обеспечить всю деятельность фармацевтической сферы:

  • ресурсным (сырье, материалы, детали, фабрикаты и полуфабрикаты, агрегаты, товарные продукты, капитал, основные и оборотные фонды, топливо и энергия, интеллектуальная собственность, инновации, финансы, бюджеты, штаты управленцев, профессиональные кадры, связь, информация, деловые контакты и т.д.);
  • отраслевым (производство, военно-промышленный комплекс, дистрибьюция, розничная торговля, образование, здравоохранение и т.д.);
  • подотраслевым (машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, судостроение, производство офисной техники, мебели, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, оказание различного спектра услуг в транспортировке, коммунальные услуги, образование, банковское, правовое и страховое сопровождение и т.д.);
  • функциональным (инновационные и проектные разработки, снабжение (закупки), производство, хранение (складирование), реализация (сбыт), послепродажное сопровождение, возврат, утилизация и т.д.) признакам.

Фармацевтическая логистика, в конечном итоге, и получила соответствующие данные определения и специальные названия (ресурсная, отраслевая, подотраслевая, функциональная логистика) с соответствующим видом сырья, материалов, отрасли, подотрасли, логистической функции [1-6]. И соответственно, например, необходимой для фармацевтической сферы логистикой основных и оборотных фондов, капиталов, интеллектуальной логистикой, банковской логистики, логистикой финансов, информации, кадров, промышленной, сельскохозяйственной логистикой, логистикой топливно-энергетического комплекса, логистикой закупок, снабжения, производства, сбыта, реализации, распределения, реверсивной логистикой, логистикой послепродажного сопровождения, логистикой в здравоохранении, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. [14,15].

Ряд профессиональных специалистов условно выделяли региональную, национальную, трансграничную, международную, глобальную логистику пространств и границ [11,19]. Например, Европейская, Северо-американская логистика, логистика Германии, России, КНР и т.д., логистика стран АТР, Евразийская логистика и т.п. Тот же подход можно применить и к фармацевтической логистике.

Наиболее обобщающий, емкий и краткий термин «Логистика» предложил профессор ГУУ Б.А. Аникин: «... наука по управлению потоками как процессами преобразования в экономических и социальных средах ...» [1]. Данная трактовка термина позволила более полно организовать и провести дальнейшие, широкие, теоретические и прикладные, практические исследования по интеграции, гармонизации, координации, оптимизации комплекса логистических потоков, эволюции логистики, логистических систем, их структурных элементов на глобальных, макро, мезо и микро-уровнях, по формированию интегральной логики принципов и методов логистики, в том числе и международной, вывести закон телепортации как сбалансированное единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса во времени, пространстве и социально-экономических средах [4-9]. Международная логистика понималась как логистика, в которой потоки материальных и нематериальных ценностей пересекают границы государств один и больше раз [1].

На стадиях работы было выявлено, что основные параметры единства интегрированных и гармонизированных логистических потоков в процессах кинетического преобразования стремятся к соблюдению балансов и достижению некоторых равновесных величин. В это же время были определены среды, области и сферы стыковки характерных особенностей региональной, национальной и международной, трансграничной логистики на континентах в разных государствах [7,8,10].

В связи с вышеизложенными материалами, авторы считают необходимым и логичным, рациональным и обоснованным предложить в настоящее время следующую формулировку термина логистика (национальная, трансграничная, международная и т.п.) для конструктивного обсуждения и возможного использования в научных исследованиях, в методических вопросах проектирования, организации и управления логистических систем, а также их структурных элементов, сетей, каналов, цепей и звеньев поставок.

Логистика - это наука и область практической деятельности по формированию и управлению потоковыми средами и их импульсами кинетических процессов преобразований в естественных, искусственных и смешанных системах, органично входящих в интеллектуальные, инновационные, экономические, социальные, культурные, технические, политические и военные сферы [17].

По мнению авторов, разработанное ими данное определение логистики в настоящее время наиболее полно, емко и широко трактует современное терминологическое понятие логистики, которое показывает, что весь мир - это сложная многомерная динамично развивающаяся, пульсирующая во времени и пространстве логистическая среда, стремящаяся к равновесию и балансам параметров и характеристик потоковых процессов преобразований. В связи с этим в настоящее время можно уточнить современную миссию, цели, задачи и функции международной фармацевтической логистики [18].

Миссия международной фармацевтической логистики - эффективное функционирование интегрированного и гармонизированного, координированного и оптимального комплекса всех логистических потоков фармацевтической сферы как процессов кинетического преобразования во внешних и внутренних средах пространстве и времени.

Основные цели международной фармацевтической логистики заключаются в реализации следующих направлений:

1) организации, обеспечении и сопровождении:

  • внешнеторговых коммерческих и некоммерческих операций, международного обмена всеми видами необходимых экономических ресурсов, включая финансовые, информационные, инновационные, инвестиционные, трудовые и интеллектуальные, а также материальными и не материальными ценностями, благами, включая научные и интеллектуальные, творческие, духовные, культурные и социальные;
  • интегрированных, гармоничных, эффективных стыковок с региональными логистиками и национальными логистиками государств - партнеров по внешнеторговой деятельности, эволюционно и органично включая их поэтапно в международную фармацевтическую логистическую систему;
  • эффективными результатами научно-технического прогресса в фармацевтической отрасли, инвестициями инновационного развития логистических сред во времени и пространстве, социально-экономических сферах в рамках международных соглашений, правил и договоров;
  • надежной транспортировки и перевалки необходимых для фармацевтической отрасли грузов любых видов и типов, уровней сложности, опасности, габаритов, параметров, характеристик, оперативных перемещений разнообразного ассортимента материальных и нематериальных товарных продуктов в договорные сроки потребителям между континентами из одного государства в другое;
  • безопасных, надежных и комфортных условий перевозки пассажиров из одного государства в другое, между континентами по их интересам, потребностям и платежеспособным возможностям с предоставлением дорожного сервиса без пересадок или транзитом;

2) оптимизации ресурсных, временных, сервисных и финансовых затрат на доставку товарных продуктов от производителя к потребителю, а также на оперативную, комфортную адресную перевозку пассажиров из одной страны в другую.

Задачи международной фармацевтической логистики, исходя из сформулированных целей, состоят в следующем:

в прогнозировании:

  • международного, региональных и национальных рынков платежеспособного спроса и предложения товарных продуктов, логистических, центров, терминалов, транспортных узлов и полисов, морских портов, площадок, зон, модулей, кластеров, хабов и т.д., а также потенциального развития разных видов транспорта, ассортиментных типов транспортных средств, их оснащения, эксплуатационных параметров и характеристик, а также их сервисного, технического и технологического, навесного оборудования и обеспечения;

в проектировании:

  • новых транспортных маршрутов и коридоров, унифицированных и специальных транспортных средств, их технологической оснастки, концентрационных и распределительных логистических центров, перегрузочных терминалов, эффективных коммуникаций, грузовых единиц, тары и упаковки;

в выборе:

  • оптимального маршрута движения и перемещения товарных продуктов и пассажиров, а также эффективных вариантов транспортных коридоров, координатных адресов транзита грузов и пассажиров, перевалочных терминалов, коммуникаций, средств связи и оповещения;
  • видов и типов транспорта и транспортных средств, их технических параметров, технологической оснастки и эксплуатационных характеристик, графиков и режимов движения, технологического оборудования и оснащения транспорта и транспортных средств, включая места тарировки, переработки и перевалки грузов, а также пересадки транзитных пассажиров, грузовых единиц, контейнеров, поддонов, палетто мест, материалов тары и упаковки;
  • компании-экспедитора, транспортной компании, таможенного брокера, таможенного представителя, партнеров по кадровому, информационному, правовому, страховому, финансовому, сервисному обеспечению, обслуживанию и сопровождению, а также способов доставки товарных грузов по ИНКОТЕРМС;

в планировании:

  • каждого транспортного цикла и операционного этапа доставки товарных грузов и пассажиров, в том числе с участием различных видов транспорта, необходимых транспортных средств, их технического и технологического оснащения, грузовых единиц, тары и упаковки;
  • интегрированной оптимизации сроков доставки товарных продуктов, включая перемещение по территории различных государств, таможенное оформление, временное хранение и транзит, затрат на доставку, включая таможенное оформление, временное хранение и транзит;

в разработке:

  • с учетом динамики мирового и национального рынка, инноваций современных методов, способов и технологий, операций и активностей функционирования международной фармацевтической логистики, уникального набора нормативных показателей для оценки деятельности в зарубежных государствах (определения уровня эффективности для фирмы и стран дислокации бизнеса), поскольку существуют значительные различия в курсах национальных валют, уровнях и темпах инфляции, политической, экономической, социальной, этнической, национальной, культурной заинтересованности в индустриальных и развивающихся странах;
  • стратегии и тактики создания и функционирования, устойчивых макрологистических систем, связывающих фармацевтические бизнес-структуры различных государств мира со своими национальными логистическими системами на основе специализации и разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, законодательно поддерживаемых на межгосударственном уровне;

в организации:

  • эффективных логистических потоков товарных продуктов, грузов и пассажиров, информации, финансовых и интеллектуальных ресурсов, инвестиций, сервисных услуг между странами и континентами, а также современной и качественной, экологически безопасной, в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами тары, упаковки и укладки, грузовых единиц и транспортных средств;
  • эффективной перевалки торговых грузов современными техническими средствами, погрузки и разгрузки;
  • надежного автоматизированного складирования, учета, охраны и хранения товарных грузов;
  • комфортного, удобного сервисного обеспечения и обслуживания перемещения пассажиров;
  • своевременного оперативного таможенного прохождения пограничных пунктов различных государств;
  • интегрированной и гармонизированной цепи поставок от производителя до получателя (покупателя);
  • движения и распространения предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству;

в обеспечении и сопровождении:

  • международного транспортного движения всеми видами сервисного обслуживания, включая информационное, кадровое, экспедиторское, техническое, страховое и правовое обеспечение и сопровождение;
  • международными соглашениями, условиями и правилами, принципами, нормативами и стандартами, документами и договорами (контрактами), включая и электронное оформление, перемещения материальных и нематериальных ценностей, профессиональных кадров, пассажиров через границы государств;
  • качественными и оперативными процедурами, процессами, операциями и активностями таможенного оформления и очистки на таможенных постах;
  • развития тары и упаковки, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств, оборудования и их технического и технологического обеспечения, средств связи и оповещения;
  • международных финансовых расчетов по контрактам, необходимой информацией в требуемых объемах и в нужные сроки;

в безупречном управлении:

  • потоками материальных и нематериальных ценностей, товарных грузов и пассажиров, информацией, финансами, сервисными услугами, профессиональными кадрами, взаимодействия с партнерами;
  • всем комплексом хозяйственных и партнерских связей, поскольку активности, операции, детали, нюансы, документация, связанные с международными потоками, отличаются большим разнообразием, чем в других сферах деятельности, и их количество возрастает в геометрической прогрессии с увеличением числа государств, охваченных международной коммерческой деятельностью конкретной предпринимательской организации;
  • действиями по регистрации и перерегистрации лекарственных препаратов, фармацевтических субстанций, послепродажном сопровождении, включая отслеживание нежелательных эффектов.

в контроле:

  • за ввозом и вывозом лекарственных препаратов, других товарных продуктов, результатов интеллектуальной деятельности в натуральных и денежных единицах измерения, денежных средств, инвестиций и инноваций;
  • за финансовым и товарным балансом организаций и государств, участвующих во внешнеэкономической деятельности;
  • за соблюдением законодательных актов, правил и условий международной торговли и качественного перемещения материальных и нематериальных ценностей, грузов и пассажиров в установленные сроки;
  • и учете обменного валютного курса, его динамики во времени и пространстве валют разных государств;
  • за качеством и уровнем сервисных удобств, предоставляемых услуг международной логистики;

в формировании:

  • материальных и нематериальных потоков, финансов, информации, профессиональных кадров на уровне макрорегиональных хозяйственных структур, пересекающих границы государств;
  • специализированных систем управления базами данных и потоков информации на межгосударственном уровне;
  • специализированных систем качественной защиты предпринимательской деятельности и собственности от разного рода и степеней возможных рисков, мошенничества, воровства и контрабанды на уровне макрорегиональных хозяйственных структур;
  • новых логистических каналов, структурных звеньев, цепей поставок, узлов, товаропроводящих сетей, логистических концентрационно-распределительных центров и систем их совершенствования;

в обмене:

  • инновациями и новыми технологиями, операциями и активностями, достижениями в области менеджмента, маркетинга, логистики, управления цепями поставок, товаропроводящих сетей, аутсорсинга, аутстаффинга, информационных технологий и программного обеспечения, электронной коммерции (поскольку такой плодотворный обмен, его грамотное внедрение и распространение способствует сближению уровней экономического и социального развития различных государств мира, развивает и укрепляет политические, производственные, торговые, хозяйственные, научные, культурные и духовные связи);

в преодолении:

  • таможенных, экономических, политических, социальных, языковых, этнических, культурных, религиозных и т.д. возможных видов и уровней барьеров и препятствий при перемещениях материальных и нематериальных товарных продуктов, финансов и пассажиров, включая и экономические санкции;

в использовании:

  • исторического и современного передового практического, хозяйственного опыта, теоретических, конструкторских и инженерных разработок, методов, способов, достижений техники и технологий, в том числе транспортных и информационных, надежного и комфортного перемещения материальных и нематериальных товарных продуктов, а также людей на большие расстояния по конкретным адресам в необходимые сроки с оптимальными затратами;

в содействии и обеспечении:

  • распространения электронного документооборота, деятельности электронной торговли, коммерции, логистики, бизнес-интернета по странам и континентам.

Такое обилие и разнообразие ассортиментных задач международной фармацевтической логистики разного уровня связано с относительно большим количеством государств на Земном шаре, с разными политическими и экономическими системами, производственно-хозяйственной мощностью национальными, религиозными, культурными и этническими традициями и бытовым укладом, расположенных либо рядом (общая граница, соседи), либо через государство или несколько государств, либо на больших расстояниях друг от друга, разделенных границами многих государств, пустынями, горами, водными, морскими просторами.

Следовательно, современная международная фармацевтическая логистика рассматривается нами как концепция управления товарными, грузовыми (материальными), нематериальными и пассажирскими потоками фармацевтической сферы между государствами и континентами во времени и пространстве. В соответствии с вышеизложенным материалом, наряду с обычными, традиционными логистическими функциями, сформировались и специфические функции международной фармацевтической логистики:

  • прогнозирование, планирование и формирование мировых хозяйственных связей по поставкам лекарственных препаратов и других товарных продуктов или оказанию сервисных услуг, их развитие, корректировка, модернизация, рационализация и оптимизация;
  • определение объемов, динамики и направлений мировых логистических потоков в фармацевтической сфере (материального, информационного, финансового, сервисного, интеллектуального, кадрового и т.д.);
  • прогнозные оценки потребности и стоимости мировых перевозок и перемещений материальных и нематериальных ценностей, людей на перспективу;
  • определение очередности и последовательности, скорости и частоты, интенсивности и плотности, количества и дислокации промежуточных узлов, терминалов, центров мировых логистических потоков;
  • определение ранжирования и последовательности международного движения товарно-материальных ценностей фармацевтической сферы через грузовые терминалы, места складирования, хранения, концентрации и распределения, определение оптимального коэффициента складских звеньев при организации подобного товародвижения;
  • стратегическое, тактическое и оперативное управление запасами в сфере международного фармацевтического товарообращения;
  • осуществление международных перевозок, а также всех необходимых процессов, операций и активностей в пути следования фармацевтических грузов и пассажиров к конкретным пунктам назначения;
  • управление научно-техническим прогрессом, инвестициями и инновациями, внедряя их в процессы формирования и развития международных транспортных коридоров;
  • развитие трансграничной логистики пространств и границ, как основной составной части международной фармацевтической логистики.

Международная логистика возникла не только в связи с современными требованиями мирового рыночного развития, глобального, интегрированного экономического развития, но ей также на протяжении веков способствовали различные эволюционно развивающиеся исторические, политические, технологические, маркетинговые, экономические и социальные аспекты [2,4,10,11]. Постепенно формировались направления интегральной логики, принципов и методов международной логистики [7,11].

До недавнего времени участие компаний в мировой экономике, внешнеэкономической деятельности представлялось руководителями предпринимательскими организациями относительно второстепенной задачей, поскольку они видели в этом лишь возможность до определенного уровня увеличить бизнес-объемы своих коммерческих, торговых и финансовых операций, получить быструю прибыль за счет и на территории соседних стран или государств на других континентах и в других регионах.

В настоящее время стал интенсивно осуществляться поступательный процесс активного вовлечения в международную конкуренцию огромные и сложные как национальные, так и многонациональные институты и организации. Ведущие на фармацевтическом рынке передовые компании уже устойчиво осознают, что для достижения серьезного долгосрочного и стабильного успеха в современной экономической деятельности необходимо использовать ресурсы, производить, перемещать, создавать запасы и реализовывать лекарственные препараты по всему миру.

Для того чтобы получить реальные, устойчивые конкурентные преимущества и добиться максимальной эффективности за счет масштабов производства, нужно использовать национальные, континентальные и региональные достоинства и возможности, транспортировки, экспорта и импорта лекарственных препаратов, превращая имеющиеся рыночные, технические и технологические местные, национальные недостатки в конкурентные преимущества каждого государства, в котором работает фирма.

Такие перспективные направления эффективного развития участников мирового экономического пространства требуют соответствующего формирования разумной, интегральной логики - специфических принципов и методов международного (глобального) логистического менеджмента, в том числе фармацевтического, позволяющих управлять сложными процессами перемещения, размещения, хранения, распределения и кинетического преобразования материальных и нематериальных активов в разных государствах, в каждом из которых свои законы, политика и социальные условия, традиции и уклад жизни, культура, религии, менталитет, уровень научно-технического образования, степень экономического развития, национальные амбиции, интересы и устремления.

К сожалению, общепризнано, что практика планирования и ведения бизнеса многих фирм, работающих на мировом рынке в настоящее время, показывает, что их организационные, деловые схемы, процессы, операции и активности нацелены на решение скорее оперативных, тактических, сиюминутных, нежели стратегических, долгосрочных задач при отсутствии интегральной логики. Следует отметить, что важность ее разработки, специфических принципов и методов международного (глобального) логистического менеджмента обусловлена следующими основными причинами.

Во-первых, потенциальные, ресурсные возможности глобальных, международных систем массового производства, преобразования, перемещения, хранения и распределения товарных продуктов позволяют более эффективно и оперативно решать хозяйственные проблемы по организации и управлению логистическими потоками, включая также информационные, финансовые, сервисные, страховые, юридические, кадровые и т.д., получать наибольшие преимущества от совокупного объема сделок и объединения усилий, чем достижимы в логистических активностях, операциях и процессах только на национальной или ограниченной двусторонней межнациональной основе.

Во-вторых, более ограниченные концепции внутренней, региональной, или национальной, логистической интеграции, гармонизации и управления, как правило, страдают определенным уровнем недееспособности, низкой пропускной мощностью и бизнес-культурой, когда компания пытается перенести основанные на них организационные, деловые, таможенные схемы или методы работы на многонациональный, международный уровень.

В-третьих, только по-настоящему глобальная (международная) система, основанная на интегральной логике, способна наладить правильное и эффективное преобразование и движение потока материальных и нематериальных активов из разбросанных по всему миру источников ограниченных экономических ресурсов, сырья в международный интегрированный и гармонизированный производственно-хозяйственный комплекс, а оттуда через множество внутринациональных распределительных каналов, сетей, цепей и звеньев поставок конкретным потребителям во всем мире.

В-четвертых, к нашему сожалению, подобная интегральная логика еще не создана, в настоящее время только идет ее фрагментарное формирование, а в реальности существуют только перспективные направления, наборы элементов отдельных логистических сред и систем, имеющих свою собственную, законодательную, правовую, страховую и операционную инфраструктуру, со своим стилем и достигнутым уровнем предпринимательской деятельности и управления.

В-пятых, при отсутствии интегральной логики, из-за межгосударственных различий каждый многонациональный концерн (МНК), транснациональная корпорация (ТНК) для преобразования и продвижения своих товарных продуктов, услуг и инновационных технологий, включая и финансы, сталкиваются с проблемой необходимой разработки специального уникального и скоординированного логистического комплекса, ориентированного на группу стран или даже на отдельные государства.

В настоящее время уже можно сформулировать следующие основные принципы международной фармацевтической логистики:

  • рационального и цивилизованного объединения усилий правительства и представителей фармацевтического бизнеса для обмена материальными и нематериальными активами, профессиональными кадрами и инновациями между государствами;
  • относительно достаточной прозрачности международного, трансграничного фармацевтического бизнеса для партнеров, клиентов и представителей государственных властей;
  • поступательного роста и распространения бизнес-культуры на фармацевтическом рынке, экологической безопасности, достижений менеджмента, маркетинга, логистики, управления цепями поставок и товаропроводящих сетей аутсорсинга, аутстаффинга, информационных технологий, электронной коммерции в международных экономических отношениях;
  • защиты экономических интересов государств и их фармацевтических организаций во внешнеторговой деятельности;
  • цивилизованного, гуманного подхода к достижению балансов, компромиссов и решению коммерческих споров в международной фармацевтической деятельности.

Международная глобальная фармацевтическая логистика должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к фармацевтической логистике на внутреннем, национальном рынке, но помимо этого ей приходится справляться с намного большей неопределенностью мировых рынков, порождаемой возросшими расстояниями, разными видами транспорта и транспортных средств, требованиями к ним, колебаниями потребительского спроса, языковыми барьерами и свободными вариантами переводов деловой информации, разнообразием правил государственного, таможенного и юридического регулирования, экспедиторского и страхового сопровождения, оформлением и предоставлением документации на разных языках.

Если с организацией и управлением потоков преобразования материальных активов, финансов, сервисных услуг между фармацевтическими организациями разных государств проблемы постепенно решаются, но в основном с морально устаревшими технологиями и товарными продуктами, то с нематериальными активами держатели, разработчики, владельцы результатов интеллектуальной собственности, пытаясь получить наиболее высокие дивиденды, задерживают их широкое использование и распространение в развивающихся странах, в том числе и через завышение их реальной стоимости. Не является исключением этого факта и наша страна. Также в развивающихся государствах просто воруются результаты интеллектуальной деятельности, нарушаются авторские и патентные права, расширяется использование результатов промышленного и коммерческого шпионажа, массово производятся контрафактные лекарственные препараты.

Динамика национальной экономической системы любого государства при частичных и/или полных ограничениях, включая и экономические санкции, в экспорте и импорте товарных материальных и нематериальных ценностей с течением определенного промежутка времени теряет позиции в показателях своего экономического роста, определенные степени и уровни социально-экономической свободы, аспекты и тенденции, направления и пути положительного влияния на эволюционное, параллельное, гармонизированное развитие и интеграционное взаимодействие с другими государствами и мировой экономической системой в целом.

При игнорировании фармацевтическими организациями современных эволюционных законов развития и распространения результативного опыта научно-технического прогресса, концепций управления экономикой других государств национальная экономическая система в фармацевтической сфере может быть относительно закрытой и изолированной от процессов обмена материальных и нематериальных ценностей (активов) на внешнем рынке.

При полной или частичной политики «железного занавеса», например, таких известных государств, как Япония, Китай до 18 века, СССР с 1917 по 1989.г., Северная Корея, Куба, некоторые страны африканского континента по настоящее время и т.д. существенно сужается и задерживается научно-технический прогресс, в том числе и в фармацевтической отрасли, обмен ресурсосберегающими технологиями, результатами интеллектуальной деятельности, методами управления и соответственно эффективное развитие национальной экономики.

В таких национальных экономических системах осуществляется однобокое структурное, деформированное развитие элементов, формируются застойные явления и намечаются отставания ряда производственных отраслей, развития концепций управления, формирования материальных и нематериальных активов и ценностей при отсутствии международного обмена в научно-техническом прогрессе, профессиональном и культурном образовании, результатах интеллектуальной деятельности, инновациях, инвестициях, в технике и технологиях, методов ведения бизнеса, борьбы с конкурентами, менеджмента, маркетинга, логистике, аутсорсинге, аутстаффинге, электронной коммерции и т.д.

Но поскольку некоторые определенные ограничения в международном торговом обмене, а именно - в экспорте и импорте (вывозе и ввозе товарных материальных и нематериальных продуктов) являются насущной объективной необходимостью обеспечения экономической безопасности и национальных интересов любого государства, то стратегически (в перспективе на относительно длительный период времени) и тактически (оперативно в реальном времени) требуется регулярно формировать и обеспечивать определенные компромиссы (соотношения, балансы, эффективные паритетные, законодательные соглашения) между необходимыми, защитными ограничениями и объективными экономическими законами эволюционного развития.

Цивилизованное, правовое достижение таких необходимых компромиссов (паритетов, соотношений, балансов, законодательных соглашений) предусматривается основными методами и инфраструктурными, системными элементами обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя, например, следующие необходимые, основные характерные положения:

1) Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и не тарифное регулирование, формирование специфических условий и рычагов давления на уменьшение и полное исключение «серых схем» («полубелых», «черных», «контрабандных») таможенного оформления и таможенной очистки товарных продуктов, контроль за экспортом и импортом в страну, валютный контроль;

2) Международные правила перевозки грузов (Конвенции о договоре по международной перевозке грузов, с применением книжки МДП, основные международные соглашения в области международных морских, железнодорожных и воздушных перевозок, транспортировок жидких углеводородов по трубопроводам, энергии по электрическим сетям);

3) Экономические и таможенные союзы, организации и сообщества;

4) Доставка товарных продуктов под таможенным контролем (Таможенный орган назначения (ТОН) для ввозимых, перевозимых и вывозимых товаров, Таможенный орган отправления (ТОО) для ввозимых, вывозимых товарных продуктов);

5) Методы международной логистики (методы расчета стоимости доставки, методы и основные правила взаимодействия между клиентом и экспедитором, основные методы снижения коммерческих рисков, методы и правила составления и заключения контрактов во внешней торговле, методы определения таможенных тарифов и пошлин - юридическое обеспечение и сопровождение);

6) Основные инфраструктурные, системные элементы международной логистики (таможенные перевозчики, склады временного хранения, мультимодальные и смешанные (интермодальные) перевозки, международные транспортные коридоры, приоритетные европейские транспортные коридоры, информационные технологии, связь и программное обеспечение для международной логистики, гармонизированная система описания и кодирования товаров (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), страхование товарных грузов и пассажиров, внешнеторговая статистика), Инкотермс, международные кредитно-финансовые системы, международные логистические центры, концентрационно-распределительные терминалы и парки, площадки и зоны, региональные кластеры и хабы.

Авторы, публикуя эти материалы в данном издании и вынося их для обсуждения, надеются получить обмен мнениями со специалистами, конструктивную критику от заинтересованных коллег и профессионалов в бизнесе, а также обоснованных предложений по совершенствованию логистики и ее структурных элементов.

Рецензенты:

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор, профессор кафедры экономики и организации здравоохранения фармации ПМФИ - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ, г. Пятигорск;

Буюклинская О.В., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармации и фармакологии ГБОУ ВПО «Северного государственного медицинского университета», г. Архангельск.