Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE FORMATION OF THE PEDAGOGICAL ORIENTATION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Kolmogorova N.V. 1
1 Siberian State University of Physical Education and Sport
Направленность к педагогической деятельности является важнейшей стороной педагогического мастерства. Основным условием овладения педагогической деятельностью является целенаправленное формирование типов направленности к данной деятельности у студентов. Для определения уровня сформированности направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза по Е.Н. Рогову (1996), были выявлены следующие ее типы: «организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник». Современные требования к специалистам в области физической культуры и спорта предопределяет высокий уровень развития всех типов направленности к педагогической деятельности у выпускников вузов. Динамика профессионального функционирования учителя (преподавателя) проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации. Для прохождения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта первой стадии - адаптации и полноценного вступления во вторую – становления, мы предложили разработанную методику по формированию направленности к педагогической деятельности по четырем типам.
Orientation to teaching is an essential aspect of teaching skills. The main condition for the acquisition of pedagogical activity is purposeful formation types focus to this activity the students. To determine the level of development of orientation to teaching students of high school athletic by E. N. Rogov (1996) identified the following types: "organizer", "сommunicator", "intelligent", "subject". Modern requirements to the specialists in the field of physical culture and sport determines the high level of development of all types of orientation to teaching graduates. The dynamics of the professional functioning of the teacher (teacher) passes through three stages: adaptation, development and stagnation. For the passage of future specialists in the sphere of physical culture and sport of the first stage - adaptation and full entry into the second formation, we suggested that the developed method for forming orientation to teaching in four types.
orientation to teaching
formation types
orientation
future specialists in the sphere of physical culture and sports

Профессиональная подготовка, как отмечают Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов, М.Т. Громкова и др. процесс сложный и многогранный, основу которого составляет педагогическая направленность [1, 5]. Педагогическая направленность является одной из интегральных характеристик личности учителя и объектом профессионального развития (саморазвития) учителя [3].  На наш взгляд педагогическая направленность - это стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающая ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик учителя. Как отмечает Е.И. Рогов, степень сформированности педагогической направленности может быть выражена в разном уровне ее развития [4].

В традиционной системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта изучены и используются данные о структуре, формированию мотивов, профессионального интереса и отдельных компонентов педагогической деятельности.  Однако, не разработаны аспекты формирования направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза.

Проблема исследования состоит в необходимости формирования направленности к педагогической деятельности в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся структуры, уровней, личностно-ориентированного подхода,  с помощью которых  возможно развитие и саморазвитие типов направленности к педагогической деятельности.

Обсуждение результатов исследования

Одним из основных условий овладения педагогической деятельностью является целенаправленное формирование типов направленности к данной деятельности у студентов.

Для определения уровня сформированности направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза, были выявлены следующие ее типы: «организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник» [4].

Выделенные нами типы направленности своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Если у педагога в большей степени развит один из типов, это приводит к серьезным проблемам в педагогическом процессе и сам процесс становится мононаправленным. Вот почему важнейшей задачей при подготовке студентов является выявление изначального проявления индивидуального уровня направленности к педагогической деятельности.  

В педагогическом эксперименте приняли участие 98 студентов 2 курса разных специализаций направления «Физическая культура». Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Сибирского государственного университета физической культуры и спорта».

Анализ полученных результатов показал, что у студентов физкультурного вуза преобладает направленность типа «организатор» – 31% и «коммуникатор» - 25%., в меньшей степени в структуре личности типы: «интеллигент» - 7% и «предметник» - 6%. Выявлены смешанные типы педагогической направленности, такие как «коммуникатор-организатор», «коммуникатор–интеллигент», «организатор–интеллигент», «коммуникатор–предметник», «интеллигент-предметник», «организатор-интеллигент-предметник», «коммуникатор-организатор-интеллигент», «организатор-коммуникатор-предметник-интеллигент» - 31%.

То обстоятельство, что студенты спортивного вуза показывают высокий уровень направленности на организаторскую, коммуникативную деятельности объясняется тем, что поступают в физкультурный вуз спортсмены различной квалификации и знакомы с организаторской и коммуникативной деятельностью. Однако для повышения статуса работников в области физической культуры и спорта необходимо повысить предметное содержание и творческий потенциал студентов.

Высшее педагогическое образование должно обеспечить личностный рост профессионала как высоко компетентного, творческого педагога.

Основой профессионализма является гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, умений организовывать мероприятия, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.

Современные требования к специалистам в области физической культуры и спорта предопределяет высокий уровень развития всех типов направленности к педагогической деятельности у выпускников вузов. Динамика профессионального функционирования учителя (преподавателя) проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации [3].

На стадии профессиональной адаптации возросшие требования общества, педагогического коллектива и деятельности вступают в противоречие со сформированными в вузе профессиональными характеристиками личности, знаниями и умениями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой учитель перенимает, впитывает, ассимилирует чужой опыт, часто проявляя всеядность и не критичность. На этом этапе превалирует стремление удовлетворить требования значимой среды, поэтому профессиональное становление идет замедленными темпами.

На стадии профессионального становления необходимость приспособления к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанным к тому времени педагогом индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками».

На стадии профессиональной стагнации учитель приспосабливает свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта. При этом возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста специалиста, появляются признаки «истощения» и «выгорания», невосприимчивости к новому, использования своего положения для подавления учеников.

Для оптимального прохождения выпускниками физкультурного вуза первой стадии и полноценного вступления во вторую мы разработали комплексную методику по формированию направленности к педагогической деятельности по четырем типам [2]. Методика включает в себя комплекс  коммуникативных упражнений; педагогических задач;  заданий  творческого  характера;  проблемных ситуаций; деловых игр; заданий по организации и проведению части занятия, которые обеспечат целенаправленное формирование типов педагогической направленности (рисунок).

При разработке методики мы учитывали специфику деятельности преподавателя физической культуры. Формы деятельности учителя физической культуры разнообразны. Прежде всего, работа в школе, которая складывается из классной и внеклассной работы. Работа в классе – это проведение уроков на физкультуре; она составляет основную учебную нагрузку учителя. Внеклассная работа включает в себя проведение занятий в спортивных кружках, секциях, организацию и проведение внутришкольных спортивных соревнований, проведение спортивных праздников, организацию и проведение туристических походов. Работа учителя физической культуры вне школы связана с участием (в качестве руководителя команд, судьи) в районных, городских соревнованиях. Внешкольная работа учителя физического воспитания должна являться дополнением учебной и внеклассной работы и помогать решать задачи, стоящие перед школой и физическим воспитанием учащихся.

Дополнительным фактором психического напряжения учителя является необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, которые учитель, как актер, играет в разных классах, учитывая психологию детей разного возраста), большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (команды должны подаваться четко, громко – «командным голосом», часто на фоне шума, создаваемого учащимися при выполнении упражнений).

Еще одной особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это (при наличии в день нескольких уроков) создает большую физическую нагрузку для учителя физической культуры.

Целью нашей методики явилось следующее: сформировать высокий уровень всех типов направленности к педагогической деятельности (полинаправленность).

 

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОВ НАПРАВЛЕННОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
ОРГАНИЗАТОР

Формирование типов направленности к педагогической деятельности

Разработанная методика предусматривает решение следующих задач: обеспечить знания студентов о сформированности их типов направленности, создать благоприятные условия для формирования типов направленности, обеспечить успешную адаптацию выпускников физкультурного вуза к педагогической деятельности.

Работа по внедрению разработанной методики заключалась в формировании типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза по трем направлениям – диагностирующее, формирующее и корректирующее.

Диагностирующая часть методики направлена на то, чтобы с помощью тестовых заданий, анкетирования студенты могли определить и осознать уровень сформированности типов направленности к педагогической деятельности. При этом осознание своего уровня рассматривается как необходимый мотив к последующей деятельности по формированию данных типов направленности, их дальнейшему совершенствованию.

Диагностирующая часть методики включала тестирование по следующим направлениям:

- определение «Готовности к саморазвитию» при помощи теста;

- определение уровня сформированности типов направленности к педагогической деятельности с помощью опросника;

- определение индивидуальных способностей.

Формирующая часть методики направлена на создание условий для формирования направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза.  Реализация данной части методики осуществлялась в следующих направлениях:

- работа на семинарских занятиях в вузе включала выполнение разного рода практических упражнений. Среди практических заданий можно выделить следующие группы упражнений:

- деловые игры, стимулирующие интерес участников в творческом обсуждении проблем;

- проблемные ситуации, моделирующие условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления;

- педагогические задачи, способствующие формированию умения быстро и точно найти оптимальный вариант их решения, умение проанализировать и оценить полученный результат;

- коммуникативные и творческие задания, способствующие формированию коммуникативной компетентности и творческого потенциала;

- самостоятельная работа студентов направлена на формирование тех типов направленности к педагогической деятельности, которые у них слабо выражены.

Корректирующая часть методики включала, в основном, самостоятельную работу студентов. Она осуществлялась во время прохождения педагогической практики и заключалась в корректировке индивидуальной карты сформированности профессионально-педагогической направленности личности студентов.

После применения комплексной методики формирования типов направленности к педагогической деятельности у студентов по всем четырем типам произошли достоверные различия Р0 < 0,022 – «организатор», «коммуникатор»; Р0 < 0,001 – «предметник», «интеллигент».

Проведение педагогического эксперимента по формированию типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза показало достаточно высокую эффективность предложенной нами методики.

 

Рецензенты:

Трещева О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физического воспитания и спорта» ФГБОУ ВПО «ОмГУПС», г. Омск;

Смоленцева В.Н., д.псх.н., профессор кафедры «Психология» ФГБОУ ВПО «СибГУФК»   , г. Омск.